Голос Америки

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Голос Америки
VOA logo.svg
Страна

Flag of the United States.svg США

Дата начала вещания

1942

Владелец

государство

Сайт

voanews.com

Commons-logo.svg Голос Америки на Викискладе

«Го́лос Аме́рики» (англ. Voice of America, сокр. VOA) — американская международная общественная радиокомпания и входящая в неё радиостанция. Деятельность «Голоса Америки» координируется Советом управляющих по вопросам вещания (Broadcasting Board of Governors, BBG)[1].

Штаб-квартира в городе Вашингтоне (Соединённые Штаты Америки), вещающая на английском и 45 других языках, включая русский. Основу эфира «Голоса Америки» составляют новостные, информационные и культурные программы.

Официальный сайт русской редакции http://www.golos-ameriki.ru/.

История[править | править вики-текст]

Радиостанция «Голос Америки» впервые вышла в эфир 24 февраля 1942 года. «Мы будем говорить об Америке и войне, новости могут быть хорошими или плохими — мы будем сообщать вам правду», — такими словами радиостанция начала вещание. «Голос Америки» создавался в противовес геббельсовской пропагандистской машине.

Холодная война[править | править вики-текст]

QSL-карточка «Го́лоса Америки» (1972 год)

Русскоязычный отдел на радиостанции появился в 1947 году, с началом холодной войны в контексте того, что вещание на русском языке стало одним из приоритетов США[2]. Сотрудниками Русской службы были преимущественно эмигранты «второй волны», в их числе известный советский разведчик, «невозвращенец» Александр Бармин.

В 1949 году начались передачи на украинском языке, в 1951 — на литовском, латышском, эстонском, грузинском, армянском, азербайджанском языках. В середине 1970-х «Голос Америки» был реорганизован — радиостанция более не являлась правительственной, и у радиожурналистов появилась возможность излагать личную точку зрения (или «позицию редакции») на происходящие в мире события.

В советские годы «Голос Америки», наряду с радиостанцией «Свобода», был одним из источников информации о событиях в СССР и мире. Советские власти подвергали глушению передачи на русском языке и других языках народов СССР. Тем не менее, люди наловчились слушать передачи, хотя это требовало большого напряжения и внимания — было сложно расслышать через постоянное глушение и помехи. Наиболее качественный приём (без глушения) был с 1970 по 1980 г.г. (период детанта \ "разрядки международной напряжённости" — как говорили в советских СМИ) и с 1985 по 1999 г.г. — с приходом «перестройки».

Пик глушения пришёлся на 1983 г., но и тогда множество людей слушало «Голос Америки». Радиостанция была столь популярна в Советском Союзе, что в Москве появилась шутка: когда кто-либо пересказывал услышанные по радио последние новости, чтобы не называть радио, часто говорили: «Мне был голос, который сказал…» — слушатели прекрасно понимали, что это был за «голос»[3].

Название «Голос Америки» в СССР быстро стало нарицательным — иностранные радиостанции, критиковавшие политику СССР и стран соц. лагеря, обобщённо назывались «вражескими голосами». Глушение прекратилось лишь с приходом «перестройки». С 1990 года по 1998 год «Голос Америки» транслировался на русском языке с 22:00 до полуночи на волнах Открытого радио. «Музыка для танцев» \"Голос Америки" — едва не единственная передача, транслировавшая на русском языке «тяжёлый рок» и другую молодёжную музыку с 1976 по 1983 г.г., была очень популярна среди советской молодёжи, школьников и студенчества. Вели её Марина Левицкая, Маша Суханова, Юрий Осмоловский и другие ведущие. Нередко после выходных студенты и школьники в СССР обсуждали новинки хард-рока, прослушав в пятницу и субботу программы рок-музыки на волнах «Голоса Америки». Советские власти пытались противостоять этим программам, печатая в советской прессе статьи под характерными названиями "В плену у «Степных Волков»" и т. п., но это никак не способствовало спаду популярности «Голоса Америки».

Также в СССР была популярна джазовая передача «Час Джаза» ("Jazz Hour"), которую вёл Уиллис Коновер. Пользовались популярностью программа о здравоохранении, которую вела доктор Ирина Кельнер, книжное обозрение Людмилы Фостер, молодёжные программы Евгения Аронова и Уильяма "Билла" Скандрича, литературные чтения, в рамках которых читали романы Василия Гроссмана, А. Солженицына, рассказы Э. А. По и многое другое.

