Акмолинский лагерь жён изменников Родины

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Акмолинский лагерь жён изменников Родины (А. Л. Ж. И. Р.) — разговорное название 17-го женского лагерного специального отделения Карагандинского ИТЛ в Акмолинской области, Казахстан (1938—1953).

Крупнейший советский женский лагерь, один из многих «островов» «Архипелага ГУЛАГ». Название связано с составом заключённых, значительная часть которых была репрессирована в соответствии с оперативным приказом НКВД СССР № 00486 как ЧСИРы — «члены семей изменников Родины»[1]. Существовало и другое разговорное название лагерного отделения — «26-я точка», так как лагерь располагался в 26-м посёлке трудопоселений[2] (сейчас село Акмол (бывшая Малиновка) Акмолинской области Казахстана).

В 1938 году в лагере находилось около 8 тысяч заключённых женщин, в том числе 4500 ЧСИР. Ещё около 1500 ЧСИР находилось в других отделениях Карлага[3].

История лагеря[править | править код]

Памятник

Создан на основе приказа Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) СССР от 15 августа 1937 года в населённом пункте Акмол (Малиновка), юго-западнее города Акмолинск (ныне — город Астана, столица Республики Казахстан) как отделение Карагандинского лагеря (КарЛАГ). В соответствии с постановлением ЦИК СССР от 8 июня 1934 года для членов «семей изменников Родины» было установлено наказание в виде лишения свободы от 5 до 10 лет или ссылка в дальние районы Сибири на 5 лет. Лагерь «АЛЖИР» занимал территорию в 30 га. Имелось несколько отделений в Карагандинской и Акмолинской области.

В 1931 году на месте будущего АЛЖИРа было образовано спецпоселение № 26 для спецпереселенцев, высланных из Саратовской области[4]. В дальнейшем сюда привозили спецпереселенцев из других местностей СССР: в 1932 году — из Белорусской ССР, через год — 54 семьи из Крыма, позднее к ним добавили семьи спецпереселенцев из МАССР и Украинской ССР[5].

Лагерь был открыт в начале 1938 года на базе 26-го посёлка трудопоселений как исправительно-трудовой лагерь «Р-17». Начиная с 10 января 1938 года в лагерь начали приходить эшелоны. В течение полугода отделение переполнилось, и руководство Карлага вынуждено было вначале временно распределять очередные этапы осуждённых ЧСИР по другим лаготделениям, а к осени создать ещё одно специальное отделение для ЧСИР — Спасское.

С 29 декабря 1939 года официально включён в структуру Карлага как «Акмолинское отделение Карагандинского исправительно-трудового лагеря» (до этого времени формально подчинялся непосредственно ГУЛАГу НКВД СССР).

В начале 1950 года лагерь «АЛЖИР» был ликвидирован, однако вплоть до реабилитации в 1958 году осуждённые не имели права возвращаться на прежнее место жительства[6]. В 1953 году 17-е акмолинское лагерное отделение КарЛага было закрыто.

Начальники отделения[править | править код]

Условия содержания заключённых[править | править код]

В отличие от большинства лагерных отделений Карлага, 17-е отделение было обнесёно несколькими рядами колючей проволоки, были установлены вышки охраны. На территории лагеря располагалось озеро, заросшее камышом. Камыш служил для отапливания бараков зимой и для строительства летом.

Условия содержания не отличались от общих в Карлаге. Существовавший первые полтора года режим «особого лагерного отделения»[10] накладывал дополнительные ограничения на заключённых. В частности, была запрещена переписка, было запрещено получение посылок, существовал запрет на работу по специальности. Тем не менее большинство женщин с «нужными» лагерю профессиями работали по специальности[11]. Специалисты гуманитарного профиля (музыканты, поэты, учителя и т. д.), получившие на медицинской комиссии категорию «ТФ»[12], работали на сельскохозяйственных полях и подсобными рабочими на стройке. Больные, немощные, старики и дети работали на вышивальной и швейной фабриках[13].

Отношение местного населения к заключённым[править | править код]

По воспоминаниям, местное население с недоверием относилось к рассказам женщин-заключённых о причинах их заключения в лагерь[14]. Хотя контакты местных жителей и заключённых были ограничены, но под строительство лагеря у местного населения изъяли значительную территорию[15]. На этой территории было несколько казахских аулов и семь поселков с «европейским» населением (всего 4861 хозяйство с 21 979 жителями)[15]. Из-за строительства лагеря всё это население было переселено в другие районы Карагандинской области[16]. Часть скота, принадлежащего местным жителям, была изъята для нужд лагеря[16]. Казахи подкармливали узниц сталинского лагеря куртом[17], который охранники ошибочно принимали за камни.

