Комсомольская правда

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «Комсомольская Правда»)
Перейти к: навигация, поиск
газета, сайт, радио и телеканал
Комсомольская правда
Комсомольская правда логотип.png
Обложка газеты
Тип

Информационно-молодёжное издание Комсомола
(1925—1990 гг.),
«всесоюзная ежедневная газета»
(1990—1991),
развлекательная, частная
(с 1992 г.)

Формат

(Газеты): Таблоид А3[1]


Владелец

Холдинг «Медиа-партнёр»

Издатель

ЗАО ИД «Комсомольская правда»

Главный редактор

Владимир Сунгоркин

Основана

13 марта 1925

Цена

Рекомендуемая цена ежедневного выпуска в Москве - 13 рублей, еженедельного ("толстушки") — 18 рублей

Главный офис

Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, д. 1/23, стр. 1.

Тираж

655 тыс. экз. (ежедневный выпуск), 2,7 млн. экз. («Толстушка»)[2][3]

ISSN

0233-433X


Сайт:
KP.ru,
страница радиостанци,
страница телеканала

Награды:

Орден Ленина Орден Октябрьской Революции Орден Отечественной войны I степени Орден Трудового Красного Знамени Орден Трудового Красного Знамени

«Комсомо́льская пра́вда» — медийные продукты Издательского дома «Комсомольская правда»: ежедневная и еженедельная газеты, сайт, радиостанция и телеканал.

Газета основана 13 марта 1925 года. Первый номер газеты был издан 24 мая 1925 года. Выходит 6 раз в неделю (кроме воскресенья).

Награждена первым орденом Ленина за «активное содействие в усилении темпов социалистического строительства и в связи с пятилетием со дня основания»[4]. Впоследствии была также награждена орденом Октябрьской революции, орденом Отечественной войны 1-ой степени и дважды орденом Трудового Красного Знамени.

Сайт «Комсомольской правды» www.kp.ru создан в 1998 году.

В феврале 2009 года вышла в московский эфир радиостанция «Комсомольская правда».

29 августа 2011 запущен телеканал «Комсомольской Правда»[5].

История[править | править вики-текст]

Газета в СССР[править | править вики-текст]

Создана в соответствии с решением XIII съезда РКП(б)[6] для освещения деятельности комсомола. Первый номер газеты вышел 24 мая 1925 года тиражом 31 тыс. экземпляров. Изначально до 1991 года газета была печатным органом ЦК ВЛКСМ и ориентировалась на молодёжную советскую аудиторию. В ней было много научно-популярных и приключенческих статей. Молодые советские писатели и поэты публиковали в «Комсомольской правде» свои произведения.

Передовица газеты 23 мая 1930 года

В течение четырёх лет штатным сотрудником газеты был Владимир Маяковский, который сочинял подписи к карикатурам, давал аншлаги к газетным полосам, а также публиковал свои стихотворения (в 1928 году в газете появилось 46 его стихотворений). В газете публиковались военные очерки Аркадия Гайдара, главы из романа Александра Фадеева «Молодая гвардия».

С первого дня Великой Отечественной войны газета публиковала фронтовые сводки, огромное количество писем с фронта и на фронт, было организовано 38 выездных редакций на самых важных участках фронта.

В 1945 году за заслуги в годы войны «Комсомольская правда» была награждена орденом Отечественной войны I‑й степени[7].

В 1960—1970-х годах в ней такие работали талантливые журналисты, как Юрий Щекочихин, Ярослав Голованов и Василий Песков. Рубрика «Алый парус», где публиковались школьники, дала путёвку в профессию ряду будущих известных журналистов: Борису Минаеву, Андрею Максимову, Андрею Мальгину и другим. По словам Мальгина, «обстановка в „Алом парусе“ была замечательная. Свободолюбивая. Скажу, например, что за год, что я там тусовался, я услышал политических анекдотов, наверное, больше, чем за все годы перестройки»[8].

