Репортёры без границ

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Лого организации «Репортёры без границ»

Репортёры без границ (РБГ) (фр. Reporters sans frontières; RSF) — международная неправительственная организация, финансирующаяся в основном за счёт «американских организаций, тесно связанных с внешней политикой США»[1]. Миссия организации, заявленная на собственном сайте: "Защита свободы прессы, журналистов и сетян во всём мире[2]. Девиз организации: "Без свободной прессы ни об одной борьбе никогда не узнают"[3] . Организация борется против цензуры и за освобождение журналистов, находящихся в заключении из-за своей профессиональной деятельности. При этом организация опирается на параграф 19 Всеобщей декларации прав человека. Организация была основана в 1985 году в Монпелье[4], её центральный офис базируется в Париже.

Деятельность в России[править | править вики-текст]

Реакция на убийство Пола Хлебникова[править | править вики-текст]

В отчете за 2005 год организация обратила внимание на убийство в России главного редактора журнала Forbes на русском языке Пола Хлебникова. Спустя год после убийства прокуратура закрыла расследование и заявила, что «заказал» Хлебникова чеченский полевой командир Хож-Ахмед Нухаев.[5]

Реакция на закрытие интернет-газеты «Курсив»[править | править вики-текст]

Организация осудила закрытие ивановской интернет-газеты «Курсив» и возбуждение уголовного дела ст. 319 УК РФ «Оскорбление представителя власти» в отношении главного редактора газеты Владимира Рахманькова из-за публикации 18 мая 2006 года статьи «Путин как фаллический символ».

По мнению правозащитников, сайт закрыли в результате давления со стороны местных властей, а действия провайдера свидетельствуют о том, что интернет-издания в России вынуждены работать в атмосфере страха. В заявлении организации «Репортёры без границ» указывали на то, что предъявленные журналисту обвинения безосновательны, следствие — непрозрачно, а также на тот факт, что доступ к изданию был закрыт без решения суда.

Версию провайдера о том, что издание было закрыто за долги «Репортёры без границ» сочли не соответствующей действительности [6] .

Сам Рахманьков был признан виновным по вышеуказанной статье УК 9 января 2007 года Ивановским областным судом[7].

Финансирование[править | править вики-текст]

Согласно финансовым отчётам организации за 2011 год[8], её доходы составили более €4,000,000, 37.2% которых получены от продажи фотоальбомов (авторы которых бесплатно предоставляют свои авторские права и которые бесплатно рапространяются через магазины и киоски, а также от продажи дополнительных товаров, таких как продажа футболок и т.п. [9].

Более 20% финансирования приходит от частных групп, таких как Sanofi-Aventis (€400,000, 10% бюджета[10]), Франсуа Пино, Fondation de France (фр.)русск., Институт Открытое Общество Джорджа Сороса, Sigrid Rausing Trust (англ.)русск., Benetton, Center for a Free Cuba (англ.)русск. (который пожертвовал €64,000 в 2002 году)[10][11]. Кроме того, Saatchi & Saatchi (англ.)русск. проводила многие общественные кампании РбГ бесплатно (например о цензуре в Алжире[12]).

Часть финансирования (12% бюджета в 2007 году) поступает от правительственных организаций[13]. По словам президента RSF Робера Менара, прямые пожертвования от французского правительства составляют 4,8% бюджета организации; общая сумма правительственной помощи - 11% бюджета (включая деньги от французского правительства, ОБСЕ, ЮНЕСКО и Международной организации франкофонии)[14]. Даниэль Жункуа, вице-президент французского отдела RSF (а также вице-президент НПО Les Amis du Monde diplomatique), утверждает, что получаемое от Национального фонда демократии финансирование, которое достигает суммы €35,000[10], не влияет на беспристрастность организации[14]. Китайский вебсайт организации получает финансовую поддержку от Тайваньского фонда за демократию[15], проправительственной организации, финансируемой министерством иностранных дел Китайской Республики[16].

