Баймакское дело

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Баймакское дело
Обвиняемый 82 человека
Место Баймак, Башкортостан

Байма́кское де́ло (баш. Баймаҡ эше) — уголовный процесс, начатый против участников протестов в Башкортостане. Является самым крупным политическим процессом в истории современной России[1].

Предыстория

[править | править код]

В январе 2024 года произошли протесты в Башкортостане, вызванные приговором по уголовному делу против Фаиля Алсынова. Протесты стали самыми крупными с момента вторжения России в Украину, по разным оценкам, в них приняло участие от 5 до 10 тысяч человек.[2]

Уголовное дело

[править | править код]

Против участников протестов уголовные дела были возбуждены 17 и 20 января[3].

Первое уголовное дело, возбуждённое 17 января старшим следователем первого отдела СК Ильдаром Ишбулатовым, было возбуждёно по статьям о массовых беспорядках и насилии в отношении силовика, когда Фаиль Алсынов всё ещё находился в здании суда. В постановлении о возбуждении уголовного дела сказано, что протестующие нанесли «множество ударов руками и ногами по голове и по телу» начальнику УМВД Стерлитамаку Рустаму Асанову[3].

Во втором уголовном деле, возбуждённым 20 января, сказано, что участники протестов якобы напали на командира ППС ОМВД Осипова и сотрудника Арусланова. Помимо этих сотрудников, травмы якобы получили также «не менее шести» силовиков, в которых бросали «крупные куски замёрзшего снега». В этот же день, 20 января, эти уголовные дела объединили в одно[3].

Расследованием уголовного дела занимаются 33 следователя из Башкортостана, Алтайского края, Нижнего Новгорода и Москвы. Возглавляет полковник юстиции Игорь Хованский[3].

Организаторы

[править | править код]

По мнению СК, организаторами протестов в Башкортостане являются Руслан Габбасов и другие «иные неустановленные лица», хотя сам Габбасов заявлял, что к организации протестов не причастен[3].

Преследование

[править | править код]

На июнь 2024 года было известно о 82 человек против которых были возбуждены уголовные дела, среди которых 79 мужчин и 3 женщины. Все они обвинялись по статье о массовых беспорядках, некоторым также вменялось применение насилия в отношении представителя власти. В СИЗО на июнь 2024 года находился 71 человек, пятеро в розыске, один под домашним арестом, двое были мертвы, а местонахождение троих было неизвестно. Также, по состоянию на июнь 2024 года, задержания протестующих продолжались, а реальное число дел было около ста[1][4].

Известно[когда?] о двух погибших. Рифат Даутов, не принимавший участия в протестах, был задержан в Уфе силовиками и впоследствии погиб. Минияр Байгускаров, против которого силовики применяли давление, покончил жизнь самоубийством[1][5].

Первый приговор по делу был вынесен Орским Ленинским районным судом 16 июля 2024 года и оглашён спустя два дня. Обвиняемый Ильша́т Ульяба́ев, 50-летний фермер-коневод из Хайбуллинского района Башкортостана, был признан виновным по статьям в применении насилия в отношении представителя власти, об участии в массовых беспорядках и приговорён к пяти годам колонии общего режима (обвинение запрашивало 10 лет). У арестованного на воле остались 8 детей и супруга, страдающая онкологическим заболеванием[6].

5 декабря 2024 года в Центральном районном суде Тольятти в Самарской области были вынесены приговоры Халиду Ишкуватову, Ильфату Ишмуратову и Закиру Кульмухаметову. Всех их признали виновными по ч. 2 ст. 212 УК РФ и ч. 1 ст. 318 УК РФ. Судья Бегунова Татьяна Игоревна приговорила Ишкуватова к 5 годам 6 месяцам лишения свободы, Ишмуратова и Кульмухаметова — к 4 годам 6 месяцам каждого. Всем назначено отбывание наказания в колонии общего режима. 15 апреля 2025 года Самарский областной суд по итогам апелляционного рассмотрения жалоб утвердил сроки лишения свободы осуждённым[7].