С началом перестройки в газете начали появляться социально-критические статьи, которые ещё больше повысили популярность газеты. В 1990 году «Комсомольская правда» стала ежедневной газетой с самым большим в мире тиражом (22 миллиона 370 тысяч экземпляров).[9]

«Комсомольская правда» первая в стране выпустила цветную газету: 23 февраля 1984 года вышел в свет первый номер приложения к газете — еженедельник «Собеседник». Он стал культовым изданием для тех, кому тогда было 20. Тираж газеты в рекордные сроки достиг 1 миллиона 350 тысяч экземпляров: об этом, в частности, рассказано в книге «Влад Листьев. Пристрастный реквием», где упомянуто и то, что на начало 1990 года сама «Комсомольская правда» с тиражом в 12 с половиной миллионов газета занимала по эти показателям второе место в мире, уступая лишь «Труду» и опережая японскую газету «Сахи»[10].

C 1 декабря 1990 года «Комсомольская правда» перестала быть органом ЦК ВЛКСМ, превратившись, согласно выходным данным, во «Всесоюзную ежедневную газету».

В начале 1991 года редакция организовала и провела масштабный конкурс «Мисс пресса СССР», о чём телекомпанией ВИD был снят фильм «Мисс Пресса» для Первого канала.[источник не указан 719 дней]

19 августа 1991 года во время августовского путча газета была запрещена ГКЧП, и впервые за всю историю не вышли по графику номера 19 и 20 августа. Но уже 21 августа газета напечатала всю хронику событий путча как исторический документ.

После распада СССР в 1992 году газета была приватизирована и изменила свою концепцию на развлекательную, сохранив название.

Современная Россия[править | править вики-текст]

В 1990—2000-е годы от общественно-политической тематики газета заметно сместила акцент внимания на светскую хронику, жизни знаменитостей и развлечение читателя, став одним из крупнейших «таблоидов». Политический обзор в газете остался, но стал занимать меньше места.

Начиная с 1993 года, выходит еженедельник «Комсомольская правда» (иногда называемый «толстушка») с увеличенным объёмом. Его тираж значительно превышает тираж ежедневного номера и достигает 2,7—3 миллионов экземпляров. До 2005 года еженедельник выходил по пятницам, затем — по четвергам.

В августе 2000 года газета первой опубликовала список 118 членов экипажа затонувшей подводной лодки «Курск».

В понедельник, 13 февраля 2006 года сгорел весь шестой этаж здания, где располагалась московская редакция «Комсомольской правды». Несмотря на пожар, «Комсомолка» осталась работать на улице «Правды». Редакцию перенесли в здание бывшей поликлиники на ул. Правды, 15.

В начале августа 2007 года «Комсомольская правда» сменила адрес и переехала на Старый Петровско-Разумовский проезд (станция метро «Динамо»), где и находится до сих пор. Издательский дом занимает верхние 4 этажа в 6-этажном здании московского швейного объединения «Вымпел» (основано в 1914 году), которое сдаёт значительную часть своих площадей под коммерческие и иные организации.

Главные редакторы «Комсомольской правды»[править | править вики-текст]

Владелец[править | править вики-текст]

СМИ утверждают, что с 2007 года владельцем газеты является бизнесмен Григорий Берёзкин, председатель совета директоров группы «ЕСН», которая приобрела её у компании «Проф медиа» и норвежской медиа-группой «A-pressen». Председатель совета директоров конкурирующей медиа группы — ИД «Ашет Филипаки Шкулёв» Виктор Шкулёв утверждает, что «ЕСН», существующая с 1990 года, близка к РАО РЖД и её президенту Владимиру Якунину. Журнал Forbes оценивает состояние Григория Берёзкина в $830 млн.[11][12]

Группа «ЕСН» владеет 60 процентами акций + 1 акцией издательского дома «Комсомольская правда»[13].

