Нахские народы

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нахи
Численность приблизительно 2,5 млн.
Расселение Северный Кавказ, Грузия
Язык нахские языки
Религия преимущественно ислам
Входит в народы Кавказа

Нахские народы — этноязыковая общность, которая в современном кавказоведении объединяет чеченцев (нохчий) и ингушей (гӀалгӀай) в России, а также бацбийцев (бацби) в Грузии. Этноним введён в научный оборот лингвистами для обозначения носителей нахских языков, образован на основе слова нах — «люди, народ», в народной среде, однако, неизвестен[1][2][3]. Этноним «нахчи» (с топонообразующими составляющими van и mat), обозначенный в виде этноопределяющей идентификации страны, места и города, зафиксирован в древнейших исторических источниках и являлся обобщающим названием современных чеченцев, ингушей и байбийцев[4]. Однако, по мнению ряда авторов, термином «нахчи» первоначально обозначались лишь равнинные чеченцы[5][6][7]. По мнению чеченского исследователя Ахмада Сулейманова, термины «нах» и «нахчи» не одного ряда, и имеют разные основы и истоки[8].

Название

Терминология кавказоведения в Российской империи и первые десятилетия Советской власти имела некоторые отличия от современной. Исследователи объединяли всю этноязыковую общность бацбийцев, ингушей и чеченцев под наименованием чеченцы (нахче)[К. 1][9][10] или, реже, кисты[11]. Этнограф Б. К. Далгат считает правильным, оставив название чеченцев и ингушей для отдельных частей этого племени, назвать всех их нахчуйцами[12]. В современной науке для этой общности используют термин нахские народы и/или народности, этногруппы. Начиная с последних десятилетий XX века наименование нахские народы иногда употребляется синонимично с вайнахами/вейнахами. Оба термина, введены в научный оборот лингвистами[13], и, вероятно, были придуманы учёными. Однако, существует мнение, что они зародились в народной среде и издревле использовались нахами[14]. Начиная с 1970-х годов, в лингвистическом понимании более верно объединять под термином нахские народы всех носителей нахских языков, а под вайнахами — только носителей вайнахских языков (чеченцев, ингушей).

Необходимо подчеркнуть, что вводя в научный оборот термины «нахи» и «вайнахи», З. Мальсагову никакой необходимости что-то сочинять от себя не было. Был достаточно известный во всем мире общенациональный этноним «чеченцы» («нахчий»), который, в отличие от узкоплеменного этнонима ингуши («галгай»), объединял своим названием все чечено-ингушские общества[15].

Общие сведения

Этно-социальная иерархия

Как и многие народы на определённом этапе своего развития, нахи использовали сложную систему названий для существовавших в их среде форм родственных, территориальных, социальных и военных объединений. Нахская структура таких объединений состояла из групп разной численности и статуса, включая доьзалмоногамная семья») → ца («люди одного дома») → некъи («люди одной дороги») → гары («люди одной ветви») → вар (род) → тайп. В середине XX века ряд исследователей разработал некую классификацию, согласно которой, бо́льшая часть тайпов образовывала своеобразные союзы — тукхумы (у чеченцев сначала их было выделено 8, потом — 9[К. 2]) и шахары (у ингушей 6—7[К. 3]). Классификация была сложной и запутанной, часть тайпов могла входить и в чеченские тукхумы, и в ингушские шахары (например, орстхойские тайпы), а часть могла не входить ни в один союз (например, тайп нашхойцев). Согласно примерным подсчётам, в середине XIX века насчитывалось около 135 тайпов чеченцев, 1/4 из которых исследователи не смогли отнести к какому-либо тукхуму[19] и около 50 тайпов ингушей.

