Утечка дипломатических телеграмм США

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Утечка дипломатических телеграмм США произошла 28 ноября 2010 года[1], когда на веб-сайте WikiLeaks и в нескольких крупных газетах были обнародованы конфиденциальные документы, которые подробно освещали взаимодействие Государственного департамента Соединённых Штатов с его посольствами по всему миру. Публикация дипломатических телеграмм (депеш, каблограмм) США является третьей в серии крупномасштабных утечек секретных документов, распространённых WikiLeaks в 2010 году, после утечки документов о войне в Афганистане[en] в июле и о войне в Ираке[en] в октябре. Первые 291 из 251 287 документов были обнародованы 28 ноября с одновременным освещением в таких газетах, как: El País (Испания), Le Monde (Франция), Der Spiegel (Германия), The Guardian (Великобритания) и The New York Times (Соединённые Штаты)[2][3]. В России эти документы анализирует и публикует по соглашению с WikiLeaks журнал «Русский репортёр».[4]

Более 130 тыс. документов являются несекретными; никакие из них не являются совершенно секретными в соответствии со шкалой классификации информации, применяемой правительством Соединённых Штатов; примерно 100 тыс. имеют гриф «конфиденциально»; примерно 15 тыс. телеграмм имеют более высокий уровень классификации и относятся к секретной информации[2][5]. Вместе с тем сайт WikiLeaks планирует обнародование всех имеющихся дипломатических телеграмм в течение семи месяцев[3].

Депеши о международных делах датируются 1966—2010 годами и отправлялись из 274 посольств. Содержание депеш включает в себя дипломатический анализ мировых лидеров, оценки стран, в которых располагались посольства, а также обсуждение многих международных и локальных вопросов от Ближнего Востока до ядерного разоружения, от Войны против терроризма до закрытия тюрьмы в Гуантанамо.

Реакция на утечку документов колебалась от негативной до позитивной. Правительства Запада выразили сильное неодобрение и осуждение, а также подвергли критике WikiLeaks за создание тем самым угрозы для будущего международных отношений и глобальной безопасности. Утечка также привлекла интерес общественности, журналистов и медиа-аналитиков. WikiLeaks получила поддержку от некоторых комментаторов, которые поставили под сомнение необходимость государственной секретности в условиях демократии, которая служит интересам её народу и зависит от информированного электората. Многие политические лидеры, упоминая главного редактора сайта WikiLeaks Джулиана Ассанжа, характеризовали его как преступника и «боевика» (enemy combatant). Несмотря на то, что многие выступают за арест Ассанжа, вина также была возложена на Министерство обороны Соединённых Штатов за провал в системе безопасности, приведший к утечке. Сторонники Ассанжа характеризовали его как героя и защитника свободы слова и свободы прессы в мире, где средства массовой информации больше не выступают в качестве сторожевого пса общественности и частного сектора. Пресс-секретарь Белого дома Роберт Гиббс заявил, что «открытое и прозрачное правительство является тем, что Президент Соединённых Штатов считает поистине важным. Но кража секретной информации и её распространение является преступлением»[6].

История[править | править вики-текст]

Овладение депешами сайтом WikiLeaks[править | править вики-текст]

В июне сообщалось, что Государственный департамент Соединённых Штатов и сотрудники дипломатических представительств были обеспокоены тем, что Брэдли Меннинг, которому было предъявлено обвинение в несанкционированном скачивании секретной информации во время его пребывания в Ираке, сделал утечку дипломатической переписки. Сообщение, опубликованное журналом Wired, было отвергнуто WikiLeaks как неточное: «Утверждения в журнале Wired о том, что мы получили 260 000 секретных дипломатических телеграмм, насколько мы можем сказать, не соответствуют действительности»[7][8]. Мэннинг был заподозрен в загрузке всех документов, которые были им несанкцинированно скачаны, на сайт WikiLeaks, который решил обнародовать полученные материалы поэтапно в течение семи месяцев для достижения как можно большего резонанса[9].

Анонс[править | править вики-текст]

22 ноября WikiLeaks было сделано объявление в Twitter о том, что следующий релиз будет в семь раз больше, чем объём обнародованных документов о войне в Ираке[10][11]. Власти Соединённых Штатов и средства массовой информации в то время предположили, что будут обнародованы дипломатические телеграммы[12]. Не дожидаясь обнародования депеш, правительство Великобритании направило в редакции газет так называемую «директиву Д» (DA-Notice), в которой приводилось предупреждение и требование заранее информировать правительство о публикации материалов WikiLeaks, если в них будут содержаться данные, которые могут нанести ущерб обороне и национальной безопасности Великобритании[13].