Критика[править | править вики-текст]

В редакции (справа: главный редактор В. Н. Сунгоркин), 2010 год

Нынешнюю «Комсомольскую правду» часто критикуют за тенденциозную подачу материала и за публикацию «уток». Критики относят газету к жёлтой прессе, а иностранные издания называют «Комсомольскую правду» «пропагандистской бульварной газетой» в связи с тем, что на страницах издания никогда не встречается критика действующей власти[14].

Публикации журналистов «Комсомольской правды» периодически вызывают скандалы и судебные разбирательства в отношении газеты[15].

Газета была замечена в публикации на своём сайте в сети Интернет непроверенной информации о смерти от марихуаны, это была перепечатка новости с сайта фальшивых новостей The Daily Currant от 2 января 2014 года[16].

28 марта 2014 года на фоне крымского и украинского кризисов главный редактор газеты Владимир Сунгоркин в эфире программы «Особое мнение» на радиостанции «Эхо Москвы» заявил о том, что не готов предоставить в своём издании трибуну противникам Виктора Януковича и политики РФ, так как «мы защищаем национальные интересы»[17].

Статья «Порнуха вороной масти»[править | править вики-текст]

В пятничном отдельном выпуске газеты «Комсомольская правда» от 1994 года вышла статья «Порнуха вороной масти», посвящённая попытке режиссёров-любителей снять в августе того же года в Битцевском парке сцену из немецкого порнофильма «Екатерина», в которой Императрица совокупляется с жеребцом[18]. Статья имела большой общественный резонанс, и считается первой чисто бульварной статьёй в современной российской прессе, своеобразной вехой в становлении свободной прессы[19][20][21][22]. Статья вышла в отдельном, пятничном выпуске газеты в новом формате (т. н. «толстушка», из-за уменьшения формата, но увеличения числа страниц), который был выпущен из-за того, что газета лишилась госдотаций в 1992 году и стала фактически нежизнеспособной[21]. По воспоминаниям Владимира Мамонтова, который руководил подготовкой к публикации данной статьи[22], эта статья стала переломной вехой и в самом издательстве, где на тот момент боролись две группы редакторов: консерваторы, которые хотели сохранить направленность газеты, заняв денег у корпорации «Газпром», и новые редакторы, которые таким образом отстаивали гласность и свободу слова:

Утро. Планёрка. Только что вышел номер «с конём». Главный мрачен, как на похоронах. «Вот куда ведут нас горе-новаторы, — говорит он со вздохом. — Вот под кого они „Комсомолку“ заставят ложиться». «Тут некоторые собрались под Газпром ложиться, — парировали новаторы-коневоды, — а это ещё хуже!»

По воспоминаниям Владимира Мамонтова[22] новаторы в редакции газеты победили, и статья была опубликована. Однако, вскоре оказалось, что подобного рода публикации избыточны[23], и «Комсомольская правда» больше к таким темам и подобным публикациям не возвращалась. По оценке Владимира Мамонтова эта публикация являлась «детской болезнью становления свободной прессы в отдельно взятой газете». Однако газета «Новый взгляд» в публикации «Феномен бульварной прессы» от 10 декабря 2009 года[21] считает, что эта статья и определила дальнейшую политику издания, обеспечивая высокие рейтинги «Комсомольской правды».

Оскорбление чувств верующих[править | править вики-текст]

7 октября 2002 года газета опубликовала статью «Московский монастырь оказался борделем». Пресс-служба московской общины францисканцев выступила с заявлением, в котором подвергла газету критике, заявив что та, используя метод дутой сенсации, напечатала клевету на католиков-францисканцев[24]. 23 декабря 2002 года Большое жюри Союза журналистов России на своём заседании рассмотрело обращение настоятеля католического ордена францисканцев в России Г. Цероха. В своём решении жюри подняло вопрос журналистской этики издания[25]:

