Десант в губе Большая Западная Лица (1942)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Десант в губе Большая Западная Лица (1942)
Основной конфликт: Великая Отечественная война
Дата 28 апреля13 мая 1942 года
Место Арктика, Советский Союз
Итог после упорной обороны десант эвакуирован
Противники

 СССР

 Нацистская Германия

Командующие

Флаг СССР А. Г. Головко
Флаг СССР В. В. Рассохин

Красный флаг, в центре которого находится белый круг с чёрной свастикой Фердинанд Шёрнер
Красный флаг, в центре которого находится белый круг с чёрной свастикой Эдуард Дитль

Силы сторон

7165 человек[1]

неизвестны

Потери

общие - 4992 человека

общие 3 200 человек

Десант в губе Большая Западная Лица 28 апреля — 13 мая 1942 года (Пикшуевский десант) — тактический десант, высаженный силами Северного флота в ходе Мурманской наступательной операции Великой Отечественной войны.

План операции[править | править код]

При планировании Мурманской наступательной операции высадке десанта была отведена важная роль. Десант имел задачу уничтожить противника, оборонявшего побережье губы Большая Западная Лица на побережье Мотовского залива, затем наступать в направлении посёлка Западная Лица, перерезать основную магистраль снабжения западнолицкой группировки врага Мишуково — Титовка и тем самым содействовать сухопутным войскам в разгроме противника в этом районе. Высадка десанта производилась в первый день операции.[2]

В десант выделены 12-я отдельная бригада морской пехоты Северного флота (6 батальонов, командир бригады полковник В. В. Рассохин), разведывательный отряд Северного флота. Численность десанта — 6235 человек, на вооружении 4775 винтовок, 146 автоматов, 19 станковых, 61 ручной и 11 зенитных пулемётов, 76 82-мм миномётов, семь 45-мм орудий.[2]

Руководство операцией осуществлял командующий флотом вице-адмирал А. Г. Головко, силами высадки десанта — командир охраны водного района флота контр-адмирал В. И. Платонов. В отряд высадки десанта входили 5 тральщиков, 4 сторожевых корабля, 23 сторожевых катера[3]. По данным историка флота Г. Аммона, кораблей в операции было задействовано больше: в отряд высадки входили 12 катеров «малый охотник», 12 сторожевых катеров, 14 катеров-тральщиков и 3 мотобота, а в отряд перевозки десанта входили также 7 тральщиков и 2 сторожевых корабля («Рубин» и «Смерч»)[4].

Для поддержки десанта из состава Мурманского укреплённого района выделена специальная группа в составе батареи № 191 (четыре 122-мм орудия) и батареи № 140 (два 130-мм орудия). Серьёзной ошибкой было отсутствие прямой связи командира группы с командиром десанта, из-за чего огонь вёлся не по заявкам и целеуказаниям десанта, а по самостоятельно избранным артиллеристами целям, отсутствовала корректировка огня.

Артиллерийскую поддержку оказывали эскадренные миноносцы: «Громкий», «Гремящий» и «Сокрушительный» — из губы Вичаны, «Грозный» — из губы Ара. На подходах к Кольскому заливу были выставлены подводные лодки. Отдельный дивизион эскадренных миноносцев нёс дозор на линии полуостров Рыбачий — остров Кильдин. Был организован аварийно-спасательный отряд из 6 судов.

В районе места высадки десанта занимали оборону части 6-й немецкой горнострелковой дивизии и два артиллерийских полка, в ближнем тылу (25-30 км) располагалась 2-я горнострелковая дивизия. Все эти части входили в состав горного армейского корпуса «Норвегия» (командующий генерал горных войск Фердинанд Шёрнер) Армии «Лапландия» (командующий генерал горных войск Эдуард Дитль)[5].

Ход операции[править | править код]

Ввиду того, что операция проводилась в период полярного дня, переход кораблей с десантом был спланирован тщательно: созданы 2 отряда высадки (разбитыми в свою очередь на 10 групп)[6], которые шли каждый своим маршрутом, но с расчетом их единовременного прибытия в точки высадки, маршруты переходов были проложены под прикрытием высоких скалистых берегов, предварительная артиллерийская подготовка мест высадки не предусматривалась, а открывать огонь корабли артиллерийской поддержки должны были только после обнаружения десанта противником. Переход кораблей производился в условиях сильной облачности, мелкого дождя и пониженной видимости, что исключило обнаружение движения кораблей противником.[7]

Также для отвлечения внимания противника в 10 километрах от места высадки основного десанта был высажен демонстрационный десант (разведотряд штаба Северного флота) в составе 70 человек под командованием В. Н. Леонова. Его действия отвлекли на себя внимание противника, открывшего на этом участке сильный артиллерийско-миномётный огонь.[8] Отряд занял высоту 415,3 и пять дней оборонялся, после чего отошёл на соединение с бригадой, потеряв 4 человек убитых и раненых и 56 человек обмороженных и заболевших.

