Сеид Алим-хан

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «Сейид Алим-хан»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Сеид Алим-хан
узб. سعید عالم‌خان / Said Olimxon / Саид Олимхон
Подлинная фотография Сеид Алим-хана, снятая С. М. Прокудиным-Горским в 1911 году
Подлинная фотография Сеид Алим-хана, снятая С. М. Прокудиным-Горским в 1911 году
7 января 1911 года — 30 августа 1920 года
Эмир Сеид Мир Мухаммед Алим-хан
Предшественник Сеид Абдулахад-хан
Преемник Должность упразднена
1908 год — 1911 год
Монарх Сеид Абдулахад-хан
1898 год — 1908 год
Монарх Сеид Абдулахад-хан

Рождение 3 января 1880(1880-01-03)
Бухара, Эмират Бухара
Смерть 5 мая 1944(1944-05-05) (64 года)
Кабул, Королевство Афганистан
Место погребения
Род узбек-мангыт
Имя при рождении Сеид Мир Мухаммед ибн Абдулахад Алим-хан
Отец Сеид Абдулахад-хан
Супруга Несколько жён и десятки наложниц
Образование Бухарское медресе Мири Араб,
Санкт-Петербургский Николаевский кадетский корпус
Профессия государственный деятель, военный деятель
Отношение к религии Ислам Ханафи́тского мазха́ба
Награды
Военная служба
Годы службы Российская империя 1893—1917
Флаг Бухарского эмирата 1893—1920
Принадлежность  Российская империя
Флаг Бухарского эмирата Бухарский эмират
Род войск Терское казачье войско (1896—1917)
Звание Хорунжий Русской армии, флигель-адъютант Свиты (1896)
Полковник Русской армии, флигель-адъютант Свиты (1909)
Генерал-майор Русской армии, генерал-майор Свиты (1911)
Генерал-лейтенант Русской армии, генерал-адъютант Свиты (1915)
Командовал Войска Бухарского эмирата
Сражения
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Сеи́д Мир Мухамме́д Али́м-хан (3 января 1880 года, Бухара, Эмират Бухара — 5 мая 1944 года, Кабул, Королевство Афганистан) — последний, 12-й, эмир Бухарского эмирата. Представитель узбекского[1][2] рода и династии Мангытов.

Взошёл на трон после смерти отца — Сеида Абдулахад-хана, правил с 10 января 1911 года по 30 августа 1920 года и был вынужден бежать из эмирата в соседний Эмират Афганистан из-за революции в Бухаре и вторжения Рабоче-крестьянской Красной армии и большевиков, которые установили на территории эмирата Бухарскую Народную Советскую Республику. В вынужденной эмиграции в Афганистане поддерживал Белое движение,[источник не указан 438 дней] сотрудничал с Британской империей в надежде вернуть власть и возродить эмират.

Эмират Бухара, основанный в 1785 году, с 1868 года имел статус вассального государства Российской империи, с элементами протектората.

Биография[править | править код]

Сеид Мир Мухаммед ибн Абдулахад Алим-хан родился 3 января 1880 года в столице Бухарского эмирата — Бухаре. Его отцом был тогдашний эмир Бухары — Сеид Абдулахад-хан, а дедушкой — эмир Сеид Музаффар.

Генеалогия Алим-хана выглядела следующим образом:

Худаяр-бий
 
Абулфейз-хан
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Даниял-бий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Шахмурад
 
Юлдуз-бегим
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Хайдар
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Насрулла
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Музаффар
 
Шамшад
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Абдулахад
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Алим


Ранние годы[править | править код]

