Эта статья входит в число добротных статей

Редлер, Йозеф Карл: различия между версиями

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
[отпатрулированная версия][отпатрулированная версия]
м →‎Биография: орфография
м Установлены настройки стабильной версии для «Рэдлер, Йозеф Карл»: Автоматическая стабилизация: на заглавной до 28 июня [по умолчанию: стабильная] (истекает 21:00, 27 июня 2018 (UTC))
(нет различий)

Версия от 21:01, 24 июня 2018

Йозеф Карл Рэдлер
нем. Josef Karl Rädler
Йозеф Карл Рэдлер. Мой автопортрет. 1911, темпера и акварель по бумаге, 43 x 28,8 см
Йозеф Карл Рэдлер. Мой автопортрет. 1911, темпера и акварель по бумаге, 43 x 28,8 см
Дата рождения 1844(1844)
Место рождения Фалькенау, Богемия, Австро-Венгерская империя
Дата смерти 1917(1917)
Место смерти Мауэр-Амштеттен, Австро-Венгерская империя
Страна
Род деятельности художник
Жанр портрет, бытовой жанр, пейзаж, роспись по фарфору
Стиль ар-брют
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Йозеф Карл Рэдлер (часто — Йозеф Карл Радлер, нем. Josef Karl Rädler, 1844, Фалькенау, Богемия, Австро-Венгерская империя — 1917, Мауэр-Амштеттен, Австро-Венгерская империя) — австрийский художник-акварелист и специалист по росписи фарфора, представитель ар-брюта[1].

Биография

Йозеф Карл Рэдлер. Акварель R-V.1202. Хранится в коллекции ABCD (Ар-брют. Изучение и распространение) в Париже.
Региональная больница Франца Иосифа I, где художник находился с 1905 по 1917 год

Йозеф Карл Рэдлер родился в Богемии. В возрасте 23 лет он приехал в Вену, где основал с партнером в 1872 году «Художественную студию росписи фарфора Рэдлер и Питц» (нем. «Artistische Atelier für Porzellanmalerei Rädler & Pilz»), одну из самых крупных в то время в Австро-Венгерской империи, с офисами в Вене, Лондоне, Париже и Франкфурте. Его компания участвовала в международных выставках в Вене (1873) и Париже (1878), экспортировала продукцию за границу[2]. Рэдлер расписал фарфоровый сервиз для семейства Ротшильдов, уже при его жизни образцы расписанной им посуды экспонировались в собрании Музея Южного Кенсингтона (современный Музей Виктории и Альберта). Фирма в своих росписях ориентировалась на академическое творчество Ангелики Кауфман и Ганса Макарта[1].

Сам Рэдлер, по-видимому, вёл тогда вполне заурядную жизнь добропорядочного обывателя, женился и имел четверо детей (ещё четверо умерли в детстве[1]). Однако, когда ему было за сорок лет, Рэдлер начал испытывать резкие перепады настроения, что побуждало его начинать время от времени фантастические бизнес-проекты. Он разрушил семейное финансовое благополучие и запутался в бесплодных судебных процессах. В 1893 году семья, чувствуя, что больше не может с ним справиться, заставила его лечь в психиатрическую лечебницу Пильгерхайн. Впоследствии Рэдлеру был поставлен диагноз «вторичная деменция» (сейчас она называется шизофренией), но в настоящее время было высказано предположение, что симптомы его расстройства могли быть результатом нарушений височной доли, вызванных латентной эпилепсией[3]. В лечебнице Рэдлер утверждал, что нужно «растить доброе, благородное и прекрасное», часто цитировал Конфуция и увлекался чтением писем Гёте[4].

В 1905 году Рэдлер был переведён в новую современную психиатрическую лечебницу — региональную больницу Франца Иосифа I Мауэр-Олинг[нем.]. Среди особенностей заведения были большие парковые площадки, зона развлечений, где пациенты могли организовать фольклорный фестиваль, танцы, боулинг[3]. Акварели художника позволяют восстановить повседневную жизнь лечебницы: «Есть акварели, изображающие лечебницу, созданные в пять утра, в столовой, во время принятия водных процедур, на ферме, в мастерских, на прогулках и вечеринках. Он рисует групповые фотографии женщин и детей в красивых костюмах, читателей и курильщиков, посетителей»[2].

