Тревожное расстройство у детей, вызванное разлукой

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «Синдром разлуки»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Тревожное расстройство у детей, вызванное разлукой
Наиболее характерным стилем воспитания и взаимоотношений в семье детей с тревожным расстройство в связи с разлукой является чрезмерная опека и контроль (так называемая гиперопека). Некоторые родители прививают детям чрезмерную боязливость, путём преувеличения внешних опасностей и усиления своей опеки[1].
Наиболее характерным стилем воспитания и взаимоотношений в семье детей с тревожным расстройство в связи с разлукой является чрезмерная опека и контроль (так называемая гиперопека). Некоторые родители прививают детям чрезмерную боязливость, путём преувеличения внешних опасностей и усиления своей опеки[1].
МКБ-11 6B05
МКБ-10 F93.0
МКБ-9 313.0
DiseasesDB 34361
MedlinePlus 001542
eMedicine article/916737 
MeSH D001010

Тревожное расстройство у детей, вызванное разлукой (или тревожное расстройство в связи со страхом разлуки в детском возрасте[1]) — психическое расстройство, при котором личность (ребёнок) испытывает сильную тревогу в связи с разлукой с домом или людьми, по отношению к которым имеет сильную эмоциональную привязанность (обычно родственники или близкие люди, иногда — неодушевлённые предметы, например знакомые места или любимые игрушки[1][2]). В Международной классификации болезней десятого пересмотра данный диагноз входит в группу детских и подростковых «эмоциональных расстройств и расстройств поведения» (F90—F98)[3].

Согласно Американской психологической ассоциации, тревожное расстройство — неуместное и чрезмерное ощущение страха и горя в ситуациях, связанных с разлукой с домом или объектом эмоционального контакта. При этом тревога считается нетипичной для ожидаемого уровня развития и возраста[4]. Тревожное расстройство может оказывать значительное отрицательное влияние на повседневную жизнь ребёнка. Это влияние может быть обнаружено в социальной и эмоциональной сфере, семейной жизни, физическом здоровье и в школьной среде (например, ребёнок может отказаться ходить в школу)[4].

Сепарационная тревога[править | править код]

Сепарационная тревога (в широком смысле) является ключевым диагностическим признаком детского тревожного расстройства в связи с разлукой. Страх разлучения при тревожном расстройстве в связи с разлукой является чрезмерным, проявляется главным образом в виде беспокойства относительно возможной потери какого-либо объекта или человека, от которого ребёнок находится в зависимом положении[5]. В узком смысле термин «сепарационная тревога» используется в психоанализе для обозначения гипотетической тревоги младенца или ребёнка по поводу вероятной утраты материнского объекта[5][6]. В психоаналитической объект-теории делается акцент на страхе потерять отношения с объектами, а в инстинкт-теории — на связи сепарационной тревоги с инстинктным напряжением[7].

Эпидемиология[править | править код]

Тревожные расстройства являются наиболее распространённым типом психопатологии у детей[4]. По разным оценкам, они встречаются у 4—25 % детей во всем мире[4][8]. Среди этих расстройств сепарационная тревога встречается чаще всего.

Тревожное расстройство в связи с разлукой поражает около 1—2 % молодых людей[8]. У детей до пубертатного возраста встречается чаще, чем у подростков, и поражает примерно одинаковое количество лиц мужского и женского пола[8]. Сепарационная тревога встречается в половине всех случаев тревожных расстройств у детей[4].

Симптомы[править | править код]

Наиболее распространённые симптомы:

  • Несоответствующее реальности постоянное беспокойство в связи с возможной потерей или возможными неприятностями у основных фигур, к которым привязан ребёнок (например, страх, что они покинут его и не вернутся), или постоянная озабоченность, что они могут умереть;
  • Плач, истерики, отказ в участии в событиях, связанных с разлукой;
  • Нарушение сна при отсутствии объекта разлуки, повторяющиеся кошмары, содержание которых связано с разлукой[9];
  • Соматические симптомы — включая боль в животе, тошноту, рвоту и головную боль, а также жалобы на них даже при их отсутствии[9];
  • Уклонение, отказ, нежелание и оппозиционные поведения в попытке препятствовать разделению с основной фигурой, к которой имеется привязанность[10].

