Свобода слова в России

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Свобода слова в России — гарантируемое Конституцией Российской Федерации право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В России по данным на июль 2010 года зарегистрировано более 93-х тысяч СМИ, причём абсолютное большинство из них — 90 процентов — это негосударственные СМИ[1].

Согласно опросам, большинство россиян в 2000 г. полагали, что свобода слова есть, причём половина из них считает, что свобода слова чересчур большая[2]. Ещё почти треть россиян (31 %) были уверены в 2001 году, что свобода слова есть, но имеет ограничения[2]. Лишь 12 % полагали, что свободы слова нет вообще. При аналогичном опросе экспертов 66 % ответили, что в РФ свобода слова есть[2].

По данным Левада-Центра доля россиян, полагающих, что «власти России ведут наступление на свободу слова и ущемляют независимые СМИ» составляла в 2000 году 30 %, а в 2005 снизилась до 27 %.[3], а в 2007 году снизилась до 26 процентов[4]. По данным Левада-центра, доля россиян, полагающих что «власти России нисколько не угрожают свободе слова и не ущемляют деятельность независимых СМИ» увеличилась с 2000 года на 3 процента и составила 49 процентов (2005 год)[3].

Результаты всероссийских опросов от 2007 года показывают, что свобода слова как демократическая ценность достаточно прочно укоренилась в сознании россиян: большинство населения страны (83 %) считает важным существование в России свободы слова и СМИ. По результатам социологических опросов, большинство россиян считает, что права граждан на выражение собственного мнения, свободу слова сегодня реализуются в достаточном объёме. При этом, данные всероссийских опросов показывают, что россияне замечают определённые ограничения свободы слова и СМИ, но не считают, что проблема является системной и усугубляется со временем[4].

Содержание

Правовые основы[править | править вики-текст]

Конституционные нормы и международные договоры[править | править вики-текст]

Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации:

  1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
  2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
  3. Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
  4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
  5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Ратифицированная Россией в 1998 году Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод предусматривает обеспечение права на свободу выражения мнения (статья 10):

  1. Каждый имеет право свободно выражать своё мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.
  2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определёнными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Законодательство[править | править вики-текст]

Введённые Конституцией и Европейской конвенцией положения о защите свободы слова и о допустимых её ограничениях реализованы в законодательстве России, в том числе в федеральных законах «О средствах массовой информации», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», в законе РСФСР «О языках народов Российской Федерации», в части IV Гражданского кодекса РФ, в законе «О государственной тайне», федеральных законах «Об обязательном экземпляре документов», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О рекламе», «О связи», «О коммерческой тайне», «О персональных данных», «Об архивном деле в Российской Федерации».

Правовые нормы, утверждающие свободу слова[править | править вики-текст]

Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 30 марта 1998 г., включая Статью 10, закрепляющую свободу слова[5].

Статья 29 Конституции РФ гарантирует каждому свободу мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; гарантируется свобода массовой информации; цензура запрещается[6].

Закон «О средствах массовой информации» в статье 3 подтверждает конституционную норму о недопустимости цензуры, которая определяется как «требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей» и запрещает создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации[источник не указан 1362 дня].

Закон «О связи» предусматривает право пользования услугами связи и обеспечивает тайну связи[источник не указан 1362 дня].

Ответственность за незаконное ограничение свободы слова[источник не указан 1362 дня][править | править вики-текст]

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации (статья 140) и за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (статья 144).

Кодекс об административных правонарушениях устанавливает ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации (статья 5.39) воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации (статья 13.16) и воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм (статья 13.18).

Правовые нормы, ограничивающие свободу слова[править | править вики-текст]

Ст. 55 Конституции, ч. 3, предусматривает, что права и свободы человека (а следовательно, и свобода слова) могут быть ограничены федеральным законом «только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». В частности. в самой Конституции часть 3 статьи 17, часть 2 статьи 29 и часть 3 статьи 55 устанавливают допустимые ограничения этой свободы[7].

Возбуждение ненависти и экстремизм[править | править вики-текст]

Конституция РФ, статья 29, часть 2:

«Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.»

Уголовный кодекс содержит статью 282, которая устанавливает ответственность за «действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации».

Известны случаи возбуждения уголовных дел по статье 282 УК РФ за высказывания в интернете (в частности, за оскорбления сотрудников правоохранительных органов — милиционеров, которых признают «социальной группой»)[8][9].

В январе 2010 года житель Костромы Роман Замураев, обвинявшийся по ч.1 ст. 282 УК РФ в связи с распространением в Интернете признанной экстремистской листовки «Ты избрал — тебе судить!» (материал газеты «Дуэль»), обратился в Конституционный Суд РФ с заявлением, в котором указал, что «норма уголовного закона о преследовании за разжигание вражды по признаку принадлежности к „социальной группе“ противоречит Конституции РФ и общепризнанным нормам по правам человека, поскольку носит абсолютно неконкретный характер и создаёт условия для неконституционного ограничения свободы слова и идеологического плюрализма».[10] Однако 22 апреля 2010 г. Конституционный Суд РФ своим определением № 564-О-О отказал в рассмотрении жалобы Замураева, указав что «норма направлена на охрану общественных отношений, гарантирующих признание и уважение достоинства личности независимо от каких-либо физических или социальных признаков, и устанавливает уголовную ответственность не за любые действия, а только за те, которые совершаются с прямым умыслом, направленным на возбуждение ненависти или вражды, унижение достоинства человека или группы лиц, в связи с чем неопределённости не содержит и сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя».[11]

9 июня 2011 года в ходе обсуждения проекта постановления пленума Верховного суда РФ по уголовным делам об экстремизме докладчик, судья Верховного суда Владимир Давыдов выразил обеспокоенность и тем, что в законодательстве не прописано определение спорного понятия «социальная группа», предположил, что вводя подобный термин, «законодатель хотел оттенить слабые, незащищенные группы, но сделал это крайне неудачно». Было заявлено, что Верховный суд планирует в ожидании помощи от законодательной власти рекомендовать судам трактовать «социальные группы» ограничительно, а не расширительно — то есть, нарушения могут в быть в отношении «социально слабых групп» — пенсионеров, инвалидов, сирот[12]. Однако в принятом постановлении термин «социальная группа» не был истолкован таким образом. Тем не менее, было указано, что критика в средствах массовой информации должностных лиц (профессиональных политиков), их действий и убеждений сама по себе не должна рассматриваться во всех случаях как действие, направленное на унижение достоинства человека или группы лиц, поскольку в отношении указанных лиц пределы допустимой критики шире, чем в отношении частных лиц[13].

Статья 280 УК запрещает публичные призывы к экстремистской деятельности, в частности, к насильственному изменению конституционного строя или нарушению целостности РФ.

Статья 20.29 КоАП запрещает массовое распространение материалов, включенных в федеральный список экстремистских материалов.

Оскорбление религиозных чувств[править | править вики-текст]

Статья КоАП 5.26, часть 2, запрещает «оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики». С июля 2013 года оскорбление религиозных чувств может квалифицироваться как уголовное (148 УК).[14][15][16][17]

Клевета и оскорбление[править | править вики-текст]

Уголовный кодекс содержит статью 319 — публичное оскорбление представителя власти.

Согласно УК, клевета — это «распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию». Оскорбление — «унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме».

Статья 152 Гражданского кодекса предусматривает ответственность за распространение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию. Гражданин вправе требовать опровержения таких сведений, если распространивший не докажет, что они соответствуют действительности. Кроме того, он может требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненного распространением таких сведений. Аналогичные правила применяются к защите деловой репутации юридического лица.

Сведения о частной жизни[править | править вики-текст]

Распространение сведений о частной жизни лица без его согласия запрещено статьей 24 Конституции, наказание за такое распространение установлено статьей 137 Уголовного кодекса.

Пропаганда наркотиков[править | править вики-текст]

Статья 6.13 КоАП и статья 46 закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» запрещают пропаганду наркотиков и психотропных веществ.

Порнография[править | править вики-текст]

Статья 242 УК РФ запрещает незаконное изготовление в целях распространения или рекламирования, распространение, рекламирование порнографических материалов или предметов, а равно незаконная торговля печатными изданиями, кино- или видеоматериалами, изображениями или иными предметами порнографического характера. При этом, в законодательстве отсутствует определения «законного» и «незаконного» распространения таких материалов.

Коммерческая реклама[править | править вики-текст]

Реклама регулируется отдельным законом «О рекламе». Реклама определяется как «информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке».

Пропаганда гомосексуализма[править | править вики-текст]

В России запрет на пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних действует в Санкт-Петербурге, Архангельской, Костромской, Рязанской, Новосибирской, Магаданской, Самарской и Калининградской областях, Краснодарском крае, Чукотском автономном округе и Башкирии. На федеральном уровне законопроект был принят в заключительном третьем чтении Государственной думой 11 июня 2013 года, дополняя Законодательные запреты пропаганды гомосексуализма в России КоАП 6.21.

Политическая реклама и предвыборная агитация[править | править вики-текст]

Средства массовой информации[править | править вики-текст]

В России действует закон «О средствах массовой информации», который предписывает обязательную госрегистрацию таковых.

Статья 4 закона о СМИ описывает ограничения на реализацию свободы слова средствами массовой информации, запрещая использование СМИ «в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости», запрещает распространение информации о запрещённых за экстремизм организациях и о способах производства и местах приобретения наркотиков, и ограничивает работу журналистов при освещении контртеррористических операций.

Публичные выступления государственных служащих[править | править вики-текст]

Согласно пункту 10 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», государственному гражданскому служащему запрещается допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности.

Алексей Мумолин

За нарушение этого запрета были уволены Л. Н. Кондратьева, которая в своём выступлении на одном из телеканалов подвергла критике деятельность межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному федеральному округу, где она проходила службу, в части, касающейся начисления заработной платы сотрудникам, находящимся в командировках, а также сотрудник милиции Тольятти А. Н. Мумолин, который опубликовал в Интернете видеообращение, в котором подверг критике организацию работы органа внутренних дел, где он проходил службу. Они обратились в Конституционный суд РФ.

30 июня 2011 г. Конституционный суд РФ по их жалобе принял постановление № 14-П, в котором указал, что «запрет для государственных служащих на публичные высказывания, суждения и оценки, выходящие за рамки возложенных на них должностных обязанностей, не должен использоваться для поддержания режима корпоративной солидарности работников государственного аппарата, исключающей доведение до граждан информации, имеющей важное публичное значение» и поэтому вышеуказанные положения закона не могут рассматриваться как не допускающее публичного выражения государственным служащим своего мнения, суждения, оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности, а при оценке правомерности действий государственного гражданского служащего или сотрудника милиции (полиции) необходимо учитывать содержание допущенных им публичных высказываний, суждений или оценок, их общественную значимость и мотивы, соотношение причиненного (могущего быть причиненным) ими ущерба для государственных или общественных интересов с ущербом, предотвращенным в результате соответствующих действий государственного служащего, наличие либо отсутствие возможности у государственного служащего защитить свои права или государственные либо общественные интересы, нарушение которых послужило поводом для его публичного выступления, иными предусмотренными законом способами и другие значимые обстоятельства.[18]

В мае 2003 года судья Московского городского суда О. Б. Кудешкина приступила к повторному рассмотрению уголовного дела в отношении старшего следователя по особо важным делам Следственного комитета МВД РФ Павла Зайцева, который занимался делом «Трёх китов» (ранее Зайцев был оправдан). По словам Кудешкиной, в ходе процесса по делу Зайцева председатель Мосгорсуда Ольга Егорова несколько раз вызывала её к себе в кабинет с требованием отчитываться о заседаниях. Затем, в июле 2003 г. без объяснения причин по личному указанию Егоровой дело было изъято из производства Кудешкиной.[19]

В октябре 2003 г. Кудешкина выдвинула свою кандидатуру на выборах в Государственную Думу РФ. 1 декабря 2003 г. она дала интервью радиостанции «Эхо Москвы» о деле Зайцева и действиях Ольги Егоровой[20], а затем дала интервью газете «Известия» и «Новой газете».

В мае 2004 г. квалификационная коллегия Москвы по жалобе Егоровой приняла решение о лишинии Кудешкиной статуса судьи за «умаление авторитета судебной власти».[21] Российские суды отказали в жалобе Кудешкиной на это решение.