« Заголовок статьи, её содержание, тональность, а также сопровождающий её коллаж не соответствуют реальному положению дел и создают у читателей превратное представление о данной религиозной организации и характере её деятельности. Хотя автору было известно, что в данной квартире не находится никакой религиозной общины, однако в статье неоднократно акцентируется внимание на том, что «любитель эротической экзотики может посетить монастырь и весело провести время в компании молоденьких „монашек“». В явном противоречии с реальностью автор пишет: «А это действительно что-то новенькое на рынке столичных сексуальных услуг». Построенная в таком духе статья представляет собой довольно типичный пример циничного конструирования псевдо-сенсационной публикации на основе произвольного истолкования тривиального квартирного спора. В результате получилась статья, откровенно оскорбляющая чувства верующих, что не делает чести такой массовой газете как «Комсомольская правда». »

Политический коллаж[править | править вики-текст]

В № 125 газеты «Комсомольская правда» от 26 августа 2008 года на 5-й странице была опубликована фотография Пола Маккартни, которому президент Украины Виктор Ющенко якобы подарил рубаху с надписью «Спасибо тебе, Боже, что я не москаль!», с обличительными комментариями заместителя главного редактора газеты Леонида Захарова[26][27]. Впоследствии выяснилось, что подаренная рубаха была белой, а надпись добавлена в фотографию средствами редактора изображений[28][29][30][31]. Редакция позже признала ошибку, удалила статью и опубликовала опровержение[32]. По мнению главного редактора газеты «Новый Днестровский курьер» Сергея Ильченко, «Сайт „Комсомольской правды“ вообще перенасыщен грубыми провокациями такого рода — он откровенно работает на конфронтацию между Украиной и Россией»[33].

Заказные публикации[править | править вики-текст]

В 2001 году газета была причислена коллегами из газеты «Ведомости» к числу 12 изданий, где за публикацию заказных статей (именуемых на журналистском жаргоне «джинсой») принимают денежное вознаграждение[34][35][неавторитетный источник?]. В 2004 году издание вновь стало жертвой разоблачительного эксперимента: речь шла об «успешной попытке публикации ряда статей за деньги. В результате в „чёрный список“ борцы за чистоту помыслов внесли девять изданий»[36][нет в источнике].

Домыслы и факты о Н. К. Рерихе[править | править вики-текст]

26 марта 2009 года в ответ на публикации в мартовских номерах еженедельного издания «Комсомольской правды» («Толстушка») цикла статей журналиста Евгения Черных о долларе («Почему доллар правит миром», «Какая валюта может сменить доллар: юань, евро или амеро?», «Масоны захватили власть над долларом и миром?»), Игорь Кокарев из г. Кирова написал открытое письмо в газету: «Н. К. Рерих не был дизайнером однодолларовой купюры», в котором на основе доказательств опровергались искажённые и неверные факты статьи о причастности Николая Рериха к созданию американской однодолларовой купюры 1928 года[37][38].
Ответ газеты на письмо до сих пор не был дан.

Акт Магнитского[править | править вики-текст]

14 декабря 2012 года в 16:00 по московскому времени главному редактору газеты «Комсомольская правда» Владимиру Сунгоркину пришло факсимильное сообщение из посольства США в РФ, согласно которому действие его визы аннулируется из-за подписания президентом Бараком Обамой закона Магнитского. Новость об этом была размещена на сайте КП и активно распространялась главным редактором телеканала Russia Today Маргаритой Симоньян[39].

Подлинность сего документа была сразу же поставлена под сомнением генеральным редактором радиостанции «Эхо Москвы» Алексеем Венедиктовым, так как указанный в письме вице-консул Алета Ковенски работает консулом США в Туркмении, а бланк, на котором написано уведомление, отличается от тех, которые обычно использует посольство США в РФ в своей переписке. Помимо этого, закон был подписан Бараком Обамой только в 21:00 по московскому времени, и за пять часов до этого не имел никакой значимости. Параллельно номер визы Сунгоркина, указанный в письме, отличался от подлинного[40].

