Sputnik

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «Голос России»)
Перейти к: навигация, поиск
«Sputnik»
Информационное агентство и радио «Sputnik»
Sputnik logo
Страна

РоссияFlag of Russia.svg Россия

Слоган

Telling the Untold
(англ. «Говорим то, о чем другие молчат»)

Формат

FM, DAB/DAB+, HD Radio

Время вещания

круглосуточно[1]

Зона вещания

ЗемляNewworldmap.svg Земля

Дата начала вещания

29 октября 1929 года

Владелец

МИА «Россия сегодня»

Руководители

Дмитрий Киселёв (генеральный директор), Маргарита Симоньян (главный редактор)

Сайт

sputniknews.com

Онлайн-трансляция

http://ria.ru/radio

Sputnikновостное агентство, включающее вебсайты, мобильное приложение[2], онлайн-трансляции[3], радиовещательную службу[4] и пресс-центры[5]. Головной офис агентства находится в Москве.

Sputnik имеет региональные представительства и бюро в разных странах, в том числе в США (Вашингтон), Египте (Каир), Китае (Пекин) и Соединенном Королевстве (Лондон и Эдинбург). Агентство освещает новости мировой политики и экономики и ориентировано на зарубежную аудиторию[6].

Новостные сайты агентства работают на более чем 30 языках, включая английский, испанский, польский, сербский и др. На сайтах также осуществляется радиовещание (в совокупности более 800 часов ежедневно). Новостные ленты Sputnik работают круглосуточно. Агентство имеет 13,5 млн подписчиков в соцмедиа. Помимо новостного контента, Sputnik продает фоторепортажи, прямые трансляции, инфографику, опросы общественного мнения и другие форматы.

Предшественником агентства Sputnik является международный отдел российского государственного информационного агентства «РИА Новости», основная часть материалов которого поступала из Москвы. Sputnik получает материалы из международных представительств.

По данным SimilarWeb, общее количество посетителей сайта sputniknews.com на октябрь 2016 года составляет 41 млн человек. Больше всего сайт посещают из Германии, Турции, Франции и США[7].

Деятельность[править | править вики-текст]

Сайты и радиостанции Sputnik доступны на английском, немецком, французском, итальянском, испанском, португальском, арабском, китайском, корейском, японском, турецком, вьетнамском, польском, чешском, сербском, персидском, курдском, пушту, дари, грузинском, армянском, азербайджанском, узбекском, таджикском, киргизском, белорусском, молдавском, латышском, эстонском, абхазском, осетинском языках.
Также, доступен русский язык в белорусской, армянской, азербайджанской, грузинской, узбекской, таджикской, киргизской, латышской, эстонской, молдавской, абхазской, осетинской версиях.

В круглосуточном режиме работают версии на английском, испанском, китайском и арабском языках.

Радио[править | править вики-текст]

Радио Sputnik — аудиокомпонент платформы Sputnik, осуществляющий радиовещание. Работает в 130 городах и 42 странах на частотах FM, DAB/DAB+ (цифровое радиовещание), HD Radio, а также, через мобильные приложения, — и в интернете. Радио Sputnik также доступно на различных спутниковых ретрансляторах, включая круглосуточную англоязычную службу, доступную в Северной Америке через спутник Galaxy-19.

Среди известных ведущих Радио Sputnik — Макс Кайзер и Стейси Герберт, которые ведут еженедельное ток-шоу Double Down, посвященное экономике, а также либеральный ведущий Том Хартманн, программа которого Thom Hartmann Program выходит на радио Sputnik каждый день.

Sputnik UK вещает из Эдинбурга и Лондона и выпускает такие программы, как World in Focus (дискуссионное шоу на тему мировых событий, ведущие — Джек Фостер и Кэролин Скотт). Для программы регулярно пишут репортажи журналисты Sputnik UK. Также частью британского вещания являются программы Brave New World и Level Talk (ведущий — Джон Харрисон) и Hard Talk (ведущий — журналист и комментатор Джон Уайт).

