Григорович-Барский, Василий Григорьевич

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Василий Григорьевич Григорович-Барский
Дата рождения 12 (23) января 1701 или 12 января 1701(1701-01-12)[1]
Место рождения
Дата смерти 18 (29) октября 1747 (46 лет) или 18 октября 1747(1747-10-18)[1] (46 лет)
Место смерти
Род деятельности
Отец Григорий Иванович Григорович
Мать Мария Григорьевна
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе
Каир. Рисунок из рукописи В. Г. Григоровича-Барского. 1727–1728 гг.
Гробницы Авессалома и праведника Захарии в Иерусалиме. Рисунок из рукописи В. Г. Григоровича-Барского. 1728–1729 гг.

Василий Григорьевич Григорович-Барский (укр. Василь Григорович Григорович-Барський; 1 (12) января 1701, Киев, Русское царство — 7(18) октября 1747, Киев, Российская империя) — паломник, путешественник, писатель, православный монах. Использовал следующие псевдонимы: Василий Барский, Василий Киевский, Василий Киево-Российский, Василий Рос, Василий Плака, Василий Плака-Альбов.

Родной брат известного киевского архитектора Ивана Григоровича-Барского.

Биография[править | править код]

Родился в семье купца, торговца Григория Ивановича Григоровича, происходившего из подольского города Бар. Получил домашнее начальное образование, с 1708 года обучался у преподавателей Киевской духовной академии, в 1715—1723 гг. студент Киево-Могилянской Академии. Учился одновременно с будущими писателями и государственными деятелями С. Тодорским, С. Кулябкой, М. Козачинским. В Академии прошел «малыя школы даже до риторики… и начал философии», т.е. перейдя в 7 класс (всего в Академии было 8 классов). В июле 1723 г. вместе со своим приятелем Иустином Леницким, братом епископа Варлаама Леницкого, отправился во Львов (Речь Посполитая), потому что хотел вылечить свою больную ногу и «имел охоту видеть чужие страны». В начале 1724 года приятели поступили в иезуитскую коллегию под видом униатов. Когда обман раскрылся, приятелей исключили. Хотя исключение вскоре было отменено по распоряжению архиерея[2], возник план дальнейшего путешествия. В 1724 году путешественники через Словакию, Венгрию и Австрию направились в Италию с целью поклониться мощам Николая Мирликийского в городе Бари, посетив по пути Рим, Неаполь, Венецию, Болонью и Флоренцию.[3]

В 1725 году, разлучившись с Леницким, отправился на Афон. Его сопровождал бывший архимандрит Тихвинского монастыря Рувим Гурский, доверенное лицо царевича Алексея Петровича, бежавший из России после начала следствия по делу сына Петра I. Не добравшись до Афона, Гурский умер.

В 1726—1728 годы странствовал по Палестине, посетил Иерусалим, Иордан, побывал на Мертвом море, затем направился в Каир, осмотрел Синайский монастырь и через Суэц, Дамиетту, Бейрут и Триполи добрался до Дамаска, а затем вновь отправился на Синай и в Палестину. Во время путешествия по Ливану, в 1728 году посетил Монастырь Илии Пророка в Эш-Шувейре. В 1729—1731 годы жил в Триполи, где изучал старо- и новогреческий язык и литературу, философию, логику, естественные науки, а во время каникул посетил Александрию, Кипр, Сим, Самос, Хиос, Патмос.

В 1734 году в Дамаске патриархом Антиохийским Сильвестром[2], пострижен в монашество с именем Василий и посвящен в иподиаконы. С октября 1734 по апрель 1735 года, по просьбе архиепископа Кипрского Филофея, преподавал на Кипре латинский язык в местной школе, жил на архиепископском подворье.

С 1736 по 1743 год жил на острове Патмос, где продолжал изучение языка, логики и метафизики и одновременно преподавал латинский язык в местном училище.