Дети в АЛЖИРе[править | править код]

Некоторые женщины находящиеся в АЛЖИРе имели маленьких детей, которые находились в отдельном бараке — «мамкином доме», под присмотром няни (одной из заключённых лагеря). Матери могли находиться со своими детьми после работы. По достижении детьми трёхлетнего возраста, их отвозили в детские дома. Были среди заключённых и беременные женщины. За годы существования АЛЖИРа на его территории было рождено 1507 детей[18]. Положение изменилось с началом 50-х годов, с 24 апреля 1951 года из советских мест заключения стали освобождать всех беременных женщин, и женщин имеющих в лагере детей, а также многих женщин имеющих детей находящихся вне лагеря[19].

Известные узницы[править | править код]

Майя Плисецкая в возрасте 12 лет во время заключения матери в ГУЛАГ была удочерена и жила у своей тёти Суламифь Мессерер, балерины Большого театра

Во время Великой Отечественной войны в лагере «АЛЖИР» содержалось более 8 тысяч женщин. Среди них — сестра маршала М. Н. Тухачевского, жена и дочь А. С. Енукидзе, жёны С. Сейфуллина, Б. Майлина, Т. Рыскулова, С. Кожанова, Т. Жургенова, Н. Нурмакова, С. Асфендиярова и многие другие[6].

Акмолинские новомученицы[править | править код]

В августе 2000 года на Архиерейском соборе Русской православной церкви двенадцать узниц Акмолинского женского лагеря (расстрелянные по приговору судебной коллегии по уголовным делам Карагандинского областного суда в Акмолинском отделении Карлага от 20 апреля 1942 года) были прославлены в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской для общецерковного почитания[22]:

  • Евдокия Прохоровна Андрианова — монахиня (ст. 58-10[23], приговор дважды — 3+8 лет ИТЛ);
  • Анна Антоновна Водоланова (г. р. 1890) — крестьянка (ст. 58-10, приговор — 6 лет ИТЛ);
  • Акилина Степановна Дубовская (г. р. 1892) — крестьянка (ст. 58-10, приговор — 10 лет ИТЛ);
  • Наталия Фёдоровна Копытина (г. р. 1885) — крестьянка (ст. 58-10, приговор — 8 лет ИТЛ);
  • Александра Михайловна Смолякова (г. р. 1880) — крестьянка (ст. 58-10, приговор — 10 лет ИТЛ);
  • Ирина Лаврентьевна Гуменюк (г. р. 1885) — крестьянка (ст. 127[24] , приговор — 8 лет ИТЛ);
  • Ксения Михайловна Радунь (г. р. 1875) — крестьянка (ст. 127, приговор — 5 лет ИТЛ);
  • Марфа Ивановна Дударенко (г. р. 1885) — крестьянка (ст. 58-10, приговор — 3 года ИТЛ);
  • Домна Ефимовна Василькова (г. р. 1887) — крестьянка (ст. 58-10, приговор — 3 года ИТЛ);
  • Татьяна Игнатьевна Кушнир (г. р. 1889) — крестьянка (ст. 58-10, приговор — 2 года ИТЛ);
  • Наталия Семёновна Карих (г. р. 1885) — староста церкви (ст. 58-10, приговор — 8 лет ИТЛ).
  • Иустина Матвеевна Меланич (г. р. 1887) — крестьянка (ст. 58-10, приговор — 2 года ИТЛ, в лагере была приговорёна к 10 годам лишения свободы с поглощением срока предыдущего приговора).

Музейно-мемориальный комплекс памяти жертв политических репрессий и тоталитаризма[править | править код]

Музейно-мемориальный комплекс памяти жертв политических репрессий и тоталитаризма «АЛЖИР» открыт 31 мая 2007 года по инициативе Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева в ауле Акмол Целиноградского района Акмолинской области, на месте прежней «26-й точки» трудпоселения, где было создано Акмолинское отделение КарЛага, которое позже получило название Акмолинский лагерь жён изменников Родины. Открытие музея было приурочено к 10-летию со дня принятия в 1997 году указа «Об установлении дня памяти жертв политических репрессий — 31 мая», 70-летию с момента начала массовых политических репрессий. Автором музейно-мемориального комплекса является заслуженный архитектор Казахстана С. Ж. Нарынов. Перед входом в мемориальный комплекс «АЛЖИР» установлены памятные знаки от 14 стран: Польши, Франции, Германии, Венгрии, Израиля, Кореи, Белоруссии, Грузии, Армении, Украины, Эстонии, Литвы, Латвии и Азербайджана.

