Агентство интернет-исследований

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Агентство интернет-исследований (англ. Internet Research Agency, также в прессе и иных источниках обозначается как «фабрика троллей», «ольгинские тролли», «кремлеботы») — российская структура с штаб-квартирой в Санкт-Петербурге, занимающаяся дезинформацией, формированием общественного мнения, в частности дискредитацией российской оппозиции. Агентство использует фейковые аккаунты в крупных социальных сетях и онлайн-изданиях, на форумах и в видеохостингах для продвижения интересов заказчика, по большей части распространение прокремлёвской точки зрения во внутренней и внешней политике (включая вооружённый конфликт на востоке Украины и гражданскую войну в Сирии)[1][2][3]. По информации от спецпрокурора США организацию спонсируют компании российского бизнесмена Евгения Пригожина, известного как «повар Путина»[4][5][6].

Один из бывших офисов агентства на улице Савушкина, 55

В заключении по итогам расследования специального прокурора США Роберта Мюллера Агентство интернет-исследований, Евгения Пригожина и связанные с ними СМИ обвинили во вмешательстве в американские президентские выборы 2016 года и разжигании внутринациональных конфликтов[3][7]. В 2018 году в США против организации и её руководителей заочно были выдвинуты уголовные обвинения. Социальные сети Facebook, Instagram, Twitter, ВКонтакте и видеохостинг YouTube проводят политику по защите пользователей от влияния «фабрики троллей»[8].

История[править | править код]

По данным ЕГРЮЛ, Агентство интернет-исследований создано 26 июля 2013 года. Но согласно отчётам Центра по изучению компьютерной пропаганды при Оксфордском университете, первые эксперименты с агитацией в социальных сетях провластные структуры проводили ещё во время региональных выборов 2009 года. В 2013 году организация через Twitter пыталась влиять на политические процессы в США[4]. Широкой общественности агентство стало известно в сентябре 2013 года после расследования «Новой газеты» под названием «Где живут тролли. И кто их кормит», где впервые был использован термин «фабрика троллей». Позже это поименование широко распространилось в СМИ и закрепилось за «Агентством интернет-исследований». Учредителем организации числился Михаил Куркин, гендиректором — Николай Чумаков, офисы были открыты в Москве и Санкт-Петербурге. Петербургский офис располагался в районе Ольгино, что породило другое расхожее название — «ольгинские тролли»[2][5][6].

Корпоративная переписка агентства, опубликованная в 2014 году хакерской группой «Шалтай-Болтай», указывала на то, что фирма содержится за счёт компаний, которые близки к Пригожину и получают прибыль от подрядов для Министерства обороны России[9][10]. В докладе специального прокурора США Роберта Мюллера указано, что организацию финансируют за счёт двух его компаний — «Конкорд Кейтеринг» и «Конкорд Менеджмент и Консалтинг», получающих прибыль с подрядов Министерства обороны России. На связь предпринимателя и интернет-структуры указывают бывшие сотрудники организации[11]. По итогам расследования, опубликованного в 2018 году, спецпрокурор США Роберт Мюллер называл Агентство интернет-исследований проектом Пригожина. Об этом же заявляла сенатор Дайэнн Файнстайн во время слушаний в конгрессе США[12][13].

Согласно расследованию журнала РБК, «Агентство интернет-исследований» являлось только одним из юридических лиц «фабрики троллей»[12]. В 2015 году британский программист Лоуренс Александер[14] провёл расследование и определил на основании счётчиков Google Analytics, что с Агентством связаны учредители ряда российских СМИ, объединённые в «фабрику медиа»[15]:

  • РИА ФАН
  • «Экономика сегодня»
  • «Народные Новости»
  • «Политика Сегодня»
  • «КиевСМИ»
  • «Нью Информ»
  • «ПолитЭксперт»
  • «Невские новости»
  • «Новостное Агентство Харькова»
  • «Инфореактор»
  • «Журналистская Правда»
  • «ПолитРоссия»
  • «Слово и Дело»
  • «ПолитПазл»
  • «Кто есть Кто»

Они получили неофициальное название «Фабрика медиа», ежемесячная аудитория которой превышает 36 миллионов человек. В 2014 году обе «фабрики» занимали офисы в одном здании в Санкт-Петербурге на улице Савушкина. Кроме того, данные Facebook и Google Analytics подтверждают связь между аккаунтами и сайтами этих организаций[2][16][17]. По мнению журналиста «Новой газеты», это также подтверждается тем, что в своих комментариях такие аккаунты неоднократно ссылались на публикации вышеперечисленных СМИ[18]. Издание Snob утверждало в 2019 году, что о тесном взаимодействии этих структур свидетельствовало общее руководство: один из руководителей медиа-холдинга Михаил Бурчик одновременно являлся исполнительным директором «Агентства интернет-исследований»[19][2][20]. В октябре 2019 года стало известно о создании объединённой медиагруппы «Патриот», куда вошли РИА ФАН, «Политика сегодня», «Экономика сегодня» и Nation News. Попечительский совет объединения возглавил Евгений Пригожин, хотя он отрицал свою связь с предшествующей деятельностью холдинга[21][22][23].

В марте 2014 года организация сменила юридическое лицо на ООО «Интернет-исследования», учредителем которого стал бывший начальник УМВД по Московскому району Михаил Быстров. Де-юре компания располагалась по адресу Большая Разночинная улица, дом 17, но, по данным информатора Новой газеты, арендовала помещения на улице Савушкина, дом 55[18]. По мнению этого же информатора стоимость аренды офиса на улице Савушкина составляла около 3 миллионов рублей, как минимум 16 миллионов рублей уходило на ежемесячное содержание сотрудников[18]. В июле 2015 года компания заявляла о своём закрытии, но позднее перерегистрировала юридическое лицо на ООО «Главсеть» и продолжила работу[24]. На тот период «фабрика» была официально зарегистрирована на Искровском проспекте. Её руководителем был указан некий Николай Космаков, учредителем — Валерий Кузьмин[2].