Сегодня считается, что тукхум и шахар — это дефиниции для обозначения региона или племени. В начале 1930-х годов, когда советская этнографическая наука делала первые шаги по изучению форм социальной организации народов Кавказа, для обозначения регионов Чечни в научный оборот был введен термин тукхум как синоним «племени»[20], несколько позднее добавили термин шахар. Возможно, что под этими терминами надо понимать не родственные группы, а территориальные подразделения племён. Российский и советский учёный и правовед Б. К. Далгат предлагал исключить из оборота дефиницию тукхум как синоним племени или рода, а ещё лучше — вообще устранить[21]. В связи с неоднозначным пониманием старинной нахской системы названий различных форм нахских объединений ещё с XIX века в российском кавказоведении применительно к таким объединениям использовался термин вольное общество или просто общество (термин применяется не только для нахских народов). Происхождение и формирование всех нахских народов и народностей неотделимы от истории их самобытных объединений — обществ.

Религиозные объединения

Важнейшим фактором формировавшим историю северокавказского региона являлось укрепление здесь ислама, среди нахского населения представленного, в основном, суннизмом суфийского толка. На религиозной почве значительное влияние получили религиозные объединения — вирды. Эти духовные братства возникли на основе тарикатов (суфийские ордена), наиболее распространённые среди нахов — кадирия и накшбандия. Например, Глава ЧР Р. А. Кадыров культивирует в Чечне кадирийское течение хаджи-мюридизма и относит себя к вирду последователей шейха Кунта-хаджи Кишиева, а депутат ГД РФ А. Д. Делимханов является последователем этого же тариката и течения, но уже относится к другому вирду — последователей шейха Бамат-Гирей-хаджи Митаева. Всего вирдов в ЧР насчитывается 7 кадирийского и 22 накшбандийского тарикатов. Также среди современной чеченской молодежи немало вообще не приемлющих суфизм[22].

Этническая классификация

В дореволюционный период исследователи императорской России относили нахов (в терминологии тех лет для всех нахоязычных этногрупп использовалось название чеченцы) к, так называемой, кавказской народности восточно-горской группы[23].

Расселение и численность

Согласно ЭСБЕ, до Кавказской войны (1817—1864) нахские народности и этногруппы проживали на территории между реками Сунжа, Аксай и Кавказскими горами. После войны, и в дальнейшем, на рубеже XIX и XX веков, они проживали «перемѣшанно съ русскими и кумыками въ Терской области, къ востоку отъ осетинъ, между Терекомъ и южной границей области, от Дарьяла до истока р. Акташа»[23].

Этническая история

Военный фактор сильно сказался на истории нахов — Северный Кавказ всегда оставался узлом сложных проблем для захватившей его России, а нахские народы отличались особым упорством в борьбе за независимость. Область расселения нахских народов в средневековье — западная часть горной системы Восточного Кавказа.

Нахские народы (Чечено-Ингушетия)
Точка
Республика Ингушетия
Точка
Чеченская Республика
Точка
Республика Северная Осетия
Точка
А л х а н ч
Точка
у р т с к а я
Точка
д о л и н а
Точка
Т е р с к и й
Точка
х р е б е т
Точка
С у н ж е н с к а я
Точка
д о л и н а
Точка
Точка
Точка
Точка
Точка
Точка
Точка
Точка
Точка
Точка
Точка
Точка
Точка
Точка
Точка
Точка
Точка
Точка
Точка
Точка
Точка
Точка
Точка
Точка
Точка
Точка
Точка
Точка
Территория расселения нахских этногрупп в период Средневековья (совр. карта Чеченской Респ. и Респ. Ингушетия с указанием административного
деления на районы)
[К. 4].  — селения общества Акки (обл. Акка),  — селения общества Галай (обл. Галайн-Чож),  — селения общества Мержой (обл. Мержа),
 — селения общества Хевхарой (обл. Хевха),  — селения общества Цечой (обл. Цеча),  — селения общества Ялхарой (обл. Ялхара).

