Гужва, Игорь Анатольевич

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Игорь Анатольевич Гужва
Ігор Анатолійович Гужва
Игорь Гужва.jpg
Род деятельности:

журналист, издатель, публицист

Дата рождения:

23 мая 1974(1974-05-23) (43 года)

Место рождения:

Славянск, Донецкая область

Страна:

Flag of Ukraine.svg Украина

Отец:

Анатолий Гужва, инженер

Мать:

Светлана Сафронова, врач

Супруга:

Анна Солнцева, издатель и главный редактор журнала «Вепрь».

Дети:

сын: Глеб, 2002 г. р.

И́горь Анато́льевич Гужва́ (род. 23 мая 1974, Славянск, Украинская ССР) — украинский журналист, главный редактор сайта "Страна.ua". С 2013 по 29 июля 2015 год - собственник медиахолдинга «Мультимедиа Инвест Групп».

Биография[править | править вики-текст]

Игорь Гужва родился 23 мая 1974 года в городе Славянск Донецкой области.

  • C 1991 по 1996 — студент экономического факультета Донецкого государственного университета[1].
  • В 1994 начал работу экономическим обозревателем в газетах «Весть» и «Донецкий кряж»[1]. В газете «Салон Дона и Баса» стал редактором делового приложения[1], в 1998 год стал заместителем главного редактора[2]
  • С 2001 года работал и жил в Москве. Координатор проектов в Фонде эффективной политики Глеба Павловского. занимался анализом ситуации в информационном поле России и стран СНГ, дальнего зарубежья. Также работал корреспондентом в журнале «Эксперт», освещал политику и экономику СНГ[1].
  • 2002 — главный редактор политической экспертной сети проекта «Kreml.org»[3].
  • В 2003 по предложению Леонида Цодикова, который к тому времени стал генеральным директором Издательской группы «Сегодня», переехал на Украину в Киев и стал главным редактором газеты, сменив на этом посту Владимира Корнилова.
  • В 2004 под руководством Игоря Гужвы был осуществлен первый редизайн газеты «Сегодня», существенно обновлена концепция издания.
  • В марте 2006 года совместно с Леонидом Цодиковым, Виталием Чирковым и компанией «Инновэйшн» осуществил редизайн газеты «Сегодня», превратив её в современную полноцветную газету европейского образца.
  • В конце 2006 года акционер газеты компания «Систем Кэпитал Менеджмент» (СКМ) уволила Цодикова и Чиркова. Гужва остался главным редактором и продолжил сотрудничество с новым генеральным директором «Сегодня» Гильермо Шмидтом.

Работа в газете «Сегодня»[править | править вики-текст]

На посту главного редактора[править | править вики-текст]

С 2004 по конец 2008 года газета «Сегодня» вышла на лидирующие позиции на рынке печатных СМИ Украины. Ежедневный тираж газеты вырос с 100—110 до 150—160 тыс. экземпляров. Газета стала бесспорным лидером печатных СМИ в городе Киеве и признанным лидером по качеству среди массовой ежедневной прессы.

При этом, по утверждению Игоря Гужвы, во время предвыборной кампании 2004 года предпринимались попытки политического давления на издание, с целью заставить работать по так называемым темникам. Причём, в случае отказа, главному редактору угрожали увольнением. Увольнение, однако, не состоялось, и после президентских выборов 2004 года на Украине, попытки цензурирования газеты сошли на нет.[4]

10 апреля 2007 года интернет-командой в составе Ольги Гук, Михаила Ганницкого, Артема Лозинского и других, под руководством Игоря Гужвы, был запущен сайт Сегодня.ua[5], который вскоре превратился в полноценную интернет-газету. Ныне, согласно рейтингу «Бигмира», это интернет-издание занимает первое место на Украине по месячному охвату аудитории.[6]

За период руководства газетой Игорем Гужвой, им, вместе с Богданом Грабовским (заместитель главного редактора) и другими членами творческого коллектива, были созданы региональные редакции во всех городах-миллионниках Украины, в том числе в Крыму и во Львове.[7]

В 2012 году Гужва уволен с поста главного редактора газеты «Сегодня» решением Наблюдательного Совета «СКМ». Трудовой коллектив газеты с неоднозначно воспринял это решение, а сам Игорь Гужва с этим решением не согласился. По сообщениям украинских СМИ, готовились к подаче в суд исковые заявления[4].