В октябре 2016 года офис Агентства интернет-исследований и редакцию газеты «Невские новости», располагавшиеся в бизнес-центре на улице Савушкина, подожгли неизвестные. Но возгорание удалось погасить[25]. В декабре 2017 года «фабрика троллей» переехала в недавно построенный бизнес-центр «Лахта-2» на улице Оптиков, застройщик которого (компания «Дорстройтрест-М») был одним из шести жертвователей избирательной кампании Владимира Путина в 2004 году[26]. В январе 2019 года офис компании неоднократно становился объектом атак телефонных террористов. Собственник здания заявил о расторжении договора аренды с агентством из-за постоянных неудобств для других арендаторов[2]. В этот период ООО «Главсеть» было ликвидировано, агентство продолжило работать через ООО «Тека»[27].

Внутреннее устройство[править | править код]

Американский спецпрокурор Роберт Мюллер указывал, что в 2016 году деятельностью организации руководили Михаил Быстров (бывший начальник УМВД по Московскому району Санкт-Петербурга) и Михаил Бурчик (один из руководителей медиахолдинга «Фабрика медиа»)[28], оперативным управлением иностранного отдела — Джейхун Асланов, являвшийся одновременно учредителем компаний «Азимут» и «Центр управления репутацией»[11]. За свою работу в Агентстве Асланов попал в санкционный список США. Ему, как сообщает источник телеканала «Дождь», напрямую подчинялась Катарина Аистова, ответственная за текущее управление и через двух дежурных менеджеров[29]. С деятельностью компании также связаны учредитель РИА ФАН Евгений Зубарев[30] и идеолог Андрей Михайлов, который, как отметила «Новая газета», в 2013 году получил известность провокациями против писателя Дмитрия Быкова, против журнала Forbes, против самой «Новой газеты», и против ряда других изданий[31]. Все они отрицали свою причастность, либо игнорировали запросы журналистов[29][28].

В 2019 году социальная сеть «ВКонтакте» начала зачистку фейковых аккаунтов, чтобы избавиться от «замусоренности» пабликов[2].

По свидетельствам бывших сотрудников, в 2017 году в компании работало около 400 человек, которые ежедневно комментировали посты в «Живом Журнале», Twitter, Facebook, YouTube, русскоязычных либеральных СМИ и городских форумах, а также снимали постановочные ролики и переписывали новости[32][33]. По мнению бывшего сотрудника агентство получало темы непосредственно из Кремля[34]. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в 2019 году назвал эти утверждения «домыслами»[35].

За 12-часовую смену сотрудники публиковали в среднем 135—141 комментариев на заданную тему, каждый из которых содержал не менее 200 символов. В Агентстве интернет-исследований действовала жёсткая иерархическая структура: копирайтеры контактировали только со своим непосредственным начальником и не знали вышестоящее руководство[36]. В офисах были установлены камеры, действовал пропускной режим, сотрудников проверяли на детекторе лжи, сканировали страницы работников в социальных сетях[32][28]. Среди персонала проводились регулярные экзамены по идеологии, были распространены штрафы и увольнения за несоответствие убеждений[32][28]. В русском отделе средняя стартовая зарплата с премиями составляла около 45 тыс. рублей, в американском — 50-60 тыс. рублей[37][29][38].

В 2015 году Людмила Савчук, бывшая сотрудница Агентства, подала иск из-за отсутствия официального трудового договора и приказа об увольнении, невыплаты зарплаты[3][33]. В августе 2015 года суд удовлетворил её ходатайство[39]. Комментируя исход судебного процесса для DW, Людмила Савчук выразила удовлетворение тем, что «вытащила этих людей в публичное пространство» и заявила, что смогла «в юридическом плане доказать существование „фабрики троллей“ и их работу по производству заказных комментариев»[39].

Деятельность в Рунете[править | править код]

В 2018 году американское издание The Christian Science Monitor высказало мнение, что «Агентство интернет-исследований» создавалось в России для внутреннего пользования[40]. По мнению издания, хотя Агентство хорошо финансируется и способно заниматься коммерческим «интернет-маркетингом», скандальную известность оно получило из-за своей политической деятельности по «наполнению российских соцсетей прокремлёвскими комментариями, блогами, записями и инфографикой»[40].

В 2015 году The New York Times отмечала, что Агентство было замечено в попытках дискредитировать российскую оппозицию[41]. Так, после убийства политика Бориса Немцова «фабрика троллей» распространяла информацию о причастности к его смерти украинских политиков и российских оппозиционеров[18][41]. Бывшая сотрудница агентства Людмила Савчук[39] в 2015 году рассказала The New York Times, что после убийства Немцова «весь её отдел перевели в группу комментариев на сайтах российских СМИ и дали указание писать о том, что оппозиция сама подстроила это убийство»[41]. По словам Савчук, её группа считалась «элитной»: в то время как другим отделам выдавали список однотипных прокремлёвских комментариев, Савчук и её коллеги по группе создавали «правдоподобных персонажей, выделявшихся из толпы»[41]. У самой Савчук было три альтер-эго, каждый из которых вёл блог в «Живом Журнале»[41].

Совместно с «Федеральным агентством новостей» в мае 2019 года «фабрика троллей» вела компанию против оппозиционно настроенного депутата петербургского парламента Максима Резника. На публикацию заметок, слежку за семьёй политика и покупку куртки депутата для проверки её на остатки наркотических веществ (было видео с депутатом, курящим на балконе предположительно самокрутку с наркотическим веществом), по оценкам «Фонтанки.ру», было потрачено не менее 10 млн рублей[42][43]. Пресс-секретарь лидера политической партии «Яблоко» Григория Явлинского также подтверждал атаки и давление со стороны «фабрики троллей»[40]. После взрыва в Магнитогорске зимой 2018 года тролли активно комментировали паблики оппозиционно настроенных СМИ в «ВКонтакте», опровергая версию теракта, которая официально опровергалась властями[2].

