55°15′30″ с. ш. 37°33′28″ в. д.HGЯO

Институт инженерной иммунологии

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Институт инженерной иммунологии
(ИИИ)
Международное название Institute of Engineering Immunology
Основан 1979
Директор Профессор Пчелинцев Сергей Юрьевич
Сотрудников 100
Расположение  Россия  Москва
Юридический адрес Научная ул., 1, пос. Любучаны, Чеховский р-н, Московская обл., Россия, 142380

Институт инженерной иммунологии (ИИИ, первоначальное открытое название — Институт иммунологии, закрытое — предприятие п/я Г-4883) был создан в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1979 г. и входил в систему разработки биологического оружия (БО) «Биопрепарат» (предприятие п/я А-1063)[источник не указан 1906 дней]; расположен возле пос. Любучаны Чеховского района Московской области. Перед ИИИ была поставлена задача изучить механизмы преодоления иммунитета человека патогенными микроорганизмами и использовать эти механизмы для создания БО на основе штаммов особо опасных инфекций (ООИ), преодолевающих иммунитет у вакцинированных воинских подразделений и населения вероятного противника. Основой формирования ИИИ стала лаборатория молекулярной биологии Научного центра прикладной микробиологии и биотехнологии (предприятие п/я В-8724, Оболенск), возглавляемая доктором биологических наук В. П. Завьяловым. Первым директором ИИИ был назначен профессор, полковник В. Д. Саввэ. В 1985 г. его сменил Владимир Петрович Завьялов, который руководил ИИИ до 2000 г. Его заместителем по научной работе был назначен кандидат медицинских наук, подполковник С. С. Афанасьев. В ИИИ работали доктора медицинских наук, полковники В. А. Андреев и Ю. И. Морозов, лауреат Ленинской премии, профессор В. И. Марченко. Авторы книги «The Soviet Biological Weapons Program: A History» (издательство Harvard University Press, 2012) M. Leitenberg и R.A. Zilinskas на основе данных, полученных от независимых источников, пришли к выводу, что из пяти основных достижений системы «Биопрепарат» в разработке БО т. н. «второго поколения» (с использованием методов молекулярной биологии и генетики) два принадлежат сотрудникам ИИИ:

(1) Ковалентное покрытие клеток возбудителя туляремии (Francisella tularensis) белком А золотистого стафилококка. Боеприпасы на основе модифицированного возбудителя были изготовлены на опытно-промышленной базе Омутнинского химического завода, испытаны методом подрыва в бронированной аэрозольной камере в Научном центре прикладной микробиологии и биотехнологии и в полевых условиях на Военно-испытательном полигоне Аральск-7 на о. Возрождения в Аральском море. По сведениям, полученным M. Leitenberg и R.A. Zilinskas, рецептура на основе F. tularensis, ковалентно модифицированной белком А, была принята на вооружение Министерством обороны (МО) СССР.

(2) Конструирование штамма возбудителя чумы (Yersinia pestis), лишённого капсулы — антигена F1, являющегося главным и наиболее отличительным признаком чумного микроба. F1-минусные штаммы бактерии чумы не могут быть распознаны диагностикумами вероятного противника и против них неэффективны существующие вакцины. Публикациями в журнале FEBS Letters в 1990—1992 гг. сотрудники ИИИ зафиксировали мировой приоритет в клонировании и секвенировании генов, ответственных за образование чумной F1-капсулы.[1][2][3] Эти исследования привели к открытию семейства полиадгезинов, включающего F1 и pH6 (Psa) антигены чумного микроба, выполняющих функцию противоиммунного оружия бактериальных патогенов (см. статьи в журналах FEMS Microbiology Reviews в 2007 и 2010 гг. и в Advances in Experimental Medicine and Biology в 2012 г.)

Кроме этого, сотрудники ИИИ вместе с коллегами из ленинградского НИИ военной медицины разработали технологию производства вакцины против туляремии для аэрозольного применения. В отличие от инъекционных форм она эффективно защищает человека и животных от лёгочного пути заражения F. tularensis (при применении вероятным противником боеприпасов на основе F. tularensis). После успешных клинических испытаний в Военно-медицинской академии им. Кирова МО СССР приняло вакцину на вооружение.