Грузинское влияние

Издревле нахские и грузинские (тушины, хевсуры) горцы заимствовали друг у друга предметы материальной культуры (напр., горное пахотное орудие), навыки в строительстве (напр., технологии возведения жилых и боевых башен, планировку жилищ), приёмы в ведении сельского хозяйства (напр., создание искусственных земельных участков-террас и особенности скотоводства)[24]. Грузины заимствовали у северокавказцев некоторые элементы одежды, много общего обнаруживается у нахов и грузин в музыке, танцах и особенно в песенном творчестве[25]. С взаимовлиянием культур связана общность ряда социальных институтов, схожие праздники (напр., торжество связанное с сенокосом), постоянный обмен этническими элементами[26] (напр., сохранилось предание о происхождении нахского общества малхистинцев от грузинского общества хевсур[27]). Засвидетельствованы нахско-грузинские языковые параллели, подтверждающие взаимообогащении языков, сохранились эпиграфические памятники — ряд надписей на грузинском языке на плитах храма Тхаба-Ерды (совр. Горная Ингушетия), на стенах нахских склепов и других построек[26]. В X—XIII веках из Грузинского царства в земли горцев распространялось христианство, строились христианские храмы с использованием местной строительной техники[24]. В этот период возведённый, вероятно, грузинами храм Тхаба-Ерды, служил местом встречи соседних народов для решения спорных дел по обычному праву[24].

С XII—XIII веков границы грузинской феодальной монархии начали значительно расширяться, она стала одним из крупнейших и влиятельных государств Закавказья[28]. Также устанавливались тесные отношения Грузинского царства с Северным Кавказом, особенно с ближайшими соседями — нахами, осетинами и народами Западного Дагестана[28]. В приграничных с Грузией горных северокавказских районах заметное влияние оказывала национальная грузинская культура (в отличие от предыдущих эпох с начала XIII в. преобладающее влияние на нахский язык оказывал грузинский, в свою очередь, в картвельские языки проникали слова из горских языков Северного Кавказа), поддерживались торговые и экономические связи (получила широкое распространение грузинская медная монета, однако, в основном, торговля между северокавказскими горцами и их ближайшими соседями была меновой)[29]. Цари Грузии, занятые бесконечными внешними и внутренними войнами, обращались за военной помощью к горцам Северного Кавказа, наряду с осетинами, горцами Дагестана, представители нахских племён также служили в войсках Баграта IV, Давида Строителя, Георгия III, Тамары и других[25]. В 30-х годах XIII века, в период неоднократных вторжений в Грузию Джалал-ад-Дина, они также оказывали посильную помощь Грузии[25]. С XV века, после распада Грузинского царства, соседствовать с некоторыми приграничными нахскими обществами стало Кахетинское царство, продолжающее оказывающее на горцев определённое влияние[30].

На сегодня известно, что ряд нахских обществ находились в вассальной зависимости от грузинской феодальной монархии[31]. Для пограничных с Грузией нахских обществ отношения с грузинской феодальной монархией были различны — иногда зависимые, полузависимые или вообще независимые, точно не установлено, однако, вероятно, что внутреннее управление в нахских обществах осуществляли органы сельской общины[31].

XVI—XVII века

Сведения о нахах в XVI—XVII веках отрывочно дают грузинские источники и источники дагестанского происхождения. Больше свидетельств известно из документов Русского царства — донесений (старорусскотписок) воевод Терского города в Посольский приказ Москвы и Приказную палату Астрахани[32]. В русских источниках упоминаются по разным поводам и под разными названиями те или иные, так называемые, горские люди и горские землицы. Иногда встречаются целые списки их, давая варианты названий, довольно устойчивые в документах разных годов, таким образом намечая круг кавказских племенных объединений, находившихся в сфере влияния администрации Терского города и состоявших в более или менее постоянных с ними отношениях. Именно нахские племена и территории среди списков горских людей и землиц впервые упоминаются в 1580-е годы[33].

