Комсомольская правда

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
«Комсомольская правда»
Изображение логотипа
Первая полоса № 1 газеты «Комсомольская правда» от 24 мая 1925 года. Фонд РГБ
Первая полоса № 1 газеты «Комсомольская правда» от 24 мая 1925 года. Фонд РГБ
Оригинальное
название
Комсомольская правда
Тип Информационно-молодёжное издание ВЛКСМ
(1925—1990 гг.),
«всесоюзная ежедневная газета»
(1990—1991),
общественно-политическая газета[1][2]
(с 1992 г.)
Формат (Газеты): Таблоид А3[3]
Издатель АО ИД «Комсомольская правда»
Страна  СССР (1930—1991)
 Россия (с 1991)
Редактор Носова Олеся Вячеславовна[d]
Основана 24 мая 1925[4]
Язык русский[5]
Цена Рекомендуемая цена ежедневного выпуска в Москве — 25 копеек, еженедельного («толстушки») — 43 копеек
Главный офис Москва, Новодмитровская улица, д. 5а, стр. 8
Тираж 165 тыс. экз. (ежедневный выпуск), 1,2 млн экз. («Толстушка»)
ISSN 0233-433X
Награды Орден Ленина Орден Октябрьской Революции Орден Отечественной войны Орден Трудового Красного Знамени Орден Трудового Красного Знамени
Веб-сайт KP.ru,
страница радиостанции,
страница телеканала
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

«Комсомо́льская пра́вда» — советская и российская ежедневная[6] общественно-политическая[1][2] газета, а также интернет-издание, радиостанция (с 16 февраля 2009 года) и телеканал (с 29 августа 2011 года до 31 декабря 2014 года). Входят в издательский дом «Комсомольская правда».

Газета основана в 1925 году как официальный печатный орган ВЛКСМ[1][6]. Первый номер вышел 24 мая 1925 года[7]. Эта дата стала официальным Днём рождения газеты «Комсомольская правда»[8].

С 5 июля 2022 года выходит 2 раза в неделю во вторник и пятницу, еженедельник в среду. Награждена первым орденом Ленина за «активное содействие в усилении темпов социалистического строительства и в связи с пятилетием со дня основания»[9]. Впоследствии была также награждена орденом Октябрьской революции, орденом Отечественной войны 1-й степени и дважды орденом Трудового Красного Знамени[10].

Сайт «Комсомольской правды» был создан в 1998 году[уточнить].

С 16 феврале 2009 года вышла в московский эфир радиостанция «Комсомольская правда»[11].

С 29 августа 2011 года[12] по декабрь 2014 года существовал телеканал «Комсомольская Правда».

История[править | править код]

В СССР[править | править код]

Создана, в соответствии с решением XIII съезда РКП(б), как всесоюзная молодёжная газета и официальный печатный орган ЦК ВЛКСМ для освещения деятельности комсомола[7]. Первый номер газеты вышел 24 мая 1925 года[13][14], тираж — 31 тыс. экземпляров. 14 августа 1925 года ЦК РКП(б) выпустило постановление «О работе комсомола в области печати», согласно которому была поставлена задача сделать из «Комсомольской правды» всесоюзную массовую газету ВЛКСМ. После публикации 20 января 1929 в газете «Правде» статьи В. И. Ленина «Как организовать соревнование?», «Комсомольская правда» выступила с призывом к рабочей молодёжи транспорта и промышленности с предложением начать проводить Всесоюзное социалистическое соревнование[13].

С июля 1932 по июль 1937 года Ответственным (главным) редактором газеты был В. М. Бубекин, арестованный и расстрелянный в 1937 году по обвинению в участии в антисоветской террористической группе[15]. Реабилитирован 28 декабря 1955 г.

Изначально, до 1991 года, газета была печатным органом ЦК ВЛКСМ и ориентировалась на молодёжную советскую аудиторию. «Большая советская энциклопедия» (БСЭ) определяла газету как организатора «советской молодёжи в борьбе за выполнение задач, поставленных Коммунистической партией», что она во время «первых пятилеток направляла усилия молодёжи на социалистическое строительство, была одним из инициаторов развития социалистического соревнования, поднимала вопросы общего, профессионального и технического образования молодёжи, воспитывала активных борцов за индустриализацию страны, коллективизацию сельского хозяйства, культурную революцию, за укрепление обороноспособности СССР». Отмечалось, что газета «освещает и обобщает опыт работы комсомольских организаций, учит молодёжь применять передовые методы труда - в промышленности и сельском хозяйстве, освещает жизнь студенчества, пионеров и школьников», а также «большое внимание уделяет вопросам советской литературы и искусства, эстетическому воспитанию юношества» и что большое место в деятельности издания «занимают проблемы военно-патриотического воспитания молодёжи, развития физкультуры и спорта». Отмечалось, что газета «пропагандирует миролюбивую внешнюю политику СССР, освещает международное демократическое движение молодёжи»[10].