По данным «Новой газеты», весной 2013 года Агентство присоединилась к волне возмущения в соцсетях по поводу публикации в Forbes рекламного интервью бизнесмена Сергея Соловьева как статьи, за что многие пользователи сети обвиняли издание в продажности[44].

По мнению оппозиционера Леонида Волкова, одна из целей практикуемого Агентством троллинга — засорить и скомпрометировать весь Рунет, «заглушить дискуссию на любой площадке, создать атмосферу ненависти», чтобы нормальному человеку захотелось держаться от интернета подальше[41]. Подобную точку зрения разделяют политологи Сара Кендзтор (англ.) и Кэти Пирс, наблюдавшие схожую ситуацию в Азербайджане, где после правительственной кампании по дискредитации интернета более 85 % женщин ограничили своё пользование глобальной сетью[45].

В 2018 году эксперт ВЦИОМ Кирилл Родин отметил, что в России существует мало исследований о том, «как информационные потоки в интернете влияют на общественное мнение». По его оценке, это влияние «минимально и сосредоточено в очень локальных сегментах»[40].

Внешняя деятельность[править | править код]

США[править | править код]

PR проекты[править | править код]

В сентябре 2013 года бизнес-структуры Евгения Пригожина анонсировали патриотический проект «Америка. Возвращенцы». Пиар-проект предлагал финансовые бонусы русским эмигрантам за возвращение на родину, но не был успешным[46].

Выборы президента 2016 года[править | править код]

В 2018 году против Евгения Пригожина и его «фабрики троллей» в США заочно были выдвинуты уголовные обвинения[47]. В документе, подготовленном в 2018 году по результатам расследования аппарата спецпрокурора США Роберта Мюллера, утверждалось, что активная работа Агентства на западных интернет-ресурсах началась в 2014 году[47]. В преддверии выборов президента США 2016 года Агентство разжигало внутриполитические конфликты и пыталось вызвать раскол в американском обществе[47]. Для этого сотрудники Агентства под вымышленными именами устраивали в соцсетях политические споры[47]. При этом они использовали компьютерные системы США с целью сокрытия российского происхождения постов[47]. По версии следствия, Агентство вмешивалось в выборы с целью «очернить» кандидата в президенты США Хиллари Клинтон[47].

В опубликованных в 2014 году «Анонимным интернационалом» материалах и письмах, похищенных с компьютеров Агентства, упоминался проект World Translation, нацеленный на улучшение имиджа России в глазах иностранцев[48]. В этот же период сотрудники агентства Александра Крылова и Анна Богачева посетили Неваду, Калифорнию, Нью-Мексико, Колорадо, Иллинойс и другие штаты для подготовки и сбора информации[9].

Весной 2015 года американский отдел «фабрики» начал активно комментировать дискуссии политических и общественных групп в социальных сетях, сайты The New York Times, The Washington Post, Huffington Post и других иностранных СМИ. Они стремились понизить рейтинг президента США Барака Обамы, вызвать недоверие американцев к власти и спровоцировать беспорядки. «Тролли» оставляли провокационные записи в сообществах, агитировавших за движение против полицейского насилия «Чёрные жизни имеют значение» (Black Lives Matter), а также в религиозных пабликах «Объединённые мусульмане Америки», «Армия Иисуса» и многих других[49][50]. В общей сложности иностранный отдел вёл не менее 118 сообществ и аккаунтов в Facebook, Instagram и Twitter[51]. Отдельное подразделение компании занималось постановкой провокационных видео. К примеру, на фабрике был спродюсирован ролик, где мужчина в американской военной форме расстреливает Коран. По утверждению одного из экс-сотрудников американского отдела «фабрики троллей», Агентством также было изготовлено видео, на котором негр занимается сексом с проституткой, похожей на Хиллари Клинтон[11][50]. Кроме того, Агентство производило пропагандистскую инфографику и анимацию при участии студии «Инфосёрфинг»[11].

Также в этот период холдинг организовал более 40 мероприятий и митингов в разных городах США, сотрудничая с активистами на местах, спонсируя их перелёты между городами, печать полиграфической продукции и другие расходы. Для общения с американскими гражданами в организации действовала система прокси-серверов, скрывавшая реальный IP-адрес компьютера, хотя сотрудники отмечали, что работала она с перебоями[11][49][48][52].

В июне 2015 года The New York Times Magazine опубликовал расследование журналиста Адриана Чена The Agency («Агентство»). Корреспондент связывал распространение ложной информации об аварии на химическом заводе в Луизиане и вспышке лихорадки Эбола в Атланте с деятельностью «троллей»[48][50][11]. Главный юрисконсульт Facebook Колин Стретч назвал подобные публикации «вероломной попыткой разделить людей»[8]. Вскоре Facebook заблокировал существующие группы «фабрики» на английском языке, аккаунты вымышленных администраторов и часть личных страниц сотрудников[53].

К 2016 году аудитория вновь созданных Агентством сообществ превышала сотни тысяч подписчиков. В этот период активисты начали активно закупать политическую рекламу, направленную на дискредитацию кандидата от демократов Хиллари Клинтон и участников праймериз от республиканцев Теда Круза и Марко Рубио. Акция финансировалась через аккаунты PayPal, зарегистрированные на украденные персональные данные американцев[50].

По данным РБК, за 2015—2017 годы на обеспечение работы американского отдела, состоящего минимум из 90 человек, было потрачено 3,2 миллиона долларов. Из них примерно 80 тыс. ушло на покупку виртуальных сим-карт, прокси-серверов и другого IT-обеспечения, а бо́льшая часть — на зарплаты сотрудникам[49]. По другим данным, только ежемесячный бюджет в 2017 году превышал 1,25 млн долларов[50][48].