После 1991 года[править | править вики-текст]

Миссией было объявлено «улучшение понимания русскими американского курса развития, политики и культуры, а также американских взглядов на Россию»[4]. Тематикой является глубокое покрытие важных для США вопросов, в которые входит распространение демократии, верховенство закона и права человека, борьба с коррупцией, терроризмом и этническими конфликтами[2].

В 2006 году объём вещания на Россию составлял 3 часа в сутки (из них 1 час — повтор от вчерашнего дня). Также выходит получасовая программа теленовостей на русском языке, которая транслируется на европейскую часть России при помощи спутника. Сокращены албанская, боснийская, македонская, сербская редакции, и прекращено радиовещание на языке хинди. Полностью прекращено вещание на хорватском, турецком, тайском, болгарском, греческом и грузинском языках[источник не указан 30 дней].

Ожидалось, что в октябре 2007 года радиостанция прекратит вещание на русском языке. Коренным образом обновился русскоязычный вебсайт радиостанции. Изменения в программной сетке «Голоса Америки» объясняются сменой приоритетов — на высвободившиеся средства увеличивается объём вещания на страны Ближнего Востока. Было усилено телевизионное вещание «Голоса Америки» на персидском языке, радио «Фарда» (покрывает территорию Ирана) получило дополнительное финансирование на развитие интернет-сайта. В режим круглосуточного переведён телеканал «Альхурра», расширен репертуар «Голоса Америки» в Афганистане[источник не указан 30 дней].

27 июля 2008 года Русская служба «Голоса Америки» прекратила радиопередачи и полностью перешла на Интернет. 9 апреля СМИ сообщили о том, что директор агентства «Россия сегодня» Дмитрий Киселев не продлил контракт вещания «Голоса Америки» в Москве на средних волнах[5]. Данные события привели к реструктуризации персонала с ориентацией на веб-ресурсы, а также его сокращению с 44 до 23 человек[2]. Переход в Интернет сопровождался трудностями российской специфики, так как граждане РФ не использовали такие интернациональные ресурсы как Google и Facebook, и усилия сотрудников «Голоса Америки» не привели к нахождению ниш, которые могли бы сделать работу эффективной[6].

Объём запрашиваемого финанисрования от «Совета управляющих по вопросам вещания» в 2013 году составил 3.7 млн. долларов США [7].

До 2013 года[8] законы США запрещали государственным радиостанциям осуществлять вещание непосредственно для американских граждан. Целью этого запрета было оградить граждан США от пропагандистских заявлений своего собственного Правительства (Smith-Mundt Act), по другой версии данное вещание просто было нецелесообразным[9].

В апреле 2014 года Глава «Совета управляющих по вопросам вещания» (США) Джефф Шелл заявил, что «Москва избрала неверный путь и решила ограничивать свободу слова». Шел призвал Киселева и других представителей российских властей открыть российский эфир для американских программ и программ других международных СМИ[10].

«Мы просим предоставить нам равные условия: в то время как давление Москвы на медиа-пространство усиливается, российские СМИ, в том числе канал Russia Today, находящийся в ведении Киселева, пользуются открытым доступом к вещанию в США и по всему миру. Российские граждане заслуживают такой же свободы доступа к информации», — заявил Шелл.

«Настоящее Время» – совместный медиапроект «Радио Свобода/Свободная Европа» и «Голоса Америки», телеканал на русском языке.

Взаимодействие с другими организациями[править | править вики-текст]

«Совет управляющих по вопросам вещания» использует концепт «одна организация — много брендов»[11], и в её рамках взаимодействие двух финансируемых США вещательных компаний «Голос Америки» Радио «Свобода» является минимальным. Советом проводятся инспекции, чтобы ресурсы не имели дублирующего контента, но вместе с тем две компании могут использовать совместно новостные бюро, агрегаторы информации, распределённые сети и другие источники[6].

Языки[править | править вики-текст]

Голос Америки на данный момент[какой?] вещает на 45 языках[источник не указан 30 дней].

Число языков вещания и количество часов вещания на каждом языке варьируются в зависимости от приоритетов правительства Соединенных Штатов и ситуации в мире. В 2001 году в соответствии с информационным бюллетенем Международного бюро по телерадиовещанию (IBB) «Голос Америки» транслировался на 53 языках, в том числе 12 по телевидению[12]. Например, в июле 2007 «Голос Америки» добавил 30 минут ежедневного вещания по сомалийскому радио[13].