В газете присутствовало жанровое разнообразие и печаталось много научно-популярных и приключенческих статей. БСЭ отмечает[10]: «Признание читателей завоевали материалы под рубриками „Страницы Ленинианы“, „Ленинские уроки“, „Слушайте, товарищи потомки“, „Люди с горящими сердцами“, „Письма, дневники, записки нашего современника“, „Отечество“, „В мире прекрасного“, „Проблемы. Полемика. Поиск“, специальные полосы „Клуб любознательных“, „Алый парус“, „Эврика“, „Клуб девяти муз“». Молодые советские писатели и поэты публиковали в «Комсомольской правде» свои произведения.

В течение четырёх лет штатным сотрудником газеты был Владимир Маяковский, который сочинял подписи к карикатурам, давал аншлаги к газетным полосам, а также публиковал свои стихотворения (в 1928 году в газете появилось 46 его стихотворений). В газете публиковались военные очерки Аркадия Гайдара, главы из романа Александра Фадеева «Молодая гвардия».

С первого дня Великой Отечественной войны газета публиковала фронтовые сводки, огромное количество писем с фронта и на фронт, было организовано 38 выездных редакций на самых важных участках фронта[13]. БСЭ отмечала, что «в годы Великой Отечественной войны 1941—45 мобилизовала юношей и девушек на самоотверженную борьбу против немецко-фашистских захватчиков, трудовой героизм в тылу, воспитывала их в духе беззаветного служения Родине»[10]. В 1945 году за заслуги в годы войны «Комсомольская правда» была награждена орденом Отечественной войны I‑й степени[16]. После войны газета создавала выездные редакции в разрушенном Сталинграде на Днепрогэсе и других местах[13].

При Н. С. Хрущёве газету возглавлял его зять А. И. Аджубей, благодаря которому появились разделы про путешествия, спортивные обзоры и короткие рассказы[6].

В 1960-х — 1970-х годах в ней работали такие талантливые журналисты, как Юрий Щекочихин, Ярослав Голованов и Василий Песков. Рубрика «Алый парус», где публиковались школьники, дала путёвку в профессию ряду будущих известных журналистов: Борису Минаеву, Андрею Максимову, Андрею Мальгину и другим. По словам Мальгина, «обстановка в „Алом парусе“ была замечательная. Свободолюбивая. Скажу, например, что за год, что я там тусовался, я услышал политических анекдотов, наверное, больше, чем за все годы перестройки»[17]. В 1973 году тираж газеты составлял около 9 млн экземпляров[10].

Высокоширотная полярная экспедиция газеты «Комсомольская правда». Почтовый блок СССР, 1979.

В 1979 году газетой была организована Высокоширотная полярная экспедиция газеты «Комсомольская правда»[18]. С началом перестройки в газете начали появляться социально-критические статьи, которые ещё больше повысили популярность газеты. В 1990 году «Комсомольская правда» стала ежедневной газетой с самым большим в мире тиражом (22 миллиона 370 тысяч экземпляров)[19].

«Комсомольская правда» первая в стране выпустила цветную газету: 23 февраля 1984 года вышел в свет первый номер приложения к газете — еженедельник «Собеседник». Он стал культовым изданием для тех, кому тогда было 20. Тираж газеты в рекордные сроки достиг 1 млн 350 тыс. экземпляров: об этом, в частности, рассказано в книге «Влад Листьев. Пристрастный реквием», где упомянуто и то, что на начало 1990 года сама «Комсомольская правда» с тиражом в 12,5 млн газета занимала по эти показателям второе место в мире, уступая лишь «Труду» и опережая японскую газету «Сахи»[20].

C 1 декабря 1990 года «Комсомольская правда» перестала быть органом ЦК ВЛКСМ, превратившись, согласно выходным данным, во «Всесоюзную ежедневную газету».

