Инцидент с биографией Джона Сайгенталера

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Скандал с биографией Сайгенталера — инцидент, произошедший в 2005 году, когда Брайан Чейс в Википедии анонимно опубликовал мистифицированную статью о Джоне Сайгенталере, известном писателе и журналисте. Некорректное содержание статьи сразу обнаружено не было, и её не исправляли на протяжении четырёх месяцев, до тех пор, пока она не была найдена самим героем статьи. Скандал поставил под сомнение надёжность сведений, взятых из Википедии и других подобных сайтов, которые может отредактировать любой из пользователей. После этого случая в англоязычной Википедии был принят ряд мер для борьбы с появлением ложной информации, в том числе запрет на создание новых статей анонимными пользователями.

Мистификация[править | править вики-текст]

26 мая 2005 года в англоязычной версии Википедии анонимным пользователем была размещена биографическая статья о Джоне Сайгенталере, содержащая вымышленные данные о жизни и деятельности Джона Сайгенталера, среди которых была информация о якобы многолетнем проживании Сайгенталера в СССР и его причастности к убийствам Джона Кеннеди и Роберта Кеннеди. Как выяснилось позднее, автором публикации оказался некий Брайан Чейс (Brian Chase), менеджер курьерской компании «Rush Delivery» в Нашвилле, Теннесси, который, по его словам, написал эту статью и разместил её в Википедии ради шутки над своим другом, семья которого поддерживала дружеские отношения с семьёй Джона Сайгенталера.

Обнаружение и правка[править | править вики-текст]

В сентябре Виктор Джонсон мл., друг Сайгенталера, обнаружил статью и сообщил ему об этом. Джон переслал эту информацию друзьям и коллегам. 23 сентября 2005 коллега Сайгенталера скопировал в Википедию его официальную биографию с сайта Freedom Forum. На следующий день правка была отменена одним из редакторов Википедии, который посчитал, что новый текст не является свободным для распространения, и вернул старую версию статьи. Эрик Ньютон сообщил об этом Сайгенталеру в Нью-Йорке, на встрече комитета по защите прав журналистов. В октябре 2005 года Сайгенталер связался с Джимми Уэйлсом, и тот исправил статью и закрыл публичный доступ к истории правок. Однако ряд независимых от Википедии зеркал на протяжении нескольких недель показывали старую версию статьи.

Поиски анонимного редактора[править | править вики-текст]

Сайгенталер пишет о происшедшем статью для «USA Today», в которой он называет Википедию «некорректным и безответственным исследовательским инструментом». Для «The Tennessean» Сайгенталер подготовил расширенную версию той же статьи, где он сообщил о своих безуспешных попытках найти анонимного правщика, разместившего его ложную биографию. Он запросил компанию «Bellsouth», интернет-провайдера анонима, провести идентификацию пользователя по IP-адресу, однако компания отказалась это делать без судебного решения.

Даниэль Брандт, анти-википедийный активист из Сан-Антонио, создатель сайта Wikipedia Watch, обнаружил, что IP анонима принадлежит компании «Rush Delivery», о чём он сообщил Сайгенталеру, прессе и опубликовал эту информацию на своём сайте.

9 декабря Чейс признался газете «The Tenessean» в том, что размещал ложную информацию о Сайгенталере в Википедии, и написал письмо с извинением Сайгенталеру[1]. После этого он был уволен из компании. Сайгенталер не стал судиться с Чейсом, более того, он попросил компанию «Rush Delivery» вернуть тому работу, что и было сделано. В своём интервью прессе он отметил, что больше всего боится, что в результате возможных ложных правок статей о политиках, правительство будет вынуждено контролировать Интернет.

Реакция Фонда Викимедиа[править | править вики-текст]

В своём интервью «BusinessWeek» 13 декабря 2005 года Уэйлс назвал причины, по которым мистификация так долго оставалась незамеченной, и предложил шаги, которые могут быть приняты для избежания повторения случившегося. Он отметил, что новых статей появляется так много, что модераторы не успевают проверить их достоверность. Поэтому и вводится новое правило о том, что новые статьи могут создавать только зарегистрированные пользователи[2], необходимость чего подчёркивал и Сайгенталер в своей критике Википедии.

Он также высказал мнение, что энциклопедия в целом (вне зависимости, печатная она или электронная) не может быть использована как первичный источник и не может считаться полностью авторитетной (как думают некоторые), но тем не менее Википедия более надёжна как источник информационно-справочных материалов по различным областям знаний, нежели другие интернет-источники. Уэйлс назвал Википедию «незаконченной работой».

Частичные изменения были внесены в программное обеспечение Википедии и в инструкции пользователям. Так, 17 декабря 2005 появились новые указания «Biographies of living persons», были созданы новые категории для биографий ныне живущих людей.

Примечания[править | править вики-текст]

Ссылки[править | править вики-текст]