Двина (учения)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Это старая версия этой страницы, сохранённая Георгий Сердечный (обсуждение | вклад) в 13:26, 8 августа 2010 ( Новая страница: «Крупные общевойсковые учения '''«Двина»''' проводились в марте 1970 года в Белорусси...»). Она может серьёзно отличаться от текущей версии.
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Крупные общевойсковые учения «Двина» проводились в марте 1970 года в Белоруссии с участием всех родов войск Московского, Ленинградского, Белорусского, Прибалтийского и Северо-Кавказского военных округов[1].

Учения были приурочены к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Учениями Руководил министр обороны А. А. Гречко.

Ход учений

Вспоминает Генерал армии Е. Ф. Ивановский:

В 1970 году на войсковых учениях «Двина» я командовал фронтом «южных», которые вели в основном оборонительные действия. «Северные» наступали.

На завершающем этапе учений разыгрывался встречный бой. На широком поле вступили в противоборство танки и боевые машины пехоты. Инициативно, тактически грамотно управляли подразделениями командиры, выполнялись сложные маневры на местности, применялись обходы, охваты и фланговые удары. Бой распадался на очаги. На огромном пространстве двигалось и ревело множество боевых машин — ну прямо-таки повторение Прохоровского сражения в современном варианте.

И когда все силы «северных» уже действовали, я решил ввести в бой из резерва еще одну танковую дивизию, ту самую, которую минувшей ночью подняли по тревоге и передали в мое распоряжение. Вместе с офицерами штаба и командиром дивизии мы разработали вариант ввода, который нам казался наиболее эффективным.

По сигналу колонна, сосредоточенная в лесу, начала выдвигаться к полю боя. Танки шли на большой скорости. За ними двигались юркие боевые машины пехоты.

Но все было продумано и рассчитано. Вместо традиционного развертывания «веером» был предусмотрен несколько иной маневр. По радиокоманде танки, мчавшиеся в колонне, чуть замедлили ход и повернули «все вдруг» влево. За ними такой же маневр произвели БМП. Колонны таким образом сразу же превратились в боевую линию. И получилась внезапная, сильная контратака во фланг «северных». Противостоять этому удару в реальных боевых условиях вряд ли было бы возможно.

Четко сработали и поддерживавшие танкистов летчики: сверхзвуковые истребители-бомбардировщики появились над местом контратаки секунда в секунду.

Встречный бой и контратака вызвали восторженные слова на вышке руководства, среди людей с немалым боевым опытом, с солидными познаниями в военном искусстве.

Ивановский Е. Ф. «Атаку начинали танкисты»[2]

Освещение

Ход учений освещали газеты военных округов: «Красный воин», «На страже Родины», «Во славу Родины», «За Родину», «Красное знамя», а также солдатские многотиражки и центральный печатный орган Министерства обороны газета «Красная звезда»

В книгах, написанных участниками этих маневров и журналистами, рассказывается о высоком искусстве советских командиров, мастерстве, моральной и физической закалке наших воинов, сложном характере современного боя, мощи Советской Армии, оснащенной грозной боевой техникой. Многие страницы отведены партийно-политической работе на маневрах, волнующим встречам войск с населением[1].

Оценки

Известный перебежчик Виктор Суворов в своей книге «Spetsnaz. The Story Behind the Soviet SAS» пишет что во время манёвров «Двина» подразделения спецназа из Ленинградского, Московского и Северо-Кавказского военных округов были переброшены в Белоруссию для действий в незнакомых для них условиях. Разница в условиях была особенно сильной для подразделений, переброшенных с Северного Кавказа[3].

По оценкам западных экспертов, в частности Петера Вигора, названия и характер географического расположения сторон учений («Северные» и «Южные»), дают основания предполагать что вероятным противником Советского Союза, на которого и были нацелены учения, являлся Китай, хотя тип местности более подходит Европейскому театру военных действий, и совершенно не подходит для действий в условиях лесной и гористой местности[4]. Сам П. Х. Вигор, в своём обзоре для правительства Соединённых Штатов, пишет о множестве примеров высокой мобильности на протяжении учений «Двина»[5].

Примечания

  1. 1 2 Киреева М.Е., Трепалин А.И. Вооруженные силы СССР на страже Родины: к шестидесятилетию Советской Армии и Военно-Морского Флота ; рекомендательный указатель литературы. — М.: Книга, 1977. — С.118 — 149 с.
  2. Ивановский Е.Ф. Годы, как скорые поезда // Атаку начинали танкисты. — М.: Воениздат, 1984. — С. 244. — 254 с. — 100 000 экз.
  3. Суворов В. Глава 10. Боевая учеба // Спецназ = Spetsnaz. The Story Behind the Soviet SAS  (англ.) / Пер. с англ. Павла Журавлёва. — London: Grafton, 1989. — С. 162. — 269 с. — ISBN 0-5862-0325-7.
  4. Vigor P.H. The Soviet Armed Forces on Exercise // Institute for the Study of USSR Bulletin  (англ.) : Monthly publication. — Munich, Germany: Institute for the Study of USSR. — Т. vol. 1(18), вып. April 1971, № 4. — С. 15,20,21.
  5. Vigor P.H. The Soviet view // United States Strategic Institute Strategic review  (англ.). — Boston: United States Strategic Institute, 1974. — Т. vol. 2. — С. 94.

Литература и периодика

  • Гольцев В. Большие маневры. — М.: Изд-во ДОСААФ, 1974. — 136 с.
  • Двина. — М.: Воениздат, 1970.
  • Гольцев В. Смотр боевой готовности. [О параде участников войсковых маневров «Двина» в Минске] // Известия : Газета. — М., 1970. — Вып. за 17 марта.
  • Платонов Ю. Дивизия выходит на рубеж. [Репортаж из района войсковых маневров «Двина»] // Комсомольская правда : Газета. — М., 1970. — № за 7 марта.
  • Авиация на манёврах «Двина» // Военно-Воздушные Силы СССР Авиация и

космонавтика : Журнал. — М.: Изд-во «Красная звезда», 1970. — С. 9.

  •  // Союз писателей БССР Неман : ежемесячный литературно-художественный и общественно-публицистический журнал. — Мн.: Полымя, 1970. — № 1 (январь). — С. 4,138,185.