Кудешкина обратилась с жалобой в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). 26 февраля 2009 г. ЕСПЧ удовлетворил жалобу Кудешкиной и четырьмя голосами против трёх признал, что лишение её статуса судьи представляло собой неправомерное ограничение свободы слова. Ей была присуждена компенсация в размере 10 000 евро.[22][23][24]

Несмотря на решение ЕСПЧ, Мосгорсуд 18 декабря 2009 отказал в пересмотре решений по жалобе Кудешкиной на решение о лишении статуса судьи, а 10 марта 2010 г. Верховный суд РФ оставил это решение без изменения.[25]

История свободы слова в России[править | править вики-текст]

Пример дореволюционной цензуры (1886), зацензурированные места заменены точками для сохранения набора. Н. И. Греч. Записки о моей жизни.

В 1804 году император Александр I подписал новый цензурный устав, являвшийся инструкцией для цензоров, который гласил, что цензура вводится «не для стеснения свободы мыслить и писать, а единственно для принятия пристойных мер против злоупотребления оною». Подчёркивалось, что двусмысленные места следует толковать «выгоднейшим для сочинителя образом, нежели преследовать».[источник не указан 1236 дней] Более заметное ослабление ограничений на свободу печати произошло в 1855—1861 гг. в период правления императора Александра II. В особенности оно коснулась изданий университетов, которые были освобождены от ведомственной цензуры. В 1917 г. Февральская революция поначалу отменила цензурные ограничения, однако они были восстановлены уже в августе после попытки мятежа под предводительством Л. Г. Корнилова.


Свобода слова в СССР[править | править вики-текст]

Разрешение на вывоз рукописи за границу СССР. Учёным было необходимо получать его даже на собственные рукописи и дискеты с собственноручно созданными файлами.

Ограничения свободы слова в СССР носили в первую очередь идеологический характер. Основными объектами цензуры были: антисоветская пропаганда, военные и экономические секреты (включая, например, информацию о местах заключения), негативная информация о состоянии дел в стране (катастрофы, экономические проблемы, межнациональные конфликты, отрицательные социальные явления, статистика по самоубийствам и так далее), а также любая информация, которая могла вызвать нежелательные аллюзии.

Правящая в СССР коммунистическая партия провозглашала «социально-политическое и идейное единство общества»[26], а идеологический плюрализм отвергался в принципе:

«ленинская партия… непримиримо выступает против любых взглядов и действий, противоречащих коммунистической идеологии»[27]

Большинство исследователей отмечает тотальный характер советской цензуры и подчинение цензурных органов контролю со стороны коммунистической партии[28][29][30]. Правозащитники утверждали, что цензурная практика нарушала международные обязательства СССР[31][32].

Жёсткая цензура была введена большевиками вскоре после захвата власти в России. 27 октября (9 ноября) 1917 года Совнаркомом был выпущен «Декрет о печати»[33], по которому с октября 1917 по июнь 1918 были закрыты или прекратили существование более 470 оппозиционных газет.[34] Все полиграфические мощности, запасы бумаги, кино- и фотопромышленность были национализированы.

В дальнейшем цензура была усилена и централизована. В 1922 году было создано Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит) с целью «объединения всех видов цензуры печатных произведений»[35] Формально Главлит подчинялся Наркомпросу, а с 1946 года — Совету министров СССР, но реально цензура всегда контролировалась органами коммунистической партии.[36] Проводились массовые изъятия и уничтожения идеологически «вредных» книг, а к 1926 году в крупных библиотеках были созданы спецхраны, где находилась литература, доступ к которой предоставлялся по специальному разрешению.[37].

Зарубежные музыкальные группы и исполнители, запрещённые в СССР в 1985 году

Период с 1930 по 1953 годы Арлен Блюм (видимо, несколько погорячившись) назвал «эпохой тотального террора»[38], а Геннадий Жирков — временем «тотальной партийной цензуры»[39]. В эти годы окончательно сложилась многоуровневая система цензуры — от самоцензуры до партийного контроля за цензорским аппаратом, запрету были подвергнуты не только любые произведения репрессированных авторов, но даже упоминания о них. Целые направления в науке (особенно в гуманитарной сфере) оказались под запретом.

После смерти Сталина произошло незначительное общее ослабление цензурных ограничений (так называемая «Хрущёвская оттепель»), однако позже примерно с 1964—1966 года запреты вновь усилились. Цензура эпохи застоя вновь стала неотъемлемым элементом советской пропагандистской машины, теперь игравшей в большей степени консервативно-охранительные функции. Развернулась активная борьба с аллюзиями, реминисценциями и прочими формами иносказаний. Цензурировалось фактически не то, что было написано, сказано и показано, а то, что могли об этом подумать читатели, слушатели и зрители[40][41]. Проводилось активное подавление помехами зарубежных коротковолновых радиостанций, вещавших на СССР (см. Вражеские голоса).

Одним из существенных элементов цензуры были статьи Уголовного кодекса РСФСР № 70 («антисоветская агитации и пропаганда») и № 190-1 («распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский строй»). По этим статьям по данным КГБ СССР с 1958 по 1966 годы было осуждено 3448 человек, а с 1967 по 1975 годы — ещё 1583 человека[42].

Радикальное улучшение положения со свободой слова началось после того, как в начале 1986 года на XXVII съезде КПСС М. С. Горбачёв объявил, что «принципиальным для нас является вопрос о расширении гласности. Это вопрос политический. Без гласности нет и не может быть демократизма, политического творчества масс, их участия в управлении»[43]. Это означало возможность обсуждать множество ранее запретных тем, критиковать те или иные органы власти.

12 июня 1990 года Верховным Советом СССР был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», в котором было прямо указано, что «Цензура массовой информации не допускается»[44].

Свобода слова в 1990-е годы[править | править вики-текст]

После падения КПСС и распада СССР, в начальный период (1991—1993 гг.) президентства Б. Н. Ельцина, уровень свободы на СМИ оставался на уровне 1990—1991 г.[45]

Известная в 1994—2002 годах телевизионная программа «Куклы» специализировалась на сатире на известных политиков и государственных чиновников, включая самого Ельцина.

10 июля 1992 года радиостанция «Маяк» сообщила, что руководство ВГТРК запретило показ передачи «Момент истины» Андрея Караулова с арестованным вице-президентом СССР Геннадием Янаевым по той причине, что «исповедь бывшего вице-президента не заинтересует телезрителей». В часовом интервью, снятом в мае 1992 г., Янаев рассказал о событиях 19 августа 1991 г. Например, что документы ГКЧП разрабатывались по поручению Михаила Горбачева: в апреле 1991 г. президент СССР дал команду КГБ, МВД и армии подготовить документы на случай введения черезвычайного положения, которые затем легли в основу программы действий ГКЧП, и что его сердце «не может успокоиться, что погибли трое ребят». Андрей Караулов сказал корреспонденту газеты «Коммерсант», что Олег Попцов пошел на запрет, поскольку «не хочет портить отношения с правыми», и припомнил трудности с эфиром для своих передач, где фигурировали журналист Александр Невзоров и бывший председатель Совета Министров СССР Николай Рыжков. Также и Горбачев по решению руководства ВГТРК выпал из списка будущих собеседников Караулова. По мнению председателя ВГТРК Олега Попцова, несколько бесед Караулов «провел очень недурно», но передача с Янаевым «слабая, ответы узника банальны, а сам автор повторяется в вопросах». Поэтому необходимо «больше заниматься режиссурой, искать новые ходы и пахать». Вместе с тем Попцов косвенно подтвердил корреспонденту «Коммерсанта», что вопрос о эфире передачи зависит не только от ее художественных достоинств:«После всплеска активности коммунистов на Конституционном суде и неожиданного заявления на Верховном Совете РСФСР об освобождении всех участников ГКЧП демократам не стоит выкладывать карты в руки правым такими передачами»[46].

В марте 1993 года программа «600 секунд» не вышла в эфир, вместо традиционного антипрезидентского сюжета был продемонстрирован репортаж о митинге в поддержку Ельцина на Дворцовой площади. Программа не вышла по приказу директора Федеральной телевизионной службы (ФТС) Бэллы Курковой. Сотрудники программ сообщили, что за час до эфира аппаратная и эфирная студии были блокированы милицией. Редакция программ сделала заявление в адрес Ельцина, где говорилось, что «это полностью дискредитирует ваши указы, в частности, указ о свободах для средств массовой информации». Действия Федеральной телевизионной службы были названы «грубым подлогом», а её руководство — «холопами, трусами и подлецами», «такими же, как их президент»[47]. Председатель комитета Верховного Совета по средствам массовой информации Владимир Лисин назвал приостановление программы введением политической цензуры[48]. После разгона Съезда народных депутатов и Верховного Совета России осенью 1993 года программа была закрыта властями.

C 25 сентября 1993 года были сняты с эфира или подверглись цензурным ограничениям программы «Человек недели» с участием Александра Руцкого, «Красный квадрат» с участием Валерия Зорькина, «Времечко», куда в прямом эфире пытался дозвониться Олег Румянцев, а также другие передачи, где звучала критика в адрес Ельцина. Как писал «Коммерсантъ», в нарушение Закона о средствах массовой информации был приостановлен выпуск «Российской газеты» и других изданий, учреждённых Верховным советом. Бывший пресс-секретарь Ельцина Павел Вощанов отметил: «Этому режиму не нужна свободная пресса»[49].

Рассказывая о событиях сентября-октября 1993 года, журналисты американской телекомпании CBS отмечали, что Борис Ельцин контролировал российское ТВ и в результате граждане России не получали полной информации о происходящих событий. Многие кадры, показанные на Западе, не были показаны в России, а народные депутаты России и члены российского парламента (Верховного Совета) не имели возможности выступать по телевидению[50].

В период разгона Ельциным российского парламента осени 1993 года были закрыты как минимум десять газет в Москве, и на два дня была введена предварительная цензура других изданий, которые обязали перед публикацией представлять свои материалы на проверку в правительство[51].

Цензурные ограничения касались преимущественно ответственности спецслужб и партийной номенклатуры (от В. И. Ленина до собственно правящей элиты) за «преступления советского режима», что широко не обсуждалось. Также, к середине 1996 г. оппозиция практически утратила доступ к телевидению[52].

Как вспоминает бывший начальник службы безопасности Бориса Ельцина Александр Коржаков, когда в декабре 1994 года Ельцину не понравилось как НТВ показывало войну в Чечне, то тот приказал ему разобраться с владельцем телекомпании Владимиром Гусинским. После этого в офис к Гусинскому (бывшее здание СЭВа напротив Белого дома) нагрянули сотрудники Главного управления охраны РФ из спецподразделения по охране президента и Гусинскому пришлось ненадолго уехать в Лондон[53][54]. Факт давления на телекомпанию со стороны ельцинского Кремля подтверждает в своих воспоминаниях и сам Гусинский[55].

Публицист Константин Крылов в 2007 году заявил: «При Ельцине цензура и пропаганда действовали не хуже, а куда лучше нынешних. Просто они были временно переданы в частные руки»[56].

Wall Street Journal и Washington Post писали, что период президентства Ельцина был эпохой свободы слова и характеризовался отсутствием цензуры.[57]. Того же мнения придерживается ряд либеральных российских политиков. Например, Борис Немцов сказал: «Ельцин дал нам с вами свободу, и мы должны быть ему за это благодарны, он ненавидел цензуру, и в стране была свобода слова».[58] Олег Наумов писал, что «выбирая между цензурой и свободой слова, Ельцин безоговорочно был за свободу слова»[59]

Свобода слова в 2000-е годы[править | править вики-текст]

Динамика международного индекса свободы прессы в странах Большой восьмёрки, по данным организации Репортёры без границ. Чем выше индекс, тем менее свободна пресса.

По мнению некоторых обозревателей, в 2000-х годах наблюдалось ухудшение свободы СМИ.

По данным Левада-Центра, в российском обществе распространено мнение о необходимости политической цензуры; 60 % опрошенных в декабре 2004 года полагало необходимой политическую цензуру в СМИ[60]. По данным ВЦИОМ, большинство жителей России хочет ограничить такие темы, как порнография и насилие, в то время как за политическую цензуру выступают только 7 %[61]. Положительно относится к цензурным ограничениям ряда культурных тем политолог Сергей Кара-Мурза[62].