Список засвидетельствованных в русскоязычных источниках нахских этногрупп,
а также соответствующие им объединения в более поздних источниках:
Источники XVI—XVII вв.
(терминология в Русском царстве:
«горские люди» и «горские землицы»)
Источники XIX в.
(терминология в Российской
империи: «общества»)
Источники XX в.
(терминология в
СССР: «этногруппы»)
Традиционная классификация
(тукхумы/шахары, тайпы,
гары, некъи и др.)
Акозы[34]
Акочане[34]
Ококи[34]
Окохи[34]
Окухи[34]
Окочаны[34]
Окоченя[34]
Окучане[34]

служилые окочане[35]

Ахоцкая земля[34]
Окоцкая земля/землица[34]

Старые Окохи[35]
Окоцкая слобода[35]

Аккий аккинцы-ауховцы чеченский тукхум
Ероханские люди[34] Ероханские кабаки[34] Джерах[36] ингушский шахар
Индельская земля[35]
Индили[35]
Калканцы[34]
Калканские люди[34]
Калки[37]
Колканцы[34]
Калканские кабаки[34]
Калкасские кабаки[34]
Колканская земля[34]
Галга[36]
Галгай[38]
ингушский шахар
кисти[35]
кистичане[35]
кистины[36]
Мерези[34]
Мерезинские люди[34]
Мирези[34]
Мерезинская земля[34] Мереджой[34] мержойцы чеченский[34] тайп
Минкизы[34]
Мичкизы[34]
Мичкизяне[34]
Мичкисская земля[34]
Мичкисские кабаки[34]
Мичикич[34]
Мулки[34]
Мулкинские люди[34]
Мулкинская земля[34] Мулкой[34] мулкойцы чеченский тайп, не
входящий в тукхумы
Отчанская земля[34] Чантинская фамилия[34] чантийцы чеченский тукхум
Тшанские люди[34] Шато[34] шатойцы чеченский тукхум
Шибуты[34]
Шибутяне[34]
Шубуты[34]
Шибутцкая земля/землица[34]
Шибутцкие кабаки[34]
Шубут[34] чеченский тайп, иногда
сопоставляется с шатойцами

