Дело Лапина

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Дело Лапина — судебный процесс над бывшим старшим лейтенантом милиции Сергеем Владимировичем Лапиным, известным по его радиопозывному — «Кадет», который был осужден за причинение тяжких телесных повреждений 26-летнему жителю города Грозного Зелимхану Мурдалову в 2001 году.

Судом установлено, что 2 января 2001 года Лапин незаконно задержал и допрашивал жителя Грозного Зелимхана Мурдалова применяя к нему насилие, после чего доставил его в ИВС, где Мурдалов провел ночь. 3 января 2001 года, неустановленные сотрудники Октябрьского ВОВД, действуя с ведома и согласия Лапина, вывели Мурдалова из ИВС Октябрьского ВОВД и на автомашине увезли его в неустановленном направлении. С тех пор Мурдалов считается пропавшим без вести[1].

Процесс начался осенью 2003 года, проходил в Октябрьском районном суде г. Грозного и длился с перерывами около 4 лет. Процесс освещался СМИ. По итогам судебного разбирательства Сергей Лапин был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. 111 ч. 3 УК РФ («Причинение тяжких телесных повреждений»), ст. 292 УК РФ («Служебный подлог») и ст. 286 ч. 3 УК РФ («Превышение должностных полномочий»).

Предыстория[править | править код]

Сергей Лапин служил в должности инспектора по розыску группы розыска отделения уголовного розыска криминальной милиции ОВД Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа.

1 ноября 2000 года он был откомандирован в город Грозный Чеченской Республики, где в период с 3 ноября 2000 года по 14 января 2001 года состоял в должности оперуполномоченного группы по борьбе с терроризмом и организованной преступностью временного отдела внутренних дел Октябрьского района города Грозного.

2 января 2001 года сотрудники Октябрьского ВОВД задержали Зелимхана Мурдалова, после чего молодой человек исчез. Расследование, проведённое его отцом, Астамиром Мурдаловым, и сотрудницей грозненского отделения Правозащитного центра «Мемориал» Натальей Эстемировой, позволило установить, что Зелимхана пытали до полусмерти, а затем вывезли из ВОВД в неизвестном направлении, и что к этому преступлению причастен Лапин. Об этой истории несколько раз писала в «Новой газете» Анна Политковская[2][3][4][5].

Судебные процессы[править | править код]

Первый процесс[править | править код]

Первый процесс продолжался с конца 2003 года по март 2005 года. Перед началом судебного разбирательства Лапин и его защитник инициировали вопрос об изменении территориальной подсудности дела. Ссылаясь на то, что рассмотрение дела на территории Чеченской республики не может быть объективным, они требовали передать дело для рассмотрения в другой регион России. Верховный Суд РФ отклонил это ходатайство. Дело рассматривалось в Октябрьском районном суде г. Грозного, под председательством судьи Майербека Межидова. В период рассмотрения дела «Кадет» не содержался под стражей.

29 марта 2005 года был постановлен приговор, которым Лапин был осужден:

по ст. 111 ч. 3 п. «а» УК РФ на 8 лет;
по ст. 286 ч. 3 п. п. «а, б, в» УК РФ на 7 лет, с лишением права занимать должности в органах МВД и других правоохранительных органах сроком на 3 года;
по ст. 292 УК РФ на 1 год.

Путём частичного сложения наказаний был осужден к 11 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима с лишением права занимать должности в органах МВД и других правоохранительных органах сроком на 3 года[6].

Цитаты из приговора[править | править код]

«Лапин, получив от следователя Журавлева… Мурдалова, завел последнего в свой кабинет, где… стал в течение нескольких часов совместно с не установленными следствием сотрудниками избивать Мурдалова, нанося ему руками и ногами, а также специальным средством — резиновой палкой ПР-73 — множественные удары в различные части тела, причинив ему повреждения в виде черепно-мозговой травмы, сопровождавшейся угрожающими жизни патологическими состояниями в виде длительной утраты сознания, судорог, нарушения дыхания… Когда сотрудники ИВС, заметив на теле Мурдалова телесные повреждения, отказались помещать его в камеру, Лапин… составил от имени Мурдалова объяснение, что данные телесные повреждения Мурдалов получил при падении с высоты своего роста»

«Свидетель Малюкин Н. Г. (врач ВОВД на тот период. — А. П.)… показал, что 2 января 2001 г. около 9 часов вечера… придя в ИВС, он осмотрел Мурдалова… В камере с Мурдаловым он находился до 24 часов, за это время у Мурдалова было несколько приступов, не более 10… резко сокращались мышцы всего тела, зубы сжимались, глаза закатывались… он не дышал и находился в бессознательном состоянии… Он поставил Мурдалову четыре укола… Около полуночи он ушел из ИВС.»