В 1743 году русский резидент в Константинополе А. А. Вешняков вызвал его в османскую столицу и предложил должность священника при посольской церкви и референта при дипломатической миссии, от чего Василий Григорович-Барский отказался. В 1744 году он направился на Афон с целью изучения православных монастырей и их библиотек.

1744—1746 годы провел на Афоне, в Афинах и на о. Крит. Вернувшись в 1746 году в Константинополь, он не поладил с новым русским резидентом А. И. Неплюевым, обвинившим его в грекофильстве и предательстве национальных интересов. Опасаясь ареста и стремясь доказать несправедливость обвинений, тяжело больной, через Болгарию, Валахию и Польшу вернулся в Киев 2 сентября 1747 года, где спустя месяц скончался.

Образ его описан братом и помещен в предисловии к первому изданию его записок: «Портрета сего отца Василия нет, а приметами был он таков: возраста высокого, волосы на голове и бороде черные без всякия седины, лицем смугл, телом дороден, брови черные, высокие, большие и почти вместе сошедшиеся, глаза острые, карие, нос короткий; как одеянием, так и произношением речей и осанкою похож был на грека; почему и мать его родная по возвращении его в дом после 24 лет путешествия не могла и чрез час в разговорах узнать; в прочем был нрава веселаго и шутливаго, любопытен ко всяким наукам и художествам, а наипаче к рисованию, и имел еще с детских лет охоту видеть чужие страны, и что самым делом исполнил»[4].

Похоронен в Киево-Братском монастыре.

Творчество и научная деятельность[править | править код]

Работа Григоровича-Барского над путевыми записками началась в 1723 году и продолжалась до самой кончины писателя. Путешественник не успел завершить главный труд своей жизни и признавался: «Аще же сподобит мя возвратитися в Отечество, долженствую тогда весь „Путник“ совершенно направити». Современники, близко знавшие писателя, высоко ценили его историко-литературный труд. Игумен афонского монастыря Исайя утверждал, что «мандривник» Григорович-Барский изобразил христианский Восток «изряднее всех прежде его бывших историков», а игумен Кирилл сообщал, что киевский паломник описал «совершенно» и изобразил «истинно и неотменно сия, якоже некто же прежде его». С вниманием отнёсся к путевым заметкам А. А. Вешняков, сообщивший о нём и его трудах императрице Елизавете Петровне. После кончины паломника рукопись записок хранилась в доме матери, Марии Григорьевны, а затем младшего брата писателя И. Г. Григоровича, известного киевского архитектора, который понимал значение и ценность этого труда. Уже в это время записки Григоровича-Барского начали распространяться в списках, так как родственники паломника разрешали делать с них копии всем любителям душеполезного чтения.

Характеризуя жанр записок, сам автор назвал их «путешествием и историею разных мест», а себя «списателем» и «историком». Знакомясь с историческими достопримечательностями, древними городами, архитектурными памятниками, писатель приводил их подробное описание, ссылаясь не только на рассказы современников, но и на материалы исторических хроник, летописей, хронографов, работы античных и средневековых авторов. Наследие Барского состоит из связного повествования о странствованиях и отдельного тома несистематизированных материалов, куда входят листы с описанием отдельных объектов, письма родным, рисунки с комментариями на русском и греческом языках[5]. В путевых заметках Барского упомянуто и описано множество византийских икон, в том числе знаменитых и почитаемых как чудотворные. Помимо них, он описывает и католические культовые образы, а также православные иконы, неожиданные по форме или способу почитания[6]. Исторические взгляды Григоровича-Барского сформировались под воздействием просветительских концепций петровского времени. В воззрениях путешественника на историю столкнулись традиционные для Средневековья теологические концепции, идея провиденциализма и прагматическое осмысление истории, взгляд на историю как на хаотическое нагромождение событий. Паломник выступал за ответственность историка перед обществом, осуждал субъективизм, фальсификацию фактов и служение лицам.