В декабре 2016 года АНБ подготовило доклад о вмешательстве российских бизнес-структур в президентские выборы. После чего три комитета Конгресса США и специальный прокурор Роберт Мюллер начали собственное расследование. Через год корпоративная переписка Агентства интернет-исследований снова была взломана, что, по всей видимости, помогло Мюллеру выявить руководителей компании[54]. Вскоре Facebook сообщил о 470 фейковых аккаунтах и о закупках политической рекламы в интересах России на общую сумму более 100 тыс. долларов. Она охватила во время предвыборной президентской гонки более 146 млн пользователей[55][56][57]. Через год компания обнаружила и заблокировала ещё 270 аккаунтов, якобы принадлежавших Агентству интернет-исследований. В дальнейшем соцсеть проводила подобные зачистки регулярно, занося данные в специальную базу. Facebook даже анонсировал инструмент, позволяющий пользователям отследить свои контакты с аккаунтами и постами «фабрики»[58][59][60].

На видеохостинге YouTube агентство вело 18 каналов, опубликовавших 1100 пророссийских роликов общей продолжительностью 43 часа. Их производство обошлось примерно в 100 тыс. долларов (по другим данным — 57,7 тыс. долларов). С июня 2015 по ноябрь 2016 года их посмотрело более 300 тыс. человек. Стало известно о деятельности 2,7 тыс. подставных аккаунтов Twitter и 36 тыс., предположительно связанных с «российскими спецслужбами». Всего на подозрительных страницах опубликовано около 1,4 млн твитов о президентских выборах 2016 года, которые получили около 288 млн «откликов». Руководство Twitter оповестило более 1,5 млн пользователей, что они потенциально могли подпасть под влияние российской пропаганды[8][42]. В октябре 2017 года телеканал CNN сообщал о попытках России вызвать расовую напряжённость в американском обществе с помощью игры Pokémon Go. Предположительно, «фабрика троллей» участвовала в кампании «Не стреляйте в нас», где игроки проходили квесты по местам, связанным с превышением полицией своих полномочий[50][61][62][28][63]. Исследователи из Университета Джорджа Вашингтона также обвиняли «фабрику» в распространении дезинформации о вакцинации школьников[64].

Ряд сенаторов США высказывал опасения, что стратегию «фабрики троллей» могут взять на вооружение террористы и «худшие режимы мира». Предотвратить это призвана политика социальных сетей на усложнение подтверждения личности и мониторинг активности сообществ[7][65].

Согласно опубликованным в 2018 году архивам Twitter, почти треть из 3841 ботоаккаунта была создана в марте — июне 2014 года. Максимальная активность троллей в этом году была приурочена к крушению малазийского Boeing MH17. Но наибольшее количество постов опубликовано в 2015 году — более 3 млн твитов, или около трети всех публикаций «фабрики троллей» на этой платформе. Среди популярных хештегов: #русскийдух, #образроссии, #провокациякиева, #киевсбилбоинг, #киевскажиправду #americafirst, #makeAmericagreatagain[42]. Перепосты некоторых заметок делали члены избирательного штаба и президентской администрации Трампа, и даже его сын Дональд Трамп-младший. Как отметил конгрессмен от Коннектикута Джим Хаймс[en]: «Осознанно или нет, они помогли легитимизировать и распространить русскую дезинформацию». Некоторые из постов стали вирусными: например, одна из записок, опубликованных в сообществе по защите интересов полицейских, набрала 1,3 млн реакций и 73 тыс. кликов[66].

16 февраля 2018 года специальный прокурор Роберт Мюллер и федеральный суд округа Колумбия заочно предъявили обвинения во вмешательстве в американские выборы Агентству интернет-исследований, Евгению Пригожину, финансировавшему агентство, и ещё двенадцати российским гражданам, которые руководили Агентством, или были как-то связаны с его деятельностью[3][7]. В частности, обвинения были предъявлены: Марии Бовде (Марии Беляевой), курировавшей американский отдел на момент его создания; её заместителю Роберту Бовде; Джейхуну Асланову, сменившему Бовду на этом посту[29]; генеральному директору Михаилу Быстрову и исполнительному директору Михаилу Бурчику (Михаилу Абрамову); генеральному директору РИА ФАН Александру Крылову; переводчику Анне Богачевой, посещавшей США для сбора информации; Ирине Каверзиной, регистрировавшей фальшивые аккаунты американских граждан; IT-специалисту Сергею Полозову; аналитику Вадиму Подкопаеву; Глебу Васильченко, обвинённому в банковском мошенничестве; Владимиру Венкову, размещавшему записи под видом американских пользователей[47][67][9]. Троим из списка было вынесено обвинение в сговоре с целью совершения мошеннических действий, а пятерым предъявлены обвинения в краже личных данных[68]. Согласно отчёту Комитета Сената США по разведке от 2019 года, поддерживая Дональда Трампа, Агентство действовало непосредственно в интересах и по команде Кремля[69]. На это также указывали обозреватель Bloomberg View Леонид Бершидский, корреспондент BuzzFeed News Макс Седдон[en] и ряд других журналистов[70]. Тем не менее основатель WikiLeaks Джулиан Ассанж назвал российское влияние на выборы «стратегически незначительным»[71].

Вы действительно думаете, что человек, который занимается ресторанным бизнесом, имея даже какие-то хакерские возможности, имея какую-то частную фирму в этой сфере (я даже не знаю, чем он там занимается) — что он действительно с этих позиций может повлиять на выборы в Соединенных Штатах или в какой-то европейской стране? Как же низко пало вот всё, что происходит в информационной и политической сфере в странах объединенного Запада, если ресторатор из России может повлиять на выборы в какой-то из европейских стран либо в Соединенных Штатах.