После многих лет сокрытия источников финансирования организации генеральный секретарь RSF Робер Менар признал, что бюджет организации наполняется в основном за счёт «американских организаций, тесно связанных с внешней политикой США»[17]. Организация часто обвиняется в непрозрачности бюджета. [18].

Как сказано на сайте организации, книги, издаваемые Репортёрами без границ, продаются во французских киосках и супермаркетах Fnac, Carrefour, Casino, Monoprix и Cora, на вебсайтах alapage.com, fnac.com и amazon.fr, а также A2Presse и более чем в 300 книжных магазинах по всей Франции[19].

Журналист Салим Ламрани[неавторитетный источник?] подсчитал, что RSF должна была продать 170,200 книг в 2004 и 188,400 в 2005 году, чтобы заработать более $2 миллионов, заявленных организацией в виде дохода[20]. В действительности продажи книг RSF составили в 2007 году $230,000[21].

Индекс свободы слова[править | править вики-текст]

Страны мира по индексу свободы слова, 2010 г.

«Репортеры без границ» ежегодно публикует на своём веб-сайте индекс свободы слова более чем 160 стран мира.

В 2004 году Россия заняла 140-е место из 167. В докладе организации за 2005 год Россия заняла в списке из 167 стран 138-е место — между Ираком и Филиппинами. Замыкает список Северная Корея, следующая за Эритреей и Туркменистаном. В докладе организации за 2006 год Россия заняла в списке из 168 стран 147-е место. В докладе за 2007 год, опубликованный 16 октября 2007, Россию поставили 144-е место между Йеменом и Тунисом.

В 2013 году Россия заняла 148-е место из 179 между Филиппинами и Сингапуром. Замыкает список Эритрея, следующая за Туркменистаном и Северной Кореей.

Методика расчёта ИСС[править | править вики-текст]

ИСС рассчитывается на основе ответов на специальную, обновленную в 2013 году, анкету, которую заполняют партнерские организации РБГ, активисты, корреспондентов РБГ (около 150 человек в около 150 стран мира) [22]. Анкета содержит 87 вопросов, разбитых на шесть частей: плюрализм, независимость СМИ, цензура, законодательство, прозрачность, инфраструктура [23]. Кроме того, классификация каждой страны зависит от количества смертей журналистов и интернет-активистов, заключения в тюрьму, нападений на них и т.д. при исполнении ими профессиональных обязанностей, но только в случае, если это количество понижает, а не повышает место страны в рейтинге (например, конкретных цифр по Северной Кореи практически нет). Важно отметить, что, например, журналист, покалеченный в связи с не связанной с его работой аварией, "Репортерами без границ" в базу данных не вносится.

Таблица[править | править вики-текст]

Барометр свободы прессы[править | править вики-текст]

«Репортеры без границ» ежегодно публикует «Барометр свободы прессы», в котором приводится число журналистов, вспомогательных сотрудников СМИ, сетян и гражданских журналистов, погибших или находившихся в заключении[24]. Ниже представлены некоторые данные «Барометра»:

Погибло журналистов, вспомогательных сотрудников СМИ и сетян (включая гражданских журналистов)
Год 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Журналисты 25 43 63 64 84 87 61 75 58 67 89 23
Сотрудники СМИ 4 3 16 5 32 22 1 1 1 2 6 1
Сетяне 0 0 0 0 0 0 0 0 0 4 48 9

Подобные отчёты публикуются также Международной федерацией журналистов (МФЖ)[25] и Международным институтом прессы (МИП)[26], однако их данные могут отличаться от данных РБГ.

Критика[править | править вики-текст]

Журналист Фолкер Бройтигам[неавторитетный источник?] указывает на то, что организация критикует только враждебные США страны, такие как Куба, Белоруссия или Россия. В то же время режимы дружественные США, такие как, к примеру, Филиппины или Саудовская Аравия, в которых свобода слова отсутствует практически полностью, не подвергаются никакой критике со стороны этой организации. Также отсутствуют оценки по отношению к свободе слова в самих западных странах.[27]

Достоверность информации[править | править вики-текст]

Критики обвиняют организацию в выборочности при составлении отчётов о дискриминации журналистов. Отбор объектов исследования ориентирован на список стран-изгоев, составленный Государственным департаментом США (Иран, Сирия, Северная Корея), однако информация о деятельности правоохранительных органов против журналистов в союзных США странах (Филиппины, Саудовская Аравия) или в самих США, в отчёты не включается[28].

