Мадонская операция

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Мадонская операция 1944 года
Основной конфликт: Великая Отечественная война
Дата 128 августа 1944 года
Место Латвийская ССР
Итог Победа СССР
Противники

Союз Советских Социалистических Республик СССР

Германия Третий рейх

Командующие

Союз Советских Социалистических Республик А. И. Ерёменко

Германия Фердинанд Шёрнер

Силы сторон

390 000 человек

неизвестны

Потери

14 669 человек безвозвратные
50 737 человек санитарные.

до 20 000 убитых (по сов.данным)
1782 пленных

Мадонская операция 1—28 августа 1944 года (Лубанско-Мадонская операция) — фронтовая наступательная операция советского 2-го Прибалтийского фронта в Великой Отечественной войне.

План операции и силы сторон[править | править код]

В соответствии с директивой Ставкой Верховного Главнокомандования СССР от 4 июля 1944 года, после овладения Резекне и Даугавпилсом войскам 2-го Прибалтийского фронта (командующий генерал армии А. И. Ерёменко) предстояло наступать в общем направлении на Ригу. Для этого штаб фронта заблаговременно спланировал Мадонскую операцию, на первом этапе которой необходимо было преодолеть Лубанскую низменность и выйти на рубеж Мадона, Плявиняс.

Лубанская низменность простирается в меридиональном направлении на десятки километров, начинаясь на севере у городов Гулбене, Балвы и достигала реки Даугавы. Ширина её превышает 50 километров, почти в самом центре находится озеро Лубанс. Это почти сплошь заболоченная местность с отдельными небольшими возвышенностями и почти отсутствующими дорогами.

В этом месте находился стык немецких 16-й армии и 18-й армии (командующие соответственно генерал пехоты Карл Гильперт и генерал пехоты Эренфрид Беге) группы армий «Север» (командующий генерал-полковник Фердинанд Шёрнер). Саму низменность немецкое командование считало непроходимым для войск, а для предотвращения её обхода заранее устроило мощные оборонительные полосы на флангах и там, где заболоченная равнина была более или менее проходима. В полосе действий 2-го Прибалтийского фронта немцы имели 10 дивизий и 5 отдельных полков, а также в резерве в районе Мадоны армейский корпус СС и пехотный полк. Заранее подготовленный оборонительный рубеж восточнее Мадоны — Плявиняс был занят немецкими войсками.

Командующий 2-м Прибалтийским фронтом А. И. Ерёменко вынужден был основные усилия направить в её обход, но вместе с тем решил выделить и подготовить довольно значительные силы для наступления непосредственно по заболоченной местности, обходя укреплённые позиции противника. Мадонская операция должна была начаться сразу после Режицко-Двинской операции. Согласно новой директиве Ставки Верховного Главнокомандования СССР от 28 июля 1944 года, войска фронта должны были не позже 2 августа 1944 года овладеть рубежом Голгауска, Мадона, Крустпилс, а не позднее 10 августа овладеть Ригой и выйти на побережье Рижского залива. Фронт имел в своем составе 390 000 солдат и офицеров.

Готовясь к Мадонской операции в ходе непрерывного наступления предыдущей Режицко-Двинской операции, А. И. Ерёменко приказал всем командующим армиями своего фронта вывести в резерв по одному стрелковому корпусу, пополнить их личным составом и вооружением, чтобы ввести их в бой после овладения рубежом Резекне, Даугавпилс, стремительно продвигаться вперед и начать форсирование Лубанской низменности. Этот замысел был осуществлён. Выделенные соединения после освобождения Резекне и Даугавпилса без паузы (28 — 31 июля) продвинулись вперед на 25 — 30 километров и перенесли свои действия на Лубанскую низменность. В ответ немецкое командование дополнительно ввело в бой 19-ю латышскую пехотную дивизию СС.