В начале 1991 года редакция организовала и провела масштабный конкурс «Мисс пресса СССР», о чём телекомпанией ВИD был снят фильм «Мисс Пресса» для Первого канала[21].

19 августа 1991 года во время августовского путча газета была запрещена ГКЧП, и впервые за всю историю не вышли по графику номера 19 и 20 августа. Но уже 21 августа газета напечатала всю хронику событий путча как исторический документ.

После распада СССР в 1992 году газета была приватизирована и изменила свою концепцию на развлекательную, сохранив название.

Владимир Путин с юбилейным выпуском газеты, 26 мая 2015 года

Имя было присвоено Заводу по переработке пластмасс в Петербурге[22].

В постсоветской России[править | править код]

В 1990-е — 2000-е годы от общественно-политической тематики газета заметно сместила акцент внимания на светскую хронику, жизни знаменитостей и развлечение читателя, став одним из крупнейших «таблоидов». Политический обзор в газете остался, но стал занимать меньше места.

В 2000 году в честь газеты был назван новооткрытый вид жуков Boreaphilus komsomolkae в благодарность за финансовую поддержку, оказанную редакцией газеты иркутским аспирантам-энтомологам, открывшим этот вид[23].

Начиная с осени 1993 года начал выходить еженедельник «Комсомольская правда — Толстушка» с увеличенным объёмом, тираж которого значительно превышал тираж ежедневного номера и достиг 2,7—3 млн экземпляров. В настоящий[какой?] момент еженедельник выходит по средам[24].

C 2003 года от «Комсомольской правды» в обособленное издание отделился справочник «Кирилл и Мефодий», ставший впоследствии самостоятельным информационно-новостным интернет порталом «КМ».

В 2009 г. редакция подверглась нападению анархистов, обвинявших корреспондента газеты Дмитрия Стешина в сотрудничестве с ультраправыми, а других журналистов издания — «пропаганде нацизма».[25]

18 июля 2012 года Владимир Путин обратился с личным посланием к жителям пострадавших районов Кубани через газету «Комсомольская правда»: «…Знаю, что в Крымске у многих не работает телевидение, новости приходят с опозданием, поэтому решил обратиться к вам напрямую, через газету „Комсомольская правда“…»[26]

В 2012 году по данным отчёта Института исследования быстроразвивающихся рынков, созданного компанией Ernst & Young и Московской школой управления «Сколково», медиахолдинг «Комсомольская правда» вошёл в число самых динамично развивающихся частных компаний стран BRICs[27].

С апреля 2020 года из-за пандемии коронавируса ежедневные выпуски «КП» стали выходить только по три раза в неделю вместо шести — по понедельникам, средам и пятницам.

В феврале 2023 года редактор Владимир Романенко разместил на сайте «КП» критические по отношению к российским властям тексты о войне в Украине и преследовании Алексея Навального. Среди заголовков его текстов были «Российские активисты продолжают сопротивление путинскому режиму вопреки репрессиям», «Мир не наступает из-за Путина», «Пытки над Навальным». Публикации продержались на сайте менее десяти минут. По словам Романенко, он выступал против войны, но пошёл работать в КП ради заработка, после объявления мобилизации Романенко уехал из России, продолжая работать в газете удалённо. Свой поступок редактор посчитал «искуплением вины»[28].

За рубежом[править | править код]

Главные редакторы[править | править код]

В редакции (справа: главный редактор В. Н. Сунгоркин), 2010 год

Владелец[править | править код]

По данным СМИ[33] крупнейшим бенефициаром ИД «Комсомольская правда» является сын основателя «Балтийской Медиагруппы» Сергей Руднов. Он косвенно контролирует минимум 45 % популярного издания.

У ООО «ЛДВ Пресс» 22 декабря 2016 года изменился состав учредителей — вместо кипрской Darbold Finance Ltd. 75,1 % общества теперь напрямую принадлежит Сергею Руднову. Оставшиеся 24,9 % остались за ООО «Медиа Партнёр», которым на паритетных началах владеют Виталий Кривенко и Сергей Орлов.

Сама же «ЛДВ Пресс» известна как компания, косвенно владеющая контрольным пакетом АО "Издательский дом «Комсомольская правда». Эту информацию в декабре 2016-го через пресс-службу «РВМ Капитала» подтвердил сам Сергей Орлов.