  • Один из выпущенных Репортёрами без границ отчётов[29] о непродлении лицензии на вещание частной телестанции RCTV со стороны венесуэльской государственной телекоммуникационной компании CONATEL встретил острую критику из-за своей нечестности, спорности и ангажированности. В анализе отчёта телеканалом teleSUR под названием «Закрепление медийной лжи через 39 подлогов» (исп. La consolidación de una mentira mediática a través de 39 embustes) было приведено 39 недобросовестных пунктов отчёта[30].
  • Острую критику вызвало также то, что организация годами умалчивала факт похищения в Пакистане в декабре 2001 года направленного в командировку в Афганистан оператора Аль-Джазира Сами Аль-Хаи, которого жестоко пытали и поместили 13 июня 2002 в тюрьму Гуантанамо[31][32].
  • 16 журналистов, убитых во время налёта авиации НАТО на югославскую телестанцию RTS не упоминались ни в одном из отчётов организации[33].

Основатель РБГ Робер Менар[править | править вики-текст]

В интервью, данном France Culture в 2007 году, при обсуждении случая похищения журналиста Дэниела Перла, президент RSF Робер Менар обсуждал этику пыток.[34] Менар сказал France Culture:

« Где нам остановиться? Надо ли нам принять логику, которая включает в себя... так как мы могли бы делать это в некоторых случаях, 'вы похищаете - мы похищаем; вы жестоко обращаетесь - мы жестоко обращаемся; вы пытаете - мы пытаем ...?[34] »

Робер Менар, секретарь РБГ в течение 20 лет, подтвердил, что они получали финансовую поддержку от Национального фонда демократии (НДФ), организации связанной с правительством США[35]. Источник подозревает НДФ во вмешательстве во внутренние дела зарубежных стран, и поэтому считает его финансирование неприемлемым для РБГ.

В 2007 году Робер Менар написал в своей книге, что ничтожная часть финансирования организации происходит от Центра за свободную Кубу (Centre for a Free Cuba (CFC) и от Национального фонда демократии,

« С 2002 года мы получаем финансирование от Центра за свободную Кубу (Centre for a Free Cuba (CFC) и от Национального фонда демократии. В общей сложности в 2007 году от них мы получили 132 тысячи евро, а именно... 2,3% нашего бюджета »

[36].

Связи с западными спецслужбами[править | править вики-текст]

В статье Джона Чериана в индийском журнале левого направления Frontline утверждалось, что RSF «обладает репутацией имеющей тесные связи с западными разведывательными спецслужбами» и «Куба называла Робера Менара главой группы по связям с ЦРУ»[37]. Организация отвергла обвинения Кубы[38].

Сотрудничество с Отто Рейхом[править | править вики-текст]

Люси Мориллон, представитель RSF в Вашингтоне, подтвердила в интервью 29 апреля 2005 года, что организация состоит в контакте с специальным посланником Государственного департамента США в Западном полушарии, Отто Рейхом, который уполномочен от Center for a Free Cuba (англ.)русск. информировать европейцев о репрессиях против журналистов на Кубе[39].

Критики RSF, такие как CounterPunch, отмечали скандальность вовлечённости Рейха в деятельность этой группы, когда Рейх возглавлял Office of Public Diplomacy администрации Рейгана в 1980-х, принимавшего участие в том, что её служащие назвали «Белая пропаганда» — тайное распространение информации для влияния на местное общественное мнение об американской поддержке военных кампаний против левых правительств Латинской Америки[40][41]. Расследование деятельности агентства, проведённое директором Счётной палаты США, установило, что под руководством Отто Рейха велась «запрещённая, тайная пропагандистская деятельность … за рамками допустимой для агентства общественной информации»[42].

