Синдром отмены антипсихотиков

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Синдром отмены антипсихотиков (нейролептиков) — психические, неврологические и т. п. нарушения, которые развиваются в течение дней или недель после прекращения лечения нейролептиком или снижения дозы. Характерен прежде всего для типичных антипсихотиков[1].

Общая характеристика[править | править исходный текст]

Мак­си­мальная выраженность симптомов отмены проявляется обычно в течение 1—4 дней, с последующим разрешением за 7—14 дней, в отдельных случаях до 3—4 недель. Симптомы более выражены при резком обрыве терапии, переводе с низкопотентного антипсихотика на другой антипсихотик и при одновременном прекращении приема корректоров. В основе механизма синдрома отмены — развитие фармакодинамического стресса на фоне адаптации и гиперчувствительности медиаторных систем, преимущественно дофаминергических и холинергических. Кроме того, определённую роль играет также прекращение противорвотного и седативного эффекта нейролептиков.[2]

Во избежание данного синдрома отмена нейролептиков должна проводиться постепенно под наблюдением врача.[3]

Разновидности синдрома отмены[править | править исходный текст]

Психоз гиперчувствительности, или психоз «отдачи»[править | править исходный текст]

Клинические проявления: возвращение прежней или даже появление новой психотической симптоматики вскоре после начала снижения дозировки или отмены нейролептика. Часто психозы гиперчувствительности могут сопровождаться другими симптомами дофаминовой гиперчувствительности (развитие поздней дискинезии), могут они сопровождаться и повышением уровня пролактина в крови.[1]

Предполагается, что длительное назначение типичных нейролептиков приводит к увеличению плотности постсинаптических дофаминовых рецепторов в ЦНС, в том числе в мезолимбической области. Развивающийся таким образом феномен гиперчувствительности дофаминовых структур мезолимбической области может проявить себя вследствие отмены или снижения доз нейролептиков.[1]

Психоз сверхчувствительности следует дифференцировать с обострением психического расстройства, по поводу которого проводилась терапия нейролептиком. Риск обострения у стабильных пациентов низкий в первые 2—3 недели после отмены антипсихотика и повышается в последующие месяцы.[2] Зафиксированы случаи возникновения психозов сверхчувствительности у людей без психических расстройств в анамнезе.[4]

Дискинезия отдачи, или демаскированная дискинезия[править | править исходный текст]

Дискинезией отдачи (демаскированной дискинезией[1], дискинезией отмены[5]) называется дискинезия, проявляющаяся в первые дни или недели после отмены нейролептика либо снижения его дозы и полностью регрессирующая в последующие 3 месяца. Клинически дискинезия отдачи может проявляться симптомами, характерными для поздней дискинезии: хореиформным или дистоническим гиперкинезом либо их комбинацией, акатизией отмены и др. Как и при поздней дискинезии, могут наблюдаться движения языка, жующие движения, частое моргание, хореиформные или баллистические движения конечностей, спастическая кривошея, необычные вокализации.[5]

Clozapine.svg
Химическая структура клозапина (азалептина) — нейролептика, часто вызывающего синдром отмены

Причиной развития дискинезии отдачи является гиперчувствительность дофаминовых рецепторов нигростриарной области, развивающаяся в результате длительного приёма нейролептика[1]. Также причинами могут быть холинергическая гиперактивность и нарушение равновесия между уровнем дофамина и ацетилхолина в базальных ганглиях.[6]

При одновременной отмене нейролептиков и антихолинергических средств риск развития дискинезий возрастает. Приём антихолинергических средств в течение 1—2 недель после отмены нейролептиков значительно снижает риск развития дискинетических расстройств.[1]

Лечение. В лёгких случаях специального лечения, как правило, не требуется. При выраженной дискинезии, беспокойстве, тошноте, нарушающих повседневную активность пациентов, возможно повторное назначение антипсихотика, отмена которого вызвала дискинезию, в более низкой дозе с последующей медленной его отменой. Иногда вместо него назначают атипичный антипсихотик. Дополнительно используют бензодиазепины, а при дистоническом гиперкинезе — холинолитики. В тяжёлых случаях рекомендуется также применение препаратов лития и вальпроевой кислоты.[5]

Синдром холинергической «отдачи»[править | править исходный текст]

Включает в себя гриппоподобные симптомы, бессонницу, возбуждение, спутанность[1], беспокойство, тревогу, экстрапирамидные расстройства[2].

