Белые колокольчики

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Белые колокольчики
латыш. Baltie zvani
Жанр документально-игровой
Режиссёр Ивар Краулитис
Автор
сценария
Герц Франк
Оператор Улдис Браунс
Композитор Арвид Зилинскис
Кинокомпания Рижская киностудия
Длительность 24 мин.
Страна  СССР
Год 1961
IMDb ID 3472764

«Белые колокольчики» (латыш. Baltie zvani) — советский короткометражный документально-игровой фильм 1961 года Рижской киностудии по рассказу Герца Франка; дипломная ВГИКовская работа режиссёра Ивара Краулитиса. Один из дюжины фильмов входящих в Латвийский культурный канон.

Фильм отмечен призами на Международном кинофестивале в Сан-Франциско (США, 1962) и Международном фестивале короткометражных фильмов в Оберхаузене (ФРГ, 1964), а в 1995 году на Международном фестивале короткометражного кино в Клермон-Ферране включён Ассоциацией кинокритиков в список ста лучших короткометражных фильмов мира.

Рига, раннее утро, маленькая девочка бродит по улицам, с любопытством наблюдая за жизнью большого города. Город просыпается, люди спешат, машины едут, у магазинов разгружают товар — продукты и стойматериалы, одежду и книги — всё чем жив человек, обычный груз обычного дня. Но вдруг в витрине цветочного магазина она видит букет настоящих белых колокольчиков. Очарование этих весенних цветов завораживает её. Девочка хочет купить их, но роняет свои три копейки. С грустью она бредёт дальше, вдруг видит грузовик с такими же цветами — бежит за ним, и отправляется в путешествие по улицам города в надежде отыскать где-то там заветные колокольчики…

…её импульсивное скитание по улицам Риги, радость при виде блестящей никелированной фигурки оленя на капоте «Волги» или цветов — белых колокольчиков — в витрине цветочного магазина, а затем и переживание по поводу потери своего букета — всё это сдирижировано творческой группой фильма.

кинокритик Дита Риетума[3]

Она найдёт эти чудесные, как из сказки, цветы, но на обратном пути домой, переходя улицу, в суматохе уронит их на асфальт — пешеходам загорается «красный» и сотни машин проносятся — удивительно, но не задев цветы… и тут появляется каток: его водитель, заметив колокольчики, тормозит тяжёлую махину перед ними… и, кажется, весь город останавливается перед Мечтой девочки.

В главной роли маленькой девочки — Ильзе Зарина.

Эпизодичные в фильме исполнили роли Олга Круминя, оператор фильма Улдис Браунс и другие.

Жители и гости города Риги.

Фильм — дипломная ВГИКовская работа режиссёра Ивара Краулитиса, рецензентом по работе приказом ректора был назначен Ростилав Юренев.[4][5]

В фильме нет ни одного диалога, нет дикторского текста, действие сопровождается лишь музыкой и уличным шумом, нет декораций — все съёмки велись на улицах, при этом уличное движение не прерывалось, поэтому в фильме участвуют все рижане, которые в эту минуту находились вблизи — кроме работы в составе съёмочной группы оператор Улдис Браунс сам, без ассистента и режиссёра, в одиночку по утрам ходил «на охоту» за уличными сценками.[6]

Съёмки велись на рижских улицах, прохожие подчас и не подозревали, что вовлечены в игру. Тем самым режиссёр и оператор убрали налёт сентиментальности, присутствовавший в сценарии, причём они так исккуссно сплавили игровые сцены с документальными, художественный вымысел с реальностью, что некоторые приняли фильм за документальный репортаж. Исчезла границам между действительным и вымышленным. Её стёрла образность киноязыка.

автор сценария Герц Франк[6]

В «Белых колокольчиках» непринужденное, свободное развитие сюжета на первый взгляд подчинено фантазии ребёнка. На самом деле все определено глубоким и поэтическим авторским замыслом, в том числе и то, что снято скрытой камерой. Принципы «киноправды», соединение документальных кадров с большой образно выраженной идеей получили смелое творческое толкование в произведении молодых кинематографистов — сценариста, режиссёра, оператора, композитора. Большая доля успеха картины и в работе звукооператоров.

Кино Советской Латвии / И. Л. Сосновский. — М.: Искусство, 1976. — 135 с. — стр. 91

И все же это киноcтихотворение так и осталось бы реминисценцией на темы «Красного шара» Ламорисса, если бы в фильме поверх сюжетных перипетий не возник удивительный образ города — правдивый и монументальный, непосредственный и драматичный. втором этого образа, художником, с ярким самобытным мироощущением был оператор Улдис Браун.

История советского кино: 1952—1967. — М.: Искусство, 1978. — стр. 279

Хрестоматийный фильм, давший старт новому отсчёту времени в истории латышского кино. Поэтическое эссе, в котором отслежен путь маленькой девочки по Риге 60-х годов, стало началом новой документальной киношколы. … Именно в этой короткометражке авторы и нашли ту стилистику, ту поэтическую условность, которой позже широко пользовались мастера рижского документального кино.

кинокритик Дита Риетума[3]

Примечания

[править | править код]
  1. История советского кино: 1952—1967. — М.: Искусство, 1978. — стр. 279
  2. Идёт съёмка «Белых колоколов» (Репортаж со съёмок фильма) // Газета «Ригас Балсс», 31 июля 1961
  3. 1 2 Dita Rietuma. Ikgadēja Baltijas dokumentālistu tikšanās // Literatūra un Māksla, 27 märts 1987.
  4. Приказ по ВГИКу № 453 от 28 декабря 1961
  5. К истории ВГИКа. Книга IV. (1956—1965). Документы. Пресса. Воспоминания / Сборник
  6. 1 2 Зачем добывать образы? «Белый колокольчик» // Герц Франк — Карта Птолемея. Записки кинодокументалиста. — М., 2009. — 392 с.