Анненский, Иннокентий Фёдорович

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «Иннокентий Анненский»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Иннокентий Анненский
Псевдонимы А-ий, И.; Ан-ий, И.; А-ский, И.; Ник-то; Т-о, Ник. (Ник. Т-о); Никто[1]
Дата рождения 20 августа (1 сентября) 1855(1855-09-01)
Место рождения
Дата смерти 30 ноября (13 декабря) 1909(1909-12-13) (54 года)
Место смерти
Гражданство  Российская империя
Образование
Род деятельности поэт, драматург, переводчик, литературный критик, филолог, преподаватель
Годы творчества 18801909
Направление символизм
Жанр поэзия
Язык произведений русский
Награды
Орден Святого Владимира 3-й степени Орден Святой Анны 2-й степени Орден Святой Анны 3-й степени Орден Святого Станислава 2-й степени
Логотип Викитеки Произведения в Викитеке
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе
Логотип Викицитатника Цитаты в Викицитатнике

Инноке́нтий Фёдорович А́нненский (20 августа [1 сентября] 1855[2][4], Омск, Западно-Сибирское генерал-губернаторство[2] — 30 ноября [13 декабря] 1909[2][4] или 13 декабря 1909[5][4], Санкт-Петербург[2]) — русский поэт, драматург и переводчик, критик. Исследователь литературы и языка, директор мужской Царскосельской гимназии.

Его старший брат — Николай Фёдорович Анненский.

Н. П. и Ф. Н. Анненские — родители И. Ф. Анненского.

Иннокентий Фёдорович Анненский родился 20 августа (1 сентября1855 года в Омске, в семье начальника отделения Главного управления Западной Сибири, русского происхождения Фёдора Николаевича Анненского (22.07.1815—27.03.1880)[6][7] и Наталии Петровны Анненской (урожд. Карамолина или Кармалина; 1814? — 25.10.1889 или 1891).

В 1859 году семья переехала в Томск, куда отец был назначен председателем губернского правления[8].

В 1860 году отец получил должность чиновника по особым поручениям в Министерстве внутренних дел и семья из Сибири вернулась в Петербург[8], который ранее покинула в 1849 году.

Слабый здоровьем, на чём акцентирует особое внимание его сын Валентин Кривич-Анненский в своих воспоминаниях об отце, Иннокентий Анненский учился в частной школе, затем — во 2-й петербургской прогимназии (1865—1868).

С 1869 года, после перерыва в болезни, он два с половиной года обучался в частной гимназии В. И. Беренса. В 1872—1874 годах с помощью старшего брата Николая, энциклопедически образованного человека, экономиста, народника, готовится дома к экзаменам на аттестат зрелости. В 1875 году успешно экстерном сдаёт экзамены на аттестат зрелости при гимназии «Императорского Человеколюбивого общества» и поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета[8].

И. Ф. Анненский. Конец 1870-х годов.

По окончании в 1879 году университета кандидатом, служил в 1879—1891 годах преподавателем древних языков и русской словесности в гимназии Гуревича[8][9].

В сентябре 1879 года венчается с Надеждой (Диной) Валентиновной Хмара-Борщевской (1841—1917). В июне 1880 года у Анненских родился сын Валентин[8].

25 августа 1887 года был произведён в статские советники.

Вскоре стал директором коллегии Галагана в Киеве (январь 1891 — октябрь 1893), затем — 8-й Санкт-Петербургской гимназии (27 октября 1893 — 16 октября 1896)[10] и гимназии в Царском Селе (16 октября 1896 — 2 января 1906). Чрезмерная мягкость, проявленная им, по мнению начальства, в тревожное время 1905—1906 годов, была причиной его удаления с этой должности[11]. В 1906 году был переведён в Санкт-Петербург окружным инспектором и оставался в этой должности до 1909 года, когда он незадолго до своей смерти вышел в отставку. Читал лекции по древнегреческой литературе на Высших женских курсах.

Был награждён орденами Св. Анны 2-й (1898) и 3-й ст., Св. Станислава 2-й ст. (1893), Св. Владимира 3-й ст. (1905); с 1 января 1896 года — действительный статский советник[12].