Согласно отчётам международной организации «Репортёры без границ», насилие (в частности, убийства журналистов Анны Политковской и Пола Хлебникова) представляет основную угрозу свободе слова в России. По мнению организации, даже когда это насилие не исходит от представителей власти, она всё равно несёт ответственность. Одни независимые газеты вынуждены были закрыться в результате наложения на них штрафов (по приговорам судов), другие подвергаются давлению с требованием прекратить обсуждение вопросов, существенных для имиджа властей. Регулирующее СМИ законодательство не соответствует европейским стандартам. Всё это приводит к вынужденной самоцензуре на подавляющем большинстве СМИ[63].

Комитет защиты журналистов утверждал, что во время президентства В. В. Путина было убито 13 журналистов и убийцы до сих пор не найдены[64][65][66]. Точное количество убитых журналистов в России с момента распада СССР неизвестно. Приводятся разные цифры. Российский Союз журналистов и Фонд защиты гласности обнародовали данные, что с 1993 по 2007 год в России было убито 214 журналистов[67]. Аналитик Международной федерации журналистов Джон Кроуфут писал, что с 1994-го по 2009 год в России были убиты 150 журналистов[68]. Депутат Государственной думы IV созыва Б. Л. Резник заявил: «Убийство журналистов в России стало явлением масштабным и пугающим»[69].

В церемонии открытия 59-го Всемирного газетного конгресса, на котором обсуждалось развитие российских средств массовой информации за последние 15 лет, принял участие В. В. Путин. Он напомнил, что в 1990-е свободы прессы не было как таковой, поскольку национальные каналы телевидения находились под контролем олигархических групп. С его оценкой согласился президент Всемирной газетной и новостной ассоциации О’Рейли, при этом заявив, что олигархический контроль впоследствии сменился государственным[70].

Отвечая на критику О’Рейли, который считал, что присутствие государства в средствах массовой информации снова стало расти, Путин привёл имевшиеся у него данные, что «доля активов государства на рынке российской прессы неизменно сокращается. Это легко проверить, а число самих изданий постоянно растёт»[70]. Президент привёл в качестве примера только один субъект Российской Федерации — Нижегородскую область, где в году, предшествовавшем конгрессу, было зарегистрировано 147 новых газет и журналов. В целом же по России на тот год выходило в свет 53 тысячи периодических изданий, не считая более трёх тысяч телерадиокомпаний. «Даже при всем желании их невозможно проконтролировать», — заключил Путин. Однако, продолжая, он признал, что «у нас ещё так же, как практически в любой другой стране мира, постоянно существует борьба между государством и его интересами, так, как их понимают чиновники, и обществом, и прессой»[70]. Путин заявил далее, что ещё не так давно о свободной прессе в России никто и не помышлял: «Мы с вами собрались в этом зале, который когда-то назывался Дворцом съездов коммунистической партии, а сегодня мы обсуждаем проблемы свободы слова, и в достаточно критическом ключе. Совсем ещё недавно такого даже представить себе было невозможно»[70]. В ходе интернет-конференции с гражданами России Путин не согласился с мнением, что государство осуществляет контроль над телерадиокомпаниями, кабельным телевидением и интернетом. Путин напомнил, что чисто государственным является только канал ВГТРК, который выражает государственную точку зрения. В АО «Первый канал» участвуют иностранные инвесторы, а канал НТВ лишь с недавнего времени стал принадлежать компании «Газпром», которая только на 51 % является государственной. Для иллюстрации своих оценок Путин упомянул компании в Западной Европе, «которые называются абсолютно независимыми, но в которых главными инвесторами, главными держателями акций являются компании, в которых, в свою очередь, государство имеет контрольный пакет»[71].

После конфликта с Грузией в августе 2008 года, несмотря на предположения о цензуре на российском телевидении[72], высшее руководство Грузии имеет регулярный доступ к российским СМИ, включая прямой эфир[73]. При этом Грузия обвиняла Россию в цензуре в связи с тем, что считала российские власти причастными к отказу Eutelsat от трансляции грузинского телеканала на русском языке[74][75][76][77][78].

По утверждению BBC, два из трёх главных федеральных каналов (Первый канал и Россия-1) находятся под государственным контролем, а телеканал НТВ — под контролем «Газпрома»[79].

В феврале 2011 года журналист газеты The Guardian стал первым иностранным журналистом со времени холодной войны, который был выслан из Российской Федерации, после того как написал, что Путин знал о планах убийства Александра Литвиненко[80].

События вокруг СМИ, вызвавшие резонанс[править | править вики-текст]

Владимир Прибыловский и Юрий Фельштинский утверждали, что «дело Бабицкого» было первым эпизодом борьбы администрации Путина со свободой слова. По их мнению, до конца 2003 г. на федеральном уровне (не считая преследования региональных СМИ) имели место следующие акции, которые, по их мнению, являются эпизодами борьбы со свободой слова:

  • февраль 2000 — «дело Хинштейна» (попытка МВД поместить в психиатрическую больницу или возбудить уголовное дело против журналиста «МК» А.Хинштейна за его давние разоблачительные статьи против ведомства и лично министра В.Рушайло);
  • апрель-май 2001 — национализация НТВ;
  • декабрь 2001 — осуждение за шпионаж журналиста-эколога Григория Пасько,
  • 2002 — ликвидация телеканала ТВ-6;
  • май 2002 — попытка закрытия «Новой газеты» с помощью иска Межпромбанка;
  • июнь 2002 — закрытие «Лимонки»
  • июнь 2002 — закрытие «Общей газеты»;
  • сентябрь 2002 — обыск в издательстве «Ad Marginem» по обвинению в распространении порнографии (её усмотрели в романе Сорокина); как полагают Прибыловский с Фельштинским, ссылаясь на слухи, обыск был проведён из-за публикации романа А.Проханова «Господин Гексоген», в котором они увидели обвинения В. Путина во взрывах домов[81];
  • ноябрь 2002 — обыск в редакции газеты «Версия»;
  • февраль 2003 — закрытие «старых» «Новых Известий»;
  • февраль 2003 — повторная национализация НТВ;
  • май-июнь 2003 — поправки к закону о СМИ;
  • сентябрь 2003 — отъем помещения у журнала «Новое время»;
  • июнь 2003 — закрытие ТВС;
  • сентябрь-декабрь 2003 — предвыборные цензурные репрессии против печатных СМИ;
  • сентябрь-декабрь 2003 — предвыборное усиление цензуры на телевидении[81];
  • февраль 2006 — закрытие «Генеральной линии»
  • март 2011 — захват «Единой Россией» журнала «РФ сегодня»

В 2001 г. Европейский суд по правам человека обязал Россию выплатить 7 тысяч евро за нарушение свободы слова редакторов екатеринбургской газеты «Д. С. П.».[82]

Случаи преследования журналистов[править | править вики-текст]

  • 2006: Анна Поликовская была застрелена в подъезде своего дома[87].
  • 2008: Возбуждёно уголовное дело против сайта «Ингушетия.ру» и его главреда Розы Мальсаговой[88] . Мальсагова покинула Россию вместе с тремя малолетними детьми, чтобы найти убежище в ЕС. 31 августа был убит владелец сайта Магомед Евлоев. Согласно официальной версии[89], выстрел был произведен случайно сотрудником МВД Ингушетии[90].

Мнения[править | править вики-текст]

  • По данным Центра Экстремальной Журналистики с приходом к власти В.В. Путина постоянно увеличивается число дел по обвинению журналистов в уголовных преступлениях: 2000 — 19, 2001 — 31, 2002 — 49, в первой половине 2003 года — более 20[93].
  • В связи с нападениями на журналистов в 2014 г. представитель ОБСЕ по свободе слова Дунья Миятович назвала ситуацию с безопасностью журналистов в России «ужасающей»[91].

Освещение оппозиционных общественных кампаний[править | править вики-текст]

Общественная кампания «Путин должен уйти» по сбору подписей под открытым письмом с требованием отставки Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина получила освещение в более чем десятке ведущих российских изданий.

Маршам несогласных уделяют большое внимание телеканалы каналы «РЕН ТВ» и RTVi и ряд других российских СМИ[94][95][96][97][98][99][100][101][102].

КПРФ высказывает претензии ко всем эфирным телеканалам за игнорирование в ряде случаев оппозиционных мероприятий, отмечая при этом, что в ряде случаев телеканалы предоставляли «не только меньше эфира, чем всем другим парламентским партиям, но и даже меньше, чем непарламентской СПС»[103].

В 2007 году глава Центризбиркома РФ Владимир Чуров, подводя итоги мониторинга СМИ, давал оценку, что при освещении избирательной кампании в российских печатных СМИ ощущается перекос в сторону оппозиционных партий, в радийном поле достигнуто полное равновесие политических партий, а телеканалы же отдают предпочтение разным партиям[104].

Весной 2010 года Союз журналистов России и ГУВД Москвы подписали меморандум о взаимодействии во время массовых мероприятий. Сотрудники СМИ получат специальные ярко-желтые жилеты и желтые же карточки, чтобы «их не трогали руками». Согласно меморандуму, «журналисты, обладающие редакционными удостоверениями и выполняющие поручение редакций, имеют полное право на освещение массовых мероприятий вне зависимости от того, согласованы они или нет, а также ряда других причин». «В целях идентификации журналистов, освещающих массовые мероприятия, ГУВД Москвы оформляет и выдаёт „карточки безопасности“ редакциям СМИ, которые в дальнейшем используются журналистами», "В целях обеспечения правопорядка при проведении массовых мероприятий редакции СМИ и журналисты признают недопустимым использование статуса журналиста не для освещения публичного мероприятия, а для участия в нём. При этом, «ГУВД не будет делить журналистов на российских и тех, кто представляет иностранные СМИ»[105]

Свобода слова в Интернете[править | править вики-текст]

На общественных дебатах о свободе СМИ, проведённом РИАН, журналист и общественный деятель Антон Носик отметил, что утверждения о том, что в России нет свободы слова оскорбляют его интеллект: «когда человек утверждает, что в России нет свободы слова, то возникает вопрос, куда он дел 43 миллиона, по данным ФОМ, пользователей Интернета. Где ему в Интернете нельзя что-то сказать?»[106]

Журналист и продюсер Тина Канделаки, со страниц издания gzt.ru, говоря о свободе слова в интернете, написала «что на сегодняшний день блоги — это реальная площадка для реализации свободы слова. Сегодня говорить о том, что свободы слова нет, уже абсолютно неактуально. Свобода слова, совершенно очевидно, есть — для тех, кто готов бороться», приведя в качестве примера эпизод с саратовским экономистом Денисом Давыдовым, который рассказал в блоге президента страны о нецелевом расходовании бюджетных средств в Саратовском техническом университете, после чего начальника отдела госзакупок университета уволили, ректора оштрафовали[107].

1 ноября 2012 года начал работу единый реестр запрещённых сайтов, содержащих информацию, распространение которой на территории России запрещено.

Свобода слова и терроризм[править | править вики-текст]

Ряд источников, на примере теракта на мюзикле «Норд-Ост», отмечает, что неограниченная свобода слова может нести катастрофические последствия: тогда главный продюсер мюзикла Александр Цекало рассказывал о подробностях входа и выхода из здания ДК, а один из федеральных телеканалов в прямом эфире транслировал начало контр-террористической операции, чем, по свидетельству заложников, террористы не замедлили воспользоваться в своих целях[108]. Однако этой информации даёт опровержение Виктор Шендерович, один из команды журналистов "того" НТВ, в своей книге "Обстоятельства непреодолимой силы" утверждая: "Ведь никакого прямого эфира не было. Штурм (если называть штурмом расстрел отравленных) начался в пять утра, а пленка, запечатлевшая подготовку штурма, пошла в эфир только в начале седьмого. Жизням заложников к этому времени уже не могло угрожать ничего - и уже почти ничего не могло их спасти. В начале седь­мого утра заложники уже умирали на ступеньках Дома Культуры."

В 2003 году Союзом журналистов России была принята «Антитеррористическая хартия», которая призвана стать внутренним цензором для освещающих акты терроризма и контр-террористические операции журналистов. Так, Хартия предписывает «воздерживаться от неподобающей сенсационности и натурализма при показе жестокости и насилия», «проявлять должное уважение к страданиям жертв терроризма и чувствам их близких, дабы не усугублять их бестактным освещением событий», а также «избегать прямых контактов с террористами» и ни при каких обстоятельствах «не брать на себя роль посредников»[108].

