Бредов, Михаил Михайлович

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Михаил Михайлович Бредов
М.М. Бредов. 1948
М.М. Бредов. 1948
Дата рождения 23 сентября (6 октября) 1916(1916-10-06)
Место рождения
Дата смерти 29 сентября 1976(1976-09-29) (59 лет)
Место смерти
Страна
Научная сфера теоретическая и экспериментальная физика
Место работы Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе АН СССР, Институт полупроводников АН СССР, Ленинградский Политехнический институт
Альма-матер Ленинградский Индустриальный институт
Учёная степень доктор физико-математических наук
Учёное звание профессор
Награды и премии
Медаль «За боевые заслуги» Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» Медаль «За взятие Берлина»

Михаи́л Миха́йлович Бре́дов (23 сентября [6 октября] 1916, Смела, Киевская губерния — 29 сентября 1976, Ленинград) — советский физик, доктор физико-математических наук, профессор, автор десятков опубликованных работ в области теоретической и экспериментальной физики. Ученик и соратник академика А. Ф. Иоффе.

Биография[править | править код]

Родился 23 сентября 1916 года на станции Смела Киевской губернии. Его отец — генерал белой армии Михаил Константинович Дитерихс, мать — Софья Эмильевна (ур. Бредова), выпускница Смольного института. При наступлении Красной армии на Одессу и отходе белых частей в 1918 году семья была трагически разлучена навсегда. В возрасте менее двух лет остался на попечении тёти Марии Эмильевны Бредовой, впоследствии усыновившей его, и бабушки Софьи Егоровны Бредовой. Женщины с младенцем вынуждены были тайно выехать в Смоленск, поскольку их искали как членов семьи генерала Дитерихса.

В 1927 году они переехали в Ленинград, где жили на Петроградской стороне в крайне стеснённых обстоятельствах. В 1934 году он окончил с отличием школу и в том же году поступил в Ленинградский Индустриальный институт. Одновременно он учился в Лётном училище.

Научной работой начал заниматься ещё в институте под руководством члена-корреспондента АН СССР Я. И. Френкеля. В 1939 году с отличием окончил ЛИИ[1] и поступил в Ленинградский Физико-технический институт в аспирантуру к доктору физико-математических наук (впоследствии академик) Л. А. Арцимовичу по специальности «Физика атомного ядра»[2].

Участник Великой Отечественной войны с 1942 года, старший техник-лейтенант. Когда началась война, его мобилизовали как лётчика, но, после составления анкеты, он оказался в опасной ситуации. Только вмешательство академика А. Иоффе спасло его от ареста. Благодаря активной позиции Иоффе он был включён в состав группы сотрудников АН СССР, занимавшейся под руководством доктора физико-математических наук (впоследствии академик) А. П. Александрова и доктора физико-математических наук (впоследствии академик) И. В. Курчатова проблемой защиты кораблей ВМФ от мин (размагничиванием)[3]. Сначала был откомандирован на Дальний Восток[4], где он обеспечил ввод в эксплуатацию СБР-9 (станция безобмоточного размагничивания) и обучение её личного состава. После завершения работ на Амурской флотилии был мобилизован во флот и осенью 1942 года назначен на Волжскую военную флотилию (ВВФ) старшим инженером[5].

Контр-адмирал Б. А. Ткаченко писал (Ткаченко Б. А., 1981, с. 192, 195), что «мобилизованный во флот сотрудник ЛФТИ М. М. Бредов» сыграл «значительную роль в размагничивании кораблей и судов на Волге и в целом в становлении СРК (служба размагничивания кораблей) на ВВФ», он также отмечал, что «несмотря на тяжелые условия работы, постоянные артиллерийские обстрелы и бомбежки авиацией противника, при круглосуточном режиме работы личный состав СРК ВВФ под руководством офицеров УК ВМФ и сотрудников ЛФТИ выполнил все задания командования и совместно с минерами обеспечил боевую деятельность кораблей ВВФ и бесперебойные перевозки важнейших военных грузов судами Волжского речного бассейна.