Sputnik France транслирует регулярные новостные программы, включая World Disorder with Rachel Marsden. В программе, которую ведет известная журналистка и медиаперсона Рейчел Марсден, принимают участие известные политики и должностные лица. Программа выходит дважды в неделю

Новостные ленты[править | править вики-текст]

Sputnik ведет новостные ленты на 4 языках: английском, арабском, испанском и китайском. Материалы на ленту поступают от журналистов со всего мира, а также публикуются на соответствующих сайтах Sputnik. Доступ к контенту новостных лент предоставляется по подписке через веб-браузеры, эл. почту и FTP.

на английском
  • новостная служба Sputnik на английском (международные новости)
  • новостная служба Sputnik: Россия на английском
  • новостная служба Sputnik: Россия, Украина и Прибалтика на английском
на других языках

Sputnik.Polls[править | править вики-текст]

В январе 2015 года агентство Sputnik запустило проект Sputnik.Polls, цель которого − проведение опросов общественного мнения. Опросы осуществляют компании Populus и Ifop среди жителей европейских стран и США. Опросы Sputnik.Polls проводятся на темы политической жизни и международных отношений. Полученные на основе опросов данные распространяются в СМИ посредством пресс-релизов и публикуются на сайтах Sputnik.

Опросы Sputnik регулярно цитируются другими новостными агентствами[8]. Например, в августе 2016 года британская газета Daily Express опубликовала статью об опросе на тему жизни в СССР до и после его распада[9].

Sputnik.Images[править | править вики-текст]

Sputnik.Images — это фотобанк агентства Sputnik. Банк фотослужбы содержит почти 1,5 млн фотографий, которые доступны по подписке. Среди материалов — архивные и оперативные фото, а также инфографика и другие форматы представления данных.

История[править | править вики-текст]

Во времена СССР[править | править вики-текст]

Свою историю радиостанция «Sputnik» ведёт с 29 октября 1929 года, когда Народный комиссариат почт и телеграфов СССР запустил регулярное радиовещание из Москвы на зарубежные страны. Первые программы вышли в эфир на немецком языке, к которому в том же году прибавились французский и английский. «Московское радио» — так в то время именовалась радиостанция, сегодня известная во всем мире как «Голос России» — стало первым в мире международным радио. Второе международное радио — «Би-би-си» — появилось в эфире лишь спустя три года, а «Голос Америки» — через 7 лет.

7 ноября 1929 года радиостанция впервые организовала прямой репортаж с Красной площади в Москве, где проходили торжества в честь годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Передачи велись на двух языках — немецком и французском. Корреспонденты работали на трибунах, брали интервью у зарубежных гостей, сообщали о том, что происходило в праздничной Москве.

В 1930 году передачи «Московского радио» на немецком, французском и английском языках стали ежедневными. В программах радиостанции появились литературные передачи, в которых принимали участие известные деятели культуры, владевшие иностранными языками. В тот же период начались первые трансляции опер из Большого театра. Пояснительный текст ведущий читал прямо из театральной ложи.

Логотип радиостанции «Московское радио» (1929—1993)

Передачи, как правило, шли в прямом эфире, так как качество звукозаписи в те годы было ещё крайне низким.

В 1933 году Международное московское радио было передано в подчинение созданному в этом году Всесоюзному комитету по радиофикации и радиовещанию, подчинявшийся непосредственно Совету народных комиссаров СССР (с 1946 г. — Совету Министров СССР) (многократно переименовывался, с 1957 г. — Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию, с 1991 г. — Российская государственная телерадиокомпания «Останкино», в 1953—1957 гг. был подчинён Министерству культуры СССР).

На протяжении 1930-х годов к трём первым языкам иновещания прибавились ещё десять.

