Валеология

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Валеоло́гия (от одного из значений лат. valeo — «быть здоровым») — направление в альтернативной медицине[⇨] и педагогике, основной задачей которого является комплексное изучение индивидуального здоровья человека (социально-экономического, медицинских, экологических и др. его аспектов)[1].

Р. М. Баевский рассматривал валеологию как развитие теории адаптации на базе идей медицинской кибернетики; в частности, утверждал, что введённая им донозологическая диагностика является частью валеологии[2].

Э. Н. Вайнер утверждал, что в теоретических исследованиях целью валеологии является «изучение закономерностей поддержания здоровья, моделирование и достижение здорового образа жизни»; практически значимые цели валеологии он видел «в разработке мер и определении условий для сохранения и укрепления здоровья»[3].

В околонаучных течениях этим термином стала также обозначаться некая «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека[4].

Некоторые специалисты-медики причисляли валеологию к «альтернативным и маргинальным парамедицинским ретроградным течениям»[5] Перейти к разделу «#Критика».

Исторические замечания[править | править код]

В 1980-е годы в СССР была провозглашена всеобщая диспансеризация населения, цель которой состояла в том, чтобы выявить всех потенциально больных, особенно с начальными формами заболевания, и провести их превентивное лечение. Однако невыполнимость этой задачи была обнаружена уже на первых этапах её реализации, поскольку в качестве больных в ходе диспансеризации оказалось не менее 80—90 % населения, — это означало необходимость огромных затрат со стороны государства на проведение лечения. Обнаруженная проблема привела к пониманию необходимости существенного пересмотра концепции здоровья[2].

В одобренном Учебно-методическим объединением педагогического образования Министерства образования Российской Федерации учебнике для вузов[3] утверждается, что термин «валеология» был в 1980 году введён в научный оборот советским учёным, доктором медицинских наук, Израилем Брехманом, книги которого по этой теме выходили во второй половине XX века[6].

С 1996 года «Российский институт профилактической медицины» начал проводить ежегодные национальные конгрессы «Профилактическая медицина и валеология».[источник не указан 1392 дня]

С 1996 до середины 2018 года на базе Южного федерального университета издавался научно-практический журнал «Валеология», который в период 2004—2017 годов входил в список журналов ВАК[7][8]. С самого момента создания журнал стал дискуссионной площадкой, на которой велось обсуждение места валеологии в системе наук и в системе здравоохранения[9][10][11].

Министерство здравоохранения России утвердило должность «врач-валеолог».[уточнить] Министерства просвещения России, Белоруссии и Украины вводили в университетах и школах учебный предмет «валеология».[уточнить] Ряд ошибок (отсутствие единой концепции преподавания, подготовленных педагогов-валеологов и т. п.) затормозили развитие педагогической валеологии.[источник не указан 1355 дней]

В конце 1990-х годов и в начале 2000-х годов популярность валеологии возросла, что отразилось в появлении монографий, учебников и иной литературы по валеологии[12][13][14][15][16][17][18][19].

В те же годы появилось большое количество литературы,[уточнить] содержащей учебные материалы по валеологии и использующие концепции, не имеющие научный статус: «медитация», «инь и ян», практики эзотерики, нетрадиционной медицины и психокультов, включив в себя материал, накопленный различными школами движения «Нью-Эйдж», учения Порфирия Иванова, каббалистики и герметизма. Эти обстоятельства спровоцировали резкую критику со стороны как официальных представителей российской академической науки, так и Русской православной церкви.

В результате[уточнить] в 2001 году Министерство образования России исключило предмет и специальность «Валеология» из базисного учебного плана образовательных учреждений России и из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования[20]. В настоящее время преподавание предмета «Валеология» в России является следствием инициативы отдельных образовательных учреждений.[источник не указан 1392 дня]

Одним из активных сторонников валеологии был академик В. П. Казначеев[21][22], хотя некоторые его научные гипотезы подвергались критике со стороны официальной российской академической науки[23].

В украинских школах валеологию продолжали преподавать в 2008 году[24].

В Белоруссии последователями учения Порфирия Иванова на государственном уровне предпринимались попытки внедрить в систему образования преподавание программы «Валеология»[25].