Ограничения свободы слова[править | править вики-текст]

Публикации печатных изданий, музыкальных произведений, фильмов, иных произведений, могут быть запрещены решением суда, если такие произведения будут признаны экстремистскими (разжигающими социальную, национальную, религиозную, расовую рознь, призывающими к насильственному свержению власти и так далее) или порнографическими.

С июля 2007 года в РФ каждые полгода публикуется Федеральный список экстремистских материалов (признанных судом экстремистскими за прошедшие полгода). В этот список входят печатные издания, музыкальные альбомы, кинофильмы.[109]

Постановление Главы города Вологды Е. Б. Шулепова № 1310 от 18 марта 2009 года обязало редактора газеты «Вологодские новости» (муниципальное унитарное предприятие)

3.26. Представлять на утверждение начальнику управления массовых коммуникаций и общественных связей Управления делами Администрации города Вологды макет нового выпуска газеты до отправления его в типографию, с которой заключён договор, для печати.[110]

Возможные проявления цензуры на телевидении[править | править вики-текст]

НТВ: цензура эфира и закрытие телепрограмм[править | править вики-текст]

Выходившая в 1990-х — начале 2000-х сатирическая программа «Куклы» в числе прочего использовала куклу В. В. Путина для создания сатирических сюжетов. По утверждени газеты Independent, Кремль потребовал убрать куклу из программы, а затем программа была закрыта[111]. Эта же программа часто служила поводом для судебных разбирательств.

16 ноября 2003 года из программы «Намедни» на телеканале НТВ был вырезан сюжет, посвящённый книге журналистки Елены Трегубовой «Байки кремлёвского диггера». В своей книге журналистка нелестно отзывалась о В. В. Путине. Программа в полном объёме была транслирована на дальневосточные регионы страны, после чего по приказу генерального директора НТВ Николая Сенкевича сюжет о книге был исключен из передачи[112].

По факту этого события Союз журналистов обратился к Генеральному прокурору России Владимиру Устинову с просьбой возбудить уголовное дело против Николая Сенкевича по статье 144 УК РФ «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста»,[113] но прокуратура не поддержала обращение. Сам Николай Сенкевич объяснял своё решение о снятии сюжета тем, что «НТВ не отхожее место, где есть место хамству и пошлости»[114].

28 мая 2004 года заместитель генерального директора НТВ по информационному вещанию Александр Герасимов потребовал снять из эфира программы «Намедни» интервью с вдовой убитого в Катаре чеченского террориста и бывшего де-факто президента Ичкерии Зелимхана Яндарбиева. Текст интервью был также удален с сайта НТВ, а также был вычищен интернет-форум телепрограммы, где телезрители обсуждали запрещённый к показу сюжет[115]. Ведущий программы «Намедни» Леонид Парфёнов заявил, что Александр Герасимов запретил показ интервью по просьбе представителей российских спецслужб[116]. Александр Герасимов заявил, что подобная просьба к нему поступала: «Была устная просьба о том, чтобы не давать в эфир ничего, касающегося хода судебного разбирательства [суд над двоими россиянами, обвинявшимися в убийстве Яндарбиева], так как, считают спецслужбы, это может повлиять на решение, которое вынесет суд Катара».

1 июня 2004 года Леонид Парфёнов был уволен с телеканала НТВ «по сокращению штатов», а программа «Намедни» была закрыта. Одновременно с этим был закрыт сайт программы, а также форум «Намедни» на сайте телеканала НТВ. По заявлениям NEWSru.com, принадлежащего Владимиру Гусинскому, бывшему владельцу НТВ, все обсуждения этих событий планомерно удалялись с общих форумов сайта телеканала[117].

В июле 2004 года на телеканале НТВ была закрыта информационно-развлекательная программа «Красная Стрела»[118]. Руководство телеканала мотивировало снятие программы с эфира дороговизной проекта. «Красная стрела» дважды награждалась телевизионной премии ТЭФИ. Впервые получая этот приз в 2002 году, один из ведущих программы Алексей Колган, озвучивавший Хрюна Моржова, пошутил: «На эти статуэтки мы со Степкой будем пялиться, когда нас закроют». Второй раз телеакадемики отметили «Красную стрелу» премией ТЭФИ в сентябре 2004 года, уже после закрытия программы[119].

9 июля 2004 года в последний раз вышел в эфир выпуск общественно-политического ток-шоу «Свобода слова» Савика Шустера. В течение полутора недель пресс-служба и руководство НТВ не подтверждали слухи о закрытии программы, но «Свобода слова» с того времени навсегда покинула эфир телеканала НТВ.

19 июля 2004 года генеральный директор НТВ Владимир Кулистиков так объяснял причины закрытия программы: «Считалось, что программа была трибуной для обмена мнениями. Но далеко не всеми мнениями. Люди статусные, принимающие решения, оставались в меньшинстве либо не приходили вовсе, из-за этого программа перестала быть объективным отражением споров, идущих в обществе. <…> Зачастую она воспринималась как клуб „пикейных жилетов“, которые в сущности доказывали один тезис: Путин — не голова. Голос большинства был в ней почти не слышен. <…> Достаточно типичная мизансцена: робкий и немного косноязычный представитель парламентского большинства, которого удалось по неопытности заманить на программу, пытается рассказать о сути правительственной реформы. И тут поднимается испытанный боец-краснобай из правых или левых и хорошо поставленным голосом восклицает что-то вроде: „Да что вы его слушаете про какие-то индексы? Народ голодает!“ Публика нажимает кнопки, и вот результат: народ в зале „против“. А на выборах почему-то „за“. Вот от этого статусных людей было мало. В основном там были те, кто за последнее время много чего проиграли, показав себя неумелыми управленцами и беспомощными политиками.»[120].

В июле 2004 года глава Союза журналистов России Игорь Яковенко так прокомментировал закрытие «Свободы слова»: «Это последний этап превращения НТВ в обычный государственный канал. Теперь телезрители могут выбросить пульты за ненадобностью, потому что все каналы будут одинаковы»[121][122]

В сентябре 2004 года президент фонда «Академия российского телевидения» Владимир Познер заявил: «Снятие с эфира таких программ, как „Красная стрела“, „Свобода слова“, „Намедни“, — это безобразие. Они имели прекрасный рейтинг и были сделаны отличным образом на хорошем, а иногда блистательном профессиональном уровне»[123]

Купюры в телетрансляции ТЭФИ[править | править вики-текст]

24 сентября 2004 года в трансляции церемонии вручения ТЭФИ на канале НТВ была отцензурирована речь президента телекомпании Ren-TV Ирены Лесневской, в эфире осталась лишь первая и последняя фраза выступления. В эфир не попали, в частности, такие слова Ирены Лесневской: «… И в течение многих лет мы проповедуем только одно: мы не прокуроры, не партия, мы свободные люди в свободной стране. Говорим то, что видим, у нас своя правда, а не та, что нам указывают сверху». Главный продюсер НТВ Александр Левин, комментируя данный инцидент изданию «Коммерсант», подчеркнул, что, напротив, просил производителей не вырезать никаких политических и особо острых реплик. Издание «Коммерсант» при этом также обратило внимание на то, что в эфире остались без купюр даже слова директора «Нашего радио» Михаила Козырева, получавшего ТЭФИ за проект Ren TV «Неголубой огонек, который благодарил Сергея Шнурова, написавшего песню „Я свободен“, которую, по словам господина Козырева, музыкант написал „под воздействием того, что происходит с Михаилом Ходорковским“.[124].

23 ноября 2006 года из трансляции на телеканале СТС церемонии вручения ТЭФИ были вырезаны слова благодарности в адрес Владимира Гусинского и Игоря Малашенко[125]. Во время церемонии награждения лауреат премии Андрей Норкин поблагодарил бывших владельцев НТВ за то, что они создали RTVi (на этом спутниковом канале выходила информационная программа Андрея Норкина, которая была удостоена премии).

21 сентября 2007 года во время телетрансляции ТЭФИ подверглась цензуре речь гендиректора телекомпании „Совершенно секретно“ Этери Левиевой, получавшей приз за фильм „Анна Политковская. Последнее интервью“. Этери Левиева закончила своё выступление словами благодарности в адрес „Пятого канала“: „Спасибо, что остались ещё телеканалы, где мы можем показывать такие фильмы“. В эфире СТС осталась только благодарность директору „Пятого канала“, а последняя фраза была отрезана[126].

Выступления Михаила Задорнова[править | править вики-текст]

Михаил Задорнов утверждает, что его выступления на телевидении подвергают цензуре перед выпуском на экран. Он заявлял об этом в некоторых своих телевыступлениях и в интервью[127]. Так, телеканал РЕН вырезал из телеверсии новогоднего концерта ряд острых комментариев сатирика о событиях в России в канун и во время проведения парламентских выборов 2011 года.

Видеообращение майора милиции А. А. Дымовского[править | править вики-текст]

5 ноября 2009 года майор милиции А. А. Дымовский выступил с открытым видеообращением к председателю правительства России В. В. Путину, которое он разместил в Интернете на своём сайте[128]. Несмотря на широкое освещение, которое получило видеообращение Дымовского в сетевых изданиях и на радио, эта тема практически не освещалось на федеральных каналах телевидения. Высказывались предположения о существовании негласного запрета на «тему Дымовского» на телеканалах[129][130].

Цензура во время предвыборной агитации 2011 г.[править | править вики-текст]

Во время предвыборной агитации в СМИ председатель ЦИКа Владимир Чуров по собственной инициативе снимал с федеральных телеканалов ролики оппозиционеров, среди которых ролик «Яблока», где Григорий Явлинский упомянул Владимира Путина, Дмитрия Медведева, ЛДПР, КПРФ и Единую Россию[131]. От трансляции ролика отказались каналы ТВЦ, «Россия» и «Первый канал». Также к трансляции были запрещены некоторые ролики ЛДПР и «Справедливой России»[132].

Печатные издания[править | править вики-текст]

Книга «Застольные беседы Гитлера»[править | править вики-текст]

В июле 2008 года суд Засвияжского района Ульяновска удовлетворил иск районной прокуратуры и признал экстремистской книгу английского историка Хью Тревор-Ропера «Застольные беседы Гитлера. 1941—1944 гг»[133][134]. Книга является научной монографией, исследующей ранее опубликованные речи Гитлера, в которой автор пытается разобраться, какие из опубликованных «застольных бесед» Гитлера являются подлинниками, а какие — приписываемыми ему в пропагандистских целях фальшивками. В публикации, описывающей санкции против «Застольных бесед…», журналист Газеты.ру Вадим Нестеров назвал решение о запрете книги «абсурдом»[135].

После запрета издательство «ЭКСМО» в июле 2008 года запустило новую книжную серию. Она называется «Пока ещё не запрещённые книги»[135].

Статья о Путине в журнале GQ[править | править вики-текст]

В сентябре 2009 года из российской версии журнала «GQ» была изъята статья о Владимире Путине, которая была опубликована в англоязычном издании этого журнала. Руководство американского издательского дома Conde Nast, выпускающего мужской журнал «GQ», запретило переводить на русский язык статью Скотта Андерсона «Владимир Путин — тёмное восхождение к власти», в которой рассматривалась версия возможной причастности российских спецслужб к взрывам жилых домов в 1999 году. Газета.ру сообщила, что американские блогеры, узнав об изъятии статьи из российской версии журнала, начали в Интернете кампанию по переводу запрещённой статьи на русский язык[136][137].

В эфире радиостанции «Эхо Москвы» главный редактор российской версии журнала «GQ» Николай Усков прокомментировал сложившуюся ситуацию[138]:

«Никаких распоряжений от своего руководства по поводу непубликации статьи господина Скотта Андерсона я не получал… По-видимому, речь идет о том, что в прессе кто-то решил, что эта статья запрещена для публикации в России»
«Я по-прежнему могу её публиковать, если захочу. Другое дело, что в этой статье, честно говоря, не содержится ничего, о чём бы ни писали российские средства массовой информации уже несколько лет подряд… Всё, что содержится в статье, в принципе известно российской публике, было многократно обсуждено во многих СМИ в России, в том числе на телеканалах»

Между тем, газета «Ведомости» сообщила, что адвокатом издательского дома Conde Nast Джерри Биренцом было направлено топ-менеджерам и редакторам журнала «GQ» письмо с запретом на публикацию статьи в России. Официальный представитель Conde Nast Мари Перл заявила, что компания «принимает во внимание законы и проблемы тех стран, в которых выходят журналы издательского дома». Председатель Фонда гражданских свобод Александр Гольдфарб уверен, что на руководство Conde Nast было оказано давление из России[139].