Журналисты Эха Москвы связались с сотрудниками американского посольства, и те сообщили о том, что никаких писем Сунгоркину не отправляли. После этого заметка о визе Сунгоркина на сайте КП была удалена, ибо он оказался жертвой розыгрыша[41].

Статья Ульяны Скойбеды[править | править вики-текст]

13 мая 2013 года на сайте «КП» была опубликована статья Ульяны Скойбеды «Политик Леонид Гозман заявил: „Красивая форма — единственное отличие СМЕРШ от СС“». В ней колумнист прокомментировала пост Гозмана на сайте «Эха Москвы», в котором политик раскритиковал выход на телеэкраны сериала про контрразведывательные организации СМЕРШ. Скойбеда упомянула, что либералы начали активно обсуждать эту тему в интернете, называя НКВД «преступной террористической организацией» и ставя Сталина наравне с Гитлером[42].

Ульяна Скойбеда заявила, что либералы намеренно «переоценивают и оплёвывают всё, что связано с войной» и «ведут нас от Победы — к лузерству». Заканчивается статья журналистки словами: «А, знаете, ведь деятельность либералов, в таком случае — подрывная. Диверсионная. Что там спецслужбы-то наши? Не хотят вспомнить опыт СМЕРША?[42]».

Днём 15 мая фраза в подзаголовке «Порою жалеешь, что из предков сегодняшних либералов нацисты не наделали абажуров. Меньше бы было проблем» была заменена на «Либералы пересматривают историю, чтобы выбить у нашей страны почву из-под ног». Скриншот оригинального варианта сохранился в социальных сетях. Кроме того, фраза про «абажуры» выдаётся и в поиске на сайте «Комсомольской правды»[42].

Колонка вызвала скандал в интернет-сообществе. Писатель Борис Акунин отметил, что «вообще-то, по современным европейским нормам, это уголовная статья и запрет издания». Ранее статьи Скойбеды о писательнице Дине Рубиной и рестораторе Алексее Кабанове, убившем свою жену, также вызывали возмущение общественности[42].

16 мая Роскомнадзор вынес предупреждение газете «Комсомольская правда» за материал «Политик Леонид Гозман заявил: „Красивая форма — единственное отличие СМЕРШ от СС“», ибо там допущены высказывания, нарушающие требования Федерального закона «О средствах массовой информации» и Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»"[43].

Вечером 18 мая на сайте КП Ульяна Скойбеда принесла извинения за свою статью, где признала, что «в полемическом запале допустила некорректное высказывание»[44].

Освещение украинских событий в 2014 году[править | править вики-текст]

«Комсомольская правда» в освещении российско-украинского конфликта придерживается пророссийской позиции, чему ярко свидетельствуют её заголовки: «Киев начал карательную операцию против восставшего Славянска», «Карательную операцию Киева в Донбассе координируют США», «Украиной рулят девять уголовников и клиент психбольницы», «Люстрация — майдана иллюстрация»[45].

22 апреля президент РФ Владимир Путин подписал указ о награждении более 300 сотрудников российских СМИ «за объективность при освещении событий в Крыму», который однако не был выложен в публичный доступ. Около ста наград получили сотрудники ВГТРК, более 60 – журналисты «Первого канала», по несколько десятков – представители НТВ, RT и Life News. Главный редактор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин получил орден «За заслуги перед Отечеством» четвёртой степени[46]. В эфире радиостанции "Эхо Москвы" он подтвердил факт получения награды, из его газеты награды также получили Дарья Асламова, Александр Коц и Дмитрий Стешин[47].

Успех издания[править | править вики-текст]

Фото 2. Комсомольская правда

Тираж издания на территории России и стран СНГ на 2008 год составил 35 млн. экземпляров.

За рубежом газета выходит тиражом один миллион экземпляров, в 48 странах мира. В Европе не уступает по тиражам и соперничает с такими русскоязычными изданиями, как «АиФ», «Новое русское слово», «Известия»[48][49].