Владимир Путин, из интервью австрийскому телеканалу ORF, июнь 2018 года

В марте 2018 года Евгения Пригожина и Агентство интернет-исследований внесли в санкционные списки из-за «зловредной киберактивности»[10]. Позднее — за участие, спонсорство, сокрытие или иную причастность к иностранному вмешательству в американские выборы. В результате имущественный интерес Пригожина, включающий три частных самолёта и яхту, заблокировали, а гражданам США было запрещено взаимодействовать с ними[72]. В сентябре 2019 года к спискам добавили ещё двух россиян, работавших в агентстве: Дениса Кузьмина и Игоря Нестерова, а также связанные с Пригожиным компании Autolex Transport Ltd, Beratex Group Limited и Linburg Industries Ltd[73]. К декабрю того же года Управление по контролю над иностранными активами Министерства финансов США дополнило список четырьмя российскими СМИ: Федеральным агентством новостей, «Экономикой сегодня», «Невскими новостями» и USA Really[74].

По запросу властей США 15 октября 2019 года в Минске задержали попавшую в список Мюллера Анну Богачеву. Но генпрокуратура Белоруссии не нашла оснований для заключения Богачевой под стражу, и вскоре женщину отпустили[75][76][77].

Выборы в конгресс в 2018 году[править | править код]

В октябре 2018 года Министерство юстиций США обвинило Елену Хусяйнову в попытке вмешательства в выборы в США, в том числе в предстоящие промежуточные выборы в конгресс. Женщина работала главным бухгалтером в проекте по дезинформации американских граждан «Лахта» и регулировала финансирование программы. Общая сумма дотаций в 2016—2018 годах составила 35 миллионов долларов, из которых только за июнь 2018 года на рекламу в Facebook потратили более 60 тысяч долларов и 6 тысяч долларов — в Instagram[78][79].

Американские соцсети периодически находят и блокируют сети аккаунтов, связанных с «фабрикой троллей». Так, в апреле 2018 года Reddit заблокировал 944 подозрительных аккаунта[80]. В начале ноябре 2018 года, незадолго до промежуточных выборов в Конгресс, Facebook обнаружил и заблокировал 85 новых аккаунтов, ещё 30 аккаунтов заблокировали в Instagram[7][81]. В ответ на блокировки через новозарегистрированный сайт USAIRA.ru, название которого является сокращением от USA и IRA (Internet Research Agency), было опубликовано обращение «фабрики троллей» к американским гражданам. Провокаторы указали, что ведут тысячи аккаунтов в социальных сетях, дискредитирующих американских политиков[82]. 6 ноября Пентагон совместно с АНБ провёл хакерскую атаку, ограничив доступ в сеть с компьютеров «Агентства интернет-исследований». Акция позволила предотвратить иностранное вмешательство в результаты голосования и продемонстрировать возможности спецгруппы по противодействию российской угрозе, созданной в 2017 году по поручению администрации Дональда Трампа. Операция стала самой радикальной мерой против вмешательства россиян и, по данным NBC News, была одобрена президентом Трампом. Через месяц после атаки группа российских сенаторов во главе с Андреем Клишасом внесла в Госдуму проект закона о «суверенном интернете»[83][84][85][86][87].

Президентские выборы 2020 года[править | править код]

В октябре 2019 года Комитет Сената США по разведке сообщал о росте прокремлёвской активности в социальных сетях после президентских выборов 2016 года. Активность связанных с организацией аккаунтов в Instagram выросла более чём на 200 %, аккаунтов в Facebook, Twitter и Youtube — более чём на 50 %[88]. Председатель комитета Ричард Барр призывал к принятию правил о раскрытии данных о покупателях политической рекламы, он также пояснял:

Россия ведёт информационную кампанию против США, которая не началась и не закончилась выборами 2016 года. Их цель более широкая: посеять общественные разногласия и подорвать доверие общественности к правительственному механизму. Заполняя социальные сети ложными сообщениями, теориями заговора и троллями, и используя существующие противоречия, Россия пытается породить недоверие к нашим демократическим институтам и нашим согражданам. Хотя Россия, возможно, была первой, кто оттачивал современную тактику дезинформации, изложенную в этом отчёте, другие противники, включая Китай, Северную Корею и Иран, следуют этому примеру[69].

Социальные сети, которые обвиняли в пропаганде, обязали предоставлять информацию о подозрительной активности на своих платформах[89]. К примеру, 21 октября 2019 года Facebook обнаружил и заблокировал 93 аккаунта и 17 страниц в Instagram иранского и российского происхождения. Они публиковали мемы, аналоги которых уже использовала «фабрика троллей». По мнению Марка Цукерберга, это свидетельствовало о намерении России, Ирана и Китая «проявить активность во время предстоящих выборов»[90].

Когда Facebook и Twitter ввели меры для поиска и удаления фейкового контента, российские «тролли» изменили основную стратегию: вместо создания собственного контента они увеличивают виральность чужих постов, соответствующих идеологически. По сведениям Bloomberg, основной стратегией «фабрики» на президентских выборах 2020 года станет создание фейковых аккаунтов[91].

Украина[править | править код]

В январе 2018 года в программе «Гроши» на украинском телеканале «1+1» якобы бывший работник агентства рассказал о работе филиала в Харькове, контролировавшего более тысячи аккаунтов в социальных сетях. Сотрудники петербургского офиса также неоднократно подтверждали факт антиукранской пропаганды. По мнению члена неправительственной организации «Информационная безопасность» Татьяны Поповой, особая активность прокремлевских «троллей» началась после конфликта в Керченском проливе[3][92][93].

Пропаганда в других странах[править | править код]

В 2018 году издание The Times опубликовало расследование, в котором утверждалось, что Кремль с помощью «фабрики троллей» проводит кампанию по дезинформации британских подростков с целью манипуляции общественным мнением. Для этого было создано 2848 аккаунта в Twitter, Instagram и Tumblr[94][95].