Фильмы[править | править вики-текст]

Война Чарли Уилсона[править | править вики-текст]

В начале февраля 2008 стало известно, что в российском прокате не будет идти фильм «Война Чарли Уилсона». По данным Би-Би-Си, права на фильм были куплены компанией Universal Pictures International (UPI) Russia. Как объяснила журналистам глава отдела кинопроката UPI Влада Ефремова, фильм был изъят из проката из-за «определённой направленности картины», в которой Советский Союз был выставлен не в лучшем свете[140]. Фильм был издан на DVD, но русский дубляж был сделан с большим количеством ошибок и смысловых искажений. 7 февраля 2010 года фильм все же был показан на телеканале СТС

СМИ[править | править вики-текст]

По заявлению «Новой газеты», при освещении дебатов в Америке российские СМИ отцензурировали выступление оппонента Буша Керри, опустив следующее:

Это как будто обратило вспять переход к демократии, который Россия пыталась совершить. Я сожалею о том, что случилось в эти последние месяцы. И я думаю, этот ответ терроризму не верен. Мистер Путин контролирует теперь все телевизионные станции. Его политическая оппозиция отправлена в тюрьму.

Я думаю, для США очень важно, и это очевидно, — сохранять хорошие рабочие отношения. Это очень важная для нас страна. Мы хотим сотрудничества. Но мы всегда стояли за демократию. Как недавно сказал Джордж Уилл, «свобода на марше, но не сейчас в России»[141].

В декабре 2007 впервые в РФ суд обязал СМИ не опубликовать опровержение, но удалить из своих архивов текст, являющийся перепечаткой информации из официальной государственной структуры. Высший Арбитражный суд РФ обязал информационное агентство REGNUM удалить из своих архивов текст, основанный на информации из Управления Федеральной службы Российской Федерации по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о факте обнаружения ртути в пакете сока производства Раменского молочного комбината[142][143].

15 июня 2010 года Останкинский суд вынес решение о прекращении деятельности газеты «К барьеру!». Решение вынесено на основании 3-х предупреждений, выданных газете Россвязьохранкультурой за публикации материалов, которые, по мнению чиновников, являются «экстремистскими». Однако фактически ни одним судом экстремизм этих материалов официально не был признан.[144] Главный редактор Мухин, Юрий Игнатьевич опубликовал обращение, в котором обвинил " лобби Израиля в России, удушающее в ней остатки свободной прессы, которая одержала очередную победу: с помощью своих агентов прекратила деятельность и газеты «К барьеру!»[145]. За публикацию комментария к этому решению в виде заявления главного редактора газеты Юрия Мухина агентству АПН было вынесено официальное предупреждение, поскольку Роскомнадзор усмотрел в его высказываниях «угрозу и побуждение к насилию», а также «признаки подстрекательства к осуществлению террористической деятельности и совершению преступлений».[145]

28 ноября 2011 года редактор портала ИноСМИ Григорий Охотин обвинил РИА Новости, которому принадлежит портал, в цензуре и уволился, выложив в интернет внутреннюю переписку, в которой его просили фильтровать публикуемые статьи. В частности, ему порекомендовали «не брать» для публикации на главной странице материалы западных СМИ «с жёсткой критикой и провокационными заголовками про 'партию' и Путина», не ставить на сайт «никаких политических текстов с негативом» в предвыборную неделю[146][147]. Назадолго до этого ИноСМИ опубликовали несколько критических статей о Путине, в том числе про освистывание Путина в Олимпийском[148][149][150]

Интернет[править | править вики-текст]

28 июля 2012 года был подписан Президентом РФ Федеральный закон № 139-ФЗ , который внёс в другие федеральные законы ряд положений, предполагающих фильтрацию интернет-сайтов по системе чёрного списка и блокировку запрещённых интернет-ресурсов. По этому закону досудебное закрытие сайтов возможно после решения Роскомнадзора при наличии детской порнографии или объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей в мероприятиях порнографического характера; информации об изготовлении или получении наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров; информации о способах совершения суицида, а также призывов к его совершению; информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате преступлений[151]. Также подлежат закрытию ресурсы, содержащие информацию, распространение которой запрещено решением суда.

28 декабря 2013 года был подписан Президентом РФ Федеральный закон № 398-ФЗ, который позволяет Роскомнадзору по предписанию Генпрокуратуры РФ производить немедленную блокировку без решения суда сайтов, распространяющих призывы к массовым беспорядкам и с другой экстремистской информацией.

Традиционные сайты[править | править вики-текст]

Прокуратура Улётовского района Читинской области выдвинула к провайдеру ОАО «Сибирьтелеком» Валерия Алексеева требование об ограничении доступа к сайтам, которые, по мнению прокуратуры, способствуют разжиганию социальной, расовой и религиозной розни. Названия сайтов опубликованы не были[152].

Два крупнейших интернет-провайдера в Ингушетии (ЗАО «ИТТ» и ООО «Телеком») закрыли доступ своим пользователям к сайту ingushetiya.ru[153] в середине января 2008 года после опубликования на сайте информации о том, что в рамках акции «Я не голосовал!» собрано 87340 (17,7% всех проживающих в республике) письменных заявлений от жителей Ингушетии, которые заявляют, что не ходили голосовать 2 декабря 2007 года (эти данные находятся в противоречии с данными ЦИК РФ о том, что в выборах приняли участие свыше 98 % избирателей Ингушетии)[154].

Повестка в Верховный Суд по иску о закрытии сайта www.ingushetiya.ru

Прокуратурой Республики Ингушетия 28.02.2008 г. направлено представление об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере информации с требованием к ОАО «Ингушэлектросвязь» ограничить доступ к интернет сайту www.ingushetiya.ru в связи с тем, что по мнению прокуратуры на данном сайте распространены сведения о заведомо ложном обвинении лица замещающего государственную должность субъекта Российской, предварительной агитации среди граждан принять участие в публичном мероприятии, а также материалы направленные на возбуждение национальной вражды. Кроме того прокуратура требует ограничить доступ к ресурсам прокси серверов, через которые осуществляется доступ к сайту www.ingushetiya.ru.

Прокуратура обжаловала отрицательное решение первой инстанции о закрытии сайта ingushetiya.ru в Верховном Суде РФ (дело номер 26-Г08-3)[155][156]

6 июня 2008 года Кунцевский районный суд города Москвы удовлетворил заявление прокурора Республики Ингушетия и принял решение о прекращении деятельности сайта www.ingushetiya.ru[157].

Сайт 20marta.ru, на котором общались организаторы намеченных на 20-е марта 2010 года акций протеста в ряде российских регионов, был закрыт по решению Управления «К» МВД России. Член федерального бюро движения «Солидарность» Ольга Курносова рассказала, что на сайте, в частности, обсуждались лозунги, с которыми оппозиционеры должны были выйти на митинги. Некоторые воззвания милиционеры сочли антиправительственными и усмотрели в них экстремизм, поэтому доступ к ресурсу был закрыт[158].

Беломорским управлением Росохранкультуры (Архангельск) по обвинению в пропаганде национализма была закрыта газета «Зырянская жизнь» и её интернет-сайт (статья, вызвавшая недовольство властей). Главный редактор Сергей Сорокин обвинение отрицал и заявлял, что газета была закрыта за критику власти. 5 июня 2007 г. Верховный суд Республики Коми отказал Беломорскому управлению Росохранкультуры в удовлетворении искового заявления о прекращении деятельности газеты «Зырянская жизнь» и признании недействительным свидетельства о её регистрации. 11 июня сайт «Зырянской жизни» возобновил обновление материалов[источник не указан 780 дней].

10 мая 2011 г. Верховный суд РФ в своём определении № 58-Впр11-2 по иску прокурора г. Хабаровска к ЗАО «Транстелеком-ДВ» (интернет-провайдеру) об ограничении доступа к странице сайта, на которой были размещены признанные экстремистскими материалы об НБП указал, что, несмотря на отсутствие законов, предусматривающих конкретный порядок и условия ограничения доступа к интернет-сайтам, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сайтам, содержащим экстремистский материал, и техническая возможность это сделать у провайдера имелась. Верховный суд отменил решения нижестоящих судебных инстанций, отказавших прокурору в удовлетворении иска, и направил дело на новое рассмотрение.[159]

13 марта 2014 года Роскомнадзор без судебного решения[160] ограничил доступ сразу к трем интернет-СМИ с независимой редакционной политикой: Грани.ру, Каспаров.ру, «Ежедневный журнал»[161].

Блогосфера[править | править вики-текст]

Постановление об избрании к блогеру Е. С. Савельевой меры пресечения в виде подписки о невыезде за размещение под именем «nibaal» материалов на сайте http://nibaal.livejournal.com

В 2008 году началось судебное преследование по факту размещения материалов на сайте Livejournal и в других блогах[162]. Блогер Е. С. Савельева с 1 января 2008 года находилась под подпиской о невыезде[163], так как[164][165]

«В ходе оперативно-розыскных мероприятий, проведённых сотрудниками УФСБ РФ по Новгородской области, установлено, что текстовые файлы (список) были размещены в сети интернет пользователем „nibaal“ по адресам http://nibaal.livejournal.com и др.»

Первое в РФ решение суда, обязавшего одного блогера выплатить деньги за оскорбление другого, было вынесено Басманным судом г. Москвы в конце июня 2008 года[166].

Ещё одно уголовное дело за высказывание в блоге, закончившиееся для блогера Терентьева приговором «признать виновным», имело место 7 июня 2008 года в Сыктывкарском городском суде республики Коми[167].

После этого цензурирование размещённых в блогосфере (в частности, на платформе LiveJournal.com) материалов продолжалось. Так, 11 августа 2008 года против кемеровского блогера Дмитрия Соловьёва было возбуждено уголовное дело по ст. 282 ч. 1 УК РФ. Областная прокуратура вменяет ему публикацию под ником ЖЖ-авторdimon77 нескольких постов, «возбуждающих ненависть, вражду и унижающих достоинство сотрудников органов внутренних дел и органов ФСБ». Дело вызвало широкий резонанс в СМИ, утверждавших о наличии в деле элементов политического заказа[168]. В поддержку блогера продолжается сбор подписей.

22 июня 2009 года в Москве за разжигание межнациональной розни было возбуждено уголовное дело в отношении 21-летней девушки, разместившей в своём блоге «Пособие по уличному террору»[169]. В том же июне на пользователя «Живого журнала» Дмитрия Кирилина из Самары было заведено дело по ч. 1 ст. 280 УК РФ (призывы к осуществлению экстремистской деятельности), за то что он в 2006 году под ником ЖЖ-авторnew-m0ray в своём интернет-дневнике «призывал посетителей своей страницы к свержению существующего политического строя, а также неуважительно высказывался в адрес действующих властных структур»[170]. 6 октября того же года мировой суд Советского района г. Самары признал Кирилина виновным и назначил в 1 год лишения свободы условно[171].

6 августа 2009 года в Уфе были арестованы четверо пользователей Живого журнала — Николай Швецов, Сергей Орлов, Константин Нестеров и Игорь Кучумов. Им было предъявлено обвинение в «публичном призыве к экстремистской деятельности, а также в участии в экстремистском сообществе и возбуждении национальной вражды», и заведено уголовное дело по статьям 280, 282 и 212 УК РФ. Арестованные цитировали в своих блогах признанную экстремистской книгу «Воины против ублюдков», в которой резко критикуется руководство Башкирии и лично президент республики Муртаза Рахимов[172].

Это не первый прецедент, когда граждан подвергают уголовному преследованию за высказывания в Интернете, но впервые в подобной практике обвиняемые были подвергнуты аресту на время проведения следствия. По предъявленным обвинениям им грозит до шести лет лишения свободы[172].