В 1991—1992 г. финансирование программы разработки БО в СССР было прекращено, количество сотрудников ИИИ сократилось с 500 до 100 человек. Многие учёные ИИИ уехали работать за рубеж — в США, Великобританию, Германию, Швецию, Финляндию или перешли в другие сферы деятельности. В этих условиях руководством ИИИ за счёт банковских кредитов был построен новый производственный корпус, переданный в 1995 г. в аренду американской компании Alcoa. Это позволило сохранить инфраструктуру ИИИ и обеспечить зарплатой рабочих и инженеров вспомогательных инженерных подразделений. А оставшиеся научные работники успешно выдержали борьбу за гранты международных фондов — Сороса, МНТЦ, INCO Copernicus, Департамента энергетики США и др. (общий объём финансирования более 10 млн долларов США), что позволило приобретать новое оборудование, реактивы, ездить за рубеж для участия в международных симпозиумах и конгрессах. В 2001 г. небольшая фармацевтическая фирма «Биокад» купила один из лабораторных корпусов ИИИ вместе с оборудованием и создала на его базе исследовательский Центр инженерной иммунологии (ЦИИ). На работу в ЦИИ перешла основная часть сотрудников ИИИ. Бывшие сотрудники ИИИ, ставшие сотрудниками ЦИИ «Биокад», довели до производства разработанные ими ранее суппозитории с рекомбинантным человеческим интерфероном альфа (Генферон) для иммунотерапии при комплексном лечении урогенитальных инфекций у взрослых. Это позволило владельцам «Биокада» в первый год после выхода препарата на рынок продать его на сумму около 1 млн долл. В 2009 г. бывшие сотрудники ИИИ/сотрудники ЦИИ «Биокад» обеспечили производство компанией «Биокад» первого российского рекомбинантного человеческого интерферона бета для лечения рассеянного склероза (Ронбетал). Разработка финансировалась из конверсионной программы Госдепартамента США «Bio-Industry Initiative» на общую сумму около 2 млн долларов.

По договору с акционерами ОАО ИИИ, фирма «Биокад» погасила задолженность ОАО ИИИ по энергоносителям, что позволило научным сотрудникам, оставшимся работать в ОАО ИИИ, спокойно продолжить исследования по проектам, финансируемым МНТЦ, а администрации ОАО ИИИ получить дополнительное финансирование за счёт сдачи свободных площадей в аренду. В целом, ИИИ продемонстрировал наиболее успешный пример конверсии при полном отсутствии финансирования из бюджета РФ.

Примечания[править | править код]

  1. E.E. Galyov, O.Yu. Smirnov, A.V. Karlishev, K.I. Volkovoy, A.I. Denesyuk, I.V. Nazimov, K.S. Rubtsov, V.M. Abramov, S.M. Dalvadyanz, V.P. Zav'yalov. Nucleotide sequence of the Yersinia pestis gene encoding F1 antigen and the primary structure of the protein: Putative T and B cell epitopes (англ.) // FEBS Letters. — 1990-12-17. — Vol. 277, iss. 1-2. — P. 230–232. — doi:10.1016/0014-5793(90)80852-A.
  2. E E Galyov 1, A V Karlishev, T V Chernovskaya, D A Dolgikh, O Yu Smirnov, K I Volkovoy, V M Abramov, V P Zav'yalov. Expression of the envelope antigen F1 of Yersinia pestis is mediated by the product of caf1M gene having homology with the chaperone protein PapD of Escherichia coli (англ.) // FEBS Letters. — 1991-07-29. — Vol. 286, iss. 1-2. — P. 79–82. — doi:10.1016/0014-5793(91)80945-Y.
  3. A V Karlyshev 1, E E Galyov, O Yu Smirnov, A P Guzayev, V M Abramov, V P Zav'yalov. A new gene of the ƒ1 operon of Y. pestis involved in the capsule biogenesis (англ.) // FEBS Letters. — 1992-02-03. — Vol. 297, iss. 1-2. — P. 77–80. — doi:10.1016/0014-5793(92)80331-A.