Политические, корпоративные и личностные противостояния[править | править вики-текст]

В течение всех 2000-х годов вокруг газеты «Сегодня» не раз вспыхивали полемические страсти. Раньше всего (и чаще всего) газету критиковали за «антиукраинскую» и «антинациональную» позиции, обвиняя в ориентации на одну политическую силу — Партию регионов Украины[8][9][10][11][12]. На эти заявления редколлегия газеты ответила тем, что публично назвала себя общенациональным, антинационалистическим и антифашистским изданием, призванным освещать события украинской политической жизни, имеющие отношения ко всем спектрам политической активности. Более того, в ходе «кадрового» скандала 2012 года в интервью украинским СМИ Игорь Гужва заявил, что его проблемы с Наблюдательным Советом «СКМ» начались после публикации в газете «Сегодня» в апреле 2011 года материалов о полёте над резиденцией Януковича в Межигорье. В конечном счете, даже оппоненты издания были вынуждены признать, что газета «Сегодня» образца 2003—2012 годов публиковала много критических материалов в отношении деятельности власти[источник не указан 857 дней]. Кроме того, в этот период газета сохраняла лидерские позиции на медиа-рынке Киева, который в целом в этот период не отличался политической лояльностью к Партии Регионов.

В середине 2010 года в украинских СМИ, включая националистические, была инициирована кампания по личной дискредитации Игоря Гужвы[источник не указан 857 дней].[13] В кампании приняли участие бывшие сотрудники газеты «Украина» Ирина Соломко, Евгений Ихельзон, а также уволившийся в конце 2010 года Александр Чаленко. По словам участников кампании, на посту главного редактора Гужва переписывал авторские материалы, искажал факты, приписывал интервьюируемым свои слова и мысли.[14] Вместе с тем, в украинских медиа появилась целая серия публикаций нынешних и бывших сотрудников газеты «Сегодня», в которых утверждалось, что эта критика не соответствует действительности и объясняется личной обидой, а в отдельных случаях и финансовой заинтересованностью уволившихся.[15]

В конце 2011 года в газете «Сегодня» возник конфликт между трудовым коллективом редакции и новым генеральным директором Аленой Громницкой (бывшая пресс-секретарь Леонида Кучмы и бывший главный редактор закрывшегося украинского журнала «Профиль»[16]). Однако, трудовой коллектив обвинил Алёну Громницкую в попытке введения цензуры в издании и проталкивании на страницы газеты и интернет-сайт так называемой «джинсы» (заказных материалов). Акционеры «СКМ» попытались перевести этот конфликт в плоскость личного противостояния Игоря Гужвы и Алёны Громницкой. 13 декабря 2011 года были отстранены от работы обе персоны. Трудовой коллектив редакции не признал отстранение Игоря Гужвы законным. C 13 декабря 2011 по 17 января 2012 года Гужва проводил планёрки в торговом центре «Материк», близ редакции газеты «Сегодня», редактировал материалы из дому. В этот период, по заявлению Гужвы, с ним встретился представитель наблюдательного совета издания «Сегодня мультимедиа» (по некоторым данным это была Наталья Изосимова — один из ключевых людей в корпорации «СКМ»), которая пообещала, что конфликт будет разрешён, а обе стороны должны подумать о том, как красиво выйти из сложившейся ситуации. На встрече Гужва предложил принять и публично презентовать пакет документов, который бы гарантировал независимость редакционной политики.[17] и получил на это добро от представителя Наблюдательного Совета «СКМ», которая взамен попросила прекратить публичную активность. Вскоре на официальном сайте «СКМ» появилось заявление главного акционера Рината Ахметова, в котором, по существу, выражалась поддержка трудовому коллективу.[18]

Однако 17 января 2012 года украинские СМИ тиражировали распоряжение Наблюдательного Совета «СКМ», из которого следовало, что Громницкая из издания уходит по собственному желанию (причём руководство «СКМ» поблагодарило её за работу), а Гужву увольняют в связи с истечением срока трудового соглашения, а также в связи с «…деструктивной позицией, занятой по отношению к Наблюдательному Совету СКМ». О принципах редакционной политики в этом заявлении речи уже не шло.