Память об АЛЖИРе[править | править код]

  • Казахский исследователь З. К. Сураганова в 1990—1991 годах находилась в Малиновке, записывая интервью с бывшими заключёнными АЛЖИР, их родственниками и охранниками лагеря[25]. Собранный материал (а также переданные ей фотографии) Сураганова сдала на хранение в областной архив Целиноградской области и Целиноградский областной историко-краеведческий музей[26].
  • Стихотворение Раисы Голубевой «Курт — драгоценный камень», написанное на основе рассказов заключённой Гертруды Платайс. Местные жители, не имея возможности открыто дать заключённым еду, кидали им сушенный творог-курт, который выглядел, как камни[27].
  • Документальный фильм «Дольше жизни» (2013 год)
  • В 2019 году на канале НТВ состоялась премьера 11-серийного телесериала Александра Касаткина «А. Л. Ж. И. Р.».
  • В 2022 году в Азербайджанском государственном театре юного зрителя состоялась премьера спектакля Кодовое имя: «В.Х.А.». Спектакль о событиях, произошедших с супругами политзаключенных Азербайджана, репрессированных во время сталинских репрессий[28][29][30].

Другие женские лагеря СССР[править | править код]

Помимо АЛЖИРа в СССР функционировали три «женских» лагеря[31]:

Примечания[править | править код]