Рэдлер большую часть времени рисовал и писал, используя большое количество бумаги и краски. Эта деятельность, по-видимому, была разрешена, а, возможно, даже поощрялась администрацией лечебницы, поскольку занятия живописью не оставляли времени художнику для конфликтов с персоналом. Работники лечебницы не любили художника, Рэдлер мог быть скандальным и воинственным. Когда он не писал акварели, то часто приставал с беседами к пациентам, произнося длинные философские монологи (записи персонала характеризовали его как «сварливого, глупого, высокомерного и упрямого» человека)[1]. Обычно подписывая свои акварели «Смеющийся философ», он считал себя великим мыслителем и художником (он называл себя также «придворный художник Австрии, Сиама и Италии», «поэт» и «апостол человечества»[2]). Многие из своих работ он собирался продать по баснословным ценам, хотя был готов уступить значительно дешевле, если покупатель подписывал вексель. Врачи не придавали внимания творчеству Рэдлера. Художественные амбиции Рэдлера рассматривались как ещё одно свидетельство мании величия. Современные художественные критики утверждают, что если бы Рэдлер находился в творческой среде профессиональных деятелей искусства, его могли бы воспринимать как представителя зарождающегося авангарда, или, по крайней мере, предотвратили бы направление в психиатрическую больницу[3].

Художник был принципиальным и последовательным пацифистом[1]. Некоторые его поступки и мысли говорят о ясности ума, хотя и вступают в конфликт с представлениями обывателей того времени. «Это позор для всей Европы, что человек против человека должен вести войну… В войне и убийстве, что можно получить? — Уничтожение людей и культуры!!!», — писал Рэдлер в 1914 году после начала Первой мировой войны, когда Европа была охвачена милитаристской истерией[2]. Рэдлер также выступал за эмансипацию женщин[5].

Изучение творчества художника

Один из сыновей Рэдлера стал художником, но собственная семья так и не проявила интереса к творчеству Йозефа Карла Рэдлера[3]. После его смерти в 1917 году работы художника были перенесены на чердак лечебницы, а пятьдесят лет спустя выброшены в мусор[2]. Сохранившиеся четыреста (по другим данным — 850[2]) акварелей Рэдлера были обнаружены в 1960-х годах в куче мусора в Мауэр-Олинге мужем одной из медсестёр. В 1972 году эта медсестра привезла коллекцию работ Рэдлера Лео Навратилу[нем.], австрийскому психиатру, известному тем, что создал творческое объединение художников в психиатрической больнице, в которой работал. Навратил приобрёл у неё около 100 акварелей Рэдлера, которые он передал в дар в Niederösterreichisches Landesmuseum[нем.], где они были представлены на персональной выставке Рэдлера в 1994 году[6]. Остальные рисунки были сохранены одним из врачей в Мауэр-Олинге и постепенно распродавались[3]. Около половины находятся в австрийском провинциальном музее в Санкт-Пёльтене. Владелец частной галереи Фердинанд Альтнёдер — один из самых крупных специалистов по Art brut в современной Австрии и большой поклонник творчества Рэдлера. В его коллекции в Зальцбурге также находилось большое количество работ художника[2], однако он продал практически все принадлежавшие ему работы Рэдлера. Самая дорогая из них ушла всего за 8 800 евро[5].

В 1994 году Лео Навратил (1921—2006) опубликовал монографию, посвящённую творчеству художника. Книга была опубликована по случаю выставки Йозефа Карла Рэдлера в Niederösterreichisches Landesmuseum[7]. Фердинанд Альтнёдер посвятил творчеству художника статью в художественном журнале «Raw Vision»[англ.], специализирующемся на творчестве людей с проблемами психики[8]. Творчество художника рассматривается и в общих работах по истории ар-брют[9] и истории европейской психиатрии[6].