24 декабря 2024 года судья Устиновского районного суда Ижевска Злобин Николай Викторович вынес приговор Ильнару Асылгужину, Айгизу Ишмурзину, Рафилу Утябаеву, Фануру Хажину и Фангизу Шарифгалееву, признав их виновными по ч. 2 ст. 212 УК РФ и ч. 1 ст. 318 УК РФ. Государственное обвинение запрашивало по 10 лет лишения свободы каждому из них. Суд приговорил Ильнара Асылгужина, Айгиза Ишмурзина и Рафила Утябаева к 8 годам 6 месяцам лишения свободы каждого, Фанура Хажина — к 6 годам, Фангиза Шарифгалеева — к 5 годам 6 месяцам лишения свободы. Все им назначено отбывание наказания в колонии общего режима. 6 мая 2025 года Верховный суд Республики Удмуртия по итогам рассмотрения апелляционных жалоб снизил сроки лишения свободы для всех осуждённых и назначил: Ильнару Асылгужину, Айгизу Ишмурзину и Рафилу Утябаеву — 5 лет каждому, Фануру Хажину — 4 года 2 месяца, Фангизу Шарифгалееву — 4 года[7].

27 января 2025 года судья Промышленного районного суда Самары Базева Варвара Андреевна вынесла приговор медсестре Минзие Адигамовой, находившейся в период следствия под домашним арестом. Ещё до уголовного преследования Баймакский районный суд Башкортостана 26 января 2024 года назначил Адигамовой 60 часов обязательных работ по делу о неповиновении законному распоряжению сотрудника полиции (ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ). В постановлении суда говорилось, что она «отказалась покинуть территорию [возле суда] и не препятствовать выезду спецавтотранспорта конвойного подразделения с территории суда». Минзия Адигамова была единственным фигурантом «Баймакского дела», которой вместо заключения под стражу суд избрал меру пресечения в виде домашнего ареста. По ч. 2 ст. 212 УК РФ и ч. 1 ст. 318 УК РФ её приговорили к 4 годам лишения свободы в колонии общего режима. Суд отсрочил Адигамовой исполнение  наказания до достижения её ребёнком 14-летнего возраста. После оглашения приговора 27 января — в день рождения Адигамовой — ей заменили меру пресечения на подписку о невыезде и отпустили на свободу. В тексте приговора было указано, что женщина признала вину и «раскаялась в содеянном», от дачи показаний отказалась. По итогам состоявшегося в Самарском областном суде 9 апреля 2025 года апелляционного рассмотрения представления прокурора приговор был оставлен без изменения[7].

7 февраля 2025 года Ленинский районный суд Ижевска вынес приговоры ещё шестерым фигурантам «Баймакского дела». Судья Никитина Елена Николаевна приговорила Даниса Узянбаева, Азата Мирзина, Фатиха Ахметшина и Венера Яубасарова к 4 годам 6 месяцам лишения свободы. Вилюру Карачурину и Айтугану Малабаеву судья назначила по 5 лет лишения свободы. Всем из них назначено отбывание наказания в колонии общего режима. Всех фигурантов обвиняли в участии в массовых беспорядках (ч. 2 ст. 212 УК РФ) и применении неопасного для жизни и здоровья насилия в отношении представителя власти (ч. 1 ст. 318 УК РФ). По информации СМИ, все шестеро подсудмых признали вину и просили суд о снисхождении. Обвинение просило назначить каждому из них по 7 лет лишения свободы. 6 мая 2025 года Верховный суд Республики Удмуртия по итогам апелляционного рассмотрения представления прокурора оставил приговор без изменения[7].

26 февраля 2025 года судья Ленинского районного суда Орска Алексеев Алексей Павлович огласил приговор Айтугану Абдуллину, Денису Икбаеву, Мурату Бикбулатову, Ильмиру Рыскулову и Айбулату Нигаматову. Всех пятерых, как следует из карточки дела на сайте суда, признали виновными по ч. 2 ст. 212 УК РФ и ч. 1 ст. 318 УК РФ. Каждому было назначено наказание в виде 5 лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима. 6 июня по итогам рассмотрения апелляционных жалоб Оренбургский областной суд снизил срок наказания Ильмиру Рыскулову, Мурату Бикбулатову, Айбулату Нигаматову до 4 лет 9 месяцев лишения свободы каждому[7].

3 марта 2025 года судья Промышленного районного суда города Самары Поддубная Мария Александровна вынесла приговор пятерым фигурантам «Баймакского дела» — Айгизу Абсалямову, Раилю Галину, Вадиму Кагарманову, Айсуру Тулыбаеву и Айгизу Уразаеву. Всех пятерых обвиняли по ч. 2 ст. 212 УК РФ и ч. 1 ст. 318 УК РФ. Абсалямова, Тулыбаева и Уразаева приговорили к 4 годам 6 месяцам, Кагарманова — к 4 годам 11 месяцам, Галина — к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. 18 июня 2025 года Самарский областной суд оставил этот приговор без изменения[7].