После разгрома фашистов под Сталинградом и успешного форсирования нашими войсками Днепра специалисты по размагничиванию кораблей были переброшены на Днепровскую военную флотилию. Михаил Бредов был вновь назначен старшим инженером[6]. Затем, с развитием наступления советских войск на запад, он продолжил эту работу на Висле, Одере, Эльбе и в Берлине[2].

Демобилизован в августе 1945 года в звании старшего лейтенанта[2].

После войны вернулся во ФТИ, защитил кандидатскую диссертацию «на специальную тему»[2][7].
В 1948 году женился на архитекторе Наталии Алексеевне Ильинской, дочери известного ботаника Алексея Порфирьевича Ильинского.
В 1952 году начал преподавать в Ленинградском Политехническом институте. В течение почти двадцати лет он читал курсы лекций по статистической физике, электродинамике, квантовой механике, специальной теории относительности, астрофизике[2].

Однако в этот период началась новая волна репрессий. В 1950 году А. Ф. Иоффе был вынужден уйти с поста директора ЛФТИ. Тяжело переживая это отстранение, он, тем не менее, продолжал деятельность по развитию передовых направлений науки и в 1952 году сумел добиться разрешения на создание Лаборатории полупроводников (с 1954 года — Институт полупроводников АН СССР)[8]. Михаил Бредов был уволен из ЛФТИ в конце 1952 года без возможности где-либо устроиться на работу. Встал вопрос о его высылке из Ленинграда.
Смерть Сталина в марте 1953 года позволила А. Ф. Иоффе вновь вмешаться в ситуацию и оказать ему неоценимую помощь. Он поехал в Москву и добился разрешения принять Михаила Бредова на работу в созданную им Лабораторию полупроводников. Был зачислен на должность старшего научного сотрудника, а в 1959 году возглавил лабораторию уже в составе Института полупроводников[9].

Смерть А. Ф. Иоффе в 1960 году стала тяжёлым ударом для Михаила Бредова, потерявшего своего учителя, человека, близкого по духу. Он писал в своих воспоминаниях[10]:

На примерах судеб многих и многих ученых можно было бы проследить замечательное качество Абрама Федоровича…- умение сочетать личные и государственные интересы, умение сочетать совершенно индивидуальный и глубоко человеческий подход к каждому с предвидением и учетом перспектив развития науки и общества», и «первые же послевоенные годы — годы напряженной работы над решением атомной проблемы-…показали, как жизненно необходимо для страны было сохранить её научные кадры.

Через год после смерти А. Ф. Иоффе, по приглашению академика Б. П. Константинова, вернулся во ФТИ. Здесь он сначала стал руководителем Лаборатории космических исследований, а в 1963 году, по предложению Б. П. Константинова, организовал и возглавил Астрофизический отдел[11].

В годы «оттепели» защитил докторскую диссертацию[12], стал профессором[13], получил возможность выезжать за границу. С научными командировками он был во Франции, Италии, Англии, Югославии, США. В 1970 году был выдвинут кандидатом в члены-корреспонденты АН СССР[14], однако тяжёлая болезнь помешала дальнейшей активной работе. Крепкое от природы здоровье было подорвано войной и преследованиями, в 1976 году Михаил Бредов скончался от третьего инфаркта.

Научная и педагогическая деятельность[править | править код]

Сочетал опыт физика-экспериментатора с глубоким знанием теории, обладая острым эвристичным научным умом и широким кругозором внес ощутимый вклад в самые разные области физики — физику элементарных частиц, физику электронов, физику твердого тела и полупроводников, астрофизику, теоретическую физику, теорию эволюции[2]>. Уже в начале карьеры, в 1947 году, руководство ФТИ отмечало его «…глубокие познания в различных областях современной физики, способности к матфизике и глубокие навыки в выполнении расчетов по электронной оптике и смежным вопросам»[2].