Примечания

Комментарии
  1. Например, А. П. Берже «Чечня и чеченцы» (Берже, 1859, с. 80—83), Б. К. Далгат «Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей» (Далгат, 2008, с. 40—41).
  2. Первым ввёл деление чеченских тайпов на тукхумы советский государственный и партийный деятель, чеченский писатель и поэт М. А. Мамакаев. В статье 1934 года (опубликована в 1936 году) «Правовой институт тайпизма и процесс его разложения» автор совсем не упоминает термина тукхум[16]. Он появляется в изменённых и дополненных переизданиях этой работы 1962 года — «Чеченский тайп (род) и процесс его разложения», здесь М. А. Мамакаев выделил 8 чеченских тукхумов[17] и 1973 года — «Чеченский тайп (род) в период его разложения», здесь уже общепринятая в дальнейшем цифра — 9 тукхумов[18].
  3. Ингушский историк Н. Д. Кодзоев указывал 6 ингушских шахаров: Галгай, Джейрахой, Орстхой, Фяппий, Цорой, Чулхой, также сообщал о легендарных 12 шахарах (Кодзоев, 2002); этнопсихолог, к.пед.н. О. С. Павлова указывала 7 ингушских шахаров, добавляя к предыдущим ещё Аккий (Павлова, 2012, с. 34), но в её работе также присутствует утверждение и о самостоятельном положении общества Орстхой (Павлова, 2012, с. 57, 59).
  4. Основные источники: словарь «Топонимия Чечено-Ингушетии» А. С. Сулейманова (1976—1985), монография Я. З. Ахмадова (2009), карты Генштаба СССР (1981—1988) и ФГУП «Госгисцентра» (2001).
Источники
  1. Саралиев Ш.Ю. Чеченский архив. Том 3. - Россия: ГУП "Книжное изд-во", 2008. - c. 155
  2. Подъявилов А. С., Бакаев А. А. Погребальные ритуалы нахских народов Северного Кавказа //Россия в XXI веке: стратегия и тактика социально-экономических, политических и правовых реформ. – 2021. – С. 832-833
  3. Межидова Т. У. Хурриты-матиане в истории и культуре нахских народов : Учебно-методическое пособие / Т. У. Межидова. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Русайнс", 2022. – 708 с. – ISBN 978-5-4365-9711-9. – EDN BWIIKV.
  4. Ш. А. Гапуров. Этногенез и этническая история народов Кавказа. Материалы І Международного нахского научного конгресса (неопр.) / Бураева Т.И.. — Грозный: Грозненский рабочий, 2018г.. — С. 1051. — 1071 с. — ISBN ISBN 978-5-4314-0345-3.
  5. Я.В. Чеснов. Быть чеченцем: личность и этническая идентификации народа // Чечня и Россия: общества и государства / Д.Е. Фурман. — Москва: Полинформ-Талбури, 1999. — С. 63-102.
  6. А.С. Сулейманов. Топонимия Чечено-Ингушетии. — Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1978. — Т. 2. — 145 с.
  7. В.И. Долбежев. Archäologische Forschungen im Bezirk des Terek (Nordkaukasus) // Zeitschrift für Ethnologie (нем.). — Berlin, 1887. — Bd. 19. — 103,105 S.
  8. А.С. Сулейманов. Топонимия Чечено-Ингушетии. — Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1978. — Т. 2. — 169 с.
  9. Берже, 1991 (1859), с. 3.
  10. Далгат, 2008, с. 40.
  11. Броневский, 1823, с. 151, 153, 155.
  12. Б.К. Далгат. РОДОВОЙ БЫТ И ОБЫЧНОЕ ПРАВО ЧЕЧЕНЦЕВ И ИНГУШЕЙ Исследование и материалы 1892-1894 гг . (неопр.) / В.А.Тишков. — Москва: ИМЛИ РАН, 2008г.. — С. 47. — 382 с. — ISBN ISBN 978-5-9208-0307-8.
  13. Волкова, 1974, с. 142.
  14. Ахмадов Ш. Б., 2002, с. 54.
  15. Гусейнов, 2018, с. 426.
  16. Мамакаев, 1936, с. 55—71.
  17. Мамакаев, 1962, с. 10, 42.
  18. Мамакаев, 1973, с. 16—19, 84.
  19. Мамакаев, 1973, с. 18—19.
  20. Натаев, 2015, с. 2, 7.
  21. Далгат, 2008, с. 86, 98.
  22. Кавказ.Реалии, 03.01.2017.
  23. 1 2 Чеченцы // ЭСБЕ. Т. XXXVIIIA, 1903, с. 785.
  24. 1 2 3 Ист. народов Сев. Кавказа, 1988, с. 262.
  25. 1 2 3 Ист. народов Сев. Кавказа, 1988, с. 264.
  26. 1 2 Ист. народов Сев. Кавказа, 1988, с. 262—263.
  27. Волкова, 1973, с. 166—167.
  28. 1 2 Ист. народов Сев. Кавказа, 1988, с. 261.
  29. Ист. народов Сев. Кавказа, 1988, с. 261—264.
  30. Ист. народов Сев. Кавказа, 1988, с. 239, 261.
  31. 1 2 Ист. народов Сев. Кавказа, 1988, с. 239.
  32. Кушева, 1963, с. 59—60.
  33. Кушева, 1963, с. 60—61.
  34. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 Кушева, 1963, с. 62.
  35. 1 2 3 4 5 6 7 Кушева, 1963, с. 63.
  36. 1 2 3 Кушева, 1963, с. 64.
  37. Кушева, 1963, с. 64. 65.
  38. Кушева, 1963, с. 65.

Литература

Пресса. Ссылки