Награды[править | править вики-текст]

Страница «Комсомольской правды», контуры комсомольского значка. 50 лет газете «Комсомольская правда». Марка СССР, 1975.
  • В мае 2014 года Радиостанция "Комсомольская правда" получила Всероссийскую премию в области радиовещания Radio Station Awards-2014 (ЛУЧШАЯ НОВОСТНАЯ РАДИОСТАНЦИЯ СТРАНЫ) [1]

Факты[править | править вики-текст]

Высокоширотная полярная экспедиция газеты «Комсомольская правда». Почтовый блок СССР, 1979.
  • Газета награждена орденом Ленина под № 000 001.
  • В 1979 году газетой была организована «Высокоширотная полярная экспедиция газеты Комсомольская правда».
  • В 2002 году СМИ сообщали об инциденте в Тюмени, когда находившийся в состоянии алкогольного опьянения журналист «Комсомольской правды» полез в драку с музыкантами группы «Чайф»[50][51]. Годом ранее два журналиста газеты подготовили репортаж из вытрезвителя, куда они попали, находясь, по их признанию, в пьяном виде[52]. Стоит отметить, что газета регулярно публикует иллюстрированные репортажи, в которых описывается, как её журналисты и интервьюируемые ими герои занимаются обильным распитием спиртных напитков[53].
  • В 2000 году новооткрытый вид жуков Boreaphilus komsomolkae был назван в честь газеты.

Заметные публикации[править | править вики-текст]

  • В 1982 году в «Комсомольской правде» был начат цикл публикаций Василия Пескова «Таёжный тупик», рассказывающий о жизни найденной в 1978 году в Хакасии семьи староверов Лыковых, добровольно ушедших от связи с внешним миром.
  • В 1982 году газета опубликовала статью «Рагу из синей птицы», написанную по письму видных деятелей культуры. В статье критике была подвергнута популярная в то время рок-группа «Машина времени». Статья стала заметным событием в контексте борьбы с молодёжной музыкой и субкультурой, вызвав возмущение аудитории.
  • Тьерри Мейсан 15 марта 2011 года опубликовал в газете исследование в жанре «журналистские расследования», в котором утверждал, что за организацией «Бильдербергский клуб» стоит НАТО[54].

См. также[править | править вики-текст]

Примечания[править | править вики-текст]