Начальное образование получил в бухарском медресе Мири Араб. В 1893 году, в тринадцатилетнем возрасте был отправлен Сеидом Абдулахад-ханом в Санкт-Петербург для изучения науки управления государством и военного дела. Был принят на учёбу в Санкт-Петербургский Николаевский кадетский корпус, где учились дети высших военных чинов Российской империи. В апреле 1896 года был произведён в хорунжие с зачислением по Терскому казачьему войску, с присвоением звания флигель-адъютанта. В том же году окончил обучение и вернулся в Бухару, получив в столице империи подтверждение статуса наследного принца Бухары. Полный титул Сеида Алим-хана — Наследник Его Высочества Бухарского Эмира. Во время трёхлетней учёбы в Санкт-Петербурге обрёл множество друзей и знакомых среди детей высших чинов империи, а также полностью освоил русский язык. Помимо своего родного узбекского языка в совершенстве владел персидским, так как этот язык был официальным в Бухарском эмирате. С юности увлекался поэзией, тогда же начал писать стихи, в основном на персидском языке.

Начало государственной деятельности[править | править код]

Спустя два года после возвращения в Бухару был назначен бе́ком (правителем) вилаята (провинции) Наса́ф (ныне город Карши и его окрестности), который находился к юго-востоку от Бухары. Последующие годы занимал пост правителя провинции Кармана́ (ныне города Кармана, Навои и их окрестности), которая была одной из крупнейших и важнейших провинций эмирата. В декабре 1909 года Сеид Алим-хан, числящийся в Терском казачьем войске и имеющий звание флигель-адъютанта, и имеющий чин войсковой старшины, произведён в полковники.

Восшествие на престол эмирата[править | править код]

7 января 1911 года умер эмир Бухары Сеид Абдулахад-хан, отец Сеида Алим-хана. Наследник официально вступил в должность в тот же день, но торжественная коронация прошла через месяц, так как в эмирате был траур по случаю смерти эмира и совершались похоронные обряды. Император Всероссийский Николай II даровал Сеиду Алим-хану титул Его Высочество и поздравил с восшествием на престол.

Эмир Сеид Алим-хан объявил, что отныне ни он, ни его приближённые не будут принимать подарков и дарований, и категорически запретил чиновникам и должностным лицам брать взятки от народа и использовать налоги в личных целях. Однако реальная ситуация в эмирате носила удручающий характер, сильна была коррупция, произвол, творимый чиновниками, продолжался, что было подробно описано Садриддином Айни и Дмитрием Логофетом.

Как и его отец, Сеид Алим-хан поддерживал хорошие отношения с рядом государств, в том числе с Российской империей, Британской империей, Эмиратом Афганистан, Имперским Государством Иран и Османской империей, с соседним Государством Хорезм (Хивинское ханство).

Начиная с правления его отца в эмирате возникло движение джадидов (джадидистов), которые выступали за бесплатное образование, демократические реформы, за развитие просвещения, литературы, в частности поэзии, и журналистики. Территорию среднеазиатских владений Российской империи посещал крымскотатарский просветитель Исмаил Гаспринский. В 1893 и 1907 годах он встречался с эмиром Бухарским Сеид Абдулахад-ханом и представителями местной интеллигенции. В эмирате силами джадидистов были открыты несколько новометодных светских школ, где светским наукам и предметам бесплатно обучались дети из самых разных слоёв населения. Начали издаваться общественно-политические газеты и журналы, отдельные джадидисты стали выпускать собственные трактаты и книги. В этих периодических изданиях они публиковали также статьи, сатирические стихи и карикатуры, высмеивающие эмира и его приближённых.

После 1917 года всё это было воспринято окружением Сеида Алим-хана как открытое выступление против политики эмирата; некоторых джадидистов арестовали и посадили в бухарский зиндан, часть из них приговорили к различным наказаниям согласно шариату, в том числе к бичеванию плетью. К такому наказанию был приговорён и Садриддин Айни. После массовых преследований джадидистов большинство из них решили покинуть эмират и поселились в основном в Самарканде и Ташкенте: эти два города входили в состав Туркестанского края Российской империи, и на них не распространялись законы эмирата. Там джадидисты стали выпускать свои газеты, журналы и другую литературу, которые подпольно переправляли в Бухару. Несмотря на это, часть приближённых всё-таки поддерживала джадидистов. Однако наибольшее влияние на Сеида Алим-хана имели не его светские приближённые и визири, а исламские (духовные) приближённые и советники, которые придерживались крайне радикального ислама, и в эмирате действовали законы шариата, а Бухара была известна во всём мусульманском мире как «сильный оплот ислама».