В ответ члены трудового коллектива приняли заявление, в котором объявили, что считают увольнение Игоря Гужвы расправой за проявленную им принципиальную позицию по защите интересов трудового коллектива и за борьбу с коррупцией и цензурой в газете и попросили Рината Ахметова взять урегулирование ситуации под личный контроль. Вскоре на сайте «СКМ» появилось выдержанное в резких тонах заявление Наблюдательного Совета «СКМ» о том, что решение об увольнении Игоря Гужвы окончательное и пересматриваться не будет.[19]

Спустя ещё несколько дней, в интервью газете «Украинская правда» Игорь Гужва заявил, что, по его мнению, первопричиной столь резкой реакции «СКМ» является его несогласие с политикой введения цензуры в газете, которую пыталась внедрить глава Наблюдательного Совета «СКМ» Екатерина Лапшина через специального цензора Михаила Батига (предположительно креатура Анны Герман).[4]

В связи с тем, что конфликт не был разрешён переговорным путём, Громницкая и Гужва стали готовить исковые заявления в суд.[4][20]

Работа в РФ, «Мультимедиа Инвест Групп», Страна.ua (2012 — н.в.)[править | править вики-текст]

После ухода из газеты «Сегодня» Игорь Гужва решил продолжить карьеру в российской журналистике. Переехав в Москву, с марта 2012 года Гужва входит в состав руководства российского издания «Московские новости» в качестве шеф-редактора[21]. Однако в январе 2013 года газета закрывается из-за финансовых трудностей[22], и Гужва возвращается на Украину.

Гужва позицонировал себя владельцем и руководителем созданного в 2013 году холдинга «Мультимедиа-инвест групп» через ООО «Вести масс-медиа» и ООО «Мультимедиа инвест групп». В холдинг вошли: основанная в мае 2013 года ежедневная газета «Вести» (тираж 370 000 экземпляров), интернет-издание «Vesti.ua», основанный в августе 2013 года общественно-политический еженедельник «Вести. Репортёр», издаваемый в партнерстве с российским журналом «Русский репортёр», спутниковый новостной телеканал телеканал UBR и радиостанция «Радио Вести», вещающая в Киеве, Харькове и Днепропетровске.[23][24][25] Интернет-издание LB.ua включило в начале 2014 года информационно-продуктовую линейку «Вести» (газета «Вести», интернет-издание «Vesti.ua» и журнал «Вести. Репортёр») в список семи наиболее интересных медиа-проектов Украины, «адекватно отображающим проросийскую повестку»[26]. Издания активно критиковались на Украине за пророссийскую позицию, необъективность и намеренный ввод своей аудитории в заблуждение.

13 сентября возле 2014-го «Мыстецького арсенала», где проходил 11-й Ялтинский форум европейской стратегии (YES), он был задержан сотрудниками Печерского районного управления за проведение несанкционированного митинга, после составления административного протокола он был отпущен[27].

В июле 2015 года Игорь Гужва объявил о продаже своей доли и уходе с поста главы холдинга и главреда газеты «Вести». Новым главой холдинга стала бывший пресс-секретарь и гражданская жена бывшего министра по налогам и сборам Александра Клименко Ольга Семченко[28], которого журналисты холдинга называли первоначальным и истинным владельцем[29]. Согласно опубликованной хакерами переписке Владислава Суркова, в конце июля российский чиновник рассматривал готовность помочь Гужве с переездом в Москву[30].

28 сентября 2015 года объявил о намерении участвовать на местных выборах в Киевский городской совет по спискам партии «Оппозиционный блок»[31], на учредительном съезде которой присутствовал в октябре 2014 года[32], вошёл в партийный список под 9 местом[33]. Однако партия не смогла преодолеть проходной барьер в 5%[34].