Он уточнял, что его эффективная доля в ИД оценивается в 7,5 %. Получается, что эффективная доля всей «ЛДВ Пресс» в «Комсомольской правде» может равняться 60,2 %, а Сергея Руднова через «ЛДВ Пресс» — 45,2 %.

Владельцы оставшихся 14,7 % АО ИД «Комсомольская правда» достоверно неизвестны. В прессе была лишь информация о том, что миноритариями издания являются его главный редактор и гендиректор ИД Владимир Сунгоркин, а также Аркадий Евстафьев, сейчас гендиректор инвестиционного холдинга «Энергетический союз».

Тираж[править | править код]

Тираж издания на территории России и стран СНГ на 2008 год составил 35 млн экземпляров.

За рубежом газета выходит тиражом один миллион экземпляров, в 48 странах мира. В Европе не уступает по тиражам и соперничает с такими русскоязычными изданиями, как «АиФ», «Новое русское слово», «Известия»[34][35].

По состоянию на 2022 г. тираж ежедневной выпуска составлял 1.5 млн. экземпляров, еженедельного - 1 млн.

Награды[править | править код]

Страница «Комсомольской правды», контуры комсомольского значка. 50 лет газете «Комсомольская правда». Марка СССР, 1975.
ордена
Премии и рейтинги
  • В январе 2015 года KP.RU возглавил рейтинг российских Интернет-СМИ с 25,4 млн уникальных пользователей в месяц (по данным TNS)
  • В ноябре 2014 года радиостанция «Комсомольская правда» получила награду за 1-е место в конкурсе «СМИротворец-2014» в номинации федеральное радио. Лучшей признали программу «Национальный вопрос»[36].
  • В мае 2014 года радиостанция «Комсомольская правда» получила Всероссийскую премию в области радиовещания Radio Station Awards-2014 (ЛУЧШАЯ НОВОСТНАЯ РАДИОСТАНЦИЯ СТРАНЫ)[37]
  • В ноябре 2013 года KP.RU возглавил рейтинг российских Интернет-СМИ с 21,5 млн уникальных пользователей в месяц (по данным TNS)
  • В 2013 и 2012 годах KP.RU дважды стал победителем в номинации «Золотой сайт»
  • В 2010 и 2008 годах KP.RU дважды стал победителем «Премии Рунета» в категории «Государство и общество»[источник не указан 1232 дня]

Заметные публикации[править | править код]

  • В 1982 году в «Комсомольской правде» был начат цикл публикаций Василия Пескова «Таёжный тупик», рассказывающий о жизни найденной в 1978 году в Хакасии семьи староверов Лыковых, добровольно ушедших от связи с внешним миром.
  • В 1982 году газета опубликовала статью «Рагу из синей птицы», написанную по письму видных деятелей культуры. В статье критике была подвергнута популярная в то время рок-группа «Машина времени». Статья стала заметным событием в контексте борьбы с молодёжной музыкой и субкультурой, вызвав возмущение аудитории.
  • Тьерри Мейсан 15 марта 2011 года опубликовал в газете исследование в жанре «журналистские расследования», в котором утверждал, что за организацией «Бильдербергский клуб» стоит НАТО[38].
  • В 2017 году газета «Комсомольская правда» и другие СМИ, входящие в Издательский дом, анонсировали знаковый проект — возрождение традиций публикации романа с продолжением в периодическом печатном издании с поддержкой современных медиа: интернет-сайта, интернет-радио, блога, электронной книги, аудиокниги и бумажной книги. На старте проекта «Комсомольская правда» представила историко-приключенческий роман Дмитрия Миропольского «Тайна трёх государей»; ISBN 978-5-4470-0262-6 — масштабное расследование хитросплетений российской и мировой истории.

Санкции[править | править код]

12 мая 2023 года, на фоне вторжения России на Украину, «Комсомольская правда» включена в санкционный список Украины так как «компания принадлежит олигархам/членам его семьи, совершает коммерческую деятельность в секторах экономики, обеспечивающих существенный источник дохода для бюджета России, правительство которого инициировало военные действия и геноцид гражданского населения в Украине»[39]

22 сентября 2023 года «Комсомольская правда» включена в санкционный список Канады против организаций причастных к депортации украинских детей в Россию, а также за создание и распространение дезинформации и пропаганды[40][41][42].