Тревожное расстройство в связи со страхом разлуки, возникающее в неподходящий развитию возрастной период (например, во взрослом или подростковом возрасте) исключает данный диагноз, кроме случаев, когда сепарационная тревога анормально продолжается с детского возраста[3]. МКБ-10 включают раннее начало (в возрасте до 6 лет) развития болезни, тогда как критерии американского Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам четвёртого издания DSM-IV позволяют поставить диагноз в том случае, если симптомы появились до 18 лет[8]. В DSM-5 присутствует схожий диагноз — «расстройство сепарационной тревоги» (англ. separation anxiety disorder), но его описание и критерии отличаются от МКБ-10, так как в данный диагноз входит и страх отдаления, манифистирующий у взрослых[11]. По критериям данного диагностического руководства, также необходима продолжительность страха и тревоги, связанных с разлукой, по меньшей мере 4 недели у детей и подростков и, 6 месяцев или более у взрослых[11].

Этиология[править | править код]

В этиологии большую роль играют ананкастические или сенситивно-шизоидные черты характера ребёнка, нарушение родительско-детских отношений в связи с гиперопекой или эмоциональной холодностью матери, а также проходящие часто незамеченными взрослыми актуальные для ребёнка психотравмирующие ситуации (например, комплексы неполноценности или проблемы школьной адаптации)[12].

Диагноз[править | править код]

Для младенцев и детей дошкольного возраста является нормальным выражать некоторую степень тревоги в отношении реальной или угрожающей им разлуки с людьми, к которым они привязаны. Эта тревога рассматривается как проявление нормы, отражающей развитие ребёнка в период от раннего младенчества до двухлетнего возраста[4]. Другие источники (например, Altman, McGoey и Sommer) отмечают, что данный диагноз не должен ставиться детям младше трёхлетнего возраста[9].

Диагностируется данное расстройство в случаях, когда страх отделения составляет основу тревоги, и когда такая тревога впервые возникает в ранние годы жизни. Она дифференцируется от нормальной тревоги в связи с разлукой по степени, которая выходит за пределы статистически возможной (включая анормальную стойкость свыше обычного возрастного периода), и по сочетанию со значительными проблемами в социальном поведении[4]. При этом клиническая картина должна наблюдаться по меньшей мере 4 недели.

Кроме того, важно исключить генерализованное тревожное расстройство детского возраста (F93.80, в соответствии с ИДК-10[13]).

Лечение[править | править код]

Для достижения устойчивого эффекта необходимо применение этиотропной терапии[4]. Уместны оперантные методики и когнитивная терапия, обучающая ребёнка самоутверждениям, способствующим совладанию с ситуацией и уменьшению тревожных мыслей[4][8][14].

Фармакологическое лечение используется в крайних случаях, когда немедикаментозные методы лечения не привели к улучшению[14][15]. Могут назначаться антидепрессанты, однако нет убедительных доказательств того, что помогают трициклические антидепрессанты или бензодиазепины[8]. Кроме того имеются ограниченные данные о том, что селективные ингибиторы обратного захвата серотонина дают симптоматическое облегчение, но нет доказательств того, что это улучшение сохраняется после прекращения медикаментозного лечения[8].

У животных[править | править код]

Данное расстройство может наблюдаться у животных, в частности, у собак[16][17]. Данное явление иногда называют синдром разлуки или тревога разлуки[18].