В 2002 году Рейх был назначен главой контрольного совета Института кооперации безопасности Западного полушария[43], известного в прошлом как Школа Америк, описанная в 2004 году в одной из публикаций LA Weekly как «учреждение обучения пыткам»[44]. Согласно данным Amnesty International, институт выпускал для американской армии и ЦРУ руководства по ведению расследований, в которых оправдывались пытки, шантаж, избиения и казни[45].

В ответ на назначение Отто Рейха на эту должность, организация School of the Americas Watch заявила «Рейх, занятый наблюдением за соблюдением прав человека в этом учреждении это так же смешно, как лиса, сторожащая курятник. Его назначение на эту должность показывает лицемерность этого органа…Подспудные цели как школы так и господина Рейха — продолжение управления экономическими и политическими системами Латинской Америки путём тренировки и вооружения латиноамериканских военных»[46].

Антикубинская деятельность[править | править вики-текст]

RSF крайне остро критиковала положение со свободой прессы на Кубе, описывая кубинское правительство как «тоталитарное» и прямо участвуя в кампаниях против него[47]. Куба занимает одно из самых последних мест в Индексе свободы прессы 2013 года. Кампании RSF включают в себя заявления по радио и телевидению, полностраничные приложения в парижских ежедневных изданиях, постеры, распространение листовок в аэропортах, а в апреле 2003 года — захват офиса кубинского туристического агентства в Париже[48]. Парижский суд (tribunal de grande instance) обязал RSF выплатить 6000 евро дочери и наследнице Альберто Корда за несогласие с решением суда от 9 июля 2003 года о запрете использования агентством знаменитой (и защищённой авторским правом) фотографии Эрнесто Че Гевара в берете, сделанной на похоронах жертв взрыва La Coubre. RSF заявила, что фото было «заменено», чтобы не вызвать более жёсткого приговора[47][49]. На лицо Че Гевары был наложен снимок, сделанный в мае 1968 года агентом полиции по борьбе с беспорядками CRS и открытку раздавали в аэролорту Орли туристам, отбывающим рейсами на Кубу. Дочь Корда заявила газете Гранма, что «Репортёры без границ могли бы назвать себя Репортёрами без принципов»[50]. Под руководством Робера Менара RSF также ворвались в Кубинский туристический офис в Париже 4 апреля 2003 года, прервав его работу примерно на 4 часа[51][52]. 24 апреля 2003 года RSF организовала демонстрацию снаружи кубинского посольства в Париже[51].

RSF описывается как «ультра-реакционная» организация в газете Гранма, официальном органе ЦК Компартии Кубы[47]. Отношения между кубинскими властями и RSF напряжённые, особенно после ареста в 2003 году 75 кубинских диссидентов (из них 27 журналистов).

RSF отрицает, что эта кампания имеет отношение к деньгам, полученным в 2004 году от организаций кубинских эмигрантов. В 2004 году организация получила платёж в $50,000 от базирущейся в Майами группы Center for a Free Cuba, который был лично подписан специальным посланником Государственного департамента США в Западном полушарии Отто Рейхом[40]. RSF также богато финансировалась другими институциями, недружелюбно настроенными по отношению к правительству Фиделя Кастро, включая Международный республиканский институт[53].

Гаити[править | править вики-текст]

В 2004 году Репортёры без границ выпустили годовой отчёт по Гаити, описывающий «атмосферу террора» и постоянных нападений, которым подвергаются критически настроенные по отношению к президенту Аристиду журналисты[54].

