Декларация независимости киберпространства

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Джон Барлоу во время десятилетия Декларации независимости киберпространства

Декларация независимости киберпространства — программный документ американского либертарианца Джона Барлоу, опубликованный в 1996 году как протест на телекоммуникационный акт (Акт о благопристойности коммуникаций), подписанный президентом США Биллом Клинтоном[1].

Содержание[править | править код]

Декларация независимости киберпространства вышла из-под пера Джона Барлоу как ответ на попытку правительства США де факто ввести цензуру во всемирной сети. В ней Барлоу высказал радикальное неприятие ограничений на свободу самовыражения в интернете. Что касается формы, в которой были сформулированы эти тезисы, то Барлоу сознательно пошёл на использование весьма жёсткой и яркой риторики, которая была немедленно переведена на десятки языков планеты и воспроизведена на огромном количестве интернет-площадок. Замысел Барлоу заключался в том, чтобы продемонстрировать, насколько легко могли распространяться по каналам интернета любые изречения, которые были неприемлемы в официальном дискурсе и в повестке ведущих масс-медиа. После публикации стало очевидно, что в случае привычных средств массовой коммуникации (газет, телепрограмм, печатных изданий) государственная бюрократия ещё способна установить ограничения на распространение «крамольных» идей, то в глобальной паутине она бессильна, ибо ризоморфность телекоммуникационной природы интернета определяет присущую ему устойчивость против любых попыток регламентировать, изъять или изолировать какой-либо информационный контент в сети[2].

Иногда проводится аналогия между Декларацией независимости киберпространства и Декларацией независимости США 1776 года. Своим непримиримым тоном она декларирует уникальность и независимость возникших в виртуальной среде этики, культуры, а также писаных и неписаных правил[3]. Её краеугольным камнем стало провозглашение независимости и неподвластности киберпространства влиянию национальных администраций и правительств. Основой этой независимости была заявлена экзистенциальная чуждость информационной среды, которую невозможно встроить в традиционные социальные рамки и стереотипы: онтологически киберпространство не имеет физической сути и поэтому не подчиняется закономерностям материального мира. В некотором роде его можно назвать «оффшорной зоной свободы», так как в его пределах отсутствует аппарат принуждения и наказания[2].

Два десятилетия спустя, в 2017 году было признано, что идеи Барлоу близки к своему воплощению. Неограниченная свобода в интернете получила высокую степень реализации благодаря его стремительному расширению и возникновению зашифрованных сетей. По мнению специалистов по компьютерной безопасности на заре XXI века экспоненциальное возрастание количества узлов мировой сети и огромное число приватных подсетей само по себе гарантирует невозможность установить над ними административный контроль. В дополнение к этому стремительное усовершенствование методов компьютерной криптографии не даёт возможности государственным инстанциям поставить по власть закона просторы виртуальных пространств. Фактически они превратились в серую зону между публичной и приватной сферами жизни, а колоссальные объёмы данных, которые циркулируют по ним просто невозможно отследить, отфильтровать и обработать[1].

Нельзя упускать из виду, что мировоззрение Барлоу завоевало себе много последователей и апологетов (Дэвид Джонсон, Дэвид Пост), которые развивали его в более рациональном направлении, тем не менее, не пытаясь покинуть пределы либертарианской идеологии. По их мнению, вопросы юрисдикции интернета требуют разграничения материального и виртуального пространств с учреждением в последнем законодательства и специальных надзорных органов[4].

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Gayard, 2018, The nymph Carna and Internet census, p. 5.
  2. 1 2 Шарков, 2013, Общение в Сети и зарождение сетевой киберкультуры, с. 98—100.
  3. Гухман, 2018, Сетевое общество. Виртуальная цивилизация, с. 17.
  4. Дашян, 2007, Антилегистские тенденции правопонимания отношений в Интернете, с. 53.

Источники[править | править код]

  • В. Б. Гухман. Информационная цивилизация. — М. : Директ-Медиа, 2018. — 246 с. — ISBN 978-5-4475-9726-9.
  • М. С. Дашян. Право информационных магистралей. Вопросы правового регулирования в сфере Интернет. — М. : Волтерс Клувер, 2007. — 288 с. — ISBN 978-5-466-003-07-9.
  • Ф. И. Шарков. Интерактивные электронные коммуникации (возникновение “Четвертой волны”). — 3-е. — М., 2013. — 260 с. — ISBN 978-5-394-02257-9.
  • L. Gayard. Darknet. Geopolitics and Uses. — Wiley, 2018. — Vol. 2. — ISBN 978-1-78630-202-1.

Ссылки[править | править код]