Национальная школа

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Национальная школа — общеобразовательное учреждение с полным или частичным использованием национального компонента, направленного на сохранение, развитие и пропаганду национального языка и национальной культуры как национального меньшинства, так и «большинства»; как коренного народа территории, на которой существует школа, так и не коренного. Чаще национальные школы создаются в поддержку языка и культуры именно коренного народа, находящегося под угрозой исчезновения или утраты родного языка и культуры, а также в поддержку нацменьшинства, желающего вдали от исторической родины сохранить родной язык и культуру.

История[править | править код]

Национальная политика СССР 1920-30 годов дала хороший импульс системе образования — тогда на территории многих регионов СССР существовали национальные районы и даже национальные сельские советы, а при них национальные школы. Это давало значительные возможности для развития языков и культуры коренных народов и нацменьшинств.

Научные исследования[править | править код]

На сегодняшний день существует мало информации о таком немаловажном инструменте в процессе развития языка и культуры исчезающих народов, как «национальная школа». В современной российской науке нет единого определения понятию «национальная школа», до конца не определена классификация типов школы с национальным элементом.

Основные типы национальных школ[править | править код]

Можно выделить три (основных) типа национальных школ:

  1. с полным погружением в национальный язык и культуру коренного народа или нацменьшинства (то есть все общеобразовательные предметы в школе читаются на национальном языке; с использованием или, приводя примеры из национальной культуры, истории, в случаях, когда это уместно);
  2. с частичным погружением в язык и культуру (то есть на национальном языке коренного народа или нацменьшинства читаются некоторые общеобразовательные (чаще устные) предметы);
  3. с использованием элементов национального языка и культуры (то есть общеобразовательные предметы читаются на государственном (официальном) языке; но в обучающем процессе используются элементы национальной культуры или языка коренного народа или нацменьшинства).

Определение в законодательстве Чувашской Республики[править | править код]

В Концепции национальной школы Чувашской Республики в современной системе обучения и воспитания, утверждённой Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 1 июня 2000 г. № 109 и утратившей силу постановлением Кабинета министров Чувашской республики от 29 июня 2011 г. № 263 дано следующее определение национальной школы: «Национальная школа — это общеобразовательное учреждение, находящееся на территории Чувашской Республики в местах компактного проживания представителей разных национальностей, реализующее образовательные программы, основанные на принципе включения обучающихся в родную этнокультурную среду и содержащие соответствующий национально-региональный компонент»[1]. Впоследствии данное определение было уточнено в Законе от 8 января 1993 г. «Об образовании» в ред. Закона от 18 октября 2004 г., где национальным образовательным учреждением считается учреждение, реализующее образовательные программы, основанные на принципе включения обучающихся в родную этнокультурную среду и национальные традиции (ст. 12.2)[2]. В последней редакции Закона ЧР «Об образовании» понятие «национальная школа» отсутствует[3].

Определение и классификация Г. Н. Волкова[править | править код]

Волков Г. Н. предлагал определять национальное общеобразовательное учреждение через язык преподавания, содержание образовательных программ и национальный состав обучающихся. Согласно этим критериям он выделял семь типов национальных школ в России[4]:

  1. Школы с преподаванием всех учебных предметов на родном (нерусском) языке. Действуют в республиках Татарстан и Башкортостан).
  2. Школы с преподаванием на родном (нерусском) языке до 8 класса. Действуют в республиках Саха и Тыва).
  3. Школы с преподаванием на родном (нерусском) языке на стадии начальной школы (до 3—4 класса включительно). Большинство национальных школ европейской части Российской Федерации.[уточнить]
  4. Школы с преподаванием на родном (нерусском) языке в 1-2 классах. Это бурятские и мордовские школы, частично ненецкие и эвенкийские.
  5. Школы с русским языком обучения, с преподаванием родного (нерусского) языка как учебной дисциплины. Это школы Дагестана и национальные школы целого ряда народов Северного Кавказа. К этой же группе можно отнести и школы народностей Крайнего Севера (с ограничением преподавания родного (нерусского) языка).
  6. Городские и поселковые школы, где ведется факультативное преподавание родного (нерусского) языка по желанию родителей и учеников. Школы-интернаты с однородным нерусским составом учащихся, где родной (нерусский) язык не изучается (саами, отчасти и ханты, манси, эвенки, чукчи, ненцы, нивхи и др.).
  7. Школы с однородным национальным (нерусским) составом учеников, где родной (нерусский) язык в учебно-воспитательной работе почти не используется. Это карельские школы и школы некоторых народностей Крайнего Севера, а также многочисленные национальные школы вне национальных регионов.

Примечания[править | править код]

  1. О концепции национальной школы Чувашской Республики в современной системе обучения и воспитания. Дата обращения: 23 января 2012. Архивировано 28 августа 2017 года.
  2. Чувашская Республика. Правовая регламентация положения национальных меньшинств. Дата обращения: 22 января 2012. Архивировано 18 декабря 2013 года.
  3. Закон Чувашской Республики "Об образовании" (с изменениями на 1 января 2010 г.). Дата обращения: 19 июля 2022. Архивировано 21 сентября 2012 года.
  4. Волков Г.Н. Основные пути развития национальной школы и её современные проблемы // Проблемы двуязычая в национальной школе. - Ижевск: Удмуртия. 1989. С.33-34.

См. также[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Волков Г.Н. Основные пути развития национальной школы и её современные проблемы // Проблемы двуязычая в национальной школе. - Ижевск: Удмуртия. 1989. С.33-34.