На 2011 год теоретические и практические проблемы валеологии продолжали изучаться в ряде академических учреждений России, Украины, Белоруссии, Казахстана и Чехии. Преподавание валеологии на факультативной основе сохранилось в некоторых российских школах, а также в нескольких других странах СНГ.[источник не указан 1392 дня]

Основы[править | править код]

В рамках медицины валеология развивалась как набор методик донозологического (доврачебного) обследования населения и оценке риска развития заболевания у лиц, который с точки зрения врачебного контроля признаются «практически здоровыми». Р. М. Баевский подчёркивал, что «задача стоит не в том, чтобы их лечить, а в том, чтобы сохранить и укрепить здоровье»[2].

Донозологическая диагностика, как часть валеологии, нацелена на обеспечение оценки уровня здоровья при различных функциональных состояниях и разрабатывает системы динамического контроля за состоянием здоровья[2]. В качестве меры здоровья рассматриваются адаптационные способности организма[26][27]. В основу оценки состояния здоровья были положены методы количественного измерения напряжённости регуляторных механизмов организма, получаемые при анализе вариабельности сердечного ритма, в также методы оценки функционального резерва организма, осуществляемые при помощи проведения функциональных проб. Анализ ВСР оставался важной темой российского журнала «Валеология» вплоть до его закрытия[28][29][30].

Научно-образовательные организации[править | править код]

  • Учебно-научно-исследовательский институт валеологии Южного Федерального университета открыт в 1998 году, директор — проф. Г. А. Кураев, переименован в Учебно-научно-исследовательский институт биомедицинских информационных технологий в 2013 году.
  • Кафедра физиологии человека и животных и валеологии КемГУ, заведующий — Э. М. Казин, д. б. н.
  • Кафедра валеологии НГЛУ им. Н. А. Добролюбова (ранее — кафедра физического воспитания и спорта), заведующий — доцент А. И. Остапенко.
  • Институт здоровья и экологии человека ЧГПУ, директор — д. п. н., профессор З. И. Тюмасева.
  • Кафедра валеологии и безопасности жизнедеятельности человека Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, заведующий — Ефимова, Валентина Михайловна, доцент, к. б. н., руководитель лаборатории возрастной физиологии и валеологии биологического факультета.
  • Кафедра валеологии МГТУ им. Н. Э. Баумана (факультет биомедицинских технологий).
  • Кафедра валеологии и экологии, Южно-Уральский государственный университет, заведующий — Исаев Александр Петрович, д. б. н., профессор.

Критика[править | править код]

Со стороны науки[править | править код]

Вопрос построения общей теории здоровья концептуально и методологически связан с проблемой создания целостной теории человека, которая в настоящее время далека от решения.[4] Специалисты в области философии и методологии науки полагают, что по этой причине претензии валеологии на построение интегральной теории, на создание новых идеалов, новой системы ценностей и, наконец, нового человека являются необоснованными и лишёнными смысла[4].

Стремление валеологов найти для валеологии область применимости, принципиально отличающуюся от медицины, привело к включению в состав валеологии ненаучных, религиозных и оккультных концепций, а также нетрадиционной медицины. По этой причине валеология подвергалась критике как со стороны научного сообщества, так и со стороны Русской православной церкви. Попытки в таком виде ввести валеологию в систему российского образования вызвали широкую научную и общественную критику, в результате которой в 2001 году предмет «валеология» был исключен из базисного учебного плана образовательных учреждений, а специальность «педагогическая валеология» исключена из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего педагогического образования[4].

Кандидат медицинских наук, зав. лабораторией НИИ вакцин и сывороток имени И. И. Мечникова РАМН А. Н. Мац[31] характеризует валеологию как одно из «альтернативных и маргинальных парамедицинских ретроградных течений» наряду с антивакцинаторством, натуропатией, целительством, «СПИД-диссидентством», «антропософской и холистической медициной» и др.[5]

Старший научный сотрудник Института философии СО РАН Л. В. Фесенкова отмечает, что заявки на отношение к человеку как системному существу и претензии на интегральность валеологии остаются лишь декларацией, а валеология представляет собой:

… конгломерат из разнородных дисциплин, но ни в коем случае не синтез, поскольку науки, привлекаемые валеологией, остаются изолированными и никак не связаны между собой, оставаясь каждая со своим собственным понятийным аппаратом и своими различными теоретическими представлениями о человеке. <…> Валеология претендует на всеобъемлющий подход к человеку, не имея при этом ни собственного понятийного аппарата, не умея применять теоретические представления, выработанные в гуманитарных науках[32][33].