В печати выступил с начала 1880-х годов научными рецензиями, критическими статьями и статьями по педагогическим вопросам. С начала 1890-х годов занялся изучением греческих трагиков; выполнил в течение ряда лет огромную работу по переводу на русский язык и комментированию всего театра Еврипида. Одновременно написал несколько оригинальных трагедий на еврипидовские сюжеты и «вакхическую драму» «Фамира-кифаред» (шла в сезон 1916—1917 гг. на сцене Камерного театра). Переводил французских поэтов-символистов (Бодлер, Верлен, Рембо, Малларме, Корбьер, А. де Ренье, Ф. Жамм и др.). Первую книгу стихов «Тихие песни» выпустил в 1904 году под псевдонимом «Ник. Т-о», имитировавшим сокращённые имя и фамилию, но складывавшимся в слово «Никто» (таким именем представлялся Полифему Одиссей).

И. Ф. Анненский. 1900-е годы.

30 ноября (13 декабря) 1909 года Анненский скоропостижно скончался на ступеньках Царскосельского вокзала в Санкт-Петербурге от инфаркта. Похоронен на Казанском кладбище в Царском Селе (ныне — город Пушкин). Сын Анненского, филолог и поэт Валентин Анненский (Кривич), издал его «Кипарисовый ларец» (1910) и «Посмертные стихи» (1923).

Литературная деятельность

[править | править код]

Драматургия

[править | править код]

Анненский написал четыре пьесы — «Меланиппа-философ» (1901), «Царь Иксион» (1902), «Лаодамия» (1906) и «Фамира-кифарэд» (1906, издана посмертно в 1913 году) — в древнегреческом духе на сюжеты утерянных трагедий Еврипида и в подражание его манере.

Анненский перевёл на русский язык все дошедшие до нас 17 трагедий и 1 сатирову драму Еврипида. Он также выполнил стихотворные переводы работ Горация, Гёте, Мюллера, Гейне, Бодлера, Верлена, Рембо, Ренье, Сюлли-Прюдома, Лонгфелло.

И. Ф. всегда говорил, что великий писатель живёт в поколениях своих читателей и каждая эпоха по своему его понимает, находя в нём — опять-таки каждая свои — ответы и отзвуки; он шутя прибавлял, что Еврипид перевоплотился в него. Вот этого-то перевоплощённого и потому близкого, родного нам Еврипида мы теперь и имеем.

Мухин А. А. И. Ф. Анненский (некролог)

Иннокентий Анненский и экзистенциализм

[править | править код]

Рита Спивак в своей работе «И. Анненский-лирик как русский поэт-экзистенциалист» сопоставляет поэзию Анненского и экзистенциализм. Она утверждает, что Анненский по мироощущению принадлежал к лирикам-экзистенциалистам. В лирике поэта присутствуют такие понятия, как Бог, совесть, тоска, мука, отчаяние. В письме к Т. А. Богданович Анненский пишет: «Искать Бога — Фонтанка 83. Срывать аплодисменты на Боге… на совести. Искать Бога по пятницам… Какой цинизм!». Кьеркегор утверждал: «Бог — это молчание. О чём невозможно говорить, о том следует молчать». Спивак пишет, что о Спасителе Анненский может говорить с горькой иронией. Анненский часто пишет о муке мысли. Именно это роднит его с основоположником экзистенциализма Сёреном Кьеркегором. В частности, Кьеркегор писал: «Что такое поэт? Несчастный человек, таящий в сердце тоску; уста его устроены так, что исходящие из них крики и стоны превращаются в дивную музыку». В стихотворении «Смычок и струны» ту же мысль Анненский выражает в лирической форме:

«Смычок все понял, он затих,
А в скрипке эхо все держалось…
И было мукою для них,
Что людям музыкой казалось».

Многие стихи Анненского можно назвать экзистенциальными по мироощущению:

«В небе ли меркнет звезда,
Пытка ль земная все длится;
Я не молюсь никогда,
Я не умею молиться.
Время погасит звезду,
Пытку ж и так одолеем…
Если я в церковь иду,
Там становлюсь с фарисеем.
С ним упадаю я нем,
С ним и воспряну, ликуя…
Только во мне-то зачем
Мытарь мятётся, тоскуя?..»