4 декабря 2009 года в Саратове был арестован 22-летний студент медицинского госуниверситета Иван Перегородиев по обвинению в заведомо ложном сообщении об акте терроризма (ст. 207 УК РФ). Поводом для возбуждения уголовного дела послужила запись студента в «Живом журнале» следующего содержания: «Результаты вскрытия саратовцев, скончавшихся от свиного гриппа, схожи с описанием в медицинской литературе с результатами вскрытия больных лёгочной чумой. Сегодня в Саратове планируют распылять реагенты против лёгочной чумы с самолётов» и прямо сослался на источники. Это первый прецедент в России, когда арестовывают блогера, перепечатавшего (пусть и неверную) новость с новостного сайта в Интернете[173][174][175][176].

В 2013 году кузбасский журналист и блогер Станислав Калиниченко подвергся преследованию за «два клика мышкой» — «за ретвит». У Калиниченко проводили дома обыски, во время которых были изъяты все электронные носители информации, а его самого задерживали. Во время задержания его кредитная карта была конфискована силовыми органами, после чего Калиниченко обнаружил на своём банковском счёте задолженность в 42 миллиона рублей. Обвиняют Станислава Калиниченко по части 1 статьи 280 Уголовного кодекса РФ, которые предусматривают лишение свободы на срок до трёх лет[177][178][179].

9 января 2014 года блогер Сергей Мухамедов, известный в ЖЖ под ником ottenki_serogo, заявил о том, что к нему домой пришли сотрудники центра по борьбе с экстремизмом из-за одного из комментариев к его посту в «Живом Журнале»[180].

13 марта 2014 года Роскомнадзором без судебного решения был заблокирован блог Алексея Навального в «Живом Журнале» и на сайте «Эха Москвы»[181].

Социальные сети[править | править вики-текст]

В феврале 2009 года владельцы социальной сети «В Контакте» получили от прокуратуры Центрального района Санкт-Петербурга предупреждение о недопустимости публикации на их сайте материалов, пропагандирующих преступную деятельность и инструкций по её совершению. В частности, было указано на размещённую в соцсети в открытом доступе «Поваренную книгу анархиста», якобы после знакомства с которой получил ожоги 17-летний подросток[182].

В ночь с 6 на 7 марта при не до конца выясненных обстоятельствах из 30-го отделения милиции Санкт-Петербурга в психиатрическую больницу № 6 был принудительно госпитализирован 29-летний антифашист Вадим Чарушев, прославившийся созданием в социальной сети «В Контакте» групп «Галина Старовойтова, ваши идеи живы» и «Я не голосовал за ЕдРо и путинскую марионетку!»[183]. 15 марта на прошедшем в клинике выездном судебном заседании судья Смольнинского суда Смирнова удовлетворила заявление психиатрического учреждения о принудительном лечении молодого человека. По словам его адвоката Виктора Грозовского, на суде Чарушев категорически отказывался подписать согласие на добровольное лечение, за что получил множество угроз, после которых он всё-таки был вынужден подписать данную бумагу. По мнению одного из присутствовавших на суде свидетелей, так Вадиму отомстили за то, что он не побоялся открыто высказывать в сети свои демократические убеждения[184].

Ограничения на художественную деятельность[править | править вики-текст]

Согласно Михаилу Коковихину, Бориса Сметанина исключили из университета после прочтения стиха о «Единой России» на литературном вечере в Кирове. Главу департамента культуры Владимира Микрюкова сместили[185].

Директор кировской областной библиотеки Надежда Гурьянова запретила выставку живописи Владимира Усатова, чтобы не «усугублять какие-то конфликтные ситуации»[185].

Материалы, имеющиеся в единственном экземпляре, утраченные в результате действий властей[править | править вики-текст]

18 июня 2008 года у бывшего личного видеохроникера первого президента России Бориса Ельцина Александра Кузнецова сотрудники спецслужб конфисковали весь его видеоархив, так как «есть информация, что на этих кассетах контрафактная продукция». Опись архива производилась несколько часов под дождем, в результате чего бо́льшая часть кассет промокла, и эти материалы, скорее всего, утрачены[186].

По данным Новой газеты, управление архивных фондов ФСБ уничтожило все оперативные дела на подозревавшихся в антисоветской агитации и пропаганде (даже на полностью реабилитированных, то есть не считающихся преступниками)[187].

Мнения международных правозащитных организаций[править | править вики-текст]

Динамика уровня свободы прессы в России (Freedom House)[188]. Для сравнения показаны данные по КНДР и Швеции

Согласно рейтингу организации Freedom House в отношении свободы прессы, в 2005 году Россия объявлена полностью несвободной страной, заняв 158 место из 194 (из стран бывшего СССР ниже её поставлены только Белоруссия, Узбекистан и Таджикистан). По мнению организации, «российские власти используют юридическое и экономическое давление, а также угрозы физической расправы, чтобы предотвратить появление в СМИ критической информации по особо острым темам, таким как, например, конфликт в Чечне»[189]. По данным организации «Репортёры без границ», в 2008 году Россия заняла 141-е место из 173 в рейтинге свободы прессы[190]. Согласно их докладу, опубликованному в 2006 году о положении СМИ в России, правительственный контроль над телеканалами в 2005 году ужесточился, а угроза насилия является наибольшей опасностью для свободных журналистов[63][191]. Ранее данная организация утверждала об ущемлении свободы слова в России[192]. В 2009 году она опустилась на 174 место в рейтинге из 195 стран[193].

В 2001 году В. Путин занял 22 место в списке 30 «худших врагов прессы» организации «Репортёры без границ» и 5 место в списке 10 «худших врагов прессы» международного Комитета защиты журналистов. В 2010 году В. Путин вновь был назван «Репортёрами без границ» «гонителем свободы слова». Кроме В. Путина в рейтинг врагов свободной прессы попал также Рамзан Кадыров[194][195]

В публикации ВЦИОМ, посвящённой теме свободы слова в РФ, при рассмотрении рейтингов «Дома свободы» и «Репортеров без границ» относительно свободы слова в РФ, указывается, что они по ряду причин регулярно ставятся под сомнение. Так, сомнение вызывает сама методика оценки: показатели составляются на основе экспертных оценок, несвободных от идеологических и политических пристрастий, при этом, сами оценки не раскрываются, а публичными становятся лишь обобщённые оценки по группам критериев: в правовой, политической и экономической сфере. Несомненной сильной стороной таких «рейтингов», как указывается в работе, является мощное паблисити: значительные усилия вкладываются в создание авторитетности и «непогрешимости» этих организаций и публикуемых ими оценок[4]. В то же время ряд ученых, исследовав методики «Дома свободы», полагают претензии к ним надуманными, а рейтинги — достаточно объективными[196][197][198]. На рейтинги «Дома свободы» и «Репортеров без границ» опираются общие методологические рекомендации ЮНЕСКО[199].

Мнения журналистов, политических обозревателей, общественных деятелей[править | править вики-текст]

Согласно мнениям ряда журналистов, политических обозревателей, общественных деятелей свобода слова в России существует[106][200][201][202], а Виталий Третьяков полагает, что она по сути абсолютна[203].

Аркадий Арканов : «политическая цензура всё-таки присутствует, в остальном она отсутствует полностью»[204]

Пётр Вайль заявляет, что свобода слова в России отсутствует[205][значимость факта?].

Юрий Мухин, рассуждая о свободе слова в России, заявил, что «российских журналистов проблема свободы слова не интересует», и что вообще «журналистику абсолютно справедливо сравнивают с проституцией», а «журналисты не просто не участвуют в борьбе за свободу слова — они сами яростно и искренне с ней борются…в России душится свобода слова с помощью журналистов», и вообще «писание на деньги хозяина СМИ и свобода слова не совместимы!»[206]

Президент Фонда защиты гласности А. Симонов «свобода слова в России — далеко за горизонтом»[207].

Евгений Киселёв назвал «развал НТВ..и передачу его Газпрому» «началом процесса ущемления свободы слова», хотя отметил, что имеет возможность писать для некоторых газет, выступать по радио 'Эхо Москвы', но более всего радуется возможностям интернета, «менее поддающегося контролю средства массовой информации»[208].

Аверкиев Игорь Валерьевич, председатель Пермской гражданской палаты, член правления Пермского регионального правозащитного центра, главный редактор газеты «Личное дело»: "Свобода слова и свобода совести, несмотря на многочисленные издержки, стали общепринятым российским достижением в области прав человека, …Опросы общественного мнения не регистрируют сколько-нибудь значительной озабоченности граждан соблюдением тех прав, борьба за которые была смыслом жизни советских диссидентов: свобода передвижения (в том числе право выезда за рубеж), свобода слова, свобода совести.[209][значимость факта?].

Эдуард Лимонов: «Свобода слова в кругу семьи и для ближайших друзей у нас есть, а вот для Эдуарда Лимонова политической свободы слова не существует»[210].

Валерия Новодворская в журнале «Новое время» (2005) отмечала[211]:

  • Журнал «Огонёк», король перестройки. В 1994 году его купил Березовский. Первое, что он сделал, — это запретил писать про Чечню… Так познавали мы прелести рыночной экономики.
  • Газету «Хозяин», приложение к «Труду», «Труд» выгнал за смелость, Гайдар и его институт не смогли достать денег, «Экономика» взяла с тем условием, что политики больше не будет.
  • Журнал «Столица» был куплен Владимиром Яковлевым… На пятый месяц потребовал увольнения ряда журналистов, наложил «вето» на чеченскую тему и отдал попсе весь журнал.
  • «Отвязанная» газета «Новый взгляд» 12 декабря 1994 года уволила (хозяин — Евгений Додолев) всех журналистов, выступивших против войны в Чечне.
  • «Общая газета», святыня августа 1991 года, после продажи ставшая национал-шовинистской.
  • «Литературная газета», наша бывшая «отдушина» 70-х, после ряда продаж доставшаяся Ю. Полякову и ушедшая в затхлый национализм.

Лидия Сычева считает, что «Пресса наша, особенно региональная и местная, за последние годы сильно „просела“ под административный ресурс. Газетчики стонут от вала принудительного официоза в общественно-политических СМИ. Если во времена СССР журналист „приравнивал перо к штыку“ и был подотчетен государству, то теперь он слуга районного/областного/федерального чиновника.[212]

Silk-film.png Внешние видеофайлы
Мнения российских деятелей культуры, журналистов
(выступления на массовом митинге «Марш правды», Москва, 13 апреля 2014 года)
Silk-film.png Профессор Андрей Зубов
Silk-film.png Журналист Владимир Кара-Мурза
Silk-film.png Актриса Лия Ахеджакова
Silk-film.png Журналист Игорь Яковенко
Silk-film.png Актёр Александр Филиппенко
Silk-film.png Актёр Алексей Девотченко
Silk-film.png Журналистка Зоя Светова
Silk-film.png Журналистка Вера Кичанова

Владимир Познер в 2008 году сказал в интервью ББС «я утверждаю, что у нас на телевидении, да и не только на телевидении, не существует свободы слова»[213], хотя ранее в 2004 году, отвечая на вопрос о существовании свободы слова, он ответил «скажите, а мое существование — это свобода слова? А Владимир Соловьев — это не свобода слова? А Савик Шустер? Вам бы хотелось, чтобы он материл президента? Это, по-вашему, свобода слова? Возьмите газеты. В них есть всё: и крайне левые взгляды, и крайне правые, где президента несут по кочкам. На телевидении — нет. В мире вообще не существует оппозиционного телевидения. Потому что эфир не может быть оппозиционным! Кого в России, покажите мне, посадили, кого арестовали, кого выгнали за свободу слова? Когда началась война в Ираке, мой хороший знакомый, известный американский журналист, выступил с ироническим пассажем насчет возможности победы Америки в этой войне. Его выгнали. Якобы за то, что это не патриотично. Вот когда случится то, что свободы слова в России нет, я здесь выступать не буду.»[214].

См. также[править | править вики-текст]

Литература[править | править вики-текст]

Ссылки[править | править вики-текст]

Примечания[править | править вики-текст]

  1. 10 сентября 2000 года Л.А. Юдина была посмертно награждена «Орденом Мужества» (Калмыцкие журналисты вспоминают об убитой коллеге // Regnum, 7 июня 2010.)
  2. 30 августа 2014 нападению неизвестных подвергся депутат Псковского областного Собрания Лев Шлосберг, который вел расследование гибели псковских десантников («Избит депутат Шлосберг, расследовавший смерть солдат ВДВ»).