В начале 2018 года «Коммерсантъ» сообщал, что в государствах Африки работают группы российских политтехнологов, которые следят за социально-политической ситуацией и проводят социологические исследования в тех странах, где в ближайшие год или два должны состояться президентские или парламентские выборы. В сферу интересов специалистов, связанных с «фабрикой троллей», попали, в частности, Мадагаскар, ЮАР и Кения. В конце октября 2019 года Facebook сообщил, что заблокировал три сети фальшивых аккаунтов и групп, предположительно связанных с «фабрикой троллей». Одна сеть была ориентирована на страны южнее Сахары: Мадагаскар, ЦАР, Мозамбик, ДРК, Кот-Д'Ивуар и Камерун. Две других — исключительно на Судан и Ливию[96][97].

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. Ольга Чуракова, Мария Карпенко, Михаил Рубин, Роман Баданин. Бот с ними. Расследование о том, как власть использует фейковых комментаторов в интернете. Проект.медиа (17 июля 2019). Дата обращения 13 ноября 2019.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 «ВКонтакте» начала разгром «фабрики троллей». Росбалт (7 февраля 2019). Дата обращения 9 октября 2019.
  3. 1 2 3 4 5 Д. Волчек. «Кремлеботами работают неудачники». Грустные будни «фабрики троллей». Радио «Свобода» (6 марта 2018). Дата обращения 8 ноября 2019.
  4. 1 2 В США подготовлены к публикации доклады о российском вмешательстве. Радио Свобода (17 декабря 2018). Дата обращения 8 ноября 2019.
  5. 1 2 А. Гармажапова. Где живут тролли. И кто их кормит. Новая газета (7 сентября 2013). Дата обращения 8 ноября 2019.
  6. 1 2 Экс-сотрудник фабрики троллей рассказал о работе во время выборов США. Новая газета (15 октября 2017). Дата обращения 8 ноября 2019.
  7. 1 2 3 4 США провели кибероперацию против «фабрики троллей» осенью 2018 года. Русская служба Би-би-си (26 февраля 2019). Дата обращения 8 ноября 2019.
  8. 1 2 3 А. Кречетова. Google и Facebook раскрыли масштаб «вмешательства России» в выборы США. Forbes (31 октября 2017). Дата обращения 8 ноября 2019.
  9. 1 2 3 П. Химшиашвили, А. Захаров. 13 друзей Трампа. РБК (17 февраля 2018). Дата обращения 8 ноября 2019.
  10. 1 2 США ввели санкции против Пригожина и «фабрики троллей». Русская служба Би-Би-Си (15 марта 2018). Дата обращения 8 ноября 2019.
  11. 1 2 3 4 5 6 Е. Котляр. «Они сделали видео, как негр занимается сексом с проституткой, похожей на Хиллари»: первое видеоинтервью с экс-сотрудником американского отдела «фабрики троллей». Телеканал «Дождь» (26 октября 2017). Дата обращения 8 ноября 2019.
  12. 1 2 Пригожин ответил на обвинения конгресса США в адрес «фабрики троллей». РБК (2 ноября 2017). Дата обращения 8 ноября 2019.
  13. С. Горяшко. Спецпрокурор Мюллер объяснил, почему не обвинил Трампа. Русская служба Би-би-си (29 мая 2019). Дата обращения 8 ноября 2019.
  14. Kremlin trolls burned across the Internet as Washington debated options. The Washington Post (25 December 2017). Дата обращения 12 января 2018.
  15. Open-Source Information Reveals Pro-Kremlin Web Campaign. Global Voices. Дата обращения 19 июля 2015.
  16. Joseph Menn, David Ingram. Facebook deletes posts linked to Russian 'troll factory' — CEO Zuckerberg. Reuters (3 апреля 2018). Дата обращения 9 октября 2019.
  17. Сеть прокремлёвских сайтов, связанных с «фабрикой троллей», вычислили через Google Analytics. Бумага (15 июля 2015). Дата обращения 9 октября 2019.
  18. 1 2 3 4 Д. Хачатрян. Как стать тролльхантером. Новая газета (11 марта 2015). Дата обращения 8 ноября 2019.
  19. О. Морозова. Бизнесмен Евгений Пригожин возглавил совет медиагруппы «Патриот». Туда вошли СМИ, связь с которыми он отрицал. Сноб (4 октября 2019). Дата обращения 9 октября 2019.
  20. А. Захаров, П. Русяева. Расследование РБК: как из «фабрики троллей» выросла «фабрика медиа». РБК (24 марта 2017). Дата обращения 9 октября 2019.
  21. Пригожин объяснил решение возглавить совет медиагруппы «Патриот». РБК (8 октября 2019). Дата обращения 9 октября 2019.
  22. Пригожин возглавит совет медиагруппы для борьбы с «антироссийскими» СМИ. The Bell (4 октября 2019). Дата обращения 9 октября 2019.
  23. Пригожин объяснил решение возглавить совет медиагруппы «Патриот». РБК (8 октября 2019). Дата обращения 9 октября 2019.
  24. Фабрика троллей сменила юридическое лицо после заявления о закрытии. Деловой Петербург (18 июля 2015). Дата обращения 8 ноября 2019.
  25. В Петербурге «фабрику троллей» забросали «коктейлями Молотова». Информационное агентство «Znak» (27 октября 2017). Дата обращения 8 ноября 2019.
  26. И. Панкратова. Новогодний переезд. «Фабрика троллей» перебирается из здания на улице Савушкина в БЦ бывших жертвователей избирательной кампании Путина. Деловой Петербург (29 декабря 2017). Дата обращения 8 ноября 2019.
  27. В Петербурге ликвидируется бывшее юрлицо «фабрики троллей». ИА «Росбалт» (29 января 2019). Дата обращения 8 ноября 2019.
  28. 1 2 3 4 5 Е. Котляр. «Люди думали, что управляют вселенной»: чёрная касса фабрики троллей и новые откровения бывших «поварят Пригожина». Телеканал «Дождь» (7 ноября 2017). Дата обращения 8 ноября 2019.