Первый этап операции: форсирование Лубанской низменности[править | править код]

Приказ фронта на операцию был подписан 29 июля 1944 года, передышка между операциями отсутствовала. Фактически уже с 30 июля армии фронта решали задачи Мадонской операции, хотя официально датой её начала считается 1 августа. В соответствии с её замыслом 10-я гвардейская, 3-я ударная и 4-я ударная армии с непрерывными боями преодолевали труднопроходимую лесисто-болотистую Лубанскую низменность и отражали контратаки противника. К исходу 31 июля войска продвинулись от 3 до 6 километров и овладели городом Ливаны. 22-я армия наступала по долине реки Даугавы.

На первом этапе наибольшего успеха добилась 10-я гвардейская армия: она вышла к 31 июля 1944 года на рубеж реки Падедзе и в ночь на 1 августа форсировала её. Было перерезано шоссе Лубана — Балвы. Продвинувшись ещё до 10 километров, 2 августа войска армии овладели городом Варакляны, 3 августа — городом Баркава. В течение 5 — 6 августа с напряженными боями 10-я гвардейская армия увеличила прорыв до 16 километров по фронту и вышла на восточный берег реки Гауя, захватив исправный железнодорожный мост и плацдарм на её западном берегу в районе северо-западнее Платес.

3-я ударная армия поддерживала наступление в северо-западной части Лубанской низменности на рубеже железной дороги Крустпилс — Варакляны, где с боями преодолевала большие болота. 6 августа она овладела крупным узлом сопротивления Одзиена, форсировала реку Айвиексте[1].

Примерно в таких же условиях действовала и 22-я армия на левом фланге фронта. В её составе успешно действовал 130-й Латышский стрелковый корпус. 7 августа его части отрезали и окружили группировку противника в районе города Крустпилс, а на следующий день при содействии 5-го танкового корпуса полностью уничтожили её и освободили этот город. Только пленных в нём было захвачено свыше 500 человек. Однако и советские войска там понесли значительные потери: в частности, в бою погибли командующий артиллерией 22-й армии генерал-майор С. П. Куприянов, начальник бронетанковых войск 22-й армии полковник С. Г. Газеев, командующий артиллерией 130-го Латышского стрелкового корпуса полковник Г. К. Шарикалов.

В боях под Крустпилсом отличился командир стрелковой роты, гвардии капитан Михаил Орлов, который с группой разведчиков перерезал шоссе Крустпилс-Резекне в районе станции Межаре и, будучи смертельно ранен, до последнего руководил действиями своих подчинённых. Под его руководством они вырвались из окружения и заняли позицию возле железной дороги, удерживая её до подхода основных сил батальона[2].

Войска 4-й ударной армии 1 августа освободили город Ливаны, но затем её темпы наступления оказались крайне низкими.

К вечеру 7 августа Лубанская низменность была в целом преодолена. 7 августа 93-й гвардейский полк 29-й гвардейской дивизии 10-й гвардейской армии смелым броском вышел на железную и шоссейную дороги и перерезал их в 6 километрах северо-восточнее Мадоны. Противник бросил против него значительные силы, отбросил в ходе ожесточенной контратаки с занятого рубежа и отрезал его от главных сил. Почти сутки полк под командованием гвардии майора И. М. Третьяка (впоследствии стал генералом армии) самоотверженно оборонялся и продержался до подхода главных сил. В этот день удалось освободить станции Лубана и Майраны. Медленное продвижение с упорными боями продолжалось и в последующие дни.

9 августа части армии перерезали железную дорогу Гулбене — Мадона. 12 августа был взят населённый пункт Лаздона и части 10-й гвардейской армии вышли на окраины Мадоны, превращённой в мощный узел сопротивления. В течение ночи город был практически полностью окружен другими дивизиями армии, а днём 13 августа взят мощным одновременным штурмом с трёх сторон.

За период боев в Лубанской низменности и на подступах к Мадоне были разгромлены немецкая 263-я пехотная дивизия, вновь подброшенные 32-я пехотная дивизия и 227-я пехотная дивизия и остатки 19-й латышской пехотной дивизии СС, усиленные девятью специальными батальонами. В бой вводились новые части, в том числе 24-я немецкая пехотная дивизия. Войска фронта за 10 дней преодолели с боями Лубанские болота, овладели сильно укреплёнными пунктами противника, освободили 7 городов.

