Исраэль хайом

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «Исраэль Хайом»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
«Исраэль хайом»
Israel Hayom.svg
Оригинальное
название
ивр.ישראל היום‏‎
Тип ежедневная (кроме субботы)
Формат таблоид

Владелец Шелдон Адельсон
Издатель Амос Регев
Страна
Редактор

Boaz Bismuth

[d]
Основана 2007
Политическая принадлежность правоцентризм
Язык иврит
Периодичность 1 сут
Главный офис Тель-Авив, Израиль
Тираж 255 000
(пятница: 350 000)
Веб-сайт (иврит)
http://www.israelhayom.co.il/en (англ.)
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

«Исраэ́ль хайо́м» (ивр.ישראל היום‏‎ — «Израиль сегодня») — бесплатная ежедневная (кроме субботы) израильская газета на иврите, выходящая с 30 июля 2007 года. Наиболее распространенная газета в Израиле[1]. Один из ведущих израильских издателей Шломо Бен-Цви свидетельствовал в израильском суде в сентябре 2011 года, что убытки от деятельности «Исраэль хайом» составляют около 3 миллионов шекелей (750 тысяч американских долларов) в месяц[2]. Убытки покрываются владельцем газеты, американским миллиардером Шелдоном Адельсоном.

История[править | править код]

Бесплатное распространение «Исраэль хайом» в Иерусалиме

После конфликта между Шелдоном Адельсоном и Шломо Бен-Цви, израильским журналистом и бизнесменом, выпускавшими на паях бесплатную газету «Израильтянин» (ישראלי), Адельсон приступает к новому проекту — бесплатной ежедневной газете «Исраэль хайом». Название газеты представляет собой вариацию названия самой популярной газеты США USA Today[3]. На должность главного редактора издания приглашён израильский журналист Амос Регев. С газетой сотрудничают известнейшие израильские журналисты Дан Маргалит и Мордехай Гилат. В начале своего пути, газета выходила пять дней в неделю, кроме пятницы и субботы. С 20 ноября 2009 года «Исраэль хайом» выходит и по пятницам в расширенном виде. В начале 2010 года пятничный выпуск газеты выходит 350 000-м тиражом. Ежедневный тираж газеты составляет 255 000 экземпляров, причём почти 155 000 распространяется в местах скопления населения (улицы, автобусные и железнодорожные станции, больницы, торговые центры и т. п.), а 100 000 экземпляров распространяются по домам. На официальном веб-сайте «Исраэль хайом» можно найти все прошлые выпуски газеты и информационный бюллетень с самыми популярными и важными статьями газеты.

Политика[править | править код]

В журналистском расследовании об «Исраэль хайом», опубликованном в журнале «га-Аин га-Швиит» в 2008 году, говорилось[4]:

Почти в каждом редакционном решении газета скрывает события, не способствующие созданию положительного имиджа Нетаньяху, в то же время подчеркивая события, выставляющие в выгодном свете его и партию «Ликуд».

Во время избирательной кампании 2009 г. «Исраэль хайом» опубликовал только одну статью против «Ликуда» и Нетаньяху и десятки статей, направленных против партии «Кадима» и её лидера[5]. К аналогичному выводу пришли авторы правого сайта «Латма», сообщающие, что «Исраэль хайом» выказывает явное предпочтение Нетаньяху[6].

После самосожжения Моше Сильмана в июле 2012 года израильские газеты опубликовали его посмертное послание. Так же поступила и газета «Исраэль хайом». Фотография письма была опубликована на страницах газеты, однако строки, в которых Сильман обвинял Нетаньяху в бедственном положении израильских граждан, на фото отсутствовали. Это послужило поводом для волны пародий на газету в интернете. Одна из пародий изображает первую страницу «Исраэль хайом» с текстом большими белыми буквами на красном фоне: «Всё просто замечательно» [7].

Многие центристы и левые депутаты Кнессета выступают с критикой редакционной политики «Исраэль хайом», обвиняя газету в правой направленности, а владельца газеты Шелдона Эдельсона — в поддержке Биньямина Нетаньяху. В 2009 году группа депутатов от коалиции и оппозиции попыталась провести закон, по которому владелец газеты, издающейся в Израиле, обязан иметь израильское гражданство, причём лоббирование закона приписывали владельцам конкурирующих с «Исраэль хайом» газет «Едиот ахронот» и «Маарив»[8]. В начале 2010 года депутат Кнессета от партии Кадима Марина Солодкина выдвинула законопроект, разрешающий бесплатное распространение газет только в течение первого года[9]. Законопроект провалился в Кнессете: за него проголосовали только 14 депутатов и 61 против[10].

В массовой культуре[править | править код]

Израильтяне используют для обозначения «Исраэль хайом» специальное слово «бибитон» — слияние слов «Биби» (прозвище Нетаньяху) и «итон» («газета» на иврите). Это слово даже стало нарицательным. Например, когда министр обороны Эхуд Барак начал увольнять неугодных ему журналистов с армейской радиостанции Галей ЦАХАЛ, реакцией было: «Барак хочет иметь свой бибитон»[11].

Примечания[править | править код]

  1. Переворот на рынке израильских СМИ (недоступная ссылка) israelinfo.ru, 28 июля 2010
  2. «Бен-Цви: Исраэль Хайом приносит 3 миллиона шекелей убытков в месяц и не может быть прибыльной.», the7eye.org.il (иврит), 26 сентября 2011 г.
  3. Масс медиа: мировой рынок прессы advlab.ru, 2007
  4. מורן ראדה, נתניהו שילם, מה אתם רוצים ממנו?, , the7eye.org.il (иврит), 9 июля 2008 г.
  5. אורן פרסיקו, אצל אביגדור בחצר, the7eye.org.il (иврит), 10 февраля 2009 г.
  6. שני צידי המטבע Архивная копия от 29 января 2013 на Wayback Machine, latma.co.il (иврит), 8 февраля 2012 г.
  7. סערת הצנזורה ב"ישראל היום": גולשים הכינו שער לעגני kikarhashabat.co.il (иврит), 15 июля 2012 г.
  8. «Закон Эдельсона»: депутаты боятся реакции ведущих газет newsru.co.il, 20 декабря 2009 г.
  9. Депутат Солодкина: бесплатная газета-монополист угрожает демократии. newsru.co.il, 31 января 2010 г.
  10. «Исраэль а-Йом»: Кнессет отклонил законопроект Марины Солодкиной о бесплатных газетах newsru.co.il, 3 июня 2010 г.
  11. «ברק רוצה ביביתון משלו» Архивная копия от 2 февраля 2013 на Wayback Machine, latma.co.il (иврит), 24 мая 2011 г.

Ссылки[править | править код]