Автокоммуникация

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Автокоммуникация (от греч. αὐτός — сам — и лат. communication — связь, сообщение; букв. общение с самим собой) — это форма коммуникации и тип информационного процесса в культуре, суть которого заключается в том, что адресат и адресант сообщения совпадают.

История[править | править код]

Термин был введен Ю. М. Лотманом в статье «О двух моделях коммуникации в системе культуры» (1973). Согласно Лотману, коммуникация осуществляется как минимум по двум каналам, устроенным различным образом — в соответствии с двумя возможными направлениями передачи сообщения. Первым, наиболее распространенным, является направление «Я-ОН» (где «Я» — это адресант, а «ОН» — адресат). При передаче сообщения предполагается, что адресанту известно нечто неизвестное адресату. Вторым направлением является автокоммуникация; это направление «Я-Я».

Автокоммуникация может показаться парадоксальной, однако этот тип коммуникации встречается довольно часто и играет важную роль в культуре. «Я»-адресат в случае такой коммуникации приравнивается к третьему лицу. В отличие от направления «Я-ОН», при котором информация перемещается в пространстве, в случае автокоммуникации сообщение перемещается во времени. Лотмана прежде всего интересует тот случай, когда передача информации выполняет не мнемоническую, а иную культурную функцию: ценность автокоммуникации заключается в том, что передаваемое таким образом сообщение становится более значимым, передаваемая информация не становится избыточной. Сообщение приобретает новый смысл в силу того, что оно перекодируется, вводится новый код. В результате адресант (он же адресат) трансформируется, чего не происходит в том случае, когда информация передается третьему лицу.

Информация передается по каналу «Я-Я», когда субъект обращается с текстами и речами к самому себе. Это могут быть дневниковые записи, автобиография, чтение собственного текста. Также автокоммуникацией Лотман называет процесс, когда на внутренний монолог субъекта влияет внешняя ситуация (например, звуки окружающей среды) — добавочные внешние коды перестраивают словесное сообщение. Та же ситуация возникает в том случае, когда писатель читает собственный текст не в черновом варианте, а напечатанным.[1] Передавая информацию самому себе, адресат внутренне перестраивает свою сущность, поскольку сущность личности можно трактовать как индивидуальный набор значимых кодов для коммуникации, а этот набор в процессе автокоммуникации меняется.[2]

Последствия[править | править код]

Концепт Лотмана становится особенно значимым в философии постмодернизма. Многие ключевые для постмодернизма концепты (в первую очередь, деконструкция и смерть автора) могут быть описаны как осуществляющиеся в режиме автокоммуникации, посредством её.[3][4]

Критика, альтернативные точки зрения[править | править код]

В автокоммуникативной по своей сути книге «Ролан Барт о Ролане Барте», впервые изданной в 1975 году, философ называет современное ему общество обществом отправителей:

«Я живу в обществе отправителей (каковым являюсь и сам): все, с кем я встречаюсь или кто пишет мне, посылают мне какую-нибудь книгу, текст, отчет, проспект, письмо с протестом, приглашение на спектакль или выставку и т. п. Со всех сторон так и прет наслаждение письмом, производством; а поскольку система эта коммерческая, то свободное производство и здесь переживает кризисы, резкие колебания и панику; как правило, тексты и зрелища стремятся туда, где на них нет спроса; на свою беду, они не встречают ни друзей и тем более ни партнеров, а лишь „знакомых“; в результате эта коллективная эякуляция письма, в которой можно было бы усмотреть утопическую сцену свободного общества (где наслаждение циркулирует без посредства денег), сегодня походит на конец света».[5]

Р. Барт описывает такую ситуацию, когда две модели коммуникации смешиваются. Описанная ситуация со временем усилилась, и сейчас не всегда можно отличить коммуникацию от автокоммуникации. Автокоммуникация трансформировалась — адресанту становятся нужны не адресаты (адресатом является он сам), а свидетели. То есть автокоммуникация уже не является самоценной без свидетелей, не обладая внешними чертами коммуникации «Я-ОН». Но сообщение может не найти свидетеля, поскольку все поглощены процессом отправления.

