Бандера, Мирослава Владимировна

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Это старая версия этой страницы, сохранённая InternetArchiveBot (обсуждение | вклад) в 03:25, 7 сентября 2018 (Спасено источников — 1, отмечено мёртвыми — 0. #IABot (v2.0beta9)). Она может серьёзно отличаться от текущей версии.
Перейти к навигации Перейти к поиску
Мирослава Владимировна Бандера
укр. Мирослава Володимирівна Бандера
Имя при рождении Мирослава Владимировна Глодзинская
Дата рождения 1890(1890)
Место рождения Австро-Венгрия ныне Калушский район
Дата смерти 1922(1922)
Место смерти Старый Угринов, Калушский повят  (польск.), Станиславское воеводство  (польск.), Польша (ныне Калушский район, Ивано-Франковская область, Украина)
Гражданство  Австро-Венгрия
Флаг Польши Польша
Отец Владимир Глодзинский
Мать Екатерина Глодзинская (Кушлик)
Супруг Андрей Бандера
Дети Сыновья Степан, Александр, Василий, Богдан
Дочери Марта-Мария, Владимира, Оксана, Мирослава

Миросла́ва Влади́мировна Банде́ра (укр. Мирослава Володимирівна Бандера), урождённая Глодзи́нская (укр. Глодзинська; 18901922, Старый Угринов, Калушский повят  (польск.), Станиславское воеводство  (польск.), Польша) — супруга Андрея Бандеры, мать украинского политического деятеля Степана Бандеры.

По мнению биографа Степана Бандеры Николая Посивнича  (укр.), смерть матери оказала значительное влияние на становление характера Бандеры[1].

Биография

Мирослава Владимировна Глодзинская родилась в 1890 году семье греко-католического священника, отца Владимира Глодзинского и его супруги Екатерины, урождённой Кушлик. Отец Владимир был приходским священником села Завоя, а с 1883 года — сёл Старый Угринов и Бережница. Благодаря его стараниям жизнь на территории парафии улучшилась: усилиями священника в Бережнице был приобретён двор, на территории которого построили школу. В ней преподавал один из братьев Мирославы, Александр. Кроме него, у матери Бандеры было ещё три брата — Антон, Павел и Алексей, а также сёстры Екатерина, Юлия, Мирослава, Любовь, Елена[2].

В 1917 году муж Мирославы, выступив в качестве одного из организаторов восстания в Калушском уезде, занялся формированием из жителей окрестных сёл вооружённых отрядов. Спустя некоторое время он поступил на службу капелланом в Украинскую галицкую армию (УГА). В его отсутствие Мирослава с детьми перебралась в Ягельницу близ Чорткова, в дом своей сестры. Здесь в июне 1919 года Бандеры оказались в самом эпицентре военных действий: в результате Чортковского наступления и последовавшего за ним поражения частей УГА практически все мужчины из родни Степана Бандеры по материнской линии были вынуждены уйти за Збруч. Женщины и дети, включая Степана, остались в Ягельнице, однако уже в сентябре, с приходом поляков, вернулись в Старый Угринов (Степан уехал к родителям отца в Стрый). Простудившаяся в дороге, к приезду домой Мирослава была уже больна. Отсутствие квалифицированной медицинской помощи, постоянная нужда и заботы о детях, свалившиеся на плечи женщины, способствовали развитию туберкулёза. В мае 1920 года, когда Андрей Бандера возвратился в Старый Угринов, состояние его супруги было крайне тяжёлым. «Меры, принимавшиеся врачами, главным образом доктором Куривцом из Калуша, были безуспешны», — констатировал деверь Мирославы Осип Бандера[3]. Весной 1922 года женщина умерла на 32-м году жизни от туберкулёза горла[2][4].

Могила Мирославы Бандеры

В советский период за могилой матери Бандеры, её отца Владимира Глодзинского и умершей в младенчестве дочери Мирославы, люди ухаживали тайком. В конце 1980-х годов благодаря усилиям сельского церковного комитета на могиле был восстановлен крест[5].

Воспоминания

Анастасия Прокопив, некогда служанка в семье Бандеры, вспоминала, что Мирослава была доброй и справедливой женщиной. Один из старожилов Старого Угринова Пётр Перегиняк характеризовал её как безмерно любящую мать, всю жизнь посвятившую воспитанию своих детей. «Часто мы с товарищами приезжали в Угринив к Бандерам. Всегда нас радостно встречала мать Степана Мирослава, — вспоминал Игорь Белей, житель Калуша, в дальнейшем эмигрировавший в Канаду. — Она выходила во двор и приглашала в дом. (…) Это был чрезвычайно искренний и чуткий человек»[2].

Примечания

  1. Посівнич М. Степан Бандера. — Харків: Книжковий Клуб «Клуб Сімейного Дозвілля», 2015. — С. 16. — 256 с. — (Українці: історія нескорених). — ISBN 978-966-14-8302-5.
  2. 1 2 3 Перепічка, 2008, с. 10.
  3. Бандера, Осип. Відійшов як справжній революціонер // Життя і діяльність Степана Бандери: документи й матеріали / Редактор і упорядник — Микола Посівнич. — Тернопіль: Астон, 2008. — С. 60. — 448 с. — ISBN 978-966-308-253-0.  (укр.)
  4. Частий, 2007, с. 43—44.
  5. Перепічка, 2008, с. 11.

Литература

  • Гордасевич, Галина. Степан Бандера: людина і міф / Электронная версия книги на сайте lib.oun-upa.org.ua. — Львів: Піраміда, 2001. — ISBN 966-7188-41-8.  (укр.)
  • Перепічка, Євген. Феномен Степана Бандери. — Видання 2-е, доповнене. — Львів: Сполом, 2008. — 736 с. — ISBN 978-966-665-339-7.  (укр.)
  • Частий, Р. В. Степан Бандера: мифы, легенды, действительность. — Харьков: Фолио, 2007. — 382 с. — (Время и судьбы). — ISBN 966-03-3656-X.