Воронин, Михаил Степанович

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Михаил Степанович Воронин
Дата рождения 21 июля (2 августа) 1838(1838-08-02)
Место рождения Санкт-Петербург
Дата смерти 20 февраля (5 марта) 1903(1903-03-05) (64 года)
Место смерти Санкт-Петербург
Страна  Российская империя
Род деятельности ботаник, преподаватель университета, микробиолог
Научная сфера ботаник, альголог, миколог
Место работы Санкт-Петербургский университет
Альма-матер Санкт-Петербургский университет (1858)
Научный руководитель Ценковский, Лев Семёнович и Генрих Антон де Бари
Награды и премии
Орден Святого Владимира 4-й степени Орден Святой Анны 2-й степени
Орден Святого Станислава 2-й степени Орден Святого Станислава 3-й степени
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе
Систематик живой природы
Автор наименований ряда ботанических таксонов. В ботанической (бинарной) номенклатуре эти названия дополняются сокращением «Woronin».
Персональная страница на сайте IPNI

Михаи́л Степа́нович Воро́нин (18381903) — русский ботаник, альголог и миколог; основоположник отечественной микологии и фитопатологии. Действительный статский советник.

Родился 21 июля (2 августа1838 года в Санкт-Петербурге в богатой купеческой семье. Его отец, Степан Дмитриевич, составил состояние на хлеботорговле и уже будучи состоятельным человеком переехал в столицу Российской империи. Здесь он стал содержателем и строителем доходных домов и, как человек умный и деловитый, снискал известность и получил дворянское звание[1].

Получив весьма основательное домашнее образование под руководством немца-педагога (также среди его домашних учителей был студент университета Н. Г. Чернышевский[1]), Воронин шестнадцати лет от роду поступил в Императорский Санкт-Петербургский университет (1854), где впервые ознакомился с ботаникой на лекциях профессора Ценковского. В 1858 году он окончил кандидатом курс физико-математического факультета, получив серебряную медаль за сочинение геологического содержания.

По окончании университета вместе со своим товарищем по университету А. С. Фаминицым уехал за границу. В Германии работал в Гейдельберге в лаборатории под руководством Холле[нем.], а затем во Фрайберге, у профессора де Бари. В те времена Германия ещё не обладала теми обширными и похожими на дворцы учёными учреждениями, которые впоследствии воздвиглись не только в столицах, но и во многих из университетских городов. Ботанический кабинет Фрайберга состоял всего из одной комнаты при оранжерее. Здесь Воронин окончательно предался изучению ботаники и научился работать настойчиво и методически. В лаборатории Де Бари он выполнил первую ботаническую работу — по анатомии стебля Calycanthus.

В 1860 году он отправился в Антиб, местечко на берегу Генуэзского залива, где проживал учёным отшельником французский ботаник — альголог Гюстав Тюре. Под его руководством Воронин употребил весну и лето на изучение морских водорослей и сделал первую свою альгологическую работу («Исследования над морскими водорослями Acetabularia и Espera»), послужившую ему диссертацией на степень магистра, которую он и получил в 1861 году от Санкт-Петербургского университета. Состоял на службе по Министерству народного просвещения смотрителем Гдовского уездного училища в 1861—1862 годах, Петербургского Рождественского училища в 1862—1882 годах.

Докторскую степень он получил в 1874 году от Новороссийского университета в Одессе — без защиты диссертации (honoris causa), что указывало на выдающееся значение его трудов.

В 1884 году М. С. Воронин был избран членом-корреспондентом Императорской Академией наук, где стал заведовать отделом споровых растений; с 1898 года был сверхштатным ординарным академиком по ботанике. Принужденный к частым отлучкам и даже к продолжительному пребыванию за границей по расстройству здоровья, Воронин не мог отдаться профессорской деятельности. Тем не менее, в 1869—1870 годах он читал лекции по микологии в качестве приват-доцента Санкт-Петербургского университета, а в 1873—1875 годах — Санкт-Петербургских высших женских медицинских курсах — по микологии и морфологии клетки.

Многочисленные учёные работы Воронина касаются преимущественно класса грибов (микологии) и тех низших организмов, что стоят на грани между животными и растениями. Научные заслуги его весьма значительны. Он открыл, подробно изучил и описал множество в высокой степени важных не только в ботаническом, но и в общебиологическом смысле низших организмов. Ему принадлежит, между прочим, открытие того организма, что живёт в клубеньках многих бобовых растений, способствуя к накоплению азота почвенного воздуха и к переводу его в самое растение. Грибная болезнь подсолнечника открыта и изучена им же; то же до́лжно сказать о болезни капустных растений.