16 февраля 2016 года объявил о запуске нового интернет-издания Страна.ua, в котором работали бывшие журналисты «Мультимедиа Инвест Групп (в частности - Светлана Крюкова и Искандер Хисамов). Себя он назвал единственным инвестором этого СМИ, одноимённый домен принадлежит созданной в 2015 году компании «Ласмак» с уставным фондом 1000 гривен, единственный владельцем которой является супруга Игоря Гужвы Анна Солнцева[35][36][37]. Сайт обвинялся в участии в пророссийской информационной компании[38][39], а также в размещении джинсовых материалов о Медведчуке[40]. В январе 2017 года сайт обвинил власти Украины в планировании организовать провокацию против издания с помощью силовых органов, заявления ими отвергались[41]

С 3 июня 2016 года вместе со Светланой Крюковой стал ведущим программы «Субъективные итоги пятницы от Strana.ua» на телеканале NewsOne, принадлежащем народному депутату от партии Оппозиционный блок Евгению Мураеву.

Уголовное преследование[править | править вики-текст]

Обвинение в уклонении от уплаты налогов[править | править вики-текст]

15 июля 2015 года начальник Главного следственного управления финансовых расследований Государственной фискальной службы Украины Вадим Мельник сообщил о подозрении Игоря Гужвы в уклонении от уплаты налогов на сумму 17 800 000 грн. При этом подозрение было вручено ему только 1 августа: до этого Гужва отсутствовал на территории Украины[42][43]. 4 августа Шевченковский районный суд Киева избрал ему до 1 октября меру пресечения в виде залога 1 млн 35 тысяч 300 грн гривен и обязал не отлучаться из Киева без разрешения следователя и сдать прокурору свой загранпаспорт[44]. 7 августа Гужвой был внесён залог и сдан загранпаспорт[45]. В ходе заседания прокуроры продемонстрировали документ, по которому Гужва получил в 2014 году более 141 млн грн дохода. Сам он отрицал наличие таких средств, но деньги для залога нашел[46]. Интересы Игоря Гужвы представляла юридическая группа Prove Group, костяк которой составляют бывшие работники Министерства доходов и сборов времён руководства Александра Клименко[47]

В тоже время Игорь Гужва отрицал эти обвинения, также как и пророссийскую направленность издания и говорит, что «Вести» подвергаются нападкам и преследованиям властей за то, что издание занимает объективную позицию и не скрывает проблемы в стране в угоду властям. Возбужденные уголовные дела он назвал сфабрикованными по политическим причинам, как месть власти за объективное освещение ситуации в стране.[48]

Обвинение в вымогательстве (2017)[править | править вики-текст]

22 июня 2017 года Игорь Гужва вместе со своим помощником Антоном Филипковским были задержаны в редакции "Страны.ua" сотрудниками полиции и прокуратуры по ч. 3 ст. 189 УК Украины (вымогательство). По версии генерального прокурора Юрия Луценко за неразмещение на сайте компромата на депутата от Радикальной партии Дмитрия Линько, сообщившего о шантаже в полицию 31 марта, Гужва получил 10 тыс. долл. (помеченные деньги вместе с сумкой, снабжённой радиомаячком, были обнаружены при обыске помещения[49]). По версии Гужвы ему безуспешно предлагали деньги за снятие материалов, о фабрикации обвинения из-за недовольства властей редакционной политикой сайта заявляла заместительница Гужвы Светлана Крюкова[50]. 23 июня прокуратурой было опубликовано видео в четырёх частях, на котором человек, похожий на Игоря Гужву со своим помощником обсуждает расценки за неразмещение и снятие критических материалов с сайта о членах "Радикальной партии[51]".

Адвокатом журналиста стали бывший министр юстиции и помощник Виктора Януковича Елена Лукаш, Андрей Смирнов (ранее защищал Елену Лукаш и члена Партии Регионов Александра Ефремова) и Юрий Иващенко (бывший заместитель министра юстиции, ранее защищал Лукаш [52][53][49]).

На заседании суда 24 июня Филипковский заключил сделку со следствием. Судья назначил Гужве содержание под стражей с возможностью выхода на свободу под залог в 544 тыс. грн., Филитпковскому - домашний арест по месту проживания (г. Харьков). 26 июня 2017 года Светлана Крюкова выплатила 544 тыс. грн. в качестве залога[54][49].