26 ноября основатель WikiLeaks Джулиан Ассанж через своего адвоката Дженнифер Робинсон направил письмо послу Соединённых Штатов в Великобритании Луису Сасману[14] с просьбой перечислить имена тех, чьи жизни могут быть поставлены под угрозу из-за публикации дипломатических депеш, для того, чтобы их имена были удалены из базы. Советник Государственного департамента по правовым вопросам Гарольд Кох отверг предложение Ассанжа, заявив в ответном письме следующее: «Мы не собираемся вступать в переговоры о публикации секретных материалов правительства Соединённых Штатов, полученных незаконным путём»[13]. В ответном письме в Государственный департамент Ассанж заявил, что «вы ответили на моё письмо таким образом, который позволяет мне прийти к выводу о том, что предполагаемый риск полностью причудлив, а вы, напротив, озабочены сокрытием доказательств нарушений прав человека и других преступных деяний»[15].

Арест Ассанжа[править | править вики-текст]

Джулиан Ассанж — основатель сайта WikiLeaks

После выдачи ордера, Ассанж был арестован в Лондоне примерно в 9:30 утра по местному времени. В день ареста Ассанж прибыл в Вестминстерский суд вместе с двумя собственными адвокатами Марком Стефенсом и Дженнифер Робинсон[16][17].

Обнародование[править | править вики-текст]

28 ноября WikiLeaks начал обнародовать депеши на собственном сайте, заявив, что «дипломатические телеграммы будут опубликованы в несколько этапов в течение нескольких месяцев». Первая часть опубликованных документов была представлена 243 телеграммами[2]. Остальные депеши публикуются на сайте WikiLeaks частями[3]:

График обнародования депеш
Доступны, шт. Удалены, шт. Время Источники
243 9 19:07 GMT, 29 ноября [18]
291 4 0:23 GMT, 1 декабря
486 2 17:00 GMT, 1 декабря
505 1 20:16 GMT, 1 декабря
607 1 5:07 GMT, 2 декабря [19]
683 35 4:24 GMT, 3 декабря
842 4 14:03 GMT, 4 декабря

Содержание[править | править вики-текст]

Содержание по странам[править | править вики-текст]

Азербайджан[править | править вики-текст]

В марте 2009 года посол Соединённых Штатов в Баку Энн Дерси в своей депеше со слов министра обороны Азербайджана Сафара Абиева рассказывала об эпизоде, произошедшем во время встречи последнего с министром обороны России Анатолием Сердюковым. По словам Абиева, после окончания официальных переговоров, во время неформальной беседы «после второй бутылки водки» Сердюков признался, что Российская Федерация поставляла оружие и вооружение Армении[20].

Египет[править | править вики-текст]

Телеграмма, датированная маем 2008 года, цитировала Президента Египта Хосни Мубарака, который сообщал группе официальных лиц Соединённых Штатов об ужасе перед лицом ядерной программы Ирана и мыслью об овладении последним ядерным оружием, добавив при этом, что, в случае если Иран преуспеет в создании ядерного оружия, то Египет начнёт собственную ядерную программу[21][22].

Пакистан[править | править вики-текст]

Согласно опубликованным телеграммам, в 2009 году посол в Пакистане Энн Паттерсон указывала на то, что главная опасность для Соединённых Штатов «не мусульманский боевик, который может украсть оружие, а кто-то из руководства пакистанских ядерных объектов, кто в состоянии постепенно завладеть достаточным количеством материала для его создания». Помимо этого в 2008 году в одной из телеграмм говорилось о том, что, несмотря на экономическую катастрофу, Пакистан производит ядерное оружие быстрее остальных стран мира. В опубликованных документах также раскрыто недовольство Соединённых Штатов касательно решения Пакистана об отказе разорвать отношения с экстремистскими оргазациями, такими как Лашкаре-Тайба, которая наряду с прочими подозревается в нападении на индийский город Мумбаи в 2008 году[23].