«Свидетель Хадаев Х. Д. (сокамерник. — А. П.) пояснил суду, что к вечеру 2 января Лапин и с ним три-четыре человека привели в ИВС Мурдалова. Мурдалов не мог стоять на ногах. Правое ухо у Мурдалова было разорвано, висело на коже, рука сломана, одежда вся испачкана. Врач осмотрел Мурдалова, и он слышал, как врач сказал старшему Прилепину, что у Мурдалова открытый перелом руки, черепно-мозговая травма, перебиты яички… что требуется срочное хирургическое вмешательство, поскольку с такими повреждениями Мурдалов не сможет выжить. Врач ушел. Спустя полчаса лица, содержащиеся с ним в камере, стали звать дежурного и сообщили, что Мурдалов умирает. Он сказал, чтобы они прочитали над ним молитву по мусульманским обычаям. В таком предсмертном состоянии Мурдалов находился до утра. 3 января утром Лапин, Прилепин и ещё несколько сотрудников волоком увели Мурдалова, стоять он не мог. Он уверен, что Мурдалов после таких повреждений умер и сотрудники милиции спрятали его труп. Лапин отличался особой жестокостью в пытках над задержанными. Задержанные Далаев и Гажаев рассказывали ему, что их пытал током, дубинками, молотками сотрудник по кличке Кадет. Далаеву плоскогубцами выдергивали мясо из груди, травили собакой, забили в ключицу гвоздь. Во время пыток спрашивали, где находятся боевики»

«Свидетель Баталов С.-Х. А. показал суду, что в ходе проверки заявления потерпевшего Мурдалова Астемира, поступившего в январе 2001 года, работники прокуратуры на территории, прилегающей к Октябрьскому ВОВД, обнаружили трупы трех подростков, которые перед тем катались на велосипедах около ВОВД. Трупы были изуродованы, выколоты глаза, снят скальп. В отношении неустановленных лиц в совершении преступлений по предварительному сговору с Лапиным уголовное дело выделено в отдельное производство»

«Утром 3 января Лапин, опасаясь, что факт причинения им Мурдалову телесных повреждений будет предан огласке, действуя по предварительному сговору с не установленными следствием сотрудниками, поставил от имени Мурдалова подписи… в постановлении об освобождении из ИВС в графе „подпись освобожденного“, в протоколе личного обыска Мурдалова в графе „изъятые… предметы получил“… Затем не установленные следствием сотрудники Октябрьского ВОВД, действуя с ведома и согласия Лапина, вывели из ИВС Мурдалова и увезли его в неизвестном направлении».

Обжалование приговора[править | править код]

Защитник Лапина — адвокат Дегтярев Г. А., последовательно обжалуя приговор во все судебные инстанции, обратился в Верховный суд Российской Федерации с надзорной жалобой. 17 января 2007 года Верховный суд России отменил приговор по делу Лапина в связи с тем, что суд первой инстанции сослался на показания Лапина, данные им в ходе предварительного следствия в отсутствие адвоката, от которых Лапин в последующем отказался (дело № 23-Д06-12)[7]. Уголовное дело было направлено для повторного рассмотрения в Октябрьский районный суд.

Второй процесс[править | править код]

По ходатайству Лапина дело рассматривалось коллегией судей в составе: Мусхаджиевой Ф. А., Мачукаева Б. И., под председательством судьи Мамаевой А. С. Государственное обвинение поддерживал прокурор Октябрьского района г. Грозного Розетов В. С. Интересы родственников Мурдалова представлял адвокат Станислав Маркелов[8]. Защиту Лапина осуществлял адвокат Дегтярев Г. А.

Версия защиты Лапина заключалась в его полной невиновности. В суде Лапин утверждал, что он с Мурдаловым не работал и Мурдалова не избивал. По просьбе следователя Журавлева он препроводил Мурдалова в ИВС Октябрьского ВОВД.

Из обвинения Лапину было исключено обвинение в части совершения им служебного подлога (ст. 292 УК РФ), так как к тому моменту уже истек срок давности для привлечения к уголовной ответственности по этой статье.