Предложил интенсивный источник положительных ионов щелочных металлов, который в масс-спектрометрии известен как «Источник Бредова». Выполнил пионерские работы по ионному легированию полупроводников, опередив аналогичные разработки в США и Японии, его называют и сейчас основоположником ионной имплантации.
В процессе космических и астрофизических исследований руководил, в частности, разработкой научных приборов для Лунохода[какого?][15] и спутников[16].
Вместе с Б. П. Константиновым занимался теорией антивещества. В последние годы увлекался вопросами биополя.

Был блестящим лектором, талантливым преподавателем. Студенты отмечали удивительную манеру общения, его лекции отличались безупречной речью и четко выстроенной мыслью[17]. Коллеги характеризовали его преподавательскую деятельность как «большой успех»[18]. Читал лекции в лучших университетах США.
Академик Б. П. Константинов, выступая на защите докторской диссертации Михаила Бредова, сказал:

…Михаил Михайлович имеет исключительный диапазон знаний не только в области физики и математики..Любая область человеческой культуры не чужда ему. Он владеет многими языками, знает художественную литературу, музыку… Михаилу Михайловичу с таким же правом, как степень доктора физико-математических наук, может быть присуждена степень доктора риторики.

Награды[править | править код]

Избранные труды (по разным направлениям научной деятельности)[править | править код]

  1. Бредов М. М. Автоматическая компенсация объемного заряда в электронных пучках//Сборник, посвящённый 70-летию академика А. Ф. Иоффе.-М., 1950. — С. 155—173.
  2. Бредов М. М., Федоренко Н. В. Измерение эффективных сечений для перезарядки ионов щелочных металлов. ЖТФ. 1950. Т. 20, Вып. 4.
  3. Бредов М. М., Комарова Р. Ф., Регель А. Р. Исследование изменений выпрямляющих свойств точечного контакта металл-полупроводник под влиянием облучения полупроводника ионами щелочных металлов. ДАН СССР. 1954. ХСІХ. № 1. С. 69-75.
  4. Бредов М. М., Муромский А. Б. Об изменении поверхностных свойств р-кремния при облучении ионами лития. ФТТ. 1962. Т. IV. С. 562—564.
  5. Балабанова Л. А., Бредов М. М. Плазменные колебания в твердых телах. ФТТ. 1964. Т.VI, № 10. С. 3142-3148.
  6. Бакулин Е. А., Бредов М. М. Энергия плазмонов и работа выхода металлов. ФТТ. 1977. Т. XII. № 3. С. 891.
  7. Бредов М. М. О применении нейтронной спектроскопии для исследования физических свойств в твердом и жидком состояниях. Изв. АН СССР. ОТН. Металлургия и топливо. 1960. № 6. С. 87.
  8. Бредов М. М., Котов Б. А., Окунева Н. М., Оскотский В. С., Шах-Будагов А. Л. О возможности измерения спектров тепловых колебаний с помощью когерентного неупругого рассеяния нейтронов на поликристаллах. ФТТ. 1967. Т.IX. Вып. 1. С. 237—293.
  9. Константинов Б. П., Бредов М. М., Беляевский А. И., Соколов И. А. О возможной антивещественной природе микрометеоров. Космические исследования. 1966. Т.IV. № 1. С.66-74.
  10. Константинов Б. П., Бредов М. М., Мазец Е. П. Экспериментальные данные, свидетельствующие против гипотезы о пылевом облаке Земли. ДАН СССР. 1967. 174. № 3. С. 580.
  11. Бредов М. М. Корпускулярные потоки средних и малых энергий и их применения для изучения физических свойств вещества//Доклад по совокупности работ, представленный на соискание степени доктора физико-математических наук. 1967.
  12. Бредов М. М., Румянцев В. В., Топтыгин И. Г. Классическая электродинамика: Учебное пособие.-М., 1985.