Обложка книги «Кипарисовый ларец» работы Александра Арнштама

Мироощущение и мировосприятие Кьеркегора и Анненского по сути идентичны. Вот что пишет в «Дневнике обольстителя» великий датчанин: «Мир, в котором мы живем, вмещает в себя ещё другой мир, далекий и туманный, находящийся с первым в таком же соотношении, в каком находится с обыкновенной сценической постановкой волшебная, изображаемая иногда в театре среди этой обыкновенной, и отделенная от неё тонким облаком флера. Сквозь флер, как сквозь туман, виднеется словно бы другой мир, воздушный, эфирный, иного качества и состава, нежели действительный. Многие люди, живущие материально в действительном мире, принадлежат, в сущности, не этому миру, а тому, другому». В статье «Художественный идеализм Гоголя» Иннокентий Анненский писал: «Нас окружают и, вероятно, составляют два мира: мир вещей и мир идей(…) В силу стремления, вложенного в нас создателем, мы вечно ищем сближать в себе мир вещей с миром духовным, очищая, просветляя и возвышая свою бренную телесную жизнь божественным прикосновением к ней мира идеального, и в этом заключается вся красота и весь смысл нашего существования».

Литературное влияние

[править | править код]

Литературное влияние Анненского на возникшие вслед за символизмом течения русской поэзии (акмеизм, футуризм) очень велико. Стихотворение Анненского «Колокольчики» по праву может быть названо первым по времени написания русским футуристическим стихотворением. Его стихотворение «Среди миров» легло в основу романсов, написанных А. Вертинским и А. Сухановым. Влияние Анненского сильно сказывается на Пастернаке и его школе, Анне Ахматовой, Георгии Иванове и многих других. В своих литературно-критических статьях, частично собранных в двух «Книгах отражений», Анненский даёт блестящие образцы русской импрессионистической критики, стремясь к истолкованию художественного произведения путём сознательного продолжения в себе творчества автора. Уже в своих критико-педагогических статьях 1880-х годов Анненский задолго до формалистов призывал к постановке в школе систематического изучения формы художественных произведений.

Деятельность в качестве директора гимназии

[править | править код]

Должность директора гимназии всегда тяготила И. Ф. Анненского. В письме А. В. Бородиной в августе 1900 года он писал:

Вы спросите меня: «Зачем Вы не уйдёте?» О, сколько я думал об этом… Сколько об этом мечтал… Может быть, это было бы и не так трудно…Но знаете, как Вы думаете серьёзно? Имеет ли нравственное право убеждённый защитник классицизма бросить его знамя в такой момент, когда оно со всех сторон окружено злыми неприятелями?…

Иннокентий Анненский. Избранное / Сост. И. Подольская. — М.: Правда, 1987. — С. 469. — 592 с.

Профессор Б. Е. Райков, бывший ученик 8-й Санкт-Петербургской гимназии, писал в своих воспоминаниях об Иннокентии Анненском:

…о его поэтических опытах в ту пору решительно ничего не было известно. Его знали лишь как автора статей и заметок на филологические темы, а свои стихи он хранил про себя и ничего не печатал, хотя ему было в ту пору уже лет под сорок. Мы, гимназисты, видели в нём только высокую худую фигуру в вицмундире, которая иногда грозила нам длинным белым пальцем, а в общем, очень далеко держалась от нас и наших дел.

Анненский был рьяный защитник древних языков и высоко держал знамя классицизма в своей гимназии. При нём наш рекреационный зал был весь расписан древнегреческими фресками, и гимназисты разыгрывали на праздниках пьесы Софокла и Еврипида на греческом языке, притом в античных костюмах, строго выдержанных в стиле эпохи[14].

Мемориальный камень И. Анненскому в Омске. Установлен на бул. Мартынова в 2008 г.[15] (фото 2010 г.)

Адреса в Санкт-Петербурге

[править | править код]
  • 1893—1896 — 9-я линия Васильевского острова, 8;[16]
  • 1896—1905 — Царское Село, Набережная улица, 12.
  • 1906—1908 — Царское Село, Московское шоссе, 7, дача А. Эбермана
  • 1908—1909 — Царское Село, ул. Захаржевская, 7, дом М. С. Панпушко
  • На доме по адресу: Пушкин, Набережная улица, 12 в 2009 году была установлена мемориальная доска (скульптор В. В. Зайко) с текстом: «В этом доме с 1896 по 1905 год жил и работал в Императорской Царскосельской гимназии поэт Иннокентий Федорович Анненский».