Россия[править | править вики-текст]

Из документов, предоставленных сайтом WikiLeaks британской газете Guardian, следует, что Россия в представлении американских дипломатов — фактически мафиозное государство, которым правит коррумпированная авторитарная клептократия чиновничества, олигархов и организованной преступности, объединённая личностью лидера — Владимира Путина[24]. Среди наиболее ярких обвинений, содержащихся в обнародованных документах, касаются связей правоохранительных и иных государственных органов с организованной преступностью. В частности, в документах утверждается, что русские шпионы занимаются контрабандой оружия с помощью главарей мафии, а полиция, спецслужбы и прокуратура за вознаграждение прикрывают преступные сообщества. Лично Владимира Путина обвиняют в «незаконных накоплениях», сделанных во время работы на высоких постах, и, согласно нескольким источникам, размещенных за рубежом[24]. В материалах также содержится предположение о том, что Путин, вероятно, знал об убийстве Александра Литвиненко в Лондоне в 2006 году. «Что бы ни произошло в действительности — а этого мы можем не узнать никогда, — его [убийство Литвиненко] здесь все автоматически связывают с Путиным или его приближенными, и это само по себе является исчерпывающей характеристикой восприятия Кремля и его политики», — утверждает посол Соединённых Штатов в России Джон Байерли[24].

Туркмения[править | править вики-текст]

В одной из конфиденциальных телеграмм, отправленных из посольства в Ашхабаде, приводились предположения о том, что российская компания «Итера» подарила Президенту Туркмении Гурбангулы Бердымухамедову яхту стоимостью 60 миллионов евро, чтобы получить контракт на добычу газа, особенно на суше, продвинув таким образом переговорный процесс. При этом в официальной русскоязычной газете «Нейтральный Туркменистан» 1 октября 2008 года была опубликована новость о том, что власти страны приобрели построенную в Италии яхту «Галкыныш» («Возрождение»), которая будет плавать в Каспийском море. По тексту статьи можно было понять, что яхта будет первым кораблём флотилии, плавающей в Каспийском море в рамках поддержки проекта национальной туристической зоны «Аваза»[25].

Франция[править | править вики-текст]

В депеше посольства в Париже, датированной февралём 2010 года, была затронута тема поставок России кораблей-вертолётоносцев класса «Мистраль». В конфиденциальной беседе с американскими дипломатами помощник министра иностранных дел Франции по делам континентальной Европы Ролан Галяраж заявил, что политическое руководство Франции не понимает, почему вопрос поставок кораблей-вертолётоносцев вызывает критические отзывы со стороны Вашингтона. При этом Галяраж указал, что Париж не считает поставки вертолетоносцев в РФ угрозой для стратегической ситуации в Закавказье, охарактеризовав эти корабли как «нечто среднее между грузовиком и нефтяным танкером» с некоторыми полезными навигационными инструментами[26].

Дипломатический анализ политических руководителей[править | править вики-текст]

Россия[править | править вики-текст]

Президента России Владимира Путина сравнивают со смотрящим низшего звена преступной группировки — «Альфа Дог» (многими средствами массовой информации данное выражение было ошибочно переведено как «альфа-самец», упустив при этом криминальный оттенок[27][28]).

Туркмения[править | править вики-текст]

Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов характеризуется как самодовольный, привередливый, мстительный, тщательно контролирующий каждый шаг, и умеренный «националист»[29].

Реакция в мире[править | править вики-текст]

1 декабря официальные представители Международной организации уголовной полиции (Интерпол) заявили, что главный редактор сайта WikiLeaks Джулиан Ассанж объявлен в международный розыск, причиной которому являются «сексуальные преступления»[30][31]. В Швеции Ассанжа разыскивают по обвинению в «изнасиловании и сексуальном домогательстве»[32]. Американская компания Amazon прекратила оказание услуг хостинга сайту WikiLeaks, сославшись на нарушение пользовательского соглашения. Данное решение подверглось жёсткой критике со стороны Wikileaks: «И это свобода слова в свободной стране! Отлично! Теперь мы потратим наши деньги на хостинг в Европе»[33][34].

Утром 2 декабря перестал работать сайт WikiLeaks, располагавшийся по адресу wikileaks.org. Компания EveryDNS.net, которая предоставляет услуги DNS, лишила сайт доменного имени, объяснив своё решение массированными DDoS-атаками на последний. Как заявили представители компании, они опасаются, что атаки на сайт WikiLeaks окажут существенное негативное влияние на стабильность сервисов, которые обеспечивают доступ к более чем пятистам тысячам других сайтов[32]. В настоящее время доступ к сайту обеспечивается через иные адреса[35][36].

Китай[править | править вики-текст]

1 декабря 2010 года китайские власти заблокировали доступ к сайту WikiLeaks[37]. А официальный представитель Министерства иностранных дел Китайской Народной Республики Хун Лэй отказался комментировать содержание обнародованных документов[38].