1 июля 1940 года началось вещание «Московского радио» на китайском языке. Первые передачи на Китай читала Дэн Инчао — жена будущего премьер-министра КНР Чжоу Эньлая. В те годы главной целью всех служб иновещания была пропаганда идей социализма. Этот принцип оставался основополагающим вплоть до начала эпохи перестройки и гласности.

С резким обострением международной обстановки и началом Второй мировой войны возникла необходимость развёртывания информационной и пропагандистской работы, направленной на русскоговорящее население за пределами СССР. Для вещания на зарубежные страны в составе «Московского радио» была создана русская редакция «Говорит Москва», и в начале 1940 года в эфир вышли первые передачи на русском языке для слушателей за границей. А с началом Великой Отечественной войны было организовано специальное вещание для жителей оккупированных гитлеровцами территорий, партизанских соединений и движений Сопротивления, действовавших в тылу врага.

С началом Второй мировой войны «Московское радио» вступило в идеологическую схватку с нацистской пропагандой. К каждому приёмнику, выпущенному в Германии, в те годы прикреплялась специальная табличка с надписью «Слушание зарубежных радиостанций является преступлением против национальной безопасности нашего народа. По приказу фюрера оно карается тюремным заключением строгого режима»[10].

Но Москву, рискуя жизнью, слушали и на оккупированных территориях, и в самой Германии. В личных записях Геббельса отмечается, что, вне себя от ярости, он требовал жестоко наказывать не только слушателей «Московского радио», но и их родственников и близких друзей.

У микрофонов «Московского радио» регулярно выступали участники антифашистского сопротивления. Среди них — Морис Торез, Пальмиро Тольятти, Вильгельм Пик, Вальтер Ульбрихт, Георгий Димитров, Василь Коларов, Клемент Готвальд, Долорес Ибаррури, Жан Ришар Блок.

14 апреля 1942 года началось радиовещание на Японию из Хабаровска. Руководство СССР поставило перед иновещанием задачу — удержать Японию от вступления в войну против Советского Союза на стороне фашистской Германии.

За годы Великой Отечественной войны «Московское радио» удвоило количество языков своего вещания: в эфир ежедневно выходили 152 передачи на 28 языках. Впоследствии к ним прибавились в 1946 году монгольский язык, в 1951 — вьетнамский, в 1957 — пушту, в 1967 — дари.

После окончания войны «Московское радио» оставалось важным инструментом антиимпериалистической пропаганды в холодной войне. В 1957 году передачи на английском языке стал вести Кирилл Вац.

28 октября 1962 года в мировом эфире прозвучала радиопередача из Москвы, в которой содержался ответ советского руководителя Никиты Сергеевича Хрущёва на срочную телеграмму президента США Джона Кеннеди, отправленную днём раньше. Так разрешился опасный Карибский кризис.

В 1970-е годы корреспонденты «Московского радио» работали в Европе и Азии, Африке и Америке, вели репортажи из «горячих точек». Корреспондент «Московского радио» в Чили Леонард Косичев был арестован во время переворота в стране. В его квартире прошёл обыск. Попытки связаться с посольством были жёстко пресечены чилийской полицией. После того как советскому посольству все-таки удалось вызволить корреспондента «Московского радио» и отправить его на родину, наградой ему стала сохранившаяся запись последнего обращения Сальвадора Альенде к чилийцам. Потом оно прозвучало в Москве в передачах телевидения и радио, в том числе на волнах иновещания.

На радиостанции в разные годы работали: Валентин Зорин, Владимир Познер, Влад Листьев, Александр Любимов, Олег Вакуловский, Дмитрий Захаров, Михаил Таратута, Игорь Фесуненко, Владимир Цветов, Евгений Киселев, Дмитрий Киселев. В арабской редакции иновещания начинал свою карьеру Евгений Примаков.

В начале 1980-х годов, диктор «Голоса России» Владимир Данчев в своих передачах высказывался против советского вторжения в Афганистан. Выступления Данчева долгое время оставались незамеченными советскими властями. КГБ обратил внимание на Данчева лишь после сообщения «Би-би-си», после чего последнего отправили в психиатрическую больницу в Ташкенте[11].