В октябре 2023 года новостное агентство «Bloomberg» опубликовало сообщение о том, что, несмотря на антивоенную политику Google, её персонализированная лента рекомендаций Discover по-прежнему предлагала пользователям статьи российских пропагандистских изданий — в частности, «Комсомольской правды» и «Царьграда». В ноябре 2023 года сервис отключил эти два СМИ, из-за чего число переходов с сервиса Discover на сайты «Комсомольской правды» и «Царьграда» упало с 15 миллионов и 2,2 миллионов соответственно на неделе с 30 октября по 5 ноября 2023 года до 72 тысяч и 13,7 тысяч на неделе с 13 по 19 ноября 2023 года. Аудитория, потерянная «Царьградом» и «Комсомольской правдой», перешла к российским региональным изданиям: череповецкому изданию GorodChe.ru, новороссийской «Нашей газете», мурманскому «Хибины. Ру» и другим. Отключение повлекло падение «Комсомольской правды» в рейтинге LiveInternet с первого на пятое место в категории «Новости и СМИ», в то время как «Царьград» расположился на четвёртом месте за счёт увеличения числа переходов с «Дзена»[43].

Оценки[править | править код]

Положительные[править | править код]

В. В. Тулупов в 2001 году отмечал, что несмотря на имевшие место сложности объективного и субъективного характера, «газета выдерживает конкурентную гонку и, пережив увлечение низкопробной „желтизной“ (хотя рецидивы этой „болезни“ наблюдаются), постепенно движется к статусу читабельной массовой молодёжной газеты». А также указывает на то, что «ироничный стиль, который особенно был характерен для „Комсомолки“ конца 80-х — начала 90-х (прежде всего, это проявлялось в заголовках), сохранился, но исчезли желчь, стёб, журналисты стали более ответственно подходить к слову»[44].

Критика[править | править код]

«Комсомольская правда»

Нынешнюю «Комсомольскую правду» часто критикуют за тенденциозную подачу материала и за публикацию «уток». Критики относят газету к жёлтой прессе, а иностранные издания называют «Комсомольскую правду» «пропагандистской бульварной газетой» в связи с тем, что на страницах издания никогда не встречается критика действующей власти[45].

Согласно Лениздат в декабре 2007 года студенты-организаторы акции «Блевотный пикет» в Санкт-Петербурге в своём письме заявили, что намерены подать в суд на журналиста «Комсомольской правды» Артёма Скрябикова, поскольку посчитали изложенные его в репортаже обвинения организаторов пикета в работе конкурентов «Севзапмолока», продуктом которого отравились эти студенты, клеветой и фантазией журналиста. По мнению организаторов акции, Скрябиков не мог видеть в соседнем кафе некоего «солидного мужчину», который инструктировал студентов, поскольку, по их словам, в кафе сидели только студенты и поэтому журналист мог слушать разговор только через стекло кафе. Поэтому организаторы акции задались вопросом: «Этот журналист успешно отснял сам пикет, почему тогда он не снял на фото или видео того самого „солидного мужчину“ и сам процесс „инструктажа“?»[46]

В январе 2014 года «Лента.ру» отметила, что «газета перевела на русский язык шуточную новость про 37 человек, якобы погибших в Колорадо от передозировки марихуаны», которая была опубликована в блоге сатирических новостей The Daily Currant  (англ.). В новости рассказывалось о том, что после принятия в штате Колорадо закона о легализации марихуаны уже в первый день 2014 года от передозировки этим наркотиком в штате погибли 37 человек, среди которых The Daily Currant был назван 29-летний Джесси Пинкмана — «бывший продавец метамфетамина из Альбукерке, который недавно переехал в Булдер [город в Колорадо], чтобы открыть там легальный магазин по продаже марихуаны». «Лента.ру» отмечает, что «Джесси Пинкман — один из главных персонажей сериала „Во все тяжкие“, который по сюжету действительно производит и продаёт метамфетамин» и указывает, что «в заметке цитируется хирург Джек Шепард — персонаж сериала „Остаться в живых“», который «говорит в материале, что в больницы Колорадо поступают люди с гипоспадией (врождённый порок развития наружных половых органов у мужчин) и триметиламинурией (синдромом рыбного запаха)». Однако вскоре заметка была удалена. «Лента.ру» обращает внимание на то, что и The Daily Currant и «Комсомольская правда» в своей новости сослались на колорадскую газету The Rocky Mountain News  (англ.), которая действительно существовала до 2009 года[47].