Россия[править | править вики-текст]

29 ноября 2010 года министр иностранных дел России Сергей Лавров, комментируя опубликованные дипломатические телеграммы, заявил, что Россия будет руководствоваться не «утечками», а конкретными делами своих партнеров[39]. 9 декабря он изменил своё мнение в связи с появлением информации о планах НАТО относительно войны с РФ в Прибалтике: «Возникает вопрос, когда же натовцы были искренними — когда договариваются с нами о развитии партнерства или когда в закрытом режиме решают между собой несколько иные вещи. Эти вопросы мы задали, ожидаем на них ответов. Думаю, что мы имеем такое право», — заявил Лавров.[40]

Глава Службы внешней разведки Михаил Фрадков заявил, что утечка дипломатической информации США, опубликованная сайтом WikiLeaks, будет проанализирована[41].

В интервью ведущему телеканала CNN Ларри Кингу премьер-министр России Владимир Путин выразил недовольство характеристиками своих рабочих отношений с президентом Дмитрием Медведевым, которые были даны американскими дипломатами в секретных депешах в Вашингтон[42], указывая, что в своих донесениях дипломаты называли президента России политическим заложником премьер-министра[43].

Президент России Дмитрий Медведев, комментируя содержание обнародованных депеш, заявил, «что если бы, не дай бог, в СМИ просочились некоторые оценки, которое дают Министерство иностранных дел Российской Федерации и российские спецслужбы, в том числе нашим американским партнерам, они бы тоже получили массу удовольствия»[44].

Примечания[править | править вики-текст]