Американское издание CounterPunch отметило:

« "После изгнания 29 февраля 2004 года Жан-Бертрана Аристида RSF игнорировала почти все случаи насилия и преследования журналистов, настроенных критически к марионеточному правительству Латорту, заявляя, что свобода прессы возросла. В отчётах RSF 2005 и 2006 годов не нашлось слов осуждения для внесудебной казни журналиста и радио репортёра Абдиаса Жана, свидетели которой сказали, что он был убит полицией после того, как сфотографировал троих молодых людей, убитых полицией. Организация также проигнорировала аресты журналистов Кевина Пайна (Pacifica Radio) и Жана Ристила, а также не сумела расследовать несколько нападений на оппозиционные радиостанции"[20] »

Американский журналист, специализирующийся в области прав человека, Кевин Пайна, который был арестован во время правления Жерара Латорту, сказал о RSF:

« Уже давно ясно, что RSF и Робер Менар играют на Гаити не роль защитников свободы прессы, а главную роль в том, что может быть описано как кампания дезинформации против правительства Аристида. Их попытки связать Аристида с убийством Жана Доминика и последующее молчание, когда обвиняемый в убийстве сенатор Дани Туссен присоединился к лагерю противников Аристида и участвовал в президентских выборах 2006 года, это только один из многих примеров того, что представляюет собой настоящая природа и роль организаций, подобных RSF. Они предоставляют ложную информацию и подтасованные отчёты, чтобы выстроить внутреннюю оппозицию правительствам, неподконтрольным и неудобным Вашингтону, чтобы облегчить последующее их устранение под предлогом притеснений свободы прессы[20] »

Венесуэла[править | править вики-текст]

Le Monde diplomatique критиковала позицию RSF по отношению к правительству Уго Чавеса в Венесуэле, особенно во время попытки переворота 2002 года[55]. В своё оправдание Робер Менар заявил, что RSF также осудила поддержку венесуэльской прессой попытки переворота[14]. RSF также критиковали за поддержку ложной версии событий Globovision во время землетрясения 2009 года, когда она утверждала, что Globovision «преследовалась правительством и властями.»[56]

Примечания[править | править вики-текст]