В ночь на 28 апреля десант был высажен скрытно без артиллерийской подготовки в пяти пунктах побережья на участке до 6 километров (передовые отряды — усиленные разведывательные взводы бригады, первый эшелон — 2 батальона, второй эшелон — 4 батальона). При высадке широко применялось задымление участков высадки. Расположенные на берегу части противника оказались застигнуты врасплох и не оказали серьёзного сопротивления[9]. Высадка стала полой неожиданностью для немецкого командования, в результате к 8 часам утра были захвачены пункты высадки, к исходу первого дня они были объединены в единый плацдарм по фронту до 7 километров и в глубину до 5 километров. На следующий день десант расширил плацдарм в направлении дороги до 11 километров. Были штурмом взяты три наиболее сильных опорных пункта врага (гарнизон каждого — до 2 рот с миномётами и пулемётами). Но потеряв время в этих боях, перерезать дорогу десантники не смогли. Противник подтянул значительные силы и непрерывно контратаковал.

Завязались упорные ожесточённые бои с частями горного армейского корпуса «Норвегия» генерала Фердинанда Шёрнера. В отдельные дни морские пехотинцы отбивали до 10 вражеских атак в день. Боевые действия осложнялись характером местности — сплошные скальные сопки с глубокими ущельями, невозможность рытья окопов и укрытий. Противник имел заранее подготовленную оборону в виде взаимосвязанных опорных пунктов, каждый из которых был группой дотов и дзотов, оборудованных на господствующих высотах и приспособленных к круговой обороне, прикрытых несколькими рядами проволочных заграждений, малозаметных препятствий и минными полями.

1 мая резко ухудшилась погода: после сильного дождя значительно понизилась температура, начался снегопад, переросший в многодневную метель с ураганным ветром. Всякое передвижение вне укрытий стало невозможным. Поскольку перед началом операции стояла хорошая погода, морским пехотинцам не были выданы теплая одежда и обувь, не были выгружены на плацдарме утеплённые палатки и печки для обогрева и приготовления пищи. Боевые действия были парализованы, бойцы пережидали пургу в ущельях и в снежных норах. Редкие пещеры были отданы под госпитали. Массовым явлением стали обморожения и простудные заболевания. Потери превысили половину личного состава десанта.[2]

Противник использовал неудачу наступления 14-й армии на сухопутном фронте и заранее подготовленную им сеть автомобильных дорог. К плацдарму были переброшены все резервные части 6-й и 2-й горнопехотных дивизий, часть армейских резервов. С 3 мая немцы нанесли ряд сильных ударов по измотанным подразделениям десантников и значительно потеснили их. Особо жестокие бои были 4 мая, когда командир бригады организовал контратаку на угрожаемом участке. Противник смог отбить её и сам немедленно атаковал, были прорваны позиции бригады и возникла угроза ликвидации плацдарма. Положение было спасено умелыми действиями командиров батальонов и рот, использовавших характер местности. На путях наступления врага создавались отсечные позиции и «огневые мешки», попадая в которые враг нёс большие потери. В одном из таких мешков был полностью истреблён горнопехотный батальон.

Тем не менее, площадь плацдарма значительно сократилась, потери достигали 70 % личного состава, в строю находились почти все раненые, кроме полностью беспомощных. Спасая десант от гибели, командование флота в штормовую погоду сумело 6 мая высадить на плацдарм 3-й батальон морской пехоты (до 600 человек), крупную партию тёплых палаток, печек и продуктов. 9 мая был высажен 9-й оленелыжный батальон (50 оленьих упряжек, до 300 человек) для подвоза боеприпасов и эвакуации раненых. Положение было относительно стабилизировано, 7 мая отбита последняя крупная атака противника, после чего стороны перешли к действиям мелкими группами.

Ввиду неудачи 14-й армии 11 мая Мурманская наступательная операция была прекращена, войска перешли к обороне. Поскольку главная задача десанта в связи с этим решением теряла смысл, 13 мая он был снят с плацдарма кораблями флота. Эвакуацию прикрывал огнём эсминец «Грозный», а производили её на восточный берег губы Большая Западная Лица 1 сторожевой катер, 5 катеров «морской охотник», мотоботы. Попытки немецкой артиллерии сорвать эвакуацию были пресечены ответным огнём советских береговых батарей с восточного берега губы, без потерь с плацдарма были вывезены все раненые и больные (3 800 человек, ещё 2 094 раненых были вывезены кораблями до 10 мая[10]), вооружение и снаряжение. Из высаженных в целом 7165 человек число убитых, раненых и обмороженных достигало 70 процентов, или 4 992 человека: 849 убитых и умерших, 1828 раненых, 986 обмороженных[11], 359 заболевших, 941 пропавших без вести[12].