«Meduza» отмечала, что в октябре 2016 года в разделе «Политика» был опубликован текст в колонке внештатного автора блогера Сергея Лелеки с подзаголовком «Наш колумнист — о шутках над техническим состоянием уникального авианосца», посвящённый походу российского авианосца «Адмирал Кузнецов» в Средиземное море. В нём, критикуя позицию Антона Носика и Сергея Пархоменко, был пассаж, что «если кто решил стать военным экспертом, то вылечить от этого смогут только в газовой камере». Вскоре текст колонки на сайте газеты и в фейсбуке Лелеки были отредактированы, а фрагмент — удалён, исправления были согласованы с автором[48].

Журналист и медиаобозреватель Игорь Яковенко назвал газету «одним из самых позорных явлений российской прессы», охарактеризовав редакцию как «инкубатор по выведению подонков». Критик обвинил издание в публикации заказных и клеветнических материалов, связав деградацию «Комсомолки» с деятельностью Владимира Сунгоркина[49].

16 сентября 2019 г. в «Комсомольской правде» появилась статья «Польша сделала всё, чтобы Сталин напал на неё через 17 дней после Гитлера»[50].

Статья «Порнуха вороной масти»

В пятничном отдельном выпуске газеты «Комсомольская правда» от 1994 года вышла статья «Порнуха вороной масти», посвящённая попытке режиссёров-любителей снять в августе того же года в Битцевском парке сцену из немецкого порнофильма «Екатерина», в которой Императрица совокупляется с жеребцом. В оригинальном фильме сцена полностью показана не была, поэтому режиссёры-любители решили снять то, что не было показано в оригинале. Статья имела большой общественный резонанс, и считается первой чисто бульварной статьёй в современной российской прессе, своеобразной вехой в становлении свободной прессы[51][52][53][54].

Статья вышла в отдельном, пятничном выпуске газеты в новом формате (так называемая «толстушка», из-за уменьшения формата, но увеличения числа страниц), который был выпущен, так как газета лишилась госдотаций в 1992 году и стала фактически нежизнеспособной[53]. По воспоминаниям Владимира Мамонтова, который руководил подготовкой к публикации этой статьи[54], её выпуск стал переломной вехой и в самом издательстве, где на тот момент боролись две группы редакторов: консерваторы, которые хотели сохранить направленность газеты, заняв денег у корпорации «Газпром», и новые редакторы, которые таким образом отстаивали гласность и свободу слова. По воспоминаниям Владимира Мамонтова новаторы в редакции газеты победили, и статья была опубликована[54]. Однако вскоре оказалось, что подобного рода публикации избыточны, и «Комсомольская правда» больше к таким темам и подобным публикациям не возвращалась. По оценке Мамонтова, эта публикация являлась «детской болезнью становления свободной прессы в отдельно взятой газете». Однако Ирина Добашина в статье «Феномен бульварной прессы», написанной по материалам личных бесед с бывшей колумнисткой «Большого города» Алёной Лыбченко и опубликованной в газете «Новый взгляд» в публикации «Феномен бульварной прессы» от 10 декабря 2009 года[53], считает, что эта статья и определила дальнейшую политику издания, обеспечивая высокие рейтинги «Комсомольской правды».

Оскорбление чувств верующих

7 октября 2002 года газета опубликовала статью «Московский монастырь оказался борделем». Пресс-служба московской общины францисканцев выступила с заявлением, в котором подвергла газету критике, заявив, что та, используя метод дутой сенсации, напечатала клевету на католиков-францисканцев[55]. 23 декабря 2002 года Большое жюри Союза журналистов России на своём заседании рассмотрело обращение настоятеля католического ордена францисканцев в России Г. Цероха. В своём решении в лице председательствующего, сопредседателя Большого Жюри М. А. Федотова жюри подняло вопрос журналистской этики издания[56]:

Заголовок статьи, её содержание, тональность, а также сопровождающий её коллаж не соответствуют реальному положению дел и создают у читателей превратное представление о данной религиозной организации и характере её деятельности. Хотя автору было известно, что в данной квартире не находится никакой религиозной общины, однако в статье неоднократно акцентируется внимание на том, что «любитель эротической экзотики может посетить монастырь и весело провести время в компании молоденьких „монашек“». В явном противоречии с реальностью автор пишет: «А это действительно что-то новенькое на рынке столичных сексуальных услуг». Построенная в таком духе статья представляет собой довольно типичный пример циничного конструирования псевдо-сенсационной публикации на основе произвольного истолкования тривиального квартирного спора. В результате получилась статья, откровенно оскорбляющая чувства верующих, что не делает чести такой массовой газете как «Комсомольская правда».