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 Психиатрия / Под ред. Н. Г. Незнанова, Ю. А. Александровского, Л. М. Барденштейна, В. Д. Вида, В. Н. Краснова, Ю. В. Попова. — М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2009. — С. 437—440. — 512 с. — (Клинические рекомендации). — ISBN 978-5-9704-1297-8.
  2. Жихарева Л. В. Теория привязанности, теоретические и практические аспекты // Перспективы Науки и Образования. — 2013. — № 4. — С. 153. — ISSN 2307-2334.
  3. 1 2 Всемирная организация здравоохранения. F9 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте // Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Класс V: Психические расстройства и расстройства поведения (F00—F99) (адаптированный для использования в Российской Федерации). — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. — ISBN 5-86727-005-8.
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Ehrenreich J. T., Santucci L. C., Weinrer C. L. Separation anxiety disorder in youth: Phenomenology, assessment, and treatment. — 2008. — doi:10.1901/jaba.2008.16-389. — PMC 2788956.
  5. 1 2 Жмуров В. А. Сепарационная тревога // Большая энциклопедия по психиатрии. — 2-е изд. — М.: «Джангар», 2012. — 864 с.
  6. Сепарационная тревога // Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А. Ребера / Пер. с англ. Чеботарева Е. Ю.. — М., 2003. — Т. 1.
  7. Ч. Райкрофт. Критический словарь психоанализа. — СПб.: ВЕИП, 1995. — (Библиотека психоаналитической литературы). — ISBN 5-88787-001-X.
  8. 1 2 3 4 5 6 7 Стивен Скотт, Роберт Гудман. Детская психиатрия = Child Psychiatry / пер. Е. Слободская. — 2-е. — Триада-X, 2008. — С. 78—81. — 408 с. — ISBN 5-8249-0139-2.
  9. 1 2 3 Altman C., McGoey K. E., Sommer J. L. Anxiety in early childhood: what do we know? // Journal of early childhood and infant psychology. — 2009.
  10. Bogels S. M., Zigterman D. Dysfunctional cognitions in children with social phobia, separation anxiety disorder, and generalized anxiety disorder // Journal of abnormal child psychology. — 2000. — Т. 28, № 2. — С. 205–211.
  11. 1 2 American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition (DSM-5). — Arlington, VA: «American Psychiatric Publishing», 2013. — P. 190—195. — 992 p. — ISBN 978-0-89042-554-1. — ISBN 978-0-89042-555-8. — ISBN 0-89042-554-X. Архивировано 19 сентября 2019 года.
  12. Психиатрия: национальное руководство / под ред. Т. Б. Дмитриева, В. Н. Краснов, Н. Г. Незнанов, В. Я. Семке, А. С. Тиганов. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — С. 734—736. — 1000 с. — ISBN 978-5-9704-0664-9.
  13. Содержание «Исследовательских диагностических критериев» (ИДК-10) является производным из класса V (код F) МКБ-10. Здесь даются специфические критерии для диагнозов из глоссария «Клинические описания и диагностические указания» (КОДУ), который подготовлен для клиницистов, преподавателей психиатрии и других работников психиатрического здравоохранения
  14. 1 2 Barrett, Paula M., Ollendick, Thomas H., eds. Handbook of Interventions that Work with Children and Adolescents: Prevention and Treatment. — Wiley, 2003. — ISBN 978-0470844533.
  15. Masi G., Mucci M., Millepiedi S. Separation anxiety disorder in children and adolescents: epidemiology, diagnosis and management. (англ.) // CNS drugs. — 2001. — Vol. 15, no. 2. — P. 93—104. — PMID 11460893. [исправить]
  16. Sherman B. L., Mills D. S. Canine anxieties and phobias: an update on separation anxiety and noise aversions. (англ.) // The Veterinary clinics of North America. Small animal practice. — 2008. — Vol. 38, no. 5. — P. 1081—1106. — doi:10.1016/j.cvsm.2008.04.012. — PMID 18672155. [исправить]
  17. Schwartz S. Separation anxiety syndrome in dogs and cats. (англ.) // Journal of the American Veterinary Medical Association. — 2003. — Vol. 222, no. 11. — P. 1526—1532. — PMID 12784957. [исправить]
  18. Оверолл К. Клинические методы коррекции поведения собак и кошек. — 2005. — 641 с. — ISBN 5-9668-0010-3.