  29. 1 2 3 4 Е. Котляр. Эмиграция троллей: почему бывший менеджер «пригожинской фабрики троллей» переехала жить в США. ТВ «Дождь» (17 февраля 2018). Дата обращения 8 ноября 2019.
  30. В Петербурге суд продлил сроки ареста журналистам, обвиняемым в поджоге редакции ФАН. Информационное агентство «Znak» (25 декабря 2018). Дата обращения 8 ноября 2019.
  31. Д. Коротков. Повар любит поострее. Новая газета (21 октября 2018). Дата обращения 8 ноября 2019.
  32. 1 2 3 Безумие кремлёвских троллей. Радио Свобода (21 марта 2015). Дата обращения 8 ноября 2019.
  33. 1 2 Н. Петлянова. «Я хочу закрыть эту фабрику лжи». Новая газета (1 июня 2015). Дата обращения 8 ноября 2019.
  34. Рассказ бывшего «тролля» из Ольгино: экзамены по идеологии, штрафы и контроль. Medialeaks (15 июня 2015). Дата обращения 8 ноября 2019.
  35. И. Дунаевский. Песков назвал «рецидивом старого» доклад Сената США о влиянии РФ. Российская газета (9 октября 2019). Дата обращения 8 ноября 2019.
  36. Они любят Путина 12 часов подряд. Радио свобода (14 декабря 2014). Дата обращения 8 ноября 2019.
  37. Городской типаж: блогер-пропагандист. Собака.ру (28 января 2015). Дата обращения 8 ноября 2019.
  38. Е. Котляр. Бывший менеджер иностранного отдела «фабрики троллей» переехала жить в США. Телеканал «Дождь» (24 февраля 2018). Дата обращения 8 ноября 2019.
  39. 1 2 3 "Фабрике троллей" нанесен удар не только рублем. DW (17 августа 2015).
  40. 1 2 3 4 The Christian Science Monitor: «фабрика троллей» создавалась в России для внутреннего пользования. Новые известия (22 февраля 2018). Дата обращения 8 ноября 2019.
  41. 1 2 3 4 5 6 Адриан Чен. Агентство. The New York Times (June 4, 2015).
  42. 1 2 3 Twitter опубликовал данные об активности российской «фабрики троллей». РБК (17 октября 2018). Дата обращения 8 ноября 2019.
  43. Как слить миллионы на дискредитацию депутата. «Фонтанка» посчитала смету кампании против Резника. Фонтанка.ру (14 мая 2019). Дата обращения 8 ноября 2019.
  44. Д. Качалова. «Мы не предполагали, что нас будут жечь напалмом». Новая газета (1 ноября 2017). Дата обращения 15 октября 2019.
  45. Атака клонов: зачем дискредитируют интернет. РБК (24 июля 2015). Дата обращения 8 ноября 2019.
  46. Д. Хачатрян, А. Гармажапова. Птица-тройка русского пиара. Новая газета (21 февраля 2014). Дата обращения 8 ноября 2019.
  47. 1 2 3 4 5 6 7 «Фабрику троллей» и «повара Путина» обвинили во вмешательстве в выборы США. Телеканал «Дождь» (20ё8-02-16). Дата обращения 8 ноября 2019.
  48. 1 2 3 4 Адриан Чен. Агентство. The New York Times (4 июля 2015). Дата обращения 8 ноября 2019.
  49. 1 2 3 «Фабрика троллей» потратила на работу в США около $2,3 млн. РБК (17 октября 2017). Дата обращения 8 ноября 2019.
  50. 1 2 3 4 5 6 П. Химшиашвили, А. Захаров. В чём обвиняют 13 россиян по делу о вмешательстве в выборы президента США. РБК (17 февраля 2018). Дата обращения 8 ноября 2019.
  51. РБК: «фабрика троллей» потратила 2,3 млн долларов на работу «американского отдела». Новая газета (17 октября 2017). Дата обращения 8 ноября 2019.
  52. Российскую «фабрику троллей» заподозрили в организации акций против иммигрантов в США. Медуза (12 сентября 2017). Дата обращения 8 ноября 2019.
  53. Расследование РБК: как «фабрика троллей» поработала на выборах в США. РБК (17 октября 2017). Дата обращения 8 ноября 2019.
  54. Российская фабрика троллей потратила 2 млрд руб. на вмешательство в выборы в США 6 ноября — Прокуратура. The Insider (25 октября 2018). Дата обращения 8 ноября 2019.
  55. Facebook объявил войну российской «фабрике троллей». Главные цифры. Медуза (8 сентября 2017). Дата обращения 8 ноября 2019.
  56. Facebook рассказал о поиске следов российского вмешательства в выборы в рекламе. Найдено 3000 подозрительных объявлений. Медуза (6 сентября 2017). Дата обращения 8 ноября 2019.
  57. Более 270 аккаунтов «Агентства интернет-исследований» заблокировал Facebook. Известия (4 апреля 2018). Дата обращения 8 ноября 2019.
  58. Facebook позволит пользователям проверить, читали ли они посты «фабрики троллей». Медуза (22 ноября 2017). Дата обращения 8 ноября 2019.
  59. О. Морозова. Facebook и Twitter удалили сотни аккаунтов, связанных с Россией, Венесуэлой и Ираном. Сноб (2 января 2019). Дата обращения 8 ноября 2019.
  60. Facebook вместе с «троллями» закрыл аккаунт департамента мэрии Москвы. Информационное агентство «Znak» (18 мая 2018). Дата обращения 8 ноября 2019.
  61. Е. Котляр. «У нас была цель... вызвать беспорядки»: интервью с экс-сотрудником «фабрики троллей» в Санкт-Петербурге. Телеканал «Дождь» (14 октября 2017). Дата обращения 8 ноября 2019.
  62. CNN рассказал о попытках российского вмешательства во внутренние дела США через Pokemon Go. Медуза (13 октября 2017). Дата обращения 8 ноября 2019.
  63. Сенат США получил отчёт, подтверждающий вмешательство России в выборы 2016 года. Информационное агентство «Znak» (17 декабря 2018). Дата обращения 8 ноября 2019.