  1. Raucous Russian Tabloids Thrive
  2. Охват аудитории газеты «Комсомольская правда»
  3. Обнародованы данные о нераспроданных тиражах «Комсомолки» и АиФ
  4. Ордена «Комсомольской правды»
  5. Комсомольская правда запустила собственный телеканал"
  6. «Комсомольская правда» — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)
  7. «Комсомольская правда»: история и нынешний день газеты. РИА Новости (24 мая 2010). Проверено 21 сентября 2010. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012.
  8. Андрей Мальгин. Щекочихин. — «Эхо Москвы», 4.07.2013
  9. Русская книга рекордов и достижений «Диво»: Периодика. Самые большие тиражи
  10. «Влад Листьев. Пристрастный реквием» ISBN 978-5-905629-27-3, страница 68
  11. Ъ-Газета — Григорий Берёзкин связал себя с «Комсомолкой»
  12. «Комсомольская правда» поменяет владельца
  13. Олег Дерипаска поделился кадрами с Григорием Берёзкиным. Группу ЕСН возглавила экс-гендиректор «Базэла» Гульжан Молдажанова // Газета «Коммерсантъ», № 193 (4248), 16.10.2009
  14. Народ против «жёлтой» прессы
  15. Организаторы «рвотного» пикета намерены подать в суд на «Комсомольскую правду»
  16. «КП» поверила в шуточную новость про смерть от марихуаны
  17. Особое Мнение, Владимир Сунгоркин 28.03.2014. // Эхо Москвы
  18. В оригинальном фильме сцена полностью показана не была, поэтому режиссёры-любители решили сделать то, что не сделали в оригинале.
  19. О.В. Лагутина. МАССОВАЯ, «ЖЕЛТАЯ», БУЛЬВАРНАЯ ПРЕССА: К ВОПРОСУ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ., Известия ЮЗГУ. Серия Лингвистика и педагогика. (2013. № 2). Проверено 1 июля 2014.
  20. Мила Кузина. «Порнуха вороной масти». gazeta.ru. Проверено 1 июля 2014.
  21. 1 2 3 Ирина Добашина. ФЕНОМЕН БУЛЬВАРНОЙ ПРЕССЫ. Издательский Дом «Новый Взгляд» (10 Декабрь 2009, №11). Проверено 1 июля 2014.
  22. 1 2 3 «Порнуха вороной масти». 6 Марта 2003,. Проверено 1 июля 2014.
  23. По словам Мамонтова: «а уж от такой свободы слова с читателями просто несварение желудка приключается".
  24. «Комсомольская правда» опубликовала скандальную статью «Московский монастырь оказался борделем»
  25. Решение Большого жюри Союза Журналистов России № 24 от 23 декабря 2002 года
  26. См. копию статьи: Николай Пидступный. Ложь «Комсомольской ПРАВДЫ»? Фотофакт // Высокий вал: Черниговская общеполитическая газета, 29.08.2008.
  27. Блог Игоря Бигдана, обнаружившего подделку
  28. Владислав Цыплухин. Блоггеры подловили «Комсомольскую правду» на поддельной фотографии // Деловой Петербург, 28.08.2008.
  29. Анатолий Бурчаков. «Комсомолка» попалась на фотожабе // Вебпланета, 27.08.2008.
  30. Украинские блоггеры уличили во лжи газету «Комсомольская правда» //Корреспондент.net, 27.08.2008.
  31. «Комсомольская правда» опубликовала топорный фотомонтаж, «обличающий» Ющенко // Новости России, 28.08.2008.
  32. Леонид Захаров. «Рубаха-битл»: как это было // Комсомольская правда, 29.08.2008.
  33. Сергей Ильченко. Обыкновенные PRoвокаторы // Лента ПМР: Информационное агентство Приднестровья, 28.08.2008.
  34. ВЕДОМОСТИ — Донкихоты от PR — Агентство Promaco рискнуло своей репутацией, чтобы проучить прессу
  35. PR-Агентство Promaco рискнуло своей репутацией, чтобы проучить прессу
  36. PR|online
  37. Защита имени и наследия Рерихов
  38. Н. К. Рерих не был дизайнером однодолларовой купюры
  39. Главред «Комсомолки» заявил о приостановке его визы из-за «закона Магнитского» // Lenta.ru
  40. Главред «Комсомольской правды» стал жертвой розыгрыша// Эхо Москвы
  41. Письмо главреду «Комсомолки» от посольства США оказалось подделкой // Lenta.ru
  42. 1 2 3 4 «Комсомольская правда» удалила пассаж про абажуры из либералов
  43. Роскомнадзор вынес предупреждение «Комсомолке»
  44. Ульяна Скойбеда: «Я всегда буду защищать нашу Победу, но за «абажуры» приношу извинения»
  45. «Комсомолка» удалила статью о похищении своей журналистки
  46. Путин наградил 300 журналистов «за объективность при освещении событий в Крыму»
  47. Существует ли объективность СМИ в условиях войны? Эхо Москвы, 07.05.2014
  48. Русские издания за рубежом
  49. У «Известий» самый большой тираж среди качественных газет
  50. Пьяный журналист избил барабанщика «Чайфа»
  51. Новости музыки 2004 год
  52. В вытрезвитель мы попали, нас «обогрели, обласкали»
  53. Ветеран президентского пула журналистов Вячеслав Терехов: «Я в Кремле и подсматриваю, и подслушиваю»
  54. Кто рулит «мировым правительством» // KP.RU

Ссылки[править | править вики-текст]