В постсоветский период[править | править вики-текст]

22 декабря 1993 года Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина № 2258 "О создании холдинговой компании «Российский государственный телерадиотехнический центр „Эфир“» и «Российской государственной радиовещательной компании „Голос России“»" на базе творческо-производственного объединения «Международное московское радио» была создана Российская государственная радиовещательная компания «Голос России»[12] .

Логотип радиостанции «Голос России» (1993—2014)

12 января 1996 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 12 «О Российской государственной радиовещательной компании „Голос России“» радиокомпания «Голос России» была переведена в непосредственно управление Федеральной службы РФ по телевидению и радиовещанию (ФСТР)[13].

За последние годы многое изменилось. К радиоэфиру в 1996 году добавилось Интернет-вещание, появилась «Русская служба», выходят в эфир новые программы: «Разговор с Константином Косачёвым», «Мировая политика» (ведущий — политолог Игорь Панарин), «Россия в глобальной политике» (ведущий — политолог Фёдор Лукьянов), «Военно-политический анализ» (ведущий — главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко), «Теория заблуждений» (ведущий — Армен Гаспарян), «Перекрёстный допрос» (ведущие — вице-президент «Медиасоюза» Елена Зелинская и известный журналист Владимир Аверин).


Радиокомпания осуществляла локальное вещание в 27 странах мира (покрывая 225 городов). Имеет 5 зарубежных бюро в Вашингтоне, Лондоне, Берлине, Рио-де-Жанейро, Стамбуле, Киеве, широкую сеть корреспондентов по всему миру.

Передачи «Голоса России» можно было круглосуточно принимать в эфире на 31 языке 178 часов в сутки на коротких и средних волнах, в FM- и AM-диапазонах, в цифровых форматах DAB/DAB+, DRM, HD-Radio, а также на мобильные телефоны, оснащённые соответствующими приложениями, на 33 языках мира. «Голос России» поддерживает 39 языковых сайтов в Интернете. Кроме того, осуществляет ежедневное общение со слушателями в социальных сетях: «Facebook», «Twitter», «VKontakte», «YouTube», «Google+», «Weibo». Совокупная аудитория радиокомпании в социальных сетях составляет 8 млн человек. В общей сложности программы «Голоса России» доступны на 45 языках.

«Голос России» являлся членом Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ), Европейского вещательного союза (EBU), Международного комитета по цифровому радиовещанию (DRM), Международной конференции служб изучения аудитории международных радиовещателей (CIBAR), Азиатско-тихоокеанского вещательного союза (ABU), Ассоциации международного вещания (AIB) и Международной организации World DMB.

С начала 2013 года «Голос России» по финансовым причинам вдвое сократил суммарный объём вещания в диапазоне коротких волн до 26 часов в сутки. С 1 января 2014 года радио прекратило своё вещание в коротковолновом (КВ) диапазоне. Вещание на зарубежные страны с российской территории стало осуществляться лишь с трёх средневолновых передатчиков малой мощности, находящихся в Приднестровье, в Южно-Сахалинске и в Калининграде. Основной объём вещания сосредоточился на передатчиках FM-диапазона, расположенных за границей[14].


9 декабря 2013 года Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал указ о ликвидации федерального государственного бюджетного учреждения "Российская государственная радиовещательная компания «Голос России» (г. Москва) с последующей передачей закреплённого за ним на праве оперативного управления имущества в хозяйственное ведение федерального государственного унитарного предприятия «Международное информационное агентство „Россия сегодня“»[15].
В ночь с 31 марта на 1 апреля 2014 года передатчики «Голоса России» на средних и коротких волнах, частоте 171 ДВ и цифровом вещании в стандарте DRM были полностью отключены. Русскоязычный сайт «Голоса России» перестал обновляться.