По данным немецких историков, общие потери немецко-финских войск в этой операции составили 3 200 человек.[13]

Результаты операции[править | править код]

Необходимо отметить, что несмотря на ряд недостатков в организации действий десанта, эта операция была проведена флотом на достаточно высоком уровне. Неудача десанта прежде всего обусловлена провалом наступления войск 14-й армии и погодными условиями. Из субъективных ошибок необходимо отметить недостатки в артиллерийской поддержке десанта, невключение в первый отряд десанта вспомогательных подразделений (значительное число бойцов отвлекались на поднос боеприпасов, разгрузку кораблей снабжения, эвакуацию раненых), игнорирование возможности резкого ухудшения погодных условий — обычного явления в Заполярье (отсутствие теплой одежды, обуви, палаток, средств обогрева и приготовления горячей пищи), плохую работу разведки и связи бригады.[2]

В исключительно сложных природных и климатических условиях, при постоянном превосходстве противника личный состав десанта проявил высокие боевые качества и моральный дух, подготовленность к ведению боевых действий в сложной обстановке, умение вести бой индивидуально и мелкими подразделениями. Насыщенность десанта миномётами и пулемётами была достаточной, но в гранатах выявился недостаток. Командование Северного флота успешно организовало выполнение задач по высадке и эвакуации войск. Снабжение десанта было прервано только при шторме, полностью исключающем нахождение кораблей в море, при самом незначительном улучшении погоды рейсы кораблей на плацдарм возобновлялись.

Примечания[править | править код]

  1. Абрамов Е. П. «Черная смерть». Советская морская пехота в бою / И. Стешина. — «Эксмо», 2009. — (Война и мы). — ISBN 978-5-699-36724-5.
  2. 1 2 3 4 Ковалёв С. Хроника забытого наступления. // Морской сборник. — 2003. — № 5. — С.73—76.
  3. Белоус Н. Действия морской пехоты в первом периоде войны. // Военно-исторический журнал. — 1976. — № 11. — С. 37.
  4. Аммон Г. Способы достижения высоких темпов высадки морских десантов. // Военно-исторический журнал. — 1982. — № 3. — С. 20—26.
  5. Карельский фронт в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: Военно-исторический очерк. — М.: Наука, 1984. — 359 с. — С.77—78.
  6. Жуматий В. И. Морские десантные операции Вооружённых Сил СССР. — М.: «Центрполиграф», 2011. — 399 с. — ISBN 978-5-2270-2784-9.
  7. Кодола Д. Внезапность в морских десантных операциях. // Военно-исторический журнал. — 1970. — № 3. — С. 15—24.
  8. Шломин В. Маскировка подготовки и высадки морских десантов. // Военно-исторический журнал. — 1977. — № 4. — С. 27—33.
  9. Якимов П., Петухов В. Боевое применение морской пехоты в десантах. // Военно-исторический журнал. — 1974. — № 11. — С. 9.
  10. Майстер, Юрг. Восточный фронт — война на море. 1941-1945 гг. / [Пер. с нем. С. А. Липатов]. — М.: Эксмо, 2005. — 479 с. — (Энциклопедия военной истории).; ISBN 5-699-09910-7. — С.263.
  11. По данным эвакопункта в порту Владимира — 1159 человек, по данным тыловых госпиталей и лазаретов — 1562 человека
  12. Абатуров В., М. Морозов М. Неизвестные трагедии Великой Отечественной // Абатуров В., Морозов М., Португальский Р. Страшная цена Победы. Неизвестные трагедии Великой Отечественной. — М.: «ЭКСМО»—«Яуза», 2010. — С. 478.
  13. Зимке Э. Ф. Немецкая оккупация Северной Европы. 1940- 1945. Боевые операции третьего рейха. 1940-1945 гг. / Перевод Е. Каца. — М.: Центрполиграф, 2005. — 432 с. (За линией фронта. Мемуары). — ISBN 5-9524-2084-2. — Часть 2: «Операции в Финляндии», глава 11: «Северный театр в 1942 году», раздел «Советское весеннее наступление».

См. также[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Салагин Я. Т. Опыт десантных операций в Отечественную войну 1941—1945 гг. / Под редакцией Д. А. Вершинина; Главный штаб военно-морских сил Союза ССР. — М., Военное издательство Министерства вооружённых сил Союза ССР, 1947. — 424 с. — С. 19—39.
  • Абрамов Е. П. Подвиг морской пехоты. «Стой насмерть!» — М,: Эксмо: Яуза, 2013. — 413 с. — (Сталинский спецназ. Морпехи).; ISBN 978-5-699-62623-6. — Глава «Холодная весна 1942 года».
  • Великая Отечественная. День за днём. // «Морской сборник» — 1992. — № 4. — С.24—25.; № 5-6. — С.24—29.
  • Перечнев Ю. Г. «Советская береговая артиллерия: История развития 1921—1945 гг.»