Сноски[править | править вики-текст]

  1. Медведев обсудил с руководством телеканалов и агентств развитие СМИ в РФ: Голос России
  2. 1 2 3 ФОМ > Свобода слова
  3. 1 2 Левада-Центр > АРХИВ > ПРЕСС-ВЫПУСКИ
  4. 1 2 3 http://wciom.ru/fileadmin/Monitoring/97/11_3(97)_bascacova.pdf С. В. Львов, Ю. М. Баскакова ИНДЕКС СВОБОДЫ СЛОВА В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ. № 3 (97) май-июнь, 2010 Мониторинг общественного мнения
  5. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 30.03.98 N 54-ФЗ
  6. Глава 2. Права и свободы человека и гражданина | Конституция Российской Федерации
  7. Ахметзянова И. Р., Погорелко М. Ю., Сазонова Е. С., Сулакшина А. С. Совершенствование законодательства РФ о средствах массовой информации в целях повышения уровня национально-культурной идентичности населения России. Национальная идентичность России и демографический кризис. Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 20-21 октября 2006 года).
  8. Интернет-сообщество Коми предложило прекратить уголовное преследование Саввы Терентьева // ИА КомиОнлайн, 25.05.2007
  9. Русофоба оштрафовали // Комсомольская правда, 17.07.2007
  10. Попытка уточнения понятия «социальная группа» в Конституционном суде
  11. Конституционный суд России отказал Роману Замураеву
  12. Верховный суд готовит разъяснение антиэкстремистского законодательства
  13. Комментарий «СОВЫ» на Постановление Пленума Верховного суда об экстремизме
  14. Госдума приняла закон об оскорблении чувств верующих. Документ одобрили сразу во втором и третьем чтениях //"Коммерсантъ-Online", 11.06.2013 // 16:34
  15. Госдума приняла закон об оскорблении чувств верующих // Русская служба BBC, 11 июня 2013
  16. Закон об оскорблении чувств верующих вступит в силу в июле // Взгляд, 11 июня 2013
  17. Законопроект № 142303-6. О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан
  18. Постановление КС РФ от 30 июня 2011 г. N 14-П
  19. Статья «Всем сесть — суд идет!», раздел «Расправы над судьями»
  20. Интервью О.Кудешкиной радиостанции «Эхо Морсквы» 1 декабря 2003 г.
  21. Судья Ольга Кудешкина: Девяносто процентов наших судей продажны или управляемы.
  22. CASE OF KUDESHKINA v. RUSSIA (Application no. 29492/05), 26 февраля 2009 г., Страсбург.
  23. Пресс-портрет на Яндекс.новости
  24. Судья Ольга Кудешкина выиграла дело в Европейском суде (передача «Радио Свобода»
  25. ПРАВО.RU — Верховный Суд не пожалел бывшую судью Ольгу Кудешкину
  26. Социально-политическое и идейное единство общества // Научный коммунизм. Словарь / Под редакцией академика А. М. Румянцева. — 4. — М.: Политиздат, 1983. — 352 с. — 300 000 экз.
  27. Коммунистическая партия Советского Союза // Научный коммунизм. Словарь / Под редакцией академика А. М. Румянцева. — 4. — М.: Политиздат, 1983. — 352 с. — 300 000 экз.
  28. Алла Латынина. «Пережиток Средневековья» или элемент культуры? // «Новый мир» : журнал. — М., 2008. — № 10.
  29. Жирков, Геннадий Васильевич. Партийный контроль над цензурой и ее аппаратом // История цензуры в России XIX—XX вв. Учебное пособие. — М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2001. — 358 с. — ISBN 5-7567-0145-1
  30. Блюм, Арлен Викторович. Глава I. Система тотального контроля // Советская цензура в эпоху тотального террора. 1929—1953. — Монография. — СПб.: Академический проект, 2000. — 283 с. — ISBN 5-7331-0190-3
  31. Международный пакт о гражданских и политических правах, Ст. 19
  32. Хроника текущих событий. Выпуск 45
  33. Декрет о печати // Декреты Советской власти. — М.: Политиздат, 1957.
  34. Жирков, Геннадий Васильевич. Советская цензура периода комиссародержавия 1917—1919 гг. // История цензуры в России XIX—XX вв. Учебное пособие. — М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2001. — 358 с. — ISBN 5-7567-0145-1
  35. Жирков, Геннадий Васильевич. Система ограничительных мер и надзора за печатью и Главлит // История цензуры в России XIX—XX вв. Учебное пособие. — М.: Аспект пресс, 2001. — 358 с. — ISBN 5-7567-0145-1
  36. Невежин, Владимир Александрович Глава вторая. Общая характеристика пропаганды второй половины 1930-х гг. // «Если завтра в поход…»: Подготовка к войне и идеологическая пропаганда в 30-х — 40-х годах. — М.: Яуза, Эксмо, 2007. — 320 с. — (Великая Отечественная: Неизвестная война). — 5000 экз. — ISBN 978–5–699–16625–1
  37. Блюм, Арлен Викторович. Советская цензура в эпоху тотального террора. 1929—1953. — Монография. — СПб.: Академический проект, 2000. — 283 с. — ISBN 5-7331-0190-3, рецензия
  38. Блюм, Арлен Викторович. Советская цензура эпохи большого террора // Индекс/Досье на цензуру : журнал. — 1997. — № 2.
  39. Жирков, Геннадий Васильевич. История цензуры в России XIX—XX вв. Учебное пособие. — М.: Аспект пресс, 2001. — 358 с. — ISBN 5-7567-0145-1
  40. Войнович, Владимир. Главный цензор. Галерея Владимира Войновича. Проверено 29 марта 2009. Архивировано из первоисточника 19 августа 2011.
  41. Борис Стругацкий. «Из-за советской цензуры мы внесли 980 изменений в «Обитаемый остров»(недоступная ссылка — история) (15 декабря 2008). Проверено 29 марта 2009. Архивировано из первоисточника 10 мая 2009.
  42. Письмо Ю. В. Андропова в ЦК КПСС № 3213-А от 29.12.1975
  43. М. С. Горбачев Политический доклад центрального комитета КПСС XXVII съезду коммунистической партии Советского Союза
  44. Демократизация издательской деятельности в России
  45. Рейтинг свободы прессы, начиная с 1980 г. «Freedom House». (Рейтинг выставляется за предыдущий год). [1] (англ.)
  46. Ъ-Власть — РосТВ запретило очередной «Момент истины».
  47. «600 секунд» не вышли в эфир // Коммерсантъ, № 54 (277), 25 марта 1993
  48. Власти Петербурга о «600 секундах». Коммерсантъ № 64 (287) (8 апреля 1993). Проверено 14 августа 2010. Архивировано из первоисточника 20 февраля 2012.
  49. В России появились запретные темы // Коммерсантъ, № 186 (409), 29 сентября 1993
  50. Хроника октября 1993 года в выпусках новостей CBS News см. на 05:26 и на 07:20
  51. Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность
  52. Авченко В. Теория и практика политических манипуляций в современной России. Гл. 2, § 1. [2]
  53. Олигархи сер. 2 часть 1 - Выборы Ельцин Путин Березовский см на 03:41
  54. Lenta.ru: Гусинский, Владимир.
  55. Олигархи сер. 2 часть 1 - Выборы Ельцин Путин Березовский см на 03:09
  56. Исполнитель. Несколько слов о Борисе Ельцине
  57. Инопресса: Главная ошибка Бориса Ельцина — это Владимир Путин. NEWSru (24 апреля 2007). Проверено 14 августа 2010. Архивировано из первоисточника 20 февраля 2012.
  58. Ельцин прощается с миром
  59. Олег Наумов, Андрей Нечаев: Пройдет время, и в школьных учебниках истории о Борисе Ельцине будет записано, что это президент, заложивший основы новой демократической России
  60. [3].
  61. Доступ оппозиции к СМИ, Пресс-выпуск № 508, ВЦИОМ, 4 августа 2006 г.
  62. Сергей Кара-Мурза: «Манипуляция образом смерти разрушает культуру» // Российская Федерация сегодня. — № 14. — 2003.
  63. 1 2 Russia — 2006 Annual report «Репортёры без границ»  (англ.)
  64. komitet101.ru. Проверено 30 августа 2007. Архивировано из первоисточника 20 февраля 2012.
  65. Twelve murders, no justice: фотографии некоторых жертв  (англ.)
  66. Часть этих убийств, например, убийства Ильи Зимина и Константина Боровко произошли на бытовой почве.
  67. Козенко, А., Иваницкая, А. Журналистика в России приблизилась к боевой. — 7 марта 2007. — № 36 (3612). Архивировано из первоисточника 20 февраля 2012.
  68. Более 150 журналистов были убиты в России за последние 15 лет.
  69. Убийство журналистов в России стало масштабным и пугающим — Новости Владивостока на VL.ru.
  70. 1 2 3 4 Свобода: трудности перевода // Российская газета. — 6 июня 2006 г.
  71. Интернет-конференция Президента В. Путина, 6 июля 2006 г.
  72. Утраченный анализ.
  73. Антироссийский кавказский канал: «Нас заставили молчать из-за давления Кремля» // Инопресса по материалам газеты Corriere della Sera, Фабрицио Драгосей
  74. Иностранная пресса: Eutelsat, грузинское телевидение и диктат российской цензуры.
  75. Саакашвили: Отключение «Первого Кавказского» — международная политическая цензура — Новости на Armenia.ru.
  76. Спутниковая история
  77. Satellite Saga
  78. BBC News Country profile: Russia
  79. Russia U-turns over Guardian journalist’s deportation // Guardian
  80. 1 2 Владимир Прибыловский, Юрий Фельштинский. Операция «Наследник». Главы из книги.
  81. Страсбургский суд оштрафовал РФ за нарушение свободы слова журналистов
  82. Дело об убийстве журналистки. Коммерсантъ № 108 (1511) (19 июня 1998). Проверено 14 августа 2010. Архивировано из первоисточника 20 февраля 2012.
  83. [4][5] [6][7] [8][9] [10][11]
  84. Повстанцы и репортеры
  85. Отравление в Лондоне, Отравление подозреваемого как средства в заглушении Кремлевских критиковrussianlondon.ru
  86. [12][13][14][15]
  87. Ъ — // — Коммерсантъ
  88. Сергей Птичкин. Тревожные выходные. Российская газета (1 сентября 2008). Проверено 4 сентября 2010.
  89. Адвокат погибшего владельца «Ингушетии. Ru» Евлоева направит жалобу в Евросуд. // «Кавказский узел», 20 марта 2009
  90. 1 2 «ОБСЕ обеспокоена нападениями на журналистов в Пскове»
  91. «В Пскове напали на журналистов, искавших десантников»
  92. Владимир Прибыловский, Юрий Фельштинский. Операция «Наследник». Главы из книги
  93. «Профиль» — деловой журнал. Новости, Политика, Экономика, Финансы, Бизнес
  94. Новая Газета | Лента событий | «Несогласные» не решились пройти по Тверской
  95. Ъ-Власть — Парень из «нашего» озера
  96. В Гатчине арестован 150-тыс. тираж газеты «Марш несогласных» — Новости Санкт-Петербурга — Фонтанка. Ру
  97. «Маршистов власть не боится…» / Мировая повестка / Главная — Русский журнал
  98. Касьянов: «Марши несогласных» стали неэффективными. REGNUM (3 июля 2007). Проверено 12 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2013.
  99. Грани. Ру // Музыка ::
  100. Михаил Делягин: Благодаря Маршу несогласных, граждане России остояли одно из гарантированных Конституцией прав — право на мирное шествие — Радио Свобода © 2010 RFE/RL, Inc
  101. Марш несогласных
  102. Kprf.Ru
  103. Печатные СМИ при освещении выборов предпочитают оппозиционные партии | Политика | Лента новостей «РИА Новости»
  104. Желтый цвет свободы слова — Общество — Интерфакс
  105. 1 2 Центр экстремальной журналистики :: Лента новостей
  106. Блоги как зеркало проблем общества — Колумнисты — GZT.RU
  107. 1 2 Свобода слова. От контроля над этикетками до Хартии журналистов | Общество | Лента новостей «РИА Новости»
  108. Федеральный список запрещённых материалов на сайте Российской Газеты