Семья[править | править вики-текст]

Жена — Анна Солнцева. Работала фотокорреспондентом в газете «Сегодня», в дальнейшем стала главным редактором журналов «Вепрь» и «21+», вела программу «Час с психологом» на Радио Вести, являлась ведущей телеканала «NewsOne»[55].

Фильмография[править | править вики-текст]

Документальные фильмы[править | править вики-текст]

  • 2017 - "Олесь Бузина: жизнь вне времени[56]"

См. также[править | править вики-текст]

Примечания[править | править вики-текст]

  1. 1 2 3 4 [Игорь Гужва: «Пока я являюсь главным редактором газеты „Сегодня“, с ФЭПом сотрудничать не буду»] «Телекритика», 26.12.2013
  2. "Салон Дона и Баса". 20 лет.. Архивировано 3 декабря 2012 года.
  3. Kreml.org. Архивировано 11 декабря 2012 года.
  4. 1 2 3 4 Звільнений редактор газети «Сегодня»: Проблеми почалися після публікації про політ над «Межигір’ям».. Архивировано 11 декабря 2012 года.
  5. Сегодня.ua. Архивировано 11 декабря 2012 года.
  6. Главная — Рейтинг сайтов — bigmir)net. Архивировано 11 декабря 2012 года.
  7. Регіональне видання «Сегодня» на Західній Україні виходитиме «на русском язикє». Архивировано 11 декабря 2012 года.
  8. Степан Величенко. Капіталізм, бідність і русифікація.. Архивировано 11 декабря 2012 года. — Критика, 2010.  (укр.)
  9. Сергій Пантюк. «Сегодня» — журналістика в лапках?. Архивировано 11 декабря 2012 года. — Блоги. Відеотека, 30.11.2010.  (укр.)
  10. Газета Ахметова вимагає від Турчинова 1 гривню. Він подарує їй «аж 10». Архивировано 11 декабря 2012 года. — Українська правда, 20.08.2007.  (укр.)
  11. Ігор Гирич. Яку історію України нав’язує нам Бузина?. Архивировано 11 декабря 2012 года.  (укр.)
  12. Регіональне видання «Сегодня» на Західній Україні виходитиме «на русском язикє». Архивировано 11 декабря 2012 года. — Прес-Центр, 23.08.2011.  (укр.)
  13. Шекспировские страсти в газете «Сегодня». Архивировано 11 декабря 2012 года. — Дуся, 22.07.2010.
  14. Чаленко вимушено залишає «Сегодня», бо сказав на «Інтері», що газета належить Ахметову. Архивировано 11 декабря 2012 года.  (укр.) — Телекритика, 22.07.2010.
  15. Дмитрий Коротков. Александр Чаленко: кто есть ху?. Архивировано 11 декабря 2012 года.
  16. Алёна Громницкая стала новым гендиректором «Сегодня Мультимедиа».
  17. Уволенный редактор газеты "Сегодня": Проблемы начались с публикации о полете над "Межигорьем". Архивировано 11 декабря 2012 года.
  18. Заявление Игоря Гужвы о ситуации в «Сегодня».
  19. Ответы Наблюдательного Совета ЧАО «Сегодня Мультимедиа» на вопросы корреспондента портала «Обозреватель» относительно завершения служебного расследования в Издательском холдинге «Сегодня Мультимедиа» 18.01.2012. Архивировано 11 декабря 2012 года.
  20. Сегодня лишились Гужвы и Громницкой. Они пошли в суды.. Архивировано 11 декабря 2012 года.
  21. Шеф-редактором газеты «Московские Новости» станет Игорь Гужва, «Московские Новости».
  22. Газета «Московские новости» закроется 1 февраля, Lenta.ru.
  23. Российское нашествие на украинский медиарынок // Экономическая правда. — 2013. — 2 июля. (укр.) Перевод на русский язык: http://inosmi.ru/sngbaltia/20130708/210684333.html
  24. Гужва добавит к «Вестям» канал UBR и радиостанцию // МедиаБизнес. — 2013. — 17 июня.
  25. В сейфе Гужвы нашли 1,5 млн грн. Он говорит — это сотрудника // МедиаБизнес. — 2014. — 22 мая.