  64. Российскую «фабрику троллей» обвинили в разжигании споров о вреде прививок. Медуза (24 августа 2018). Дата обращения 8 ноября 2019.
  65. Борьба за умы: соцсети рассказали сенаторам США о «вмешательстве России». РБК (2 ноября 2017). Дата обращения 8 ноября 2019.
  66. Напостили: русские готовили Майдан в Нью-Йорке, соблазняли геев раскраской и избрали Трампа. Лента.ру (2 ноября 2017). Дата обращения 8 ноября 2019.
  67. Кухня «повара Путина»: кто те 12 троллей, которых обвинили во вмешательстве в американские выборы. Телеканал «Дождь» (19 февраля 2018). Дата обращения 8 ноября 2019.
  68. Russia-Trump inquiry: Russians charged over US 2016 election tampering. BBC (17 февраля 2018). Дата обращения 8 ноября 2019.
  69. 1 2 Craig Timber, Tony Romm. Bipartisan Senate report calls for sweeping effort to prevent Russian interference in 2020 election. The Washington Post (8 октября 2019). Дата обращения 8 ноября 2019.
  70. М. Седдон. Documents Show How Russia’s Troll Army Hit America. BuzzFeed News (2 июля 2014). Дата обращения 8 ноября 2019.
  71. Ассанж назвал «незначительным» влияние «Агентства интернет-исследований» на выборы в США. Коммерсантъ (19 февраля 2018). Дата обращения 8 ноября 2019.
  72. Министерство финансов принимает меры против активов российского финансиста, пытавшегося влиять на выборы 2018 г. в США. Министерство финансов США (30 сентября 2019). Дата обращения 8 ноября 2019.
  73. «Хозяин» ЧВК Вагнера отказался комментировать санкции США. Лента.ру (30 сентября 2019). Дата обращения 8 ноября 2019.
  74. США включили Федеральное агентство новостей Пригожина в санкционный список. Ведомости (19 декабря 2018). Дата обращения 8 ноября 2019.
  75. В Минске задержали россиянку, попавшую под санкции США. Россия сегодня (15 октября 2019). Дата обращения 8 ноября 2019.
  76. В СПЧ будут выяснять обстоятельства задержания россиянки Богачевой в Минске. Россия сегодня (Россия сегодня). Дата обращения 8 ноября 2019.
  77. В Минске отпустили россиянку Анну Богачеву. Она была задержана по делу о вмешательстве в американские выборы. Медуза (15 октября 2019). Дата обращения 8 ноября 2019.
  78. Минюст США обвинил «бухгалтера Пригожина» в попытке вмешаться в новые выборы. Вести (19 января 2019). Дата обращения 8 ноября 2019.
  79. Проект «Лахта». Новая газета (20 октября 2018). Дата обращения 8 ноября 2019.
  80. Портал Reddit заблокировал 944 аккаунта, заподозрив их в связях с «фабрикой троллей». NEWSru (11 апреля 2018). Дата обращения 8 ноября 2019.
  81. Борьба за умы: соцсети рассказали сенаторам США о «вмешательстве России». РБК (2 ноября 2017). Дата обращения 8 ноября 2019.
  82. А. Захаров, А. Сошников. Выборы в США и «фабрика троллей» из России: расследование Би-би-си. Русская служба Би-Би-Си (7 ноября 2018). Дата обращения 8 ноября 2019.
  83. WP: спецслужбы США отключили «фабрику троллей» Пригожина от интернета на день ноябрьских выборов. Новая газета (26 февраля 2019). Дата обращения 8 ноября 2019.
  84. WP: в день выборов в конгресс американские спецслужбы совершили хакерскую атаку против РФ. Информационное агентство «Znak» (26 февраля 2019). Дата обращения 8 ноября 2019.
  85. WP: Пентагон лишил интернета российскую «фабрику троллей». The bell (26 февраля 2019). Дата обращения 8 ноября 2019.
  86. Трамп лично одобрил кибероперацию против российских «троллей» в день выборов 2018 года. Интерфакс (27 февраля 2019). Дата обращения 8 ноября 2019.
  87. The Washington Post: Пентагон заблокировал «фабрике троллей» доступ в интернет во время выборов в конгресс. Медуза (26 февраля 2019). Дата обращения 8 ноября 2019.
  88. «Мы сделали Америку великой»: что стало известно из нового доклада сената США о «фабрике троллей». Forbes (9 октября 2019). Дата обращения 8 ноября 2019.
  89. Сенаторы США сообщили о росте активности российской «фабрики троллей» после выборов 2016 года. Коммерсантъ (9 октября 2019). Дата обращения 8 ноября 2019.
  90. Марк Цукерберг: Россия, Иран и Китай пытаются вмешаться в предстоящие выборы президента США. Медуза (21 октября 2019). Дата обращения 8 ноября 2019.
  91. Bloomberg: «Русские тролли» меняют стратегию для выборов президента США в 2020 году. Фонтанка.ру (10 марта 2019). Дата обращения 8 ноября 2019.
  92. Украинец рассказал о работе офиса российской «фабрики троллей» в Харькове. РосБалт (2018-01030). Дата обращения 8 ноября 2019.
  93. Тайное «меню» повара Путина. TCH (21 декабря 2018). Дата обращения 21 ноября 2019.
  94. Евгения Маляренко. Times узнала о кампании российских троллей по дезинформации подростков. Информационное агентство «Znak» (6 октября 2018). Дата обращения 3 февраля 2020.
  95. UK teenagers targeted by Russia trolls. Дата обращения 3 февраля 2020.
  96. Facebook удалил фейковые аккаунты для Африки, связав их с Пригожиным. BBC (30 октября 2019). Дата обращения 8 ноября 2019.
  97. Андрей Перцев. Российские политтехнологи изведают Африку. Коммерсантъ (20 апреля 2018). Дата обращения 8 ноября 2019.