Автокоммуникация в современном обществе[править | править код]

В культуре постмодерна автокоммуникативные процессы выражены особенно ярко, поскольку представления о частном трансформируются, жизнь человека становится более открытой. Если раньше автокоммуникация проявлялась преимущественно в формах, действительно обращенных к адресату сообщения, то теперь для автокоммуникации используются каналы, созданные для коммуникации по модели «Я-ОН» (например, социальные сети).

Место в массовой культуре[править | править код]

Современная культура, в силу развития технологий, способствующих коммуникации субъекта с самим собой, а также акцентуации субъекта на себя, автокоммуникативна. В связи с этим концепт автокоммуникации находит неизбежное выражение в произведениях массовой культуры. Например, фильм «Бездельник» (Slacker, 1991) полностью посвящён автокоммуникации. Весь фильм состоит из монологов множества персонажей. Одновременно монолог произносит, перемещаясь по городу, один персонаж, причем речь, с которой он обращается к другому или другим, обладает всеми чертами автокоммуникации. «ОН» не является адресатом сообщения. Окончив свою речь, персонаж удаляется, и далее, как правило, новым адресантом сообщения становится молчащий ранее слушатель, обращаясь с речью к другому (но по сути к себе).

Термин «автокоммуникация» даже упоминается в рецензиях на данный фильм:

«Это — бессюжетный видеоряд, иллюстрирующий завороженность автокоммуникацией. В фильме практически отсутствуют моменты, за исключением сюжетных периферических склеек, где бы сценарный герой оставался в одиночестве и полном молчании — вне перманентной знаковой работы, вне озабоченности некоим символическим дискурсом. Или говорливые компании, или щебечущие парочки, или молчаливая автокоммуникация, интенсивный монолог с самим собой. Даже обыкновенные повседневные действа, вроде похода за кофе или газетой, обрастают текущей коммуникацией, становятся её придатком. Здесь живёт, царствует, доминирует коммуникативность. А странные, искусно и остро подобранные, фиктивные диалоги лишь уводят от этой фундаментальной вовлеченности в сам процесс коммуникации. Включенность… даже не в сами процедуры передачи информации, эмоционального поглаживания собеседника, а в процесс говорения, — повседневно „магического“, предельно эгоцентричного, артикулирующего некую „самость“, личностную подлинность».[6]

Автокоммуникация в произведениях массовой культуры не обязательно связана с темой технологий или принимает черты коммуникации с другими, как в фильме «Бездельник». Мотив раздвоения личности, когда «Я»-адресат воспринимается как третье лицо, часто встречается в современном искусстве — например, в книге «Бойцовский клуб» и её экранизации. Главный герой трансформируется благодаря встрече и коммуникации с решительным Тайлером Дерденом, философия которого проявляется в действии. В итоге главный герой понимает, что остановить Тайлера можно только убив самого себя, при этом не осознавая, что Тайлер — это и есть он сам.

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. Лотман Ю. М. Избранные статьи в трёх томах. Том 1. Статьи по семиотике и топологии культуры. — Таллин: Александра, 1992. С. 77-91.
  2. Руднев В. П. Словарь культуры XX века. — М.: Аграф, 1999. С. 15.
  3. Автокоммуникация | Гуманитарная энциклопедия. Дата обращения: 19 октября 2015. Архивировано 5 апреля 2016 года.
  4. Новейший философский словарь. Постмодернизм / Главный научный редактор и составитель А. А. Грицанов. — Мн.: Современный литератор, 2007. С. 615—618.
  5. Барт Р. Ролан Барт о Ролане Барте. — М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2012. С. 85.
  6. КиноПоиск.ru — Все фильмы планеты. Дата обращения: 12 октября 2015. Архивировано 18 января 2018 года.