  1. Однако, данные материалы были переданы ведущим информагентствам заранее.
  2. 1 2 3 Secret US Embassy Cables (англ.). Проверено 28 ноября 2010.
  3. 1 2 3 Kris Danielle Suarez. 1,796 memos from US embassy in Manila in WikiLeaks 'Cablegate' (англ.). abs-cbnnews.com (29 ноября 2010). Проверено 28 ноября 2010. Архивировано из первоисточника 6 июля 2012.
  4. И. Шамир, В.Лейбин «Как именно WikiLeaks взорвет мир»
  5. Scott Shane; Andrew W. Lehren. Leaked Cables Offer Raw Look at U.S. Diplomacy (англ.). The New York Times (28 ноября 2010). Проверено 29 ноября 2010. Архивировано из первоисточника 6 июля 2012.
  6. Роберт Гиббс. Press Briefing by Press Secretary Robert Gibbs, 11/29/2010 (англ.) (29 ноября 2010). Проверено 29 ноября 2010. Архивировано из первоисточника 6 июля 2012.
  7. Kim Zetter; Kevin Poulsen. State Department Anxious About Possible Leak of Cables to Wikileaks (англ.). Wired (8 июня 2010). Проверено 2 декабря 2010. Архивировано из первоисточника 6 июля 2012.
  8. WikiLeaks. Allegations in Wired that we have been sent 260,000 classified US embassy cables are, as far as we can tell, incorrect. (англ.). Twitter (7 июня 2010). Проверено 2 декабря 2010. Архивировано из первоисточника 21 февраля 2012.
  9. Cable Viewer (англ.)(недоступная ссылка — история). WikiLeaks. Проверено 2 декабря 2010. Архивировано из первоисточника 2 декабря 2010.
  10. WikiLeaks. Статус в Twitter (англ.). Twitter (22 ноября 2010). Проверено 2 декабря 2010. Архивировано из первоисточника 21 февраля 2012.
  11. Andrea Petrou. WikiLeaks promises leak "seven times bigger than Iraq" (англ.). TechEYE (22 ноября 2010). Проверено 2 декабря 2010. Архивировано из первоисточника 6 июля 2012.
  12. Telegraph: WikiLeaks to release three million secret US documents (англ.) (23 ноября 2010). Проверено 2 декабря 2010. Архивировано из первоисточника 6 июля 2012.
  13. 1 2 Елена Черненко, Александр Габуев, Владимир Соловьев. Выложили начистоту. Коммерсантъ (29 ноября 2010). Проверено 2 декабря 2010.
  14. Письмо Джулиана Ассанжа послу Соединённых Штатов в Великобритании (англ.). Проверено 2 декабря 2010. Архивировано из первоисточника 6 июля 2012.
  15. Письмо Ассанжа послу Соединённых Штатов в Великобритании (англ.) (28 ноября 2010). Проверено 2 декабря 2010. Архивировано из первоисточника 6 июля 2012.
  16. WikiLeaks founder Julian Assange arrested (англ.). msnbc.com (7 декабря 2010 года). Проверено 7 декабря 2010. Архивировано из первоисточника 6 июля 2012.
  17. Основатель "Викиликс" сам пришел в Скотланд-Ярд(недоступная ссылка — история). Радио Маяк (7 декабря 2010). Проверено 7 декабря 2010.
  18. Secret US Embassy Cables (29 ноября 2010). Проверено 3 декабря 2010. Архивировано из первоисточника 29 ноября 2010.
  19. Secret US Embassy Cables (30 ноября 2010). Проверено 2 декабря 2010.
  20. Что еще поведал WikiLeaks. Коммерсантъ (3 декабря 2010). Проверено 6 декабря 2010. Архивировано из первоисточника 6 июля 2012.
  21. lexander Dziadosz, Marwa Awad. Egypt says may seek atomic arms if Iran does: WikiLeaks cables (англ.). Reuters (2 декабря 2010). Проверено 6 декабря 2010. Архивировано из первоисточника 6 июля 2012.
  22. Египет может стать ядерным государством - в противовес Ирану, - WikiLeaks. РБК-Украина (3 декабря 2010). Проверено 6 декабря 2010. Архивировано из первоисточника 6 июля 2012.
  23. WikiLeaks: Пакистан производит ядерное оружие быстрее остальных. Росбизнесконсалтинг (1 декабря 2010). Проверено 7 декабря 2010. Архивировано из первоисточника 6 июля 2012.
  24. 1 2 3 Сергей Смирнов. Россия — виртуальное мафиозное государство. Ведомости (2 декабря 2010). Проверено 2 декабря 2010. Архивировано из первоисточника 6 июля 2012.
  25. Алексей Алексеев. «Итера» подарила президенту Туркменистана яхту за 60 млн евро. Ведомости (3 декабря 2010). Проверено 3 декабря 2010. Архивировано из первоисточника 6 июля 2012.
  26. WikiLeaks: Франция считает, что Mistral не усилит военную мощь РФ. Росбизнесконсалтинг (7 декабря 2010). Проверено 8 декабря 2010. Архивировано из первоисточника 6 июля 2012.
  27. Словарная статья Мультитран
  28. Альфа Дог. Замечание о локализации.
  29. Алексей Алексеев. Бердымухамедову не нравится Америка, Иран и Турция, но нравится Китай. Ведомости (3 декабря 2010). Проверено 3 декабря 2010. Архивировано из первоисточника 6 июля 2012.
  30. Wanted ASSANGE, Julian Paul (англ.). Интерпол. Проверено 3 декабря 2010. Архивировано из первоисточника 6 июля 2012.
  31. Создателя WikiLeaks ищет Интерпол. OpenSpace.ru (2 декабря 2010). Проверено 3 декабря 2010. Архивировано из первоисточника 21 августа 2012.
  32. 1 2 Wikileaks.org больше не работает(недоступная ссылка — история). Полит.ру (3 декабря 2010). Проверено 3 декабря 2010. Архивировано из первоисточника 3 августа 2013.
  33. Amazon отказала Wikileaks в услугах хостинга. Газета.ru (2 декабря 2010). Проверено 3 декабря 2010. Архивировано из первоисточника 6 июля 2012.
  34. WikiLeaks. WikiLeaks servers at Amazon ousted. Free speech the land of the free—fine our $ are now spent to employ people in Europe. (англ.). Twitter (1 декабря 2010). Проверено 3 декабря 2010. Архивировано из первоисточника 21 февраля 2012.
  35. WikiLeaks. WikiLeaks moves to Switzerland http://wikileaks.ch/ (англ.). Twitter (3 декабря 2010). Проверено 3 декабря 2010. Архивировано из первоисточника 21 февраля 2012.
  36. WikiLeaks. WikiLeaks now available at http://wikileaks.de/ http://wikileaks.fi/ http://wikileaks.nl/ (англ.). Twitter (3 декабря 2010). Проверено 3 декабря 2010. Архивировано из первоисточника 21 февраля 2012.
  37. Китай заблокировал доступ к WikiLeaks
  38. Китайские СМИ назвали разоблачения WikiLeaks «подлой ложью в отношении Китая»
  39. Лавров дал оценку публикации WikiLeaks
  40. Lenta.ru: В мире: В НАТО отказались комментировать планы войны с РФ в Прибалтике
  41. СВР: Информация на WikiLeaks будет проанализирована
  42. Путин обиделся на США за сравнение с Бэтменом и пригрозил Америке новой гонкой вооружения
  43. Wikileaks: Медведева считают политическим заложником Путина «Медведев — Робин по отношению к Бэтмену-Путину»
  44. Х.Клинтон извинилась за "американскую дипломатию". Росбизнесконсалтинг (4 декабря 2010). Проверено 4 декабря 2010. Архивировано из первоисточника 6 июля 2012.

Ссылки[править | править вики-текст]

  • На Ru-Wikileaks представлены переводы дипломатических телеграмм США на русский язык.