Все работы Воронина отличаются большой точностью. Его рисунки, без которых новейшая морфология не может обойтись, образцовы. Поэтому мы встречаем перепечатку их во всех сколько-нибудь обширных руководствах русских, но преимущественно — иностранных. Он издавал свои сочинения на немецком и французском языках, но почти всегда также и на русском, некоторые же только на русском.

М. С. Воронин много внимания уделял научно-общественной деятельности. С момента возникновения Петербургского общества естествоиспытателей (1868) до конца жизни он был деятельным членом этого научного общества, выполняя обязанности секретаря ботанического отделения, при этом оказывает немалую материальную поддержку обществу. В 1878 году Российское общество садоводства присудило М. С. Воронину золотую медаль за исследование капустной килы, а в 1882 году Академия наук присудила ему премию имени К. Ф. Бэра за его микологические исследования. Воронин был избран почётным членом Московского общества испытателей природы (1864), Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (1889), Российского общества садоводства (1891), Петербургского общества естествоиспытателей (1894), Немецкого ботанического общества (1895), Харьковского и Юрьевского университетов (1902). Лондонское Линнеевское общество избрало М. С. Воронина в число своих иностранных членов ( по другим сведениям с 1896 года он был членом Лондонского королевского общества[2]). Был избран в почётные члены Учёного комитета Министерства земледелия и государственных имуществ 13 марта 1899 года[3].

Был награждён орденами Св. Станислава 3-й (1864) и 2-й (1868) степеней, Св. Анны 3-й степени (1873), Св. Владимира 4-й степени (1878). В 1878 году получил золотую медаль императорского российского общества садоводства; в 1882 году — премия им. академика К. Бэра. С 10 января 1898 года — статский советник, затем — действительный статский советник[4].

Владелец домов и промышленных предприятий[5], как меценат, М. С. Воронин много сделал для материальной поддержки науки и образования. Он участвовал в организации и проводил занятия на Владимирских женских курсах; состоял членом «общества для доставления средств Высшим женским (Бестужевским) курсам», внёс часть средств на постройку здания курсов на 10-й линии Васильевского острова. На его деньги строилась Бородинская биологическая станция, где многие известные биологи из Санкт-Петербурга и Москвы получили возможность проводить полевые исследования. М. С. Воронин пожертвовал Санкт-Петербургскому университету средства для строительства здания кафедры ботаники, которая по настоящее время это здание занимает, а также оранжерей. Во время поездки в Италию, Францию и Германию в 1877—1887 годах он покупал растения для университетского ботанического сада[1].

Скончался 20 февраля (5 марта1903 года. Смерть застала его за исследованием содержимого желудка мамонта, привезённого в Академию наук одной из северных экспедиций. Похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище[6].

Увековечивание памяти

[править | править код]

Признавая заслуги перед наукой именем Воронина назван род сифоновых водорослей — Woroninia, два рода хитридиевых грибов — Woroninella и Woronina.