В декабре 1999 года 140 ученых, общественных и религиозных деятелей подписали открытое письмо министру образования РФ, критикующее валеологию, в котором охарактеризовали валеологию как лженауку, представляющую собой «смесь обрывков астрологии, оккультизма, пропаганды секса, культа и даже фетишизации тела»[34]. В списке подписавших — академики и члены государственных научных академий: РАН, РАО, РАМН, включая президента Российской академии медицинских наук В. И. Покровского. Академик Эдуард Кругляков, председатель Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований опубликовал интервью[23], в котором он также отрицает научный статус валеологии[35].

В 2008 году валеология подверглась критике со стороны сотрудников Института философии РАН, которые, определяя её как одно из ментальных течений современности, указали на необоснованность мировоззренческих претензий валеологии и спорность её выводов[36].

Со стороны представителей Русской православной церкви[править | править код]

Некоторые представители Русской православной церкви классифицируют валеологию как некое новое философско-религиозное учение:

  • Валеология не является наукой, но претендует на выработку мировоззрения, то есть является религиозным учением.
  • Валеологи стремятся оказать воздействие на широкие круги детской, школьной (подростковой) и молодёжной аудитории.
  • Валеологи имеют целью разрушить сложившуюся систему образования и воспитания и, что особенно опасно, покушается на основы семьи.
  • Валеология формирует культ тела и имеет резко выраженный акцент на вопросы половых отношений. Это приводит к развитию у детей эгоцентризма и эгоизма, нарушению адекватного восприятия окружающего мира, различным психическим и физическим отклонениям.

Иначе говоря, валеология разрушительна по сути, агрессивна по формам и методам своего распространения и антинаучна, что позволяет отнести её к религиозным сектантским учениям тоталитарного свойства[37]

Протоиерей Сергий Рыбаков

Протодиакон Русской православной церкви Андрей Кураев высказывался, что не рассматривает валеологию как науку и считает её пропагандистско-коммерческим проектом[38].