  26. Андрей Бродецкий. 7 украинских медиапроектов, за которыми мы будем следить в 2014 году // LB.ua. — 08.02.2014
  27. Милиция составил админпротокол на главреда «Вестей» за проведение несанкционированного митинга под «Мыстецькым арсеналом» «Интерфакс-Украина», 13.09.2014
  28. Гражданская жена Клименко рассказала, какими станут «Вести» «Украинская Правда», 30.07.2015
  29. Журналистка Светлана Крюкова: «Инвестором „Вестей“ был и остается Александр Клименко» «Дуся», 11.08.2015
  30. Обсуждение дестабилизации Харькова и ручное назначение чиновников для сепаратистов. Самое важное из второй взломанной почты Суркова "Бульвар Гордона", 22.11.2016
  31. Бывший главред «Вестей» баллотируется в Киевсовет с Оппоблоком «LB.ua», 28/09/2015
  32. Главред «Вестей» Игорь Гужва объяснил, почему отказался идти в депутаты «Дуся», 15.09.2014
  33. Виборчі списки кандидатів в багатомандатному виборчому окрузі. Київська міська рада «ЦИК Украины»
  34. Обрані депутатами ради у виборчому окрузі «ЦИК Украины»
  35. Новый медиа-проект Игоря Гужвы оформлен на его жену «ЛIГАБiзнесIнформ», 16.02.2016
  36. Игорь Гужва запустил новый проект с частью команды "Вестей". Украинские новости. ukranews.com (16 февраля 2016).
  37. Игорь Гужва рассказал, на чьи деньги запустил новый проект. detector.media (16 февраля 2016).
  38. Медиагигиена: сколько платят за раскрутку темы примирения с РФ "ЛIГА.net", 27.12.2016
  39. Гала Скляревская. «Мы без России пропадем»: как работает новая технология вбросов в украинские СМИ "Детектор Медиа", 23.12.2016
  40. Петр Шуклинов обвинил «Страну.иа» в размещении джинсы Медведчука "Детектор Медиа", 14.01.2017
  41. Сайт Гужвы заявляет о готовящихся провокациях, СБУ отрицает "Украинская Правда", 12.01.2017
  42. Ігоря Гужву підозрюють в ухиленні від сплати податків на суму 17,8 млн грн «Телекритика», 16.07.2015
  43. Гужве вручили подозрение. Обещает рассказать все о «Вестях» «Украинская Правда», 01.08.2015
  44. Суд назначил Гужве залог лишь в 1 млн гривен «Украинская Правда», 04.08.2015
  45. Гужва внес залог и сдал паспорта «Украинская Правда», 07.08.2015
  46. Наталья Литвинова. Жизнь под залогом «Главком», 24.02.2016
  47. Кристина Бердинских. Экс-министр доходов и сборов Александр Клименко готовит почву для своего возвращения «Новое Время» № 9 от 11 марта 2016 года
  48. «Большевизм — явление интернациональное». Главред украинских «Вестей» о расколе в СМИ (ru-RU), Спектр-Пресс. Проверено 23 февраля 2017.
  49. 1 2 3 Тереза Лащук. "В понедельник будет на воле". Как Гужве избирали меру пресечения "LB.ua", 24.06.2017
  50. Светлана Крюкова: обвинения в адрес Гужвы сфабрикованы "РИА Новости-Украина", 22.06.2017
  51. Роман Романюк, Роман Кравец. Собственная "Страна". Что известно о деле Игоря Гужвы "Украинская правда", 23.06.2017
  52. Полиция "вела" Гужву почти три месяца "Украинская Правда", 23.06.2017
  53. Гужву будет защищать Лукаш, Вилкул готов взять его на поруки "Украинская Правда", 23.06.2017
  54. Світлана Крюкова внесла за Гужву 544 тис. грн застави "Детектор Медиа", 26.06.2017
  55. Жена Игоря Гужвы стала ведущей на NewsOne «Медианяня», 06.02.2016
  56. Висновок Незалежної медійної ради щодо трансляції документального фільму «Олесь Бузина: жизнь вне времени» "Детектор медиа", 02.06.2017