Библиография

[править | править код]
  • Ueber den Bau des Stammes von Caclyanthus, Bot. Zeit., 1860
  • Исследования над морскими водорослями Acetabularia и Espera (диссертация на степень магистра, 1861)
  • А. de Bary und M. Woronin. Beitrag des Chytridieen. // Berichte über die Verhandlungen der naturforsch. Gesellsch. zu Freiburg (mit 2 Tafeln)
  • M. Woronin, Ueber die bei der Alnus glutinosa und der Lupinus mutabilis auftretenden Wurzelaufschwellungen. // Mém. de l’Acad. Imp. des Sciences de St-Petersbourg, 1866 (mit 2 Tafeln)
  • О полиморфизме, замечаемом в воспроизводительных органах у грибов, принадлежащих к отделу Pyrenomycetes // Приложение к т. III Трудов русского энтомологического общества по ботаническому отделению, СПб., 1866
  • A. de Bary und M. Woronin. Zur Entwickelungsgeschichte der Ascobolus pulcherrimus Cr. und einiger Pezizen // Beiträge zur Morphologie und Physiologie der Pilze , 1866 (mit 4 Tafeln)
  • Zur Kenntniss der Mucorinen. I. Mucor Mucedo. 1866
  • ExoblasidiumVaccinii // Berichte über die Verhandlungen der naturf. Gesellsch. zu Freiburg", 1867 (3 Tafeln)
  • Neuer Beitrag zur Kenntniss der Chytridieen // Botan. Zeit., 1868
  • Beitrag zur Kenntniss der Vaucherien, 1869 (mit 2 Tafeln)
  • Микологические исследования. — СПб., 1869 (с 6 хромолитографическими таблицами)
  • Исследования над развитием ржавчинного грибка Puccinia Helianthi, причиняющего болезнь подсолнечника // Труды Спб. общества естествоиспытателей, 1871 (с 2 таблицами)
  • Исследования над гонидиями лишайника Parmelia pulverulenta Ach. // Труды Спб. общества естествоиспытателей, т. III, 1872 (с 1 табл.)
  • A. Faminzin und M. Woronin. Ueber zwei neue Formen von Schleimpilzen Ceratium hydnoides und Cer. parioides // Mém. de l’Acad. I. d. Sc. de St.-P., 1873 (3 Tafeln)
  • Plasmodi ophora Brassicae — организм, причиняющий капустным растениям болезнь, известную под названием килы // Труды Спб. общества естествоиспытателей, 1877 (с 6 таблицами)
  • Rostafinsky und Woronin. Ueber Botrydium Granulatum // Botan. Zeit., 1877 (3 Tafeln)
  • Nachträgliche Notiz zur Frage der Kohlpflanzenbernie // Bot. Zeit., 1880
  • Vaucheria de Baryaana n. sp. // Botan. Zeit., 1880 (mit 1 Tafel)
  • Chromophyton Rosanoffii // Botan. Zeit., 1880 (mit 1 Tafel)
  • Beitrag zur Kenntniss der Ustilagineen. 1882(4 Tafeln)
  • Notiz über die Structur der Blätter von Statice monopetala L. // Botan. Zeit., 1885 (1 Tafel)
  • Bemerkungen zu dem Aufsatze von H. Möller über Plasmodiophora alni // Berichte d. deut. bot. Gesellsch., 1885
  • Ueber die Pilzwurzel (Mycorrhiza) von B. Frank. // Berichte d. deut. bot. Gesellsch., 1885
  • К вопросу о болезни шелковичного дерева «Кюмеюль». // Труды Кавказского общества сельского хозяйства, Тифлис, 1886
  • Ueber die Sclerotienkrankheit der Vaccinien-Beeren // Mém. de l’Acad. d. Sc. de St.-P., 1888 (mit 10 Tafeln)
  • О пьяном хлебе в Южно-Уссурийском крае // Дневник и Труды VIII съезда русских естествоиспытателей и врачей в СПб., 1889—1890
  • Bemerkungen zu Ludwig’s Sclerotinia Aucupariae // Ber. d. deutsch. botan. Gesellsch., 1891, т. IX, Heft. 4.

Примечания

[править | править код]
  1. 1 2 3 Борисовская Г. М., Черепанова Н. П., Заварзин А. А. Михаил Степанович Воронин Архивная копия от 30 ноября 2021 на Wayback Machine // Журнал «Санкт-Петербургский университет» , № 26 (3650), 14 ноября 2003 г.
  2. БРЭ.
  3. Воронин Михаил Степанович Архивная копия от 27 марта 2022 на Wayback Machine // Архив РАН. Санкт-Петербургский филиал.
  4. Воронин — Мих. Степ. дсс // Алфавитный указатель жителей… // Весь Петербург на 1903 год. Адресная и справочная книга г. С.-Петербурга. — СПб.: Товарищество А. С. Суворина, 1903. — С. 135.
  5. М. С. Воронин имел в Санкт-Петербурге доходные дома (в том числе по современному адресу: наб. Лейтентанта Шмидта 11/2, наб. реки Мойки, 80-82; пер. Пирогова, 11 — Фонарный пер., 1. Трудами архитектора П.Сюзора построил знаменитые Воронинские бани Архивная копия от 12 января 2022 на Wayback Machine (
  6. Могила на плане Новодевичьего кладбища (№ 40) // Отдел IV // Весь Петербург на 1914 год, адресная и справочная книга г. С.-Петербурга / Ред. А. П. Шашковский. — СПб.: Товарищество А. С. Суворина – «Новое время», 1914. — ISBN 5-94030-052-9.

Литература

[править | править код]