Семёновский лейб-гвардии полк

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Это старая версия этой страницы, сохранённая Luckas-bot (обсуждение | вклад) в 16:32, 18 марта 2010 (робот добавил: fr:Régiment Semionovsky). Она может серьёзно отличаться от текущей версии.
Перейти к навигации Перейти к поиску
Семёновский лейб-гвардии полк
Страна  Россия
Входит в 1-я Гвард. пех. див-я (ГвК, СПб ВО)
Тип Полк
Численность 150px
Дислокация
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе
Парадная форма полка, 1910.

Лейб-гвардии Семёновский полк был сформирован в 1683 г. в подмосковном селе Семёновском, под названием потешных Семёновцев; с 1687 года они начали именоваться Семёновским полком, а с 1700 г. — лейб-гвардии Семёновским.

В 1800 г. император Павел I назвал его лейб-гвардии Его Императорского Высочества Александра Павловича полком, но уже в следующем году император Александр I возвратил полку прежнее наименование.

Боевые отличия

  • Георгиевское полковое знамя за сражение при Кульме в 1813 г.
  • Нагрудные знаки у обер-офицеров за стойкость в сражении под Нарвой с надписями «1700» и «19»[1]
  • Знаки на шапках с надписью: «За Правец 10 и 11 ноября 1877 г.»

История

Великая Северная война

Офицер лейб-гвардии Семёновского полка с 1700 по 1720 год

30 ноября 1700 года в неудачной для русских битве под Нарвой полк, наряду с лейб-гвардии Преображенским, стойко оборонялись от шведов и сумели избежать разгрома. В этой битве полк потерял 17 офицеров и 454 нижних чинов. В 1702 году полк участвовал в 13 часовом штурме крепости Нотебург, за что все участники были награждены серебряными медалями. 9 октября 1708 года полк в составе корволанта русских войск участвовал в битве при Лесной. 27 июня 1709 года полк принимал участие в Полтавской битве.

Наполеоновские войны

В кампанию 1812 года все три батальона полка вошли в состав 1-й бригады Гвардейской пехотной дивизии 5-го пехотного корпуса. При выступлении в поход из Санкт-Петербурга в строю находились 51 офицер и 2147 нижних чинов. Во время Бородинского сражения полк стоял в резерве, после захвата неприятелем Батареи Раевского участвовал в отражении атак французской тяжелой кавалерии на центр русской позиции (потерял 120 человек).

В кампанию 1813 года участвовал в сражениях при Лютцене, Баутцене, Кульме и Лейпциге, в кампанию 1814 года дошел до Парижа. В кампаниях 1813, 1814 гг. в боевых действиях полка принимал участие уникальный офицер -Георгиевский кавалер (№ 2438 (1071); 21 сентября 1812) полковник (впоследствии генерал) Сергей Васильевич Непейцын (1771—1848), потерявший ногу еще под Очаковым и воевавший на «искусственной» ноге конструкции знаменитого механика Кулибина.

Семёновская история

В 1820 г. в полку случилась так называемая семёновская история: солдаты роты Его Величества, недовольные вновь назначенным полковым командиром Шварцем (ставленником Аракчеева), его непомерной строгостью и взыскательностью, собрались вечером 16 октября[2], самовольно «вышли на перекличку», отказались идти в караул, требовали ротного командира и не хотели расходиться, несмотря на увещания начальства; тогда эта рота была окружена двумя ротами лейб-гвардии Павловского полка и посажена в Петропавловскую крепость.

Остальные роты решили заступиться за товарищей и выказали непослушание явившемуся высшему начальству, потребовали освобождения товарищей из-под ареста или отправить в крепость весь полк. Начальство приняло второй вариант. Под конвоем казаков, без оружия, полк проследовал в Петропавловскую крепость.

Эти события, продолжавшиеся дня четыре, произошли в отсутствие государя, который тогда находился в Троппау; распоряжения исходили от комитета из санкт-петербургского генерал-губернатора Милорадовича, генералов Васильчикова и Закревского. Комитет отправил все роты полка (кроме государевой, оставленной до времени в крепости) в Кронштадт, откуда их развезли в приморские крепости Финляндии. 2 ноября 1820 г. состоялся в Троппау Высочайший приказ по армии о раскассировании Семёновского полка: как офицеры, так и нижние чины были переведены в различные полки армии. Был установлен секретный полицейский надзор за офицерами полка, солдатам по окончании службы было отказано в отставке. Военному суду были преданы: капитан Н. И. Кашкаров, полковник И. Ф. Вадковский, майор И. Д. Щербатов, отставной полковник Д. П. Ермолаев.

Новый Семёновский полк был сформирован из других гвардейских частей и получил права молодой гвардии; лишь в 1823 г. он был восстановлен в своих прежних правах. Полковой командир Шварц и рота Его Величества были преданы военному суду. Шварца обвиняли в том что он вызвал возмущение своим суровым обращением с нижними чинами, поздно водил в церковь, строго наказывал даже имевших знаки отличия, не отпускал нижних чинов на вольные работы, производил слишком частые учения и т. п.; он был отставлен от службы. Зачинщики из нижних чинов были наказаны шпицрутенами и сосланы в каторжные работы. Это происшествие, в неверном[источник не указан 5372 дня] свете представленное государю, способствовало повороту правительства на путь реакции.

XX век

В 1905 году полк был переброшен в Москву для подавления декабрьского вооружённого мятежа.