Полный список содержит 58 печатных работ и изобретений.

Семья[править | править код]

Жена — Наталия Алексеевна Ильинская (р. 1918) — архитектор (Институт им. И. Е. Репина АХ СССР). Специализировалась в области ландшафтной архитектуры. Старший преподаватель кафедры «Озеленение населенных мест» Лесотехнической Академии им. С. М. Кирова и Архитектурного факультета Института им. И. Е. Репина АХ СССР. Член Союза архитекторов СССР. В течение многих лет возглавляла Секцию ландшафтной архитектуры Ленинградского отделения Союза архитекторов СССР. Автор методики реставрации исторических садов и парков[20].

Дочь — Мария Михайловна Бредова (р. 1951) — искусствовед (Институт им. И. Е. Репина АХ СССР). Специализировалась в области градостроительных исследований и реставрации памятников архитектуры. Работала в СПб НИИ «Спецпроектреставрация» (руководитель Архитектурно-реставрационной мастерской, начальник Отдела экспертиз). Государственный эксперт Министерства культуры РФ.

Литература[править | править код]

  • Бредов М. М. Рыцарь науки // Трудный путь к Победе / ред.-сост.: Р. Ф. Витман, Е. В. Куницына. — СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2012. — 433 с. — ISBN 978-5-7422-3474-6.
  • Ткаченко Б. А. История размагничивания кораблей советского Военно-морского флота. — Л., 1981.
  • Бредов М. М. Астрофизические исследования в Физико-техническом институте им А. Ф. Иоффе АН СССР // Проблемы современной физики. — Л., 1974.
  • Крапошина Н. В. Бредов Михаил Михайлович // Ученые — фондообразователи Санкт-Петербургского филиала Архива Российской академии наук : Краткий биографический справочник : А—В / науч. ред. и сост. Е. Ю. Басаргина, И. В. Тункина. — СПб. : Реноме, 2018. — С. 105—107. — 196 с. — (Ad fontes. Материалы и исследования по истории науки ; т. 13). — ISBN 978-5-00125-105-7. — doi:10.25990/afvk-ns57.

Примечания[править | править код]

  1. Диплом с отличием Ленинградского Индустриального института № 500198. Регистрационный № 6494.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 Трудный путь к Победе, 2012, с. 67.
  3. Ткаченко Б. А., 1981, с. 60—67, 102.
  4. Коптев Ю. И. Филиал ЛФТИ (1941—1945 гг.). — СПб., 2011. — С. 97.
  5. Ткаченко Б. А., 1981, с. 189, 200.
  6. Ткаченко Б. А., 1981, с. 201.
  7. Диплом кандидата наук. МФМ № 00500. Протокол от 7 мая 1947 г.
  8. Соминский М. С. Абрам Федорович Иоффе. — Л., 1972. — С. 566—569, 631.
  9. Трудный путь к Победе, 2012, с. 66—68.
  10. Бредов М. М. Воспоминания об А. Ф. Иоффе. — Л., 1972. — С. 184—185.
  11. Бредов М. М., 1974, с. 141.
  12. Диплом доктора наук. МДТ № 000604. Протокол № 28 от 31 мая 1968 г.
  13. Аттестат профессора. МПР № 013450. Протокол № 20 от 10 апреля 1970 г.
  14. Известия. — 1970. — № 262 (16572). — С. 3.
  15. Передвижная лаборатория на Луне Луноход 1.-М.,1971.-С. 89-95
  16. Бредов М. М., 1974, с. 141—146.
  17. Трудный путь к Победе, 2012, с. 66—67.
  18. Брелдов М. М., Румянцев В. В., Топтыгин И. Н. Классическая элетродинамика: Учебное пособие.-М., 1985.-С. 11
  19. «Известия». 1980. № 119(19489). С. 3.
  20. Ильинская Н. А. Восстановление исторических объектов ландшафтной архитектуры. Л., 1984.