По-видимому, в основе механизма синдрома отмены нейролептиков лежит гиперчувствительность не только дофаминовых, но также и мускариновых холинергических рецепторов. Особенно часто симптомы холинергической гиперчувствительности развиваются после отмены низкопотентных нейролептиков, таких как хлорпромазин (аминазин), поскольку препараты этой группы обладают бо́льшим по сравнению с высокопотентными нейролептиками сродством к мускариновым рецепторам.[1] Высокое сродство к холинергическим рецепторам характерно и для клозапина, оланзапина — препаратов, среди атипичных нейролептиков характеризующихся наибольшим риском возникновения данного синдрома. Может возникать он и при отмене принимаемых одновременно с антипсихотиками антихолинергических средств (корректоров нейролептической терапии).[2]

«Ранняя активация»[править | править исходный текст]

Под «ранней активацией» понимается развитие у пациента после отмены нейролептика избытка энергии, повышенной активности, бессонницы. Традиционно данные симптомы рассматривались как стимулирующий эффект нового препарата вследствие перевода пациента на другой нейролептик, как нежелательное явление у психотических больных или как признаки утяжеления психоза. В действительности же клинический феномен «ранней активации» следует рассматривать исключительно как эффект отмены.[2]

Данный эффект связан с прекращением блокады гистаминовых ре­цепторов 1 типа (H1) и развивается при резкой отмене препаратов, характеризующихся высоким сродством к этим рецепторам. К таким препаратам относятся большинство седативных (низкопотентных) антипсихотиков (аминазин, тизерцин и др.), а кроме того, оланзапин и клозапин.[2]

В каждом конкретном случае необходим дифференциальный диагноз «ранней активации» с акатизией, возбуждением и собственно редукцией седативного эффекта.[2]

Другие симптомы[править | править исходный текст]

Неспецифические расстройства: желудочно-кишечные нарушения (тошнота, диарея), потливость, головная боль и др.[1]

Примечания[править | править исходный текст]

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Жаркова Н.Б. Переход к терапии атипичными антипсихотическими средствами — вопрос стратегии или тактики психофармакотерапии? // Психиатрия и психофармакотерапия. — 2001. — Т. 3. — № 1. Архивировано из первоисточника 3 января 2013.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 Цукарзи Э.Э. Оптимизация тактики смены антипсихотической терапии на модели кветиапина // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. — 2011. — № 2. — С. 76—85.
  3. Справочное руководство по психофармакологическим и противоэпилептическим препаратам, разрешенным к применению в России / Под ред. С. Н. Мосолова. — Изд. 2-е, перераб. — М.: «Издательство БИНОМ», 2004. — С. 25. — 304 с. — 7000 экз. — ISBN 5-9518-0093-5
  4. Moncrieff J Does antipsychotic withdrawal provoke psychosis? Review of the literature on rapid onset psychosis (supersensitivity psychosis) and withdrawal-related relapse // Acta Psychiatr Scand. — 2006 Jul. — Т. 114. — № 1. — С. 3-13. — DOI:10.1111/j.1600-0447.2006.00787.x — PMID 16774655.
  5. 1 2 3 Экстрапирамидные расстройства: Руководство по диагностике и лечению / Под ред. В. Н. Штока, И. А. Ивановой-Смоленской, О. С. Левина. — Москва: МЕДпресс-информ, 2002. — С. 418—419. — 608 с. — ISBN 5-901712-29-3
  6. Gardos G, Cole JO, Tarsy D Withdrawal syndromes associated with antipsychotic drugs // Am J Psychiatry. — 1978 Nov. — Т. 135. — № 11. — С. 1321-4. — PMID 30287.

См. также[править | править исходный текст]