27 ноября 2007 года Октябрьский суд города Грозного признал Лапина виновным в совершении преступлений, предусмотренных п.п. «а, б, в» ч. 3 ст. 286, п. «а» ч. 3 ст. 111 УК РФ, и назначил ему наказание:

по п. «а» ч. З.ст. 111 УК РФ — сроком восемь лет;
по п.п. «а, б, в» ч. 3 ст. 286 УК РФ — сроком семь лет с лишением права занимать должности в органах МВД и других правоохранительных органах сроком на три года.

Окончательная мера наказания Лапину была назначена в виде 10 лет и 6 месяцев лишения свободы, с лишением права занимать должности в органах МВД и других правоохранительных органах сроком на три года, с отбыванием меры наказания в исправительной колонии строгого режима[9].

По заявлению Александра Черкасова, Лапин — это единственный сидящий в местах заключения сотрудник российских силовых структур на тысячи подобных преступлений[10].

Дальнейшее развитие событий[править | править код]

26 июля 2011 года в Верховном суде Российской Федерации была рассмотрена надзорная жалоба адвоката Дегтярева А. Г. — защитника Лапина. Верховный суд подтвердил виновность Лапина. При этом срок наказания Лапину был снижен на 6 месяцев — до 10 лет лишения свободы, в связи со смягчением санкции по одной из вменяемых ему статей — ч. 3 ст. 111 УК РФ (дело № 23-Д11-5)[11].

Двое других обвиняемых по «делу Лапина» — бывшие командиры Ханты-Мансийского ОМОНа подполковник Валерий Минин и майор Александр Прилепин, под началом которых служил в Чечне Сергей Лапин. Уголовное дело против них было возбуждено прокуратурой Чеченской Республики в конце 2005 года. По состоянию на осень 2015 года оба числились в федеральном розыске[12].

Срок наказания Лапину истёк в середине 2014 года.

В декабре 2015 года Минин был задержан в Омске и этапирован в Чеченскую Республику. Однако до места назначения он не доехал, поскольку в Волгограде обвиняемый был снят с поезда и возвращён обратно. Немногим позже, в январе 2016 года, в отношении обоих обвиняемых была применена амнистия, объявленная к 70-летию Победы. Уголовное преследование в отношении Минина и Прилепина было прекращено[13].

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. В Грозном начались слушания по делу Кадета. Дата обращения: 21 сентября 2013. Архивировано 25 сентября 2013 года.
  2. Кадета вернули в милицию. Дата обращения: 21 сентября 2013. Архивировано 25 сентября 2013 года.
  3. "Кадет"ский корпус имени Лапина. Дата обращения: 21 сентября 2013. Архивировано 25 сентября 2013 года.
  4. Кадет потерял адаптацию во времени и пространстве. Дата обращения: 21 сентября 2013. Архивировано 13 декабря 2011 года.
  5. Арестовать Кадета за прогул? Дата обращения: 21 сентября 2013. Архивировано 25 сентября 2013 года.
  6. ДЕЛО КАДЕТА: ТЕРТЫЙ ПАЛАЧ. 2005.novayagazeta.ru (4 апреля 2005). Дата обращения: 9 сентября 2016. Архивировано из оригинала 8 января 2017 года.
  7. Надзорное определение Верховного Суда РФ. Дата обращения: 21 сентября 2013. Архивировано 4 марта 2016 года.
  8. В районном суде Грозного начался второй процесс по «делу Кадета». Дата обращения: 21 сентября 2013. Архивировано 25 сентября 2013 года.
  9. Текст приговора Лапину Архивная копия от 25 сентября 2013 на Wayback Machine
  10. Дело, начатое адвокатом Станиславом Маркеловым продолжается и после его гибели."Кадет"-Лапин требует отмены приговора. Дата обращения: 22 мая 2019. Архивировано 7 октября 2019 года.
  11. Определение Верховного Суда РФ. Дата обращения: 21 сентября 2013. Архивировано 4 марта 2016 года.
  12. Сообщение пресс-службы Октябрьского районного суда г. Грозного. Дата обращения: 21 сентября 2013. Архивировано 25 сентября 2013 года.
  13. Коммерсант. Милиционер не дошёл до чеченского этапа. Дата обращения: 26 февраля 2016. Архивировано 26 февраля 2016 года.

Ссылки[править | править код]