По рассказам детей Сеида Алим-хана, его любимыми блюдами были плов с бараниной, а также сумаляк и нишалло.

В число известных людей, бывших в окружении эмира до весны 1917 года, входил один из первых узбекских генералов царской армии России Мир Хайдар Мирбадалев.

Соборная мечеть в Санкт-Петербурге, открытая при участии эмира Сеида Алим-хана
Дом эмира Бухарского (двор) в Санкт-Петербурге (Каменноостровский проспект, 44б)
Горящая Бухара (1 сентября 1920)

На деньги эмира Бухарского в Санкт-Петербурге были выстроены Санкт-Петербургская соборная мечеть и Дом эмира Бухарского.

13 мая 1911 года Его Высочество Эмир Бухарский Сеид Алим был произведён в чин генерал-майора с зачислением в Свиту Его Императорского Величества и с оставлением по Терскому казачьему войску[3].

22 февраля 1913 года Саид Алим-хан вместе с хивинским ханом Асфандияр-ханом принял участие в открытии первой соборной мечети в Санкт-Петербурге[4].

30 декабря 1915 года числящийся по Терскому казачьему войску Свиты Его Величества генерал майор Его Высочество Эмир Бухарский Сеид Алим произведён, за отличие по службе, в генерал-лейтенанты, с назначением генерал-адъютантом к Его Императорскому Величеству и с оставлением по Терскому казачьему войску[5].

После начала революции 1917 года в Российской империи и манифестаций в Бухаре эмир обрушился на сторонников демократических реформ (см. младобухарцы) с репрессиями. Когда Красная армия штурмом захватила Бухару, он бежал вместе с группой чиновников, включая кушбеги — премьер-министра страны Низамаддина Урганджи, на восток Бухарского эмирата, а затем в Королевство Афганистан, где и получил убежище.

В эмиграции зарабатывал себе на жизнь торговлей каракулем; по некоторым данным, поддерживал басмачество. К старости почти ослеп, его банковские счета в Российском государственном банке были заблокированы по настоянию властей СССР. По некоторым данным, у эмира в этом банке хранилось около 27 млн рублей золотом, и ещё около 7 млн — в частных коммерческих банках России. Также известно, что летом 1917 года через посредничество русского резидента в Бухаре А. Миллера и промышленника И. Стахеева эмир Сеид Алим-Хан положил во французские и английские банки 150 млн р. Таким же образом позднее были перечислены ещё 32 млн р.[6] Завещал написать на своей могиле: «Эмир без родины жалок и ничтожен. Нищий, умерший на родине, — воистину эмир»[7]. Умер в Кабуле 5 мая 1944 года.

Награждён орденами Святого Александра Невского[8] и Святого Владимира (на приведённой цветной фотографии на халате эмира отчётливо видна звезда этого ордена с девизом «Польза, честь и слава»).

Потомки[править | править код]

Гробница Сеид Алим-хана в кабульском кладбище «Шахада́и Са́лихи́йн» в 2014 году

У Сеид Алим-хана имеется довольно многочисленное потомство, которое в настоящее время насчитывает около 500 человек. Во время последних лет жизни эмира почти все его потомки были вместе с ним за исключением нескольких человек. Из-за того, что Красная армия к концу августа 1920 года стремительно окружала и начала бомбардировку и штурм Бухары, Сеид Алим-хан спешно начал эвакуировать себя, свою семью и часть приближенных. Из-за внезапности вынужденной эвакуации, по неизвестным причинам трое его малолетних сыновей примерно 8-10 летние (по другим данным, 4-6 летние) — Султанмурад, Шахмурад и Рахимхан остались в Бухаре. После взятия Бухары большевики обнаружили их и сначала хотели их расстрелять вместе с оставшимися несколькими членами семьи и приближенных эмира (по аналогии расстрела Николая II с семьёй и приближенными), но оставили их в живых в целях дальнейшей пропаганды в свою пользу, отправив всех троих в Москву, на воспитание в детский дом для сирот погибших большевиков и солдат Красной армии[9][10].