19 марта 2025 года судья Центрального районного суда Оренбурга Абдрашитов Руслан Халилович приговорил по ч. 2 ст. 212 УК РФ и ч. 1 ст. 318 УК РФ Айдара Юсупова к 4 годам лишения свободы, Ильназа Махмутова — к 3 годам 9 месяцам, Закия Ильясова — к 3 годам 4 месяцам, Валляма Муталлапова — к 3 годам 3 месяцам лишения свободы. Всем им назначено отбывание наказания в колонии общего режима. Газета КоммерсантЪ сообщила, что подсудимые признали вину и принесли извинения[7].

27 марта 2025 года в Автозаводском районном суде Тольятти огласили приговор ещё четверым фигурантам дела. Приговор вынес судья Лосев Артём Викторович. Гособвинение просило приговорить Айтугана Китикова, Шафката Ульмасбаева и Раяна Фаттахова к 7 годам лишения свободы каждого, Фидана Исмагилова — к 7 годам 6 месяцам. Всех фигурантов, как указано в карточке дела на сайте суда, обвиняли по ч. 2 ст. 212 УК РФ и по ч. 1 ст. 318 УК РФ. Суд приговорил Айтугана Китикова к 7 годам лишения свободы, Фидана Исмагилова и Шафката Ульмасбаева — к 7 годам 6 месяцам, Раяна Фаттахова — к 5 годам 6 месяцам. Всем из них назначено отбывание наказания в колонии общего режима[7].

7 апреля 2025 года судья Промышленного районного суда Оренбурга Измайлов Игорь Васильевич огласил приговор четверым мужчинам и одной женщине. Ильмира Ахатова, Азата Кусарбаева, Айдара Магадеева и Санию Узянбаеву приговорили к 5 годам 6 месяцам, Азамата Аминева — к 4 годам 6 месяцам лишения свободы. Их всех признали виновными по ч. 2 ст. 212 УК РФ и ч. 1 ст. 318 УК РФ и назначили отбывать наказание в колонии общего режима. Обвинение просило для каждого из подсудимых по 10 лет лишения свободы[7].

5 мая 2025 года судья Центрального районного суда Оренбурга Курганов Евгений Геннадьевич признал виновными по ч. 2 ст. 212 УК РФ и ч. 1 ст. 318 УК РФ и приговорил к лишению свободы в колонии общего режима: Ахата Гибадуллина, Галима Заманова, Ильнура Хажиева — на срок 5 лет, Динара Акбалина, Даяна Валеева, Дима Давлеткильдина — на срок 5 лет 6 месяцев. 10 июля 2025 года Оренбургский областной суд оставил этот приговор без изменения[7].

16 июня 2025 года судья Устиновского районного суда Ижевска Республики Удмуртия Азиева Екатерина Юрьевна признала виновными по ч. 2 ст. 212 УК РФ и ч. 1 ст. 318 УК РФ и приговорила к лишению свободы в колонии общего режима: Айнура Каримова и Вилюра Сагадиева — на срок 4 года 2 месяца, Альберта Тагирова — на срок 4 года 6 месяцев[7].

Примечания

[править | править код]
  1. 1 2 3 Самое крупное политическое дело со времен СССР. «Холод» (2 июня 2024). Дата обращения: 3 июня 2024.
  2. Источник. Дата обращения: 20 сентября 2024. Архивировано 20 сентября 2024 года.
  3. 1 2 3 4 5 Куски замерзшего снега, палки и пруты. Участников январских протестов в Баймаке обвинили в «вооруженном сопротивлении» силовикам. Медиазона. Дата обращения: 3 июня 2024. Архивировано 3 июня 2024 года.
  4. "Хотят человек сто позакрывать". В Башкортостане продолжаются задержания по "Баймакскому делу". Radio Free Europe / Radio Liberty (18 марта 2024). Дата обращения: 3 июня 2024.
  5. В Башкортостане погиб еще один участник протестов в Баймаке. Местные СМИ сообщают, что он мог покончить с собой. «Смола». Дата обращения: 3 июня 2024. Архивировано 17 февраля 2024 года.
  6. В Орске вынесли первый приговор по «Баймакскому делу» — пять лет колонии. Радио «Свобода» (18 июля 2024). Дата обращения: 20 июля 2024. Архивировано 19 июля 2024 года.
  7. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Баймакское дело. Поддержка политзаключённых. Мемориал (14 августа 2025). Дата обращения: 21 августа 2025.