Второй этап операции: попытки наступления на Ригу[править | править код]

14 августа А. И. Ерёменко решил перенести направление главного удара фронта, перебросил 130-й Латышский стрелковый корпус в район Граудите — Вевере. 17 августа корпус перешёл в наступление, в первый день прорвал оборону противника и с ходу форсировал три реки. Была освобождена крупная станция Калснава. К 24 августа в районе Виеталвы войска перешли к обороне.

На остальных участках фронта после овладения Мадоной советские войска с большим трудом добились незначительного продвижения и прорвать оборонительный рубеж Мадона — Плявиняс не смогли. Только 17 — 18 августа удалось занять крупный населённый пункт Эргли, уничтожить крупную группировку (до 2 500 убитых и пленных) и продвинуться на 25 километров. Но этот успех оказался единственным. Немецкое командование постоянно предпринимало мощные контратаки, иногда по 4 — 6 в сутки на одном направлении, и даже потеснило советские войска у Эргли местами до 3 километров. С 28 августа войска фронта перешли к обороне для подготовки решительного наступления на Ригу.

Итоги операции[править | править код]

Почти за месяц упорных боёв войска фронта продвинулись до 90 километров, из них 50 — по непрерывным болотам Лубанской низменности. По оценке советского командования, было уничтожено более 20 000 немецких солдат, а также захвачено 1782 пленных, 103 миномета, 184 орудия, 10 танков[3]. Противник был вынужден ввести в сражение 5 пехотных дивизий с других участков фронта.

Потери войск фронта составили 14 669 человек — безвозвратные и 50 737 человек — санитарные[4].

Особенностями Мадонской операции были крупномасштабные действия в болотистой местности. Хотя немецкому командованию не удалось остановить в болотах советское наступление, оно смогло значительно замедлить его темпы и в итоге измотать наступавшие войска. Немцы широко применяли создание опорных пунктов обороны на возвышенностях и перекрестках дорог, укрепленные рубежи по берегам многочисленных рек, ведение массированного артиллерийско-миномётного огня с господствующих высот. Массово использовались сильные арьергарды для прикрытия отхода своих войск и занятия очередного рубежа в глубине обороны.

Советское командование широко применяло обходы по болотистым топям и перенос основных ударов на новые направления. Велось массовое строительство гатей. Всё это обеспечило форсирование низменности, но очень небольшими темпами, которые в среднем не превышали 2 — 4 километров в сутки и только в самые удачные дни составляли до 10 — 15 километров на отдельных направлениях. На исходный рубеж для нанесения удара по Риге войска 2-го Прибалтийского фронта вышли с опозданием почти на месяц от плана Ставки.

Примечания[править | править код]

  1. Журнал боевых действий 2-го Прибалтийского фронта. Память народа::Поиск документов частей. pamyat-naroda.ru. Дата обращения: 4 августа 2019. Архивировано 4 августа 2019 года.
  2. Орлов, Михаил Иванович. Подвиг народа. podvignaroda.ru. Дата обращения: 4 августа 2019. Архивировано 1 января 2021 года.
  3. Все данные по немецким потерям — из книги А. И. Ерёменко
  4. http://www.soldat.ru/doc/casualties/book/chapter5_10_1.html Архивная копия от 5 мая 2008 на Wayback Machine Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооруженных сил. Статистическое исследование под ред. Г. Ф. Кривошеева. М.:Олма-Пресс, 2001.

Ссылки[править | править код]

  • [militera.lib.ru/memo/russian/eremenko_ai3/08.html Еременко А. И. Годы возмездия. 1943—1945. — М.:Финансы и статистика, 1985.] Глава 10.
  • История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941—1945; в 6 тт. Т. 4. М.: Воениздат, 1964.