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. Валеология // Большой Кавказ — Великий канал [Электронный ресурс]. — 2006. — С. 532. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 4). — ISBN 5-85270-333-8.
  2. 1 2 3 4 Баевский, 1997, Введение, с. 6—9.
  3. 1 2 Вайнер, 2001, § 1.1. Основные понятия валеологии, с. 4—8.
  4. 1 2 3 4 Фесенкова Л. В., Шаталов А. Т. Мировоззренческий и научный статус валеологии (к проблеме построения общей теории здоровья) // Философия здоровья. — М.: ИФ РАН, 2001.
  5. 1 2 Мац А.Н. Врачам об антипрививочном движении и его вымыслах в СМИ // Педиатрическая фармакология. — 2009. — Т. 6, № 6. — С. 12—35. Архивировано 20 января 2012 года.
  6. Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье. — 2-е изд., доп., и перераб.. — М.: ФиС, 1990. — 206 с. — ISBN 5-278-00214-X. Архивировано 27 июня 2020 года.
  7. Перечень ведущих периодических изданий ВАК, редакция 22.10.2010. Дата обращения: 2 февраля 2011. Архивировано из оригинала 16 июля 2012 года.
  8. Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук, на соискание учёной степени доктора наук; редакция 01.01.2018. Дата обращения: 20 января 2018. Архивировано из оригинала 19 января 2018 года.
  9. Апанасенко Г. Л. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? // Валеология. — 1996. — № 2. — С. 9—15. — ISSN 2218-2268.
  10. Кураев Г. А., Сергеев С. К., Шленов Ю. В. Валеологическая система сохранения здоровья населения России // Валеология. — 1996. — № 1. — С. 7—18. — ISSN 2218-2268.
  11. Кураев Г. А., Пожарская Е. Н. Этнические аспекты валеологии // Валеология. — 1999. — № 1. — С. 60—67. — ISSN 2218-2268.
  12. Баевский Р. М., Берсенева А. П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. — М.: Медицина, 1997. — 236 с.
  13. Апанасенко Г. Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова. — К.: Здоров’я, 1998. — 244 с. Архивировано 2 мая 2012 года.
  14. Чумаков Б. Н. Валеология: Учеб. пособие. — 2-е изд.. — М.: Пед. общество России, 2000. — 407 с.
  15. Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов. — 3-е изд.. — М.: Наука, 2001. — 416 с. — 3000 экз. — ISBN 5-02-013095-8. Архивировано 31 марта 2020 года.
  16. Валеология. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. В 3-х томах. — М.: АСТ, 2001. — 421 с. — ISBN 5-17-005067-4.
  17. Дорошкевич М. П., Нашкевич М. А., Муравьева Д. М. и др. Основы валеологии и школьной гигиены: Учебное пособие для вузов. — Минск: Вышэйшая школа, 2003. — 238 с. — ISBN 985-06-0871-4. Архивировано 4 марта 2021 года.
  18. Мохнач Н. Н. Валеология. Конспект лекций: Учебное пособие для вузов. — М., 2004. — ISBN 5-222-05408-X.
  19. Дыхан Л. Б., Кукушин В. С., Трушкин А. Г. Педагогическая валеология. — М.: «МарТ», 2005. — 527 с. — ISBN 5-241-00202-2.
  20. Кругляков, 2009, с. 267.
  21. Казначеев В. П. Теоретические основы валеологии. Фундаментальные основы.. — Новосибирск: Наука, 1993.
  22. Казначеев В. П. Введение в проблему общей валеологии // Валеология. — 1996. — № 4. — С. 70—106. — ISSN 2218-2268.
  23. 1 2 Кругляков, Э. П. Лженаука и её жертвы / Беседовал Александр Дмитриевский; [интервью опубл. в: Донецкий кряж : укр. газ. — 2008. — 26 сентября–2 октября.] // «Ученые» с большой дороги-3 : [арх. 9 июня 2011] / Комис. по борьбе с лженаукой и фальсификацией науч. исслед. РАН. — М. : Наука, 2009. — С. 264–269. — 357 с. — ББК 72. — УДК 001(G). — ISBN 978-5-02-037043-2.
  24. Кругляков, 2009, с. 264.
  25. Маскалевич Ю. А. Взаимодействие социальных институтов по преодолению влияния деструктивных сект на студенческую молодёжь // Актуальные проблемы социализации молодёжи в современном мире : мат-лы межд. студ. конф.-семинара (г. Минск, 12—13 марта 2010 г.) / Ин-т теологии им. свв. Мефодия и Кирилла; отв. ред. и сост. Г. Н. Петровский. — Минск: Зорны Верасок, 2010. — С. 256. — 360 с. — ISBN 978-985-6957-30-0.
  26. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. — Новосибирск: Наука, 1980. — 191 с.
  27. Баевский Р. М., Берсенева А. П., Максимов А. Л. Ч.1 // Валеология и проблема самоконтроля здоровья в экологии человека: Учеб.-метод. пособие: В 2 ч.. — Магадан: Сев.-Вост. науч. центр ДВО РАН, 1996. — 55 с.
  28. Барабаш Н. А., Колков А. И., Харин В. Д. Ритмы сердца как основа гармонизации функционального состояния человека // Валеология. — 2000. — № 4. — ISSN 2218-2268.
  29. Галеев А. Р., Казин Э. М., Игишева Л. Н. Использование анализа вариабельности сердечного ритма при оптимизации двигательной активности // Валеология. — 2001. — № 2. — ISSN 2218-2268.
  30. Панкова Н. Б. Различия в динамике спектральных показателей вариабельности сердечного ритма и артериального давления у девочек и мальчиков в возрасте 8-9 лет // Валеология. — 2018. — № 1. — С. 37—44. — ISSN 2218-2268.
  31. А. Н. Мац Архивная копия от 24 октября 2012 на Wayback Machine
  32. Фесенкова Л. В. Теория эволюции и её отражение в культуре. — М.: ИФ РАН, 2003. — 174 с. — ISBN 5-201-02118-2. Архивировано 4 марта 2016 года.
  33. Несмотря на критические замечания со стороны философов, идеи интергративного описания человеческого существа продолжают развиваться как современное междисциплинарное направление науки, получившего название «интергративная физиология». Также эти идеи реализуются в рамках международного проекта Физиом; хотя прямо термин «валеология» не используется в работах, связанных с этим проектом, однако идеи развиваются весьма близкие.
  34. Открытое письмо министру образования Российской Федерации Филиппову В. М. Архивная копия от 28 ноября 2010 на Wayback Machine
  35. Кругляков, 2009, с. 267: «Что же касается валеологии, то, конечно же, это не наука, поэтому разговаривать на эту тему бессмысленно.».
  36. Научный отчет за 2008 г. отдела философии науки и техники ИФ РАН
  37. Валеология — наука или сектантское учение?; Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine.
  38. Дювали И. Искусство жить.

Литература[править | править код]

Мнение представителей Русской православной церкви[править | править код]