Дефремери, Пётр

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Пётр Дефремери
фр. Pierre De Frémery
Дата рождения неизвестно
Место рождения
Дата смерти 10 (21) июля 1737
Место смерти
Род деятельности гидрограф

Пётр (Пьер) Дефремери (фр. Pierre De Frémery) (? — 10 (21) июля 1737) — от флота капитан русской службы, исследователь Каспия. Героически пожертвовал собой во время Русско-турецкой войны 1735—1739.

Биография[править | править код]

Выходец из Франции. При Петре I приехал в Россию и в 1721 году был принят в русский флот лейтенантом. В 1726 году участвовал в описи Каспия в составе экспедиции Фёдора Соймонова, открыл вход в залив Кара-Богаз-Гол, за что в 1727 году был произведен в капитан-лейтенанты[1]. С 1727 по 1731 годы продолжал работу над этой описью самостоятельно, за что в 1731 году получил чин капитана 3-го ранга.[2]

Война за польское наследство[править | править код]

С 1732 года служил на кораблях Балтийского флота. В 1734 году в чине капитана полковничьего ранга (от флота капитана) участвовал в Войне за польское наследство. 25 мая (5 июня) 32-пушечный фрегат «Митау» под командой капитана Дефремери был захвачен в плен французами и отведен в качестве приза в Копенгаген[3]. «Митау» вместе с фрегатом «Россия» производил разведку у Данцига. 24 мая (4 июня) у Хельской косы фрегаты обнаружили 4 корабля, которые шли на румбе WSW к Хелю. Из-за пасмурной погоды на фрегатах не смогли рассмотреть флаги на кораблях. Обнаруженные корабли производили выстрелы, которые русские капитаны посчитали сигналами Данцигу. Опасаясь нападения, фрегаты ушли в открытое море.

25 мая (5 июня) в первом часу ночи между Пиллавской бухтой и Хельской косой «Митау» лег в дрейф. На «России» этого не заметили и корабли потеряли друг друга. В 4 часа утра «Митау» вышел из дрейфа и до полудня крейсировал на малых скоростях в районе бухты, надеясь на подход «России». Не дождавшись второго фрегата, Дефремери, после совета со своими офицерами, решил самостоятельно идти к Данцигу. Туда, как ожидал капитан, должен будет подойти и фрегат «Россия», который должен продолжать выполнять задание[4]. В 2 часа дня корабль взял курс к Хельской косе, в целях маскировки подняв шведский флаг. В 6 часов со стеньг на удалении в 2-3 мили были замечены 5 кораблей в районе данцигской бухты под французскими флагами. Обнаружив противника, «Митау», совершив поворот бейдевинд на правый галс, стал уходить в море, подняв все паруса. Французы тоже заметили корабль и начали преследование. С заходом солнца на «Митау» спустили шведский флаг и подняли российский. Из-за поднявшегося волнения легкий «Митау» не смог развить скорость, в 11-м часу ночи французы нагнали русский корабль. Это были линейные корабли Fleuron и Gloire и ещё два, названия которых неизвестны[5].

Французы потребовали прислать шлюпку с офицером. Дефремери созвал офицерский совет на котором решили, что раз Франция и Россия официально находятся в состоянии мира, то опасаться особенно нечего, а захват корабля будет сравни пиратству. К французам был послан мичман Войников, но обратно он не вернулся. Вместо мичмана на «Митау» прибыл французский офицер, который потребовал прибытия на французский флагман капитана Дефремери. Дефремери раньше служил вместе с адмиралом Берейлом, командовавшим французской эскадрой, и понадеялся на мирный исход. Пока французы на своем флагмане допрашивали капитана, с остальных кораблей спустили шлюпки и фрегат «Митау» оказался захвачен. Дефремери объявили, что эскадра поддерживает короля Лещинского и берет в плен и капитана и фрегат. Протесты Дефремери, что для этого «надлежало иметь флаг и вымпел польский или данцигский, а не французский», не были услышаны[6].