  1. Оперативный приказ НКВД СССР № 00486 «Об операции по репрессированию жён и детей изменников Родины». Дата обращения: 7 апреля 2008. Архивировано 4 марта 2007 года.
  2. 26-й трудпосёлок начал строиться в 1932 году спецпереселенцами («кулаками») из Белоруссии, в 1933 году туда были высланы спецпоселенцы из Крыма, Молдавии и Украины. В 1936 году здесь началось строительство детской колонии, в 1938 году на базе колонии организована так наз. «26-я точка».
  3. Всего в 1938—1939 годах по приказу № 00486 в СССР было арестовано и направлено в лагеря около 18 000 ЧСИР, у которых было изъято 25 342 ребёнка.
  4. Сураганова З. К. АЛЖИР как феномен «женской» несвободы в репрессированной памяти казахского народа // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2018. — № 5 (22). - С. 65.
  5. Сураганова З. К. АЛЖИР как феномен «женской» несвободы в репрессированной памяти казахского народа // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2018. — № 5 (22). — С. 65.
  6. 1 2 Алжир // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2004. — Т. I. — ISBN 9965-9389-9-7. (CC BY-SA 3.0)
  7. Анцис Мария Лазаревна. Воспоминания бывшей узницы Акмолинского лагеря жён изменников Родины «АЛЖИРа» Архивная копия от 2 сентября 2013 на Wayback Machine
  8. Сергей Баймухаметов. АЛЖИР в Казахстане: ад для «жён изменников Родины» Архивная копия от 27 марта 2015 на Wayback Machine
  9. Би-би-си | Проекты | Судьба «спецконтингента». Дата обращения: 18 декабря 2007. Архивировано 23 ноября 2007 года.
  10. Режим «особого лагерного поселения» действовал до завершения операции по репрессированию ЧСИР.
  11. Среди «нужных» особо востребованы были инженерно-строительные специальности, учёные и специалисты в области сельского хозяйства, ветеринарии, в какой-то мере были востребованы врачи
  12. Категория «ТФ» — годен для тяжёлого физического труда
  13. Изделия Акмолинской вышивальной фабрики пользовались большим спросом, в том числе за рубежом
  14. Сураганова З. К. АЛЖИР как феномен «женской» несвободы в репрессированной памяти казахского народа // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2018. — № 5 (22). — С. 67.
  15. 1 2 Сураганова З. К. АЛЖИР как феномен «женской» несвободы в репрессированной памяти казахского народа // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2018. — № 5 (22). — С. 66.
  16. 1 2 Сураганова З. К. АЛЖИР как феномен «женской» несвободы в репрессированной памяти казахского народа // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2018. — № 5 (22). — С. 68.
  17. Как казахи помогали узницам АЛЖИРа. ForbesKazakhstan (7 февраля 2015). Дата обращения: 15 февраля 2015. Архивировано 7 февраля 2015 года.
  18. Альберт Ахметов. С чего начинается Родина: Памяти жертвам АЛЖИРа. Деловой Казахстан: республиканская экономическая газета (16 августа 2021). Дата обращения: 26 сентября 2021. Архивировано 26 сентября 2021 года.
  19. Сураганова З. К. АЛЖИР как феномен «женской» несвободы в репрессированной памяти казахского народа // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2018. — № 5 (22). — С. 69.
  20. Налбандян Ашхен Степановна (1903—1982) экономист. Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы. Дата обращения: 26 сентября 2021. Архивировано 26 сентября 2021 года.
  21. Инна Александровна Серебровская, дочь. Евгения Владимировна СЕРЕБРОВСКАЯ (1907—1969). Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Государственный музей истории ГУЛАГа», отдел «Дом на набережной». Дата обращения: 26 сентября 2021. Архивировано 26 сентября 2021 года.
  22. Юрий Кащук. Акмолински новомученницы. Православие.Ru (20 апреля 2007). Дата обращения: 26 сентября 2021. Архивировано 26 сентября 2020 года.
  23. Согласно статье 58-10-2 Уголовного кодекса РСФСР 1926 года: Пропаганда или агитация, содержащие призыв к совершению отдельных контрреволюционных преступлений с использованием религиозных предрассудков масс, приравнены к контрреволюционному восстанию и влекут за собой высшую меру социальной защиты — расстрел или объявление врагом трудящихся с конфискацией имущества и с лишением гражданства… Данная статья использовалась в основном для преследования церковных служащих и при подавлении недовольства населения при разграблении церковного имущества. — См. s:Уголовный Кодекс РСФСР редакции 1926/Редакция 11.01.1956.
  24. Статья 127 Уголовного кодекса РСФСР 1926 года: Воспрепятствование исполнению религиозных обрядов, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан… Применялась в основном для подавления недовольства верующих передачей имущества их церквей другим конфессиям (чаще всего сектантского толка)
  25. Сураганова З. К. АЛЖИР как феномен «женской» несвободы в репрессированной памяти казахского народа // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2018. — № 5 (22). — С. 65 — 66.
  26. Сураганова З. К. АЛЖИР как феномен «женской» несвободы в репрессированной памяти казахского народа // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2018. — № 5 (22). — С. 65.
  27. История лагеря с экзотическим названием «АЛЖИР» и его узниц. Дата обращения: 27 февраля 2020. Архивировано 27 февраля 2020 года.
  28. "Kod adı: V.X.A" tamaşası növbəti dəfə səhnədə (азерб.). Azərbaycan Dövlət İnformasiya Agentliyi (27 февраля 2023). Дата обращения: 6 марта 2023. Архивировано 28 февраля 2023 года.
  29. Kod adı – V.X.A – (Xalq düşmənlərinin arvadları...) (азерб.). 525-ci qəzet (17 июня 2022). Дата обращения: 6 марта 2023. Архивировано 17 июня 2022 года.
  30. “Kod adı “V.X.A” – Gənc Tamaşaçılar Teatrında premyera (азерб.). medeniyyet.az (18 декабря 2022). Дата обращения: 27 февраля 2023. Архивировано 18 декабря 2022 года.
  31. Сураганова З. К. АЛЖИР как феномен «женской» несвободы в репрессированной памяти казахского народа // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2018. — № 5 (22). — С. 65.

Литература[править | править код]

  • Мамаева Е. А. Жизнь прожить… / Подгот. к печати Б. М. Мамаевым, Ю. Б. Мамаевым, Е. Ю. Мамаевой. — М.: Копи-центр, 1998. — 150 с. — 50 экз.
  • Узницы «АЛЖИРа»: Список женщин-заключённых Акмолинского и других отделений КарЛага. Сост.: В. М. Гринёв, В. В. Горецкий и др. — М.: Звенья, 2003. — 568 с.
  • Алжир (лагерь) // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2004. — Т. I. — ISBN 9965-9389-9-7. (CC BY-SA 3.0)
  • Тасымбеков А. Жан дауысы. АЛЖИР архипелагы. — Алматы: Жазушы, 1993. — 223 с.
  • Материалы «Круглых столов» и семинаров. — Алматы: Изд-во о-ва «Адилет», 1996. — 158 с.
  • Кузнецова Е. Б. КарЛАГ: по обе стороны «колючки». — Сургут: Дефис, 2001. — 258 с.

Ссылки[править | править код]

При написании этой статьи использовался материал из издания «Казахстан. Национальная энциклопедия» (1998—2007), предоставленного редакцией «Қазақ энциклопедиясы» по лицензии Creative Commons BY-SA 3.0 Unported.