Сеид Алим-хан обратился к большевикам и к мировой общественности, чтобы оставшихся в Бухаре его детей и других членов семьи отпустили к нему в Афганистан. Но большевики отказали ему и фактически держали в качестве заложников для личных политических и идеологических целей. Старший из оставшихся в СССР трёх сыновей Сеид Алим-хана — Султанмурад был инвалидом и хромым с рождения. Окончил Рабочий факультет и после учёбы начал работать на фабрике для инвалидов. По некоторым данным, владел английским языком. Через некоторое время Султанмурад был арестован НКВД и объявлен «врагом народа». Ему среди прочих обвинений инкриминировалось сотрудничество с британской разведкой. После ареста Султанмурад объявил голодовку и вскоре скончался, скорее всего, от истощения. Султанмурад был женат. Его жена в это время работала на мыловаренном заводе и, по некоторым сведениям, узнав о смерти своего мужа, бросилась в котёл с кипящим мылом[9][10].

Перед началом Второй мировой войны, во время «Большого террора», младший из оставшихся в СССР сыновей Сеид Алим-хана, Рахимхан, пытался бежать из страны, но был задержан советскими пограничниками прямо на советско-афганской границе. По одним данным, он был задержан на территории Узбекской ССР, прямо на реке Амударья, которая отделяла СССР и Афганистан, по другим данным, он был задержан на территории Туркменской ССР, где граница между СССР и Афганистаном проходит по степям и возвышенностям. После этого ему был зачитан приговор о расстреле, и он был расстрелян НКВД[9][10].

Средний из троих — Шахмурад также был вместе со своими братьями в московском детском доме, но в 1922 году вместе с несколькими бухарскими юношами был отправлен властями Бухарской Народной Советской Республики на учёбу в Германию в рамках подготовки новых молодых кадров для молодой республики. Из-за идеологических соображений, ему было дано новое ФИО — «Алимов Шах Муратович» (по другим данным, его ФИО было «Шахмурад Алимханов»). После возвращения из учёбы, владел в совершенстве немецким языком. Также учился в институте угольной промышленности. По словам однокурсника Шахмурада, Хайдара Юсупова, Шахмурад мечтал стать военным, но его не могли принять на учёбу в военное училище из-за идеологических соображений, так как он являлся «сыном врага народа». После этого, по совету друзей и знакомых, он решил отречься от своего отца. В 1930 году (по другим данным, в 1929 году) он написал своему отцу открытое письмо через газету «Известия», где отрекся от Сеид Алим-хана, обвиняя его самого и его власть в тяжких грехах и деяниях. По некоторым данным, это было устроено НКВД, которое подтолкнуло его к такому шагу через знакомых и друзей, которые являлись осведомителями этой спецслужбы. После этого он был принят в московскую Военно-инженерную академию имени В. В. Куйбышева. После окончания учёбы начал преподавать в этой же академии. Служил в Красной Армии и позднее получил звание генерал-майора. Участвовал в Великой Отечественной войне (Второй мировой войне) и потерял ногу, был награждён орденом Красного Знамени, а после окончания войны вновь начал преподавать в Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева в Москве. Был женат, жену звали Лидия Михайловна. По воспоминаниям одного из современников Шахмурада, «Когда Шахмурад приходил к нам в гости с женой Лидией Михайловной, то, выпив, вспоминал родителей и плакал». Многие из знакомых и друзей Шахмурада не знали о его происхождении, и он рассказывал о своём прошлом лишь близким друзьям. По некоторым данным, умер в 1985 году в Москве, в возрасте 75 лет[11][9][10][12][13][14][15].