Примечания

[править | править код]
  1. Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, учёных и общественных деятелей: в 4 т. — М.: Всесоюзная книжная палата, 1956—1960.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 Краткая литературная энциклопедияМ.: Советская энциклопедия, 1962.
  3. различные авторы Энциклопедический словарь / под ред. И. Е. Андреевский, К. К. Арсеньев, Ф. Ф. ПетрушевскийСПб.: Брокгауз — Ефрон, 1907.
  4. 1 2 3 Литераторы Санкт-Петербурга. ХХ век / под ред. О. В. Богданова
  5. Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги / под ред. Н. Н. Скатов — 2005. — ISBN 5-94848-245-6
  6. Сын Николая Ильича Анненского (1773—1845).
  7. Список гражданским чинам IV класса. Исправлен по 15-е января 1874 года. — С. 26
  8. 1 2 3 4 5 Иннокентий Анненский. Книги отражений / Издание подготовили Н. Т. Ашимбаева, И. И. Подольская, А. В. Фёдоров. — М.: Наука. 1979. — С. 670—672 — 680 с.
  9. Ф. Ф. Фидлер свидетельствует об их преподавании в гимназии в 1890 году.
  10. Следующим директором 8-й гимназии стал Карл Васильевич Фохт.
  11. Причину ухода Анненского с поста директора гимназии Вс. А. Рождественский, со слов педагога Царскосельской гимназии В. И. Орлова указывал, что это было «прямой служебной карой» за попытки отстоять «крамольное юношество» перед министром народного просвещения (Рождественский В. Страницы жизни. Из литературных воспоминаний. — М.-Л., 1962, — С. 100). В то же время в кругах революционно настроенной молодежи Анненского не считали «своим».
  12. Список гражданским чинам IV класса. Исправлен по 1-е cентября 1909 года. — С. 244.
  13. Анненский И. Ф. Лекции по античной литературе — СПб., 1909. НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР АНТИКОВЕДЕНИЯ ЯРОСЛАВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. П. Г. ДЕМИДОВА ЯРОСЛАВЛЬ, РОССИЯ. (16,3 МБ)
  14. Райков Б. Е. На жизненном пути: автобиографические очерки. В 2-х кн. СПб.: Коло, 2011. Кн. 1. С. 149—150.
  15. Централизованная система муниципальных библиотек г. Омска. Дата обращения: 27 августа 2010. Архивировано 11 мая 2013 года.
  16. Весь Петербург — Весь Петроград (1894—1917), интерактивное оглавление. Дата обращения: 10 ноября 2016. Архивировано 16 сентября 2016 года.

Литература

[править | править код]
  • Аникин А. Е. Иннокентий Анненский и его отражения: Материалы. Статьи. — М.: Языки славянской культуры, 2011. — 472 с. — ISBN 978-5-9551-0472-0.
  • Иннокентий Анненский глазами современников / К 300-летию Царского Села: Сборник / сост., подг. текста Л. Г. Кихней, Г. Н. Шелогуровой, М. А. Выграненко; вступит. ст. Л .Г. Кихней, Г. Н. Шелогуровой; коммент. Л. Г. Кихней, Г. Н. Шелогуровой, М. А. Выграненко. — СПб.: ООО Издательство «Росток», 2011. — 640 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-94668-076-9.
  • Иннокентий Фёдорович Анненский: Материалы и исследования. 1855—1909. По итогам международных научно-литературных чтений, посвящённых 150-летию со дня рождения И. Ф. Анненского. — М.: Издательство Литературного института им. А. М. Горького, 2009. — 672 с. — ISBN 5-7060-0101-4.
  • Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / В. Казак ; [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.
  • Носов С. Н. Анненский // Православная энциклопедия. — М., 2001. — Т. II : Алексий, человек Божий — Анфим Анхиальский. — С. 467. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
  • Тименчик Р. Д., Черный К. М. А́ННЕНСКИЙ Иннокентий Фёдорович // Русские писатели, 1800—1917 : Биографический словарь / гл. ред. П. А. Николаев. — М. : Сов. энциклопедия, 1989. — Т. 1 : А—Г. — С. 84―88. — 672 с. — (Сер. биогр. словарей: Русские писатели. 11—20 вв.). — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-011-8.
  • Фёдоров А. В. Иннокентий Анненский. Личность и творчество: Монография. — Л.: Художественная литература. Ленинградское отделение, 1984. — 256 с.
  • Innokenti Fedorovitch Annenski Trèfles et autres poèmes Choix, traduction du russe et prséentation par Natalia Strijevskaia et Jean-Pierre Balpe Orphée La Différence Paris 1993 ISBN 2-7291-0922-6
  • Экштут С. Красные когти Судьбы: Иннокентий Анненский в коридоре эпохи. — М.: Кучково поле, 2017. — 448 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9950-0779-1.