Доктор наук (Российская империя)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Доктор наук — высшая учёная степень в Российской империи в период с 1804 по 1918 год.

История[править | править код]

В 1791 году императрица Екатерина II подписала указ «О предоставлении Московскому университету права давать докторскую степень обучившимся в оном врачебной науке». Первым доктором медицины в Московском университете стал Ф. И. Барсук-Моисеев (1794).

В Российской империи система учёных степеней по всем отраслям наук была законодательно оформлена в 1803 году, в соответствии с «Предварительными правилами народного просвещения», утверждёнными императором Александром I. Введённая государством система, получила трёхступенчатую, иерархическую структуру («кандидатмагистр–доктор»), в которой учёная степень «доктор наук» являлась высшей учёной степенью. В таком виде система учёных степеней в России продолжала существовать (с некоторыми непринципиальными коррективами) вплоть до 1918 года. Эта система отличаясь от системы принятой в XIX веке в большинстве европейских университетов с единственной учёной степенью («доктор»)[1].

Право «давать учёные степени или достоинства» предоставлялось Советам факультетов университетов Российской империи[2]. Процедура экзамена целиком находилась в руках факультетских профессоров (точнее, организовывавшего экзамен декана), без всякого контроля сверху, например со стороны ректора[3].

Порядок возведения в степени был подробно изложен в Университетском уставе 1804 года, где этому была посвящена целая глава. Для докторской (чин 8-го класса — коллежский асессор) и для магистерской (9-го класса по Табели о рангах) учёных степеней этапы процедуры были совершенно одинаковыми: вначале публичный экзамен в присутствии профессоров факультета, потом чтение на факультете публичных лекций и защита диссертации (различия между магистром и доктором выражались лишь в количестве вопросов на экзамене и количестве публичных лекций). Правила, изложенные в уставе распространялись на Московский, Казанский и Харьковский университеты (от них отличались, хотя и незначительно, аналогичные требования Устава Дерптского университета 1803 года).

C начала XIX века полная ученая карьера выпускника российского университета для достижения им должности профессора требовала, в отличие от европейских университетов того же времени, последовательной защиты двух диссертаций — магистерской и докторской. Эта норма сформировалась уже в Московском университете последней трети XVIII века, где траектория также была двухступенчатой: сначала необходимо было стать магистром, а уже потом — профессором[4].

Учёная степень доктора наук обладала в Российской империи наивысшей привлекательностью с точки зрения российской государственной службы — она давала право на чин 8-го класса (достижение которого обычным порядком требовало многих лет, даже десятилетий службы) и потомственное дворянство, тогда как другие степени соответствовали рангам, дававшим лишь личное дворянство. В этом было кардинальное отличие российской докторской степени от европейской, где учёная степень доктора не давала каких-либо особых прав, а тем более чинов. В результате в России докторская учёная степень, предоставляя право на чин, а вместе с ним и весьма значительные общественные (сословные) привилегии, притягивала не только людей, посвящавших себя науке, но в гораздо большей степени тех, кто искал быстрого продвижения по службе или повышения социального статуса[5].

В начальный период становления системы ученых степеней в России (1804–1816) Министерство народного просвещения практически не осуществляли контроля над присуждением ученых степеней и не требовали от университетов каких-либо документов, подтверждающих «правильный» ход соответствующих процедур. Количество и качество произведённых в степени целиком зависело от ситуации на местах.

Среди трёх российских университетов — Московского, Казанского, Харьковского — наибольшее количество производств в ученые степени за данный период (1804–1816) зафиксировано в Московском университете, что объясняется тем, что в Москве с самого начала имелся необходимый для процедуры состав преподавателей по всем факультетам, в отличие от только основанных двух других университетов. Поэтому в Московском университете первые новопроизведённые доктора и магистры появились сразу после введения в действие Университетского устава 1804 года. Всего за начальный период в Московском университете защитилось 30 докторов наук (4 по нравственно-политическому факультету, 14 — по словесному, 5 — по физико-математическому и 7 — по медицинскому).

Положение изменилось после «Дерптской аферы». Распоряжением от 19 декабря 1816 года министра народного просвещения, князя А. Н. Голицына, «дабы университеты, до учинения по сему предмету окончательного положения, остановились производством в ученые степени, исключая званий медицинских». Новое Положение «О производстве в ученые степени» было подписано Александром I 20 января 1819 года. Прекращение производств в степени в период 1816–1818 годов ударило прежде всего по тем, кто к этому времени уже начал проходить данную процедуру[6].

Положение 20 января 1819 года было направлено против всех выявленных нарушений. Его основной целью было ввести как можно более чёткую регламентацию процесса присвоения ученых степеней и требовать её неукоснительного исполнения. Главным новшеством, о соблюдении которого заботилось теперь государство, являлась строгая очередность в получении учёных степеней: каждый соискатель обязан был последовательно становиться кандидатом, затем магистром, а потом доктором. В то же время ряд мер был направлен и на упорядочение и конкретизацию самой процедуры. Этому служило разделение наук на более дробные «разряды», по которым соискатель затем и подвергался испытанию и, соответственно, имел право носить учёную степень именно в отношении данного класса наук (например, исторических наук или российской словесности и т.д.)[7].

В XIX веке государство неоднократно обращалось к законодательному регулированию сферы присвоения учёных званий (новые Положения принимались в 1837, 1844 и 1864 годах)[7].

Во второй половине XIX века система упростилась. Получение докторского звания свелось к защите диссертации, которая подавалась для экспертизы в Совет факультета и обсуждалась на публичном диспуте с участием официальных и неофициальных оппонентов[2].

Распределение утверждённых в докторской учёной степени по университетам Российской империи (1803—1917):

Университет доктора
Московский университет 991
Дерптский
(Юрьевский) университет
1711
Виленский университет 7
Харьковский университет 289
Казанский университет 275
Санкт-Петербургский
(Петроградский) университет
336
Александровский университет ?
Университет св. Владимира 242
Новороссийский университет 106
Варшавский университет 96
Томский университет 40
Николаевский университет 3

Докторская учёная степень и связанные с нею права были отменены декретом СНК РСФСР от 1.10.1918. Система учёных степеней была восстановлена только в 1934 году.

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Андреев А. Ю. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СИСТЕМЫ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ СТЕПЕНЕЙ В НАЧАЛЕ XIX В. // Вестник ПСТГУ II. История. — М., 2015. — Вып. 1 (62). — С. 62—89.
  • Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Юрьевского, бывшего Дерптского университета за сто лет его существования (1802—1902) / под ред. Г. В. Левицкого. — Юрьев: Типография К. Маттисена, 1902. — Т. I. — С. 549—553. — 674 с.
  • Вдовина Л. Н. ДОКТОР // А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков Императорский Московский университет: 1755—1917 : энциклопедический словарь. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 218. — ISBN 978-5-8243-1429-8.
  • Волобуев П. В. Обзор по книге: Иванов А. Е. Учёные степени в Российской империи. XVIII В.—1917 г. // Вестник российской Академии наук : книжное обозрение. — М.: Институт российской истории РАН, 1994. — Т. 66, № 3. — С. 268—272.