  109. Скан Постановления Главы города Вологды № 1310 и статья на сайте «Новой газеты»
  110. NR2.Ru::: The Independent: «Не надо рисовать Путина. Пацан слишком чувствительный». Российская власть боится сатиры // Новый Регион — Москва, 30 апреля 2008
  111. «Скатываться до неприличной грязи не стоит». // Газета «КоммерсантЪ» № 209/П(2812) от 17 ноября 2003
  112. Союз журналистов требует возбудить дело против Сенкевича. // Грани.ру, 16 ноября 2003
  113. Глава НТВ запретил Парфёнову давать в эфир сюжет о книге про Путина. // NEWSru.com, 16 ноября 2003
  114. С эфира НТВ сняли интервью с вдовой Зелимхана Яндарбиева (ТЕКСТ сюжета). // NEWSru.com, 31 мая 2004
  115. «Просьба была из разряда тех, в которых нельзя отказать». // Газета «КоммерсантЪ» № 96/П(2935) от 31 мая 2004
  116. Леонида Парфёнова уволили с НТВ. Программа и сайт «Намедни» закрыты, помещения опечатаны. // NEWSru.com 1 июня 2004
  117. «Красная стрела» уехала с НТВ. // «Российская газета», № 3527 от 15 июля 2004
  118. Общество анонимных академиков. // Время новостей, № 175 от 27 сентября 2004
  119. «НТВ нужно вернуть ореол объективности и беспристрастности». // Газета «КоммерсантЪ» № 129/П(2968) от 19 июля 2004
  120. Россия: Топором по свободе СМИ («The Times», Великобритания). // ИноСМИ.Ru, 9 июля 2004
  121. Russia axes last talk show in blow to media freedom. // The Times, 9 июля 2004
  122. «Если бы я был властью, я бы прислушался». // «Время новостей», № 175 от 27 сентября 2004
  123. Эффект отсутствия. // Газета „КоммерсантЪ“ № 179/П(3018) от 27 сентября 2004
  124. Цензура в прямом эфире. Церемонию „ТЭФИ“ транслировали в обрезанном варианте. // „Новые Известия“, 27 ноября 2006
  125. Поздравления без лишних слов. // Газета „КоммерсантЪ“, № 173/П(3749) от 24 сентября 2007
  126. Михаил Задорнов — «СУГУБО ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ МИХАИЛА ЗАДОРНОВА» «Белорусская деловая газета», 17 декабря 2004 г
  127. Сайт Алексея Дымовского
  128. Светова, Зоя. Почему центральные телеканалы не заметили пресс-конференции майора Дымовского, Новые Известия (12 ноября 2009). Проверено 12 ноября 2009.
  129. Телеканалы проигнорировали пресс-конференцию Дымовского, Лента.Ру (12.11.2009). Проверено 12 ноября 2009.
  130. Новый ролик «Яблока» не прошел цензуру ЦИК: Явлинский осмелился говорить про «овощи» (ВИДЕО). NEWSru (28 ноября 2011). Проверено 12 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2013.
  131. Lenta.ru: Политика: ВГТРК объяснила запрет предвыборных роликов
  132. По иску прокуратуры Ульяновской области книга Хью Тревор-Ропера «Застольные беседы Гитлера. 1941—1944 гг.» признана экстремистской. // Сайт Генеральной прокуратуры РФ
  133. Федеральный список экстремистских материалов. // Сайт Министерства юстиции РФ
  134. 1 2 Что оно такое, наше лето…. // Газета.Ru, 10 июля 2008
  135. Из российской версии журнала GQ изъята статья о Путине. // Газета.ру 6 сентября 2009
  136. «Эй, вы можете прочитать запрещенную статью GQ про Путина здесь». // gawker.com
  137. Издатель американской редакции журнала GQ запретил публиковать в российской версии статью о Владимире Путине. // Эхо Москвы, 6 сентября 2009
  138. «Оголтелая утка». // Ведомости № 167 (2437), 7 сентября 2009
  139. Би-БиСи: Фильм «Катынь» в России покажут не всем
  140. КАК РЕЗАЛИ БУША. Рука российской цензуры наконец-то дотянулась до незрелых текстов президента США
  141. ВОКРУГ НОВОСТЕЙ: Новости о ртути в соке «Любимый Сад» должны быть изъяты из архивов СМИ
  142. Новости — главные новости России, СНГ и мира — лента новостей ИА REGNUM
  143. Останкинский суд закрыл газету «К барьеру!»
  144. 1 2 Первой жертвой «закона о комментариях» стало Агентство Политических Новостей
  145. Редактор портала Inosmi обвинил РИА Новости в цензуре и уволился //Лента.ру 28.11.2011
  146. РИА Новости опровергло цензуру на портале Inosmi // Лента.ру 28.11.2011
  147. The Financial Times, ИноСМИ Чарльз Кловер (Charles Clover) Растущий свист приветствует российских лидеров («The Financial Times», Великобритания)// ИноСМИ 25/11/2011
  148. «Europaquotidiano», ИноСМИ Витторио Страда (Vittorio Strada) Путин у последней черты в ожидании триумфа («Europaquotidiano», Италия) // ИноСМИ 26/11/2011
  149. The Financial Times, ИноСМИ Чарльз Кловер (Charles Clover) Путин обвиняет Запад в финансировании оппозиции («The Financial Times», Великобритания) // ИноСМИ 28/11/2011
  150. Пункт (г) статьи 15¹ Об информации, информационных технологиях и о защите информации был добавлен Федеральным закон от 05.04.2013 № 50-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ограничения распространения информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий (бездействия)» страница 5, статья 3 // Государственная система правовой информации.)
  151. Прокуратура потребовала от «Сибирьтелекома» ограничить доступ к некоторым сайтам (Чита). REGNUM (28 ноября 2007). Проверено 14 августа 2010. Архивировано из первоисточника 6 августа 2012.
  152. http://www.ingushetiya.ru/news/13086.html
  153. http://www.ingushetiya.ru/news/12820.html
  154. http://www.supcourt.ru/card/CASES.php?CASE_ID=20305836&DELO_ID=15
  155. http://www.ingushetiya.ru/news/13664.html
  156. http://www.ingushetiya.ru/news/14505.html
  157. Сайт «20 марта» был закрыт Управлением «К» за экстремизм. Lenta.ru (20 марта 2010). Проверено 14 августа 2010. Архивировано из первоисточника 6 августа 2012.
  158. Определение Верховного суда РФ № 58-Впр11-2 от 10.05.2011
  159. ЖЖ Навального, Каспаров.ру, Грани.ру и ЕЖ запрещены. BBC Russian (2014.03.13). Проверено 14 марта 2014.
  160. Ограничен доступ к ряду интернет-ресурсов, распространявших призывы к несанкционированным массовым мероприятиям. Роскомнадзор (13.03.2014). Проверено 14 марта 2014.
  161. Блоги МК
  162. nibaal: Дела идут, Контора пишет - II
  163. http://www.ljplus.ru/img4/n/i/nibaal/SS852495.JPG
  164. http://www.ljplus.ru/img4/n/i/nibaal/SS852496.JPG
  165. Новая Газета | № 46 от 30 Июня 2008 г. | Суд жжот
  166. В уголовной практике в РФ создан прецедент: блогер Терентьев получил год условно за комментарий в ЖЖ. NEWSru (7 июля 2008). Проверено 14 августа 2010. Архивировано из первоисточника 20 февраля 2012.
  167. Цензура мягкого устрашения — Газета. Ru
  168. Москвичку задержали за экстремистскую запись в интернет-дневнике
  169. Возбуждено уголовное дело против самарского блогера за запись в ЖЖ, касающуюся Владимира Путина
  170. За экстремистские высказывания в «ЖЖ» — год лишения свободы условно
  171. 1 2 В Уфе начались массовые аресты блогеров. // Газета «Новые известия», 7 Августа 2009
  172. Снимок рогового поста Перегородиева (в настоящее время журнал удалён)
  173. Виновными за чумную панику в Саратове назначили журналистов
  174. ЖЖ-террорист поневоле
  175. Список ссылок на статьи в СМИ, написавшие о случае Перегородиева
  176. В Кемерово задержан журналист и блогер Стас Калиниченко, освещавший городские акции протеста в 11-12 годах ЭхоМосквы, 07 ноября 2013
  177. 42 миллиона рублей за твит. Как Росфинмониторинг наказывает блогеров Дождь, 25 ноября 2013
  178. Враг государства Новый Кузбасс, 23 апреля 2014 г.
  179. Блогер «Оттенки серого» о визите центра Э: теперь, чтобы к тебе пришли, достаточно пожаловаться на экстремизм в комментах Дождь, 14:23 09 января 2014
  180. Алексей Венедиктов. Пользователям сайта Эхо Москвы. Блог главного редактора радиостанции Эхо Москвы. Эхо Москвы (2014.03.14). Проверено 14 марта 2014.
  181. Галина Юдахина. «Поваренная книга анархиста» привлекла к владельцу «Вконтакте» внимание прокуратуры. internovosti.ru (10 февраля 2009). Проверено 22 сентября 2009.
  182. Ксения Ларина. Уголовные дела против блогеров (Расшифровка радиопередачи), Культурный шок, Эхо Москвы (05.09.2009). Проверено 17 марта 2010.
  183. В Петербурге антифашист Чарушев принудительно помещён в психушку. NEWSru.com (15 марта 2009). Проверено 21 сентября 2009. Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012.
  184. 1 2 Слишком наивное искусство, Екатерина Лушникова, 30 июля 2009, Радио Свобода
  185. Александр Жеглов, Павел Коробов. Оперативная видеовыемка. Коммерсантъ № 103 (3920) (19 июня 2008). Проверено 14 августа 2010. Архивировано из первоисточника 20 февраля 2012.
  186. Александр Подрабинек Злые языки с пистолетом
  187. freedomhouse.org: Freedom of the Press Historical Data
  188. Организация Freedom House не нашла в России свободной прессы
  189. Press Freedom Index 2008
  190. «Репортёры без границ» Россия — Ежегодный доклад 2007
  191. «Репортеры без границ»: Кремль ужесточает контроль над СМИ
  192. Freedom House: свободы прессы в России стало ещё меньше
  193. Путин и Кадыров попали в список гонителей свободы слова. grtribune.ru (май 2010). Проверено 24 мая 2011. Архивировано из первоисточника 20 февраля 2012.
  194. Путин попал в список крупнейших врагов прессы. ru2.tsn.ua. Проверено 24 мая 2011. Архивировано из первоисточника 20 февраля 2012.
  195. http://www.jstor.org/discover/10.2307/762193?uid=3737704&uid=2&uid=4&sid=21104572068877
  196. http://www.cameco.org/files/measuring_change_final_4c_web.pdf
  197. http://cima.ned.org/sites/default/files/CIMA-Evaluating_the_Evaluators_Report.pdf
  198. Показатели развития средств информации: система оценки развития средств информации
  199. Свобода слова в РФ есть, но есть и проблемы, считают участники дебатов | СМИ | Лента новостей «РИА Новости»
  200. http://web.archive.org/web/20070214085153/http://www.expert.ru/printissues/expert/2005/01/01ex-virtual/ http://lenta.ru/articles/2008/08/29/newseason/
  201. Свобода российского слова — Виталий Третьяков — «Свободны ли СМИ России?» — Российская Газета — Виталий Третьяков: свобода слова сегодня в России абсолютна — как и во всех общ…
  202. Дмитрий Бабич: для свободы СМИ в России нужен и свободный читатель | Видео | Лента новостей «РИА Новости»
  203. Аркадий Арканов: «Свобода слова в России не больше чем видимость»
  204. Пётр Вайль о свободе слова в России (рус.).
  205. Юрий Мухин о свободе слова в России
  206. Президент Фонда защиты гласности: «В России свобода слова — далеко за горизонтом»
  207. Е.Киселев: 'Свобода печати в России уже уничтожена' (рус.). Архивировано из первоисточника 20 февраля 2012.
  208. Страницы Аверкиева: «Победы и поражения прав человека в России»
  209. Эдуард Лимонов: «Россия уже беременна революцией»
  210. Ондюире Лхкняршмч Еи
  211. Страна запрессованной прессыМосковский комсомолец» № 25672 от 21 июня 2011 г.
  212. Владимир Познер: «В России нет свободы слова»
  213. Владимир НУЗОВ: Владимир Познер: Мы плохо понимаем, что такое свобода слова [WIN]