Семёновское дело

Для советской власти Семёновский полк был самым ненавистным из всей российской императорской армии. Во-первых, в 1905 году семёновцы участвовали в подавлении декабрьского вооруженного восстания в Москве. Во-вторых, в 1917 году Семёновский полк объявил себя приверженцем нового строя, был переименован в 3-й Петроградский городской охраны имени Урицкого, а в 1919 году успешно перешёл на сторону Северо-западной добровольческой армии генерала Юденича. Среди арестованных оказались трое участников подавления московского восстания 1905 года и шестеро офицеров и унтер-офицеров, в 1919 году перешедших на сторону белых. В 20-х годах все они вернулись домой из эмиграции, но продолжали поддерживать переписку с инициатором перехода полка, проживавшим в Финляндии, капитаном Зайцовым.

При разборе алтаря церкви лейб-гвардии Семёновского полка уполномоченные ОГПУ обнаружили полковое знамя, которые семёновцы хранили все эти годы.

По утверждению Алексея Поливанова, потомка одного из офицеров полка, из 21 арестованного семёновца 11 были расстреляны: генералы Я. Я. Сиверс, Н. А. Кавтарадзе, Д. А. Шелехов, полковники А. М. Поливанов, Д. В. Комаров, П. Н. Брок, Л. В. Дренякин, чиновник В. В. Христофоров, капитан Е. И. Кудрявцев и унтер-офицер К. П. Смирнов. Ещё четверо получили по 10 лет исправительно-трудовых лагерей: капитан Г. И. Гильшер, прапорщик П. П. Куликов, военный чиновник А. Е. Родионов и унтер-офицер Я. С. Полосин. Пятеро семеновцев отделались 5 годами ИТЛ: капитаны Н. В. Лобашевский и Г. К. Столица, подпоручик Б. К. Розе, унтер-офицеры Ф. А. Максимов и А. Ф. Тимофеев.

См. также — Дело лицеистов в Ленинграде.

Слобода Семёновского полка и Семеновский плац в Петербурге

Слобода, называвшаяся Семенцы, занимала пространство, между нынешними Звенигородской улицей, Обводным каналом, Загородным и Обуховским (ныне Московским) проспектом в Санкт-Петербурге. От будущего Загородного проспекта прорубили просеки, ставшие позже проездами, а затем улицами. Вдоль них появились деревянные казармы и дома для офицеров. Около ста лет проезды именовались линиями с номерами по номерам рот (с 1 по 5 и 7 так как проезд в расположении 6-ой роты: нынешняя Бронницкая улица,- называлась по полковому госпиталю — Госпитальной улицей).

Памятник на месте разрушенной большевиками полковой церкви

В 17981800 годах по Загородному проспекту и прилегающим улицам были построены каменные казармы (архитекторы Ф. И. Волков, Ф. И. Демерцов). Казармы неоднократно перестраивались на протяжении XIX-начала XX веков, но некоторые корпуса, хотя и в изменённом виде, существуют и в наши дни (например, офицерский дом, расположенный по адресу Загородный пр., 54). По общему плану, разработанному Ф. И. Волковым и Ф. И. Демерцовым, все военные здания образовывали компактное каре вокруг плац-парада.

Плац Семёновского полка занимал обширное пространство между современными Загородным проспектом, Звенигородской и Бронницкой улицами и Обводным каналом. В отечественной истории Семёновский плац известен не только, как место для учений Семёновского и квартировавших по-соседству лейб-гвардии Егерского и Московского полков, но и как место казни петрашевцев 22 декабря 1849. 3 (15) апреля 1881 года на плацу повесили народовольцев — участников покушения на императора Александра II.

В 1880-е годы плац Семёновского полка перешёл к Обществу рысистого коннозаводства и до 1940 года там размещался ипподром. С 1884 года здесь проводились соревнования велосипедистов, а в 1893 году прошёл первый в Петербурге футбольный матч. Во время Великой Отечественной войны на территории бывшего Семёновского плаца располагалась зенитная артиллерия. После войны в 1962 году на площади было открыто здание Театра Юного Зрителя. С сентября 1962 года пространство между улицей Марата и Загородным проспектом называется Пионерская площадь.

Между домами 45 и 47 по Загородному проспекту находится устроенный в 1865 году Введенский сад. На его территории сохранился фонтан и фундамент разрушенного в 1932 году большевиками полкового храма (арх. К. А. Тон).

В здании полкового госпиталя по адресу Лазаретный пер.,2 в настоящее время находится Военно-медицинский музей — крупнейший российский историко-медицинский музей мирового класса.

Памятники

Файл:Semyonovskaya Square, Moscow 5.jpg
Пямятник русскому гвардейцу на Семёновской площади в Москве

11 октября 2008 года на Семёновской площади в Москве был торжественно открыт памятник русскому гвардейцу Семёновского полка работы скульптора Андрея Клыкова.[3]

Командиры

Шефы полка

Известные люди, служившие в полку

Литература

Ссылки

Примечания

  1. http://vitus.org.ru/publ/16-1-0-30 История армии. Пётр Первый
  2. Мемуары декабристов. Северное общество. Составление проф. В. А.Фёдорова, М.: Издательство Московского университета, 1981, с.323
  3. В столице открыли памятник русскому гвардейцу Семёновского полка

Семёновский лейб-гвардии полк // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.