Караконджул

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Караконджул (болг. караконджул, макед. караконџол, серб. караконџула, греч. καλλικάντζαρος) — сверхъестественное существо, поверья о котором известны туркам и грекам, а также сербам, македонцам и болгарам, находившимся в контакте с ними[1]. Считается преимущественно сезонным, святочным демоном. Восточнославянскими аналогами караконджулов являются шуликуны и кикимора.

Этимология

[править | править код]

Существует несколько версий происхождения слова «караконджул/калликанзарос». Согласно первой версии, слово является турецким заимствованием и происходит от тур. karakoncol — «чёрный оборотень/упырь». Согласно второй, происходит от греческого kalos-kentauros, что означает «красивый кентавр»[2]. Согласно же третьей версии, название имеет южнославянское происхождение: святки, называвшиеся у восточных славян словом «Карачун/Корочюн», у болгар носили название «Каракончо», и в таком значении слово заимствовали греки[3].

В южнославянском фольклоре

[править | править код]

Считается, что они выходят из воды или из пещер и нечистых мест на период от Рождества (иногда от Игнатьева дня, 20 декабря (2 января)) до Крещения (или Бабина дня, 8 (21) января)[4].

Сербы полагают, что караконджул появляется осенью. На северо-востоке Болгарии его уподобляют святому Тодору и временем его вредоносных действий считают первую неделю Великого поста (см. Тодорова неделя в Болгарии). Повсеместно караконджул — ночной дух, исчезающий с первым криком петухов. Нередко отмечается связь с водой, особенно у сербов и черногорцев. По внешним признакам и функциям уподобляется другим мифологическим персонажам: вампиру, волколаку, оборотню, которые вместе со всей нечистой силой активизируются в святки. Видеть его могут только люди, рождённые в субботу[1].

В греческом фольклоре

[править | править код]

Существует поверье, что караконджулы (греч. καλλικάντζαρος — калликантзарос) живут под землёй и пилят Мировое древо, чтобы в конце концов оно пало вместе со всей Землёй[2]. Однако, когда они приступают к отпиливанию последней части, наступает Рождество, и у них появляется шанс выйти наружу. Они забывают про Древо и выбираются на землю, чтобы устраивать бесчинства и донимать людей.

В конце концов на Богоявление (6 января) они спускаются обратно под землю, чтобы продолжать пилить, но обнаруживают, что Мировое древо зажило, и им приходится заново браться за работу. Так повторяется каждый год.

В литературе

[править | править код]

В романе Роджера Желязны «Этот бессмертный» Кассандра считает Константина-Конрада калликанзаросом.

Примечания

[править | править код]
  1. 1 2 Седакова, 1999, с. 466.
  2. 1 2 Carlo Ginzburg. Ecstasies: Deciphering the Witches' Sabbath (англ.). — University of Chicago Press, 2004. — P. 169. — ISBN 978-0-226-29693-7.. — «According to one etymological conjecture that has met with many objections, the term kallikantzaros derives from kalos-kentauros (beautiful centaur).».
  3. Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1904. — Directmedia, 2013-03-14. — Т. 3. — 486 с. — ISBN 9785446029730. Архивировано 7 ноября 2017 года.
  4. Толстой, 1990, с. 273.

Литература

[править | править код]