Демьянов, Александр Петрович

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «Демьянов Александр Петрович»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Александр Петрович Демьянов
Дата рождения 19 октября 1910(1910-10-19)
Место рождения
Дата смерти 6 октября 1975(1975-10-06) (64 года)
Место смерти
Принадлежность  СССР
Годы службы 1929 — после 1945
Сражения/войны Великая Отечественная война
Награды и премии
Орден Красной Звезды
Связи И. А. Щорс

Алекса́ндр Петро́вич Демья́нов (псевдоним в НКВД — «Гейне», в Абвере — «Фламинго»[1] 19101975) — сотрудник советских органов госбезопасности (внешняя разведка и контрразведка).

Отдельные источники заявляют с опорой на мемуары Судоплатова, что псевдонимом Демьянова в Абвере был Макс, связывая его с «Бюро Клатта». По данным немецкого историка Винфрида Майера[1][2], а также российского историка Алексея Исаева[3], «Макс» не был псевдонимом Демьянова в Абвере.

Биография[править | править код]

Происходил из знатной казачьей семьи (по отцовской линии был правнуком казачьего атамана Головатого[4]), дворянин. Его отец, офицер царской армии, умер от ран в 1915 году, мать Мария Николаевна урождённая Кульнева[5] — выпускница Бестужевских курсов — была хорошо известна дворянскому Петербургу.

В детстве ему пришлось узнать весь ужас Гражданской войны (красного и белого террора). В середине 20-х годов с матерью возвратился в Ленинград, где начал работать электромонтажником, учился в Ленинградском Политехническом институте, из которого был отчислен как «социально чуждый элемент». В 1929 году по доносу был арестован «за хранение оружия» (пистолет, как выяснилось, был ему подброшен) и «антисоветскую пропаганду». В этом же году он был завербован ОГПУ, дав согласие на негласное сотрудничество. Был женат на Татьяне Борисовне Березанцевой, дочери популярного медика, профессора[6]. Жена и тесть Демьянова также являлись негласными агентами НКВД[7]. С начала 30-х годов его переводят в Москву, где он, работая инженером в «Главкинопрокате», входит в артистический круг, по заданию разведки он устанавливает контакты с иностранными журналистами, дипломатами, театрально-художественной богемой. Вскоре он стал объектом интереса немецкой разведки.

С началом Великой Отечественной войны активно готовится к операции «Монастырь», которая разрабатывалась как радиоигра специально для борьбы с Абвером. В декабре 1941 года был переправлен за линию фронта близ Можайска с легендой, согласно которой он являлся эмиссаром антисоветской и прогерманской организации «Престол». Добившись доверия руководства Абвера, 15 марта 1942 года был заброшен немцами на советскую территорию[8].

В Москве он — «резидент немецкой разведки» — был тайно устроен НКВД на службу младшим офицером связи в Генштаб Красной Армии. Результатом контрразведывательной работы Демьянова стал захват более двадцати вражеских агентов. Переданы немцам сотни дезинформационных сообщений. Судоплатов вспоминал:

Дезинформация порой имела стратегическое значение. Так, 4 ноября 1942 года «Гейне» — «Макс» сообщил, что Красная Армия нанесёт немцам удар 15 ноября не под Сталинградом, а на Северном Кавказе и под Ржевом. Немцы ждали удара под Ржевом и отразили его. <…> Не подозревавший об этой радиоигре Жуков заплатил дорогую цену — в наступлении под Ржевом полегли тысячи и тысячи наших солдат[прим. 1], находившихся под его командованием. В своих мемуарах он признает, что исход этой наступательной операции был неудовлетворительным. Но он так никогда и не узнал, что немцы были предупреждены о нашем наступлении на ржевском направлении, поэтому бросили туда такое количество войск[9].

С августа 1944 по май 1945 года он участвовал в новой контрразведывательной операции «Березино». После войны была предпринята попытка использовать Демьянова с разведывательными целями в Париже, но эмигрантские круги не проявили к нему интереса, и он вместе с женой — помощницей возвратился в Москву. В последующие годы работал инженером-электриком в одном из научно-исследовательских институтов.

Награждён орденом Красной Звезды.

Умер от инфаркта, катаясь в лодке по Москве-реке[10]. Похоронен на Введенском кладбище (16 уч.).

Комментарии[править | править код]

  1. По официальным советским данным, безвозвратные потери советских войск составили 70 373 человек, санитарные — 145 301 (всего 215 674 человек, или 8295 человек в сутки). Приведено по: «Гриф секретности снят: Потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах: Стат. исслед.»/ Г. Ф. Кривошеев, В. М. Андроников, П. Д. Буриков. — М.: Воениздат, 1993.

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Hans Coppi/Winfried Meyer. Der Herr der Ringe Архивная копия от 22 сентября 2016 на Wayback Machine, Rezension über das Buch «Die Rote Kapelle und andere Geheimdienstmythen», 30.09.2013 (нем.): «Von seinen deutschen Auftraggebern war Demjanov als Hauptagent des Agentenfunktrupps „Flamingo“ auch nie unter dem Decknamen „Max“, sondern immer unter seinem tatsächlichen Vornamen „Alexander“ oder als „V-Mann A. aus Moskau“ geführt worden. Dass er der legendäre „Max“ gewesen sei, ist eine reine Erfindung des ehemaligen KGB-Generals Sudoplatov, der damit seine Memoiren für Westverlage interessant machen wollte.»
  2. Winfried Meyer. Klatt: Hitlers jüdischer Meisteragent gegen Stalin — 2014 ISBN 978-3863312015 (нем.)
  3. Алексей Исаев о засекреченной операции «Марс» на YouTube, начиная с 3:46
  4. Долгополов Николай. Легендарные разведчики. — М.: Молодая гвардия, 2015. — С. 112
  5. Мария Николаевна Кульнева (Демьянова). Дата обращения: 26 ноября 2014. Архивировано 10 июля 2015 года.
  6. Э. П. Шарапов. Наум Эйтингон — карающий меч Сталина. Архивная копия от 3 февраля 2016 на Wayback Machine
  7. Судоплатов П. А., Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930—1950 годы.
  8. Операция «Монастырь». Служба внешней разведки Российской Федерации. Дата обращения: 31 декабря 2012. Архивировано из оригинала 10 июля 2012 года.
  9. Судоплатов П. А., Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930—1950 годы.
  10. Долгополов Николай. Легендарные разведчики. — М.: Молодая гвардия, 2015. — С. 117

Ссылки[править | править код]

Литература[править | править код]