  1. генеральный секретарь RSF Робер Менар признал, что бюджет организации наполняется в основном за счёт «американских организаций, тесно связанных с внешней политикой США»inoСМИ.Ru: Ф. Уильям Энгдаль. Похоже, у "Репортеров без границ" есть и геополитические цели
  2. Наша миссия  (англ.). Сайт организации «Репортёры без границ». Проверено 8 декабря 2011. Архивировано из первоисточника 19 февраля 2012.
  3. Sans une presse libre, aucun combat ne peut être entendu.
  4. [ http://en.rsf.org/who-we-are-12-09-2012,32617.html]
  5. «Репортеры без границ»: свобода прессы в России на уровне Ирака
  6. «Репортеры без границ» осудили закрытие ивановской интернет-газеты
  7. 9 января Ивановский областной суд поставил точку в уголовном деле "Путин против Рахманькова"
  8. ANNUAL ACCOUNTS 2011
  9. Бутик "Репортеров без границ"
  10. 1 2 3 Marie-Christine Tabet. Révélations sur le financement de RSF  (фр.). Le Figaro (21.4.2008). Архивировано из первоисточника 22 апреля 2008.
  11. reporters sans frontières : liberté de la presse, contre la censure, information libre, défense des libertés
  12. Atteintes à la liberté de la presse en Algérie, El Watan, 11 June 2005  (фр.)
  13. Income and expenditure
  14. 1 2 3 Daniel Junqua, Reporters sans frontières, Le Monde diplomatique, August 2007  (фр.)
  15. http://www.rsf-chinese.org/spip.php?article59 rsf-chinese about page, paragraph 14
  16. http://www.tfd.org.tw/english/about.php?id=en0101 TFD about page, paragraph 3
  17. inoСМИ.Ru: Ф. Уильям Энгдаль. Похоже, у "Репортеров без границ" есть и геополитические цели
  18. Максим Вивас "Скрытое лицо "Репортеров без границ"
  19. Annual accounts 2009. Reporters Without Borders (6 July 2010). Архивировано из первоисточника 19 февраля 2012.
  20. 1 2 3 CounterPunch. Reporters Without Borders and Washington's Coups
  21. http://web.archive.org/web/20080701194207/http://www.rsf.org/article.php3?id_article=27672 (недоступная ссылка — историякопия)
  22. Методология расчета Индекса свободы слова "Репортеров без границ"
  23. Опросник "Репортеров без границ"Опросник "Репортеров без границ"
  24. Журналисты, погибшие в 2013 году  (англ.). Сайт организации «Репортёры без границ». Проверено 19 июня 2013. Архивировано из первоисточника 19 июня 2013.
  25. IFJ Renews Call to UN and Governments to Halt Slaughter of Journalists after 121 Killings in Bloody 2012  (англ.). Сайт МФЖ. Проверено 19 июня 2013. Архивировано из первоисточника 19 июня 2013.
  26. IPI Death Watch  (англ.). Сайт МИП. Проверено 19 июня 2013. Архивировано из первоисточника 19 июня 2013.
  27. Reporter ohne Scham-Grenzen
  28. Volker Bräutigam: Reporter ohne Scham-Grenzen, 4. Mai 2006
  29. Reporters Without Borders Venezuela: Closure of Radio Caracas Televisión paves way for media hegemony
  30. teleSUR: La consolidación de una mentira mediática a través de 39 embustes
  31. Voltairenet.org: Reporters without Borders remembers (lately) Sami Al Haj, 2. März 2006
  32. Salim Lamrani: Reporters without Borders Keeps silence about journalist tortured in Guantánamo, Voltairenet.org, 7. Februar 2006
  33. José Manzaneda: Reporteros sin fronteras… morales 10/02/06
  34. 1 2 Jean-Noël Darde, Quand Robert Ménard, de RSF, légitime la torture, Rue 89, 26 August 2007  (фр.)
  35. The Reporters Without Borders Fraud (16 мая 2005).
  36. Книга Робера Менара "Свободы и прочие китайскости"
  37. Trouble in Tibet Frontline Volume 25 — Issue 07, March 29 — April 11, 2008.
  38. Reporters Without Borders, 8 July 2005, Why we take so much interest in Cuba
  39. Reporters Without Borders Unmasked, CounterPunch, 17 May 2005
  40. 1 2 Barahona, Diana. Reporters Without Borders Unmasked, CounterPunch, 17 May 2005.
  41. The Return of Otto Reich, FAIR, 8 June 2001
  42. Friends of Terrorism, The Guardian, 8 February 2002
  43. The Case for closing the School of the Americas, Bill Quigley, Brigham Young University, 2005
  44. Teaching Torture, LA Weekly, 22 July 2004
  45. Amnesty International USA’s Executive Director Dr. William F. Schulz on «Ask Amnesty», Amnesty International USA.
  46. School of the Americas Watch
  47. 1 2 3 Reporters Without Borders ordered to pay 6,000 euros to Korda’s heir over use of Che photo, RSF, March 10, 2004
  48. CounterPunch Reporters Without Borders Unmasked
  49. RSF y la foto del "Che" (Spanish), BBC (11 марта 2004).
  50. Pedro de La Hoz, Ménard trasquilado — Tribunal francés prohíbe utilización espuria de imagen del Che en campaña mediática anticubana, Гранма, 11 July 2003  (исп.)
  51. 1 2 Quand Castro disparaîtra, France 5  (фр.)
  52. Reporters sans frontières (2) — mobiliser médias et opinion, presentation of RWB by its delegate in Alsace, Corinne Cumerlato  (фр.)
  53. Maurice Lemoine, Coups d’Etat sans frontières, Le Monde diplomatique, August 2002  (фр.)
  54. Reporters Without Borders Annual Report 2004 – Haiti. Reporters Without Borders (2004). Проверено 25 января 2010.
  55. Maurice Lemoine, Coups d’Etat sans frontières, Le Monde diplomatique, August 2002  (фр.) (Portuguese translation)
  56. Axis of Logic, 27 June 2009, Reporters Without Borders' Lies about Venezuela

Ссылки[править | править вики-текст]