После распада СССР и обретения независимости Узбекистана и Таджикистана, некоторые дети и потомки Сеид Алим-хана посетили эти страны. По состоянию на 1998 год, были живы и проживали в различных странах 12 сыновей и 10 дочерей Сеид Алим-хана. Дети и потомки эмира начали покидать Афганистан начиная с 1950-х годов, и их эмиграция из Афганистана усилилась после начала советской интервенции и гражданской войны в этой стране. Практически все дети и потомки эмира уезжали из Афганистана через Пакистан. Некоторые насовсем осели в Пакистане, а остальные дальше переезжали в Турцию, Иран, США, Канаду, Саудовскую Аравию, а также в страны Европы, в основном в Великобританию, Францию, Швейцарию, Германию и Швецию. В настоящее время в этих странах проживают примерно 500 потомков самого Сеид Алим-хана и его династии Мангытов, а также еще примерно столько потомков приближенных (визирей, наместников и т. п.) Сеид Алим-хана, часть которых также эмигрировала с эмиром во время штурма Бухары.

Награды[править | править код]

Киновоплощения[править | править код]

Внешние изображения
Сеид-Мир-Алим-хан и Александр Васильевич Кривошеин

Примечания[править | править код]

  1. История Казахстана в персидских источниках. — Алматы: Дайк-пресс, 2005. — Т. 2. — С. 282.
  2. Alexander Burnes. Travels into Bokhara being the account of a journey from India to Cabool, Tartary and Persia. — New Delhi, Madras: Asian educational services, 1992. — Т. II. — С. 358.
  3. Список генералам по старшинству. Часть I, II и III. Составлен по 1 июня 1911 года — СПб., 1911, с. 910
  4. «Санкт-Петербургские ведомости», 23 февраля (8 марта) 1913, № 44, стр. 3
  5. Дополнение к Высочайшему приказу, отданному декабря 30 дня 1913 года
  6. Камолудин Абдуллаев. История в лицах. Последний мангыт. Время Востока (22 августа 2007). Дата обращения: 6 октября 2013. Архивировано из оригинала 16 июня 2013 года.
  7. История в лицах. Последний мангыт. Дата обращения: 12 ноября 2016. Архивировано 13 ноября 2016 года.
  8. Амир Алим-хан. www.alexarapov.narod.ru. Дата обращения: 5 июня 2021. Архивировано 22 октября 2020 года.
  9. 1 2 3 4 Артур Самари. Золото Эмира. — 2019.
  10. 1 2 3 4 Как сын эмира стал генералом. artursamari.com. Дата обращения: 1 апреля 2019. Архивировано 2 апреля 2019 года.
  11. Камолудин Абдуллаев. История в лицах. Последний мангыт & Трагедия последнего Эмира Бухары. — 2018. — 500 с. — ISBN 5-09-002630-0. Архивировано 1 апреля 2019 года.
  12. Александр Гейзер. Таджик, которого нельзя было отличить от немца. detage.de. Дата обращения: 1 апреля 2019. Архивировано 4 марта 2016 года.
  13. Сын и внук. liveinternet.ru. Дата обращения: 1 апреля 2019. Архивировано 1 апреля 2019 года.
  14. Камолудин Абдуллаев. Трагедия последнего Эмира Бухары. youtube.com. Дата обращения: 1 апреля 2019. Архивировано 31 декабря 2019 года.
  15. Наградной лист в электронном банке документов «Подвиг народа».
  16. Список генералам по старшинству. — СПб., 1914.

Комментарии[править | править код]

  1. Изначально сопротивлялся басмачам, впоследствии примкнул

Ссылки[править | править код]