После сдачи французов 13 июня произошёл размен пленными. Вернувшись в Россию, экипаж фрегата «Митау» был предан суду чести за сдачу корабля неприятелю без боя. Дефремери был приговорён к смертной казни вместе со всеми офицерами «Митау» (в числе которых был также будущий полярный исследователь Харитон Лаптев).[7] Приговор не был приведен в исполнение, а через полтора года, когда выяснилось отсутствие вины со стороны осужденных, всем им были возвращены прежние чины. В 1735 году Дефремери получил в командование фрегат «Пётр II».[2]

Война с Турцией[править | править код]

Во время Русско-турецкой войны поступил в Азовскую флотилию под команду вице-адмирала Петра Бредаля. В ноябре 1736 года командирован в Донскую экспедицию и прибыл в Таврово, в апреле 1737 года производил промеры фарватера устья Дона. 9 мая 1737 года Дефремери был назначен командиром эскадры, состоящей из 50 лодок[8]. После сражения у Арабатской косы был послан в Азов. Командуя мортирным ботом № 1 (самым тяжеловооружённым кораблём Азовской флотилии), вооруженным мортирой и 4 пушками, и 10 лодками, вследствие ложного известия об уходе турецкого флота в Чёрное море, отправился вдоль северного берега Азовского моря. Капитан получил приказ: «Неприятелю, каков бы он не был, ни под каким видом не отдаваться и в корысть ему ничего не отдавать»[8].

Гибель[править | править код]

Утром 9 (20) июля Дефремери вышел из Федотовой бухты. 10 (21) июля 1737 года в 25 верстах за Федотовой косой Дефремери, бот которого далеко опередил сопровождавшие малые суда, был настигнут и окружён в Азовском море турецким отрядом из 1 корабля и 30 галер и мелких судов. Посадив бот на мель, он высадил команду на берег, а сам остался на судне. С капитаном остались боцманмат Руднев и матрос[9]. Когда неприятель сблизился, готовясь к абордажу, Дефремери выпалил из всех пушек, рассыпал на палубе порох и во время абордажа взорвал бот и погиб вместе с ним.

Вице-адмирал Бредаль позже так описывал обстоятельства гибели капитана Дефремери со слов выживших: «10-го числа июля, с зорею снявшись оне с якоря, пошли в путь и пополуночи в 5-м часу увидели от оной Федотовой косы за собою турецкий корабль, галер и протчих судов с 30, и шли к ним на гребле, и стали их нагонять. Потому тогда капитан Дефремери поставил бот на мель и людей всех ссадил на берег с ружьем, а сам хотел сойтить в последних и тогда, насыпав порох на палубу, приказал носить картузы в кают и как они с мичманом Рыкуновым сошли на берег и на боту остался он, Дефремери, да с ним боцманмат, матрос больной, кой сойтить не успели. А неприятельские суда уже его обступили, из галеры выпалили из пушки ядрами 2 раза. Напротив того и он, Дефремери, выпалил з борту с ядрами 4 раза и зажег порох и тогда загорелся бот, который весь изорвало и оный Дефремери, боцманмат и матрос на том боту сгорели»[8].

Примечания[править | править код]

  1. Карпов А. Н., Коган В. Г. Азовский флот и флотилии — Таганрог: Сфинкс, 1994
  2. 1 2 Насыров К. З. «Чтоб судам проход был свободен без задержания…» Картографическое описание Каспийского моря офицерами флота Петра Великого. // Военно-исторический журнал. — 2018. — № 10. — С.50—55.
  3. Общий морской список, ч. I, Спб., 1885, стр. 134.
  4. Муравьёв, 2001, с. 64—65.
  5. Муравьёв, 2001, с. 65.
  6. Муравьёв, 2001, с. 66.
  7. В художественной литературе эти события подробно отражены в романе В. С. Пикуля «Слово и дело».
  8. 1 2 3 Расторгуев, 2012, с. 107.
  9. Боевая летопись русского флота: Хроника важнейших событий военной истории русского флота с IX в. по 1917 г. — М.: Воениздат МВС СССР, 1948. С. 77

Литература[править | править код]

  • Fremery, Donald De. De Fremery-Campbell. — 1969.
  • Муравьёв М. А. Действия на море в ходе войны за польское наследство 1733-1735 гг. // Владычествую четырмя. Эпизоды из истории Русского парусного флота первой половины XVIII века. — Львов: МКИФ, 2001.
  • Расторгуев В. И. История судостроения на верфях Воронежского края в первой половине XVIII века. — М.: Издательство «Современная экономика и право», 2012. — ISBN 978-5-8411-0293-9.
  • Дефремери, Петр // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Веселаго Ф. Ф. Общий морской список от основания флота до 1917 г.. — СПб.: Типография В. Демакова, 1885. — Т. I / От основания флота до кончины Петра Великого. — 455 с. — (Военно-историческая библиотека).