Писатель интересовался как античной, так и современной историей. На Афоне он знакомился с содержанием монастырских архивов, в Александрии осмотрел «иглу Клеопатры» — монумент XV века до н. э. и с большой точностью срисовал иероглифическую надпись, подробно описал дамасскую мечеть. Григорович-Барский собрал большой материал о социально-политической, экономической и духовной жизни Западной Европы, Ближнего Востока, Северной Африки второй четверти XVIII века. По богатству материала, подробности и тщательности записок им нет равных в отечественном востоковедении и палестинологии. Н. Г. Чернышевский, давая оценку путевым записка Григоровича-Барского, писал, что на протяжении столетия они «пользовались нераздельным уважением любознательных и набожных читателей»[7].

Марки почтовой службы горы Афон с рисунками Василия Григорович-Барского были выпущены в 2017 г.[8]

Библиография[править | править код]

  • Автограф В.Г. Григоровича-Барского. Номер в собрании Уварова — 700 (4-ка), бывший номер в собрании Царского — 601. В Национальной библиотеке Украины им. В.И Вернадского (г. Киев). [1] pdf 734 МБт.
  • Барский В. Г. Письма пешехода Василия Григорьевича Барского (1723—1746) / Публ. А. Лазаревского // Русский архив, 1874. — Кн. 2. — Вып. 9 — Стб. 513—532.
  • «Странствования по святым местам Востока». — Изд. СПб: Н. Барсуков, 1885. Более старое издание в редакции В. Рубана называется «Пешеходца Василия Григоровича Барскаго Плаки-Албова Уроженца Киевскаго, монаха Антиохийскаго, Путешествие к Святым Местам в Европе, Азии и Африке находящимся», Санкт-Петербург. Несколько изданий с 1778 по 1819 год.
  • Григорович-Барский В. Г. Странствования по святым местам Востока. Часть 1. 1723—1727. М.: ИИПК «Ихтиос», 2004. — 424 с., 5 000 экз.

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Словарь русских писателей XVIII века. Выпуск 1: А—И / под ред. А. М. Панченко — 1988. — С. 361. — ISBN 5-02-027972-2
  2. 1 2 ГРИГОРОВИЧ-БАРСКИЙ Архивная копия от 20 июля 2014 на Wayback Machine. // Православная энциклопедия, Т. 13.
  3. [russian_xviii_centure.academic.ru/228/%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87-%D0%91%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 Григорович-Барский Василий Григорьевич. Словарь русского языка XVIII века.]
  4. Григорович-Барский, Василий Григорьевич. Пешеходца Василия Григоровича-Барскаго-Плаки-Албова, уроженца Киевскаго, монаха антиохийскаго, Путешествие к святым местам, в Европе, Азии и Африке находящимся : предпринятое в 1723, и окончанное в 1747 году. Ч. 1 : Содержащая в себе странствование его с 1723 по 1735 год.. — Санкт-Петербург, 1819. — 411 с. с. Архивировано 10 января 2023 года.
  5. . Бузыкина Ю. Н. Архитектурная графика Василия Григоровича-Барского. К вопросу об образцах // Вопросы Всеобщей истории архитектуры. — Вып. 15 (2/2020). — С. 103—116; Ю. Н. Василий Григорович-Барский — первооткрыватель христианской архитектуры Сирии // Российский журнал истории Церкви. — 2020. — № 1(2). — С. 22-34; Бузыкина Ю. Н. Критикуя святыню. Василий Барский — первый русский исследователь христианского Востока // Российский журнал истории Церкви. — 2020. — № 1(1). — С. 13-21
  6. Бузыкина Ю. Н. Византийские иконы и другие сакральные образы в записках Григоровича-Барского // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 148—166. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-01-09
  7. Чернышевский Н.Г. Путешествия А.С.Норова // Отечественные записки : журнал. — 1855. — № 1. Архивировано 10 марта 2024 года.
  8. Mount Athos stamps (англ.). Hellenic Philatelic Society of The Netherlands. Дата обращения: 2 апреля 2023. Архивировано 2 апреля 2023 года.

Литература[править | править код]