Персональные выставки художника также прошли в Галерее Святого Этьена[англ.] в Нью-Йорке в 2001 году и в Wellcome Collection в Лондоне в 2009 году[10].

Особенности творчества

Искусствоведы предполагают, что Рэдлер начал рисовать в лечебнице Пильгерхайн только с 1897 года. Его акварели тщательно выписаны по обеим сторонам листа. Одна сторона обычно содержит относительно реалистичное изображение, в то время как другая покрыта сложными сочетаниями символических фигур и слов, которые часто превращаются в неразборчивые каракули. После его переезда в Мауэр-Олинг круг тем творчества Радлера заметно расширился. В то время как раньше он рисовал в основном птиц, а также восходы и закаты, теперь он создавал портреты пациентов, бытовые сцены с их участием, и пейзажи ландшафта, окружающего больницу[3]. «Чрезвычайно тонкий, детализированный стиль ранних работ исчезает с годами, он становится грубее и приближается к тому, что называется наивной живописью», — так характеризует эволюцию его творчества искусствовед Фердинанд Альтнёдер[2]. Все его рисунки датированы и подписаны[4]. Поскольку художник часто работал над своими картинами в разные годы, на одной и той же странице можно найти несколько дат. Все работы художника выполнены в смешанной технике с использованием акварели, дополняемой темперой и надписями чернилами на бумаге. Судьба работ сказалась на их состоянии. Краски достаточно свежие, но хрупкие, некоторые листы повреждены или порваны по краям[11].

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 Altnöder, 2013, с. 45.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 Kriechbaum, Reinhard. Die Philosophie im Koran-Marterl. Die Salzburger Kulturzeitung im Internet (14 сентября 2014). Дата обращения: 25 апреля 2018.
  3. 1 2 3 4 5 6 Kallir, Jane. Josef Karl Rädler. 1844-1917. Austrian. The Anthony Petullo Collection. Дата обращения: 25 апреля 2018.
  4. 1 2 Josef Karl Rädler. L’association abcd (art brut connaissance & diffusion). Дата обращения: 25 апреля 2018.
  5. 1 2 Kunst von Josef Karl Rädler als Verkaufshit. Salzburg — oesterreich (11 апреля 2012). Дата обращения: 25 апреля 2018.
  6. 1 2 Blackshaw, Wieber, 2012, с. 24.
  7. Navratil, 1994.
  8. Altnöder, 2013, с. 44—49.
  9. Bogaczyk-Vormayr, Neumaier, 2017, с. 174, 176.
  10. Andera, Margaret and Stone, Lisa. Josef Karl Rädler (Austrian, 1844–1917). Milwaukee Art Museum. Дата обращения: 25 апреля 2018.
  11. Josef Karl Rädler (Austrian, 1844–1917). Galerie Altnöder, Salzburg. Дата обращения: 25 апреля 2018.

Литература

  • Altnöder F. Josef Karl Rädler. (англ.) // Raw Vision : Журнал. — 2013. — Summer (no. 79). — P. 44—49. Фрагмент статьи, полный вариант после покупки номера журнала.
  • Blackshaw G., Wieber S. Journeys Into Madness: Mapping Mental Illness in the Austro-Hungarian Empire. (англ.). — Berghahn Books, 2012. — 222 p. — (Austrian and Habsburg Studies (Том 14)). — ISBN 978-0857-4545-91.
  • Bogaczyk-Vormayr M., Neumaier O. «Outsider Art»: Interdisziplinäre Perspektiven einer Kunstform. (нем.). — Münster: LIT Verlag Münster, 2017. — 368 S. — (Kunst und Inklusion (Vol. 1)). — ISBN 978-3643-5083-17.
  • Navratil L. Josef Karl Rädler und: Die Kunst der Epileptiker. (нем.). — Wien: Herbst, 1994. — 110 S. — ISBN 978-3854-6011-90.