Сравнение с другими станциями вещания[править | править вики-текст]

Сравнение часов вещания в неделю основных радиостанций[14]
Broadcaster 1950 1960 1970 1980 1990 1996[15]
Соединённые Штаты Америки VOA, RFE/RL & Radio Marti (англ.) 497 1495 1907 1901 2611 1821
Китайская Народная Республика China Radio International (англ.) 66 687 1267 1350 1515 1620
Великобритания BBC World Service 643 589 723 719 796 1036
Россия Радио Москвы / Голос России[16] 533 1015 1908 2094 1876 726
Германия Deutsche Welle 0 315 779 804 848 655
Египет Radio Cairo (англ.) / Egyptian Radio and Television Union (англ.) 0 301 540 546 605 604
Иран Голос Исламской Республики Иран 12 24 155 175 400 575
Индия All India Radio 116 157 271 389 456 500
Япония NHK World 0 203 259 259 343 468
Франция Radio France Internationale 198 326 200 125 379 459
Нидерланды Radio Netherlands 127 178 335 289 323 392
Израиль Israel Radio International (англ.) 0 91 158 210 253 365
Турция Голос Турции 40 77 88 199 322 364
Корейская Народно-Демократическая Республика Radio Pyongyang / Voice of Korea (англ.) 0 159 330 597 534 364
Болгария Radio Bulgaria (англ.) 30 117 164 236 320 338
Австралия Radio Australia (англ.) 181 257 350 333 330 307
Албания Radio Tirana 26 63 487 560 451 303
Румыния Radio Romania International (англ.) 30 159 185 198 199 298
Испания Radio Exterior de Espana (англ.) 68 202 251 239 403 270
Португалия Radio e Televisao de Portugal 46 133 295 214 203 226
Куба Radio Havana Cuba 0 0 320 424 352 203
Италия Radio RAI International (англ.) 170 205 165 169 181 203
Канада Radio Canada International 85 80 98 134 195 175
Польша Radio Polonia (англ.) 131 232 334 337 292 171
Южно-Африканская Республика Radio RSA (англ.) / Channel Africa (англ.) 0 63 150 183 156 159
Швеция SR International - Radio Sweden (англ.) 28 114 140 155 167 149
Венгрия Magyar Radio (англ.) 76 120 105 127 102 144
Чехословакия Radio Prague (англ.)[17] 119 196 202 255 131 131
Нигерия Voice of Nigeria (англ.) 0 0 62 170 120 127
Югославия Radio Belgrade (англ.) 80 70 76 72 96 68

В культуре[править | править вики-текст]

  • В повести-сказке Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч» мистер Гарри Вандендаллес, превращённый Хоттабычем в шавку, чтобы прокормить себя, вынужден выступать с еженедельным двадцатиминутным лаем в радиопередаче «Голос Америки»[18].

Литература[править | править вики-текст]

Примечания[править | править вики-текст]

  1. Our Broadcasters — BBG
  2. 1 2 3 OIG, 2013, p. 2.
  3. http://www.runyweb.com/print/articles/44/voice-of-america-is-70-years-old.html
  4. OIG, 2013, p. 2: «to enhance Russian understanding of American policies, politics, and culture, and of American views of Russia.».
  5. «Голос Америки» прекратил радиопередачи на русском языке
  6. 1 2 OIG, 2013, p. 4.
  7. OIG, 2013, p. 2: «The FY 2013 funding request for the VOA Russian Service is $3.7 million.».
  8. «Голосу Америки» разрешено вещать в США
  9. OnlinePressKit[уточнить]
  10. Роман Ошаров. Закрытие Америки — Россия ограничивает вещание международных СМИ. Голос Америки http://www.golos-ameriki.ru/content/russia-blocks-radio-broadcasting/1887835.html
  11. OIG, 2013, p. 4: «concept of “one organization, many brands”».
  12. International Broadcasting Board (IBB) Fact Sheet, Voice of America , 1942—2002 ; The World’s Source for News
  13. VOA Press Release, VOA Expands Broadcasts to Somalia
  14. Источник: International Broadcast Audience Research, Июнь 1996
  15. 1996 figures as at June; all other years as at December.
  16. До 1991 — вещание на территории СССР
  17. До 1996 года вещание шло для Чехословакии.
  18. отрывок из Google Books

Ссылки[править | править вики-текст]