10 ноября 2014 года на радиостанции произошёл ребрендинг. Теперь радиостанция называется Sputnik и входит в медиагруппу «Россия Сегодня».

Города FM-вещания[править | править вики-текст]

Россия
Индонезия

Награды[править | править вики-текст]

Многие журналисты радиостанции — лауреаты российских и международных премий. Программы «Голоса России» неоднократно становились победителями национального конкурса в области радиовещания «Радиомания». Так, в 2013 году, передача «Теория заблуждений» известного журналиста, радиоведущего, автора исторических исследований Армена Гаспаряна удостоена главного приза конкурса в номинации «Просветительская программа». В 2012 году «Голос России» получил ежегодную премию Союза журналистов Турции за «лучшую информационную программу» — «Вечерняя почта с Атиллой Гюнером». В 2008 году радиокомпания стала лауреатом «Премии Рунета» в номинации «Рунет за пределами RU».

Фотографы Sputnik удостоены престижных наград в области фотографии, в том числе:

Другие достижения[править | править вики-текст]

  • 12 апреля 2016 вечерняя программа радиостанции Sputnik Türkiye «Послушай и это» (тур. Bide Bunu Dinle), посвящённая политическим и общественным проблемам Турции, была удостоена награды Союза журналистов Турции «За успехи в области журналистики»[16].

Блокировки[править | править вики-текст]

  • 29 марта 2016 года власти Латвии заблокировали сайт агентства Sputnik в национальной доменной зоне .lv, сославшись на постановления Совета ЕС «об ограничительных мерах в связи с угрозой территориальной целостности, суверенитета и независимости Украины»[17].
  • 14 апреля 2016 года Управление по телекоммуникации и связи Турции заблокировало сайты Sputnik на английском и турецком языках. 16 апреля суд утвердил решение о блокировке, сославшись на статью о «защите жизни, имущества и безопасности граждан, а также защите национальной безопасности, общественного порядка и предупреждения преступности»[18]. 8 августа 2016 года, после потепления в отношениях между Россией и Турцией, доступ к сайтам агентства в Турции был восстановлен.

Справочная информация[править | править вики-текст]

Ссылки[править | править вики-текст]

Примечания[править | править вики-текст]

  1. РИА - В прямом эфире // РИА Новости
  2. https://play.google.com/store/apps/dev?id=7759599383286063150
  3. https://www.periscope.tv/search?q=ru_radiosputnik
  4. Радио Sputnik
  5. пресс-центр Sputnik
  6. КАТАЛОГ ИЗДАНИЙ Sputnik
  7. Web Analytics sputniknews.com
  8. Опрос: Европейцы не доверяют иностранным военным базам
  9. Back in the USSR: 64 per cent of Russians say life was better in the Soviet Union than now // Daily Express, Aug 17, 2016
  10. [1] // Завтра
  11. By Stephen Ennis. «Vladimir Danchev: The broadcaster who defied Moscow». // bbc.com, 8 March 2014
  12. Указ Президента Российской Федерации Б. Ельцина от 22 декабря 1993 года № 2258 "О создании холдинговой компании «Российский государственный телерадиотехнический центр „Эфир“» и «Российской государственной радиовещательной компании „Голос России“»" // innovbusiness.ru
  13. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 января 1996 года № 12 «О Российской государственной радиовещательной компании „Голос России“» // innovbusiness.ru
  14. Радио «Голос России» прекращает КВ-вещание с российской территории. — Радиостанция «Вести ФМ», 21 августа 2013
  15. Указ Президента Российской Федерации от 9 декабря 2013 года «О некоторых мерах по повышению эффективности деятельности государственных средств массовой информации». Официальный сайт Президента Российской Федерации // news.kremlin.ru
  16. Sputnik получил награду Союза журналистов Турции
  17. Латвия заблокировала сайт российского агентства Sputnik
  18. Турецкий суд утвердил блокировку сайта Sputnik