Политический коллаж

Заместитель главного редактора «Комсомольской правды» Леонид Захаров в № 125 от 26 августа 2008 года на 5-й странице с обличительными комментариями опубликовал фотографию Пола Маккартни, которому президент Украины Виктор Ющенко якобы подарил рубаху с надписью «Спасибо тебе, Боже, что я не москаль!»[57] Впоследствии украинский ЖЖ-блогер Игорь Бидан из Кременчуга выяснил, что подаренная рубаха была белой, а надпись добавлена в фотографию средствами редактора изображений[58]. Позже Захаров признал ошибку, удалил статью и опубликовал опровержение[59]. По мнению главного редактора газеты «Новый Днестровский курьер» Сергея Ильченко, «Сайт „Комсомольской правды“ вообще перенасыщен грубыми провокациями такого рода — он откровенно работает на конфронтацию между Украиной и Россией»[60].

Заказные публикации

В 2001 году журналисты газеты «Ведомости» Елена Евстигнеева, Сергей Рыбак со ссылкой на данные PR-агентства Promaco PR/CMA причислили «Комсомольскую правду» к числу 12 изданий, где за публикацию заказных статей (именуемых на журналистском жаргоне «джинсой») принимают денежное вознаграждение[61].

«Акт Магнитского»

14 декабря 2012 года в 16:00 по московскому времени главному редактору газеты «Комсомольская правда» Владимиру Сунгоркину пришло факсимильное сообщение из посольства США в РФ, согласно которому действие его визы аннулируется из-за подписания президентом Бараком Обамой закона Магнитского. Скан уведомления разместила у себя блоге в Твиттере главный редактор телеканала Russia Today Маргаритой Симоньян, а затем он был опубликован на сайте газеты[62].

Подлинность этого документа была сразу же поставлена под сомнение главным редактором радиостанции «Эхо Москвы» Алексеем Венедиктовым в своём блоге в Твиттере, так как указанный в письме вице-консул Алета Ковенски работает консулом США в Туркмении, а бланк, на котором написано уведомление, отличается от тех, которые обычно использует посольство США в РФ в своей переписке. Помимо этого, закон был подписан Бараком Обамой только в 21:00 по московскому времени, и за пять часов до этого не имел никакой значимости. Параллельно номер визы Сунгоркина, указанный в письме, отличался от подлинного[63].

Журналисты «Эха Москвы» связались с сотрудниками американского посольства, и те сообщили о том, что никаких писем Сунгоркину не отправляли. После этого заметка о визе Сунгоркина на сайте КП была удалена, ибо он оказался жертвой розыгрыша[64].

Статья Ульяны Скойбеды

13 мая 2013 года на сайте «КП» была опубликована статья Ульяны Скойбеды «Политик Леонид Гозман заявил: „Красивая форма — единственное отличие СМЕРШ от СС“». В ней колумнист прокомментировала пост Гозмана на сайте «Эха Москвы», в котором политик раскритиковал выход на телеэкраны сериала про контрразведывательные организации СМЕРШ. Скойбеда упомянула, что либералы начали активно обсуждать эту тему в интернете, называя НКВД «преступной террористической организацией» и ставя Сталина наравне с Гитлером[65].

Ульяна Скойбеда заявила, что либералы намеренно «переоценивают и оплёвывают всё, что связано с войной» и «ведут нас от Победы — к лузерству». Заканчивается статья журналистки словами: «А, знаете, ведь деятельность либералов, в таком случае — подрывная. Диверсионная. Что там спецслужбы-то наши? Не хотят вспомнить опыт СМЕРША?»[65].

Днём 15 мая фраза в подзаголовке «Порою жалеешь, что из предков сегодняшних либералов нацисты не наделали абажуров. Меньше бы было проблем» была заменена на «Либералы пересматривают историю, чтобы выбить у нашей страны почву из-под ног». Скриншот оригинального варианта сохранился в социальных сетях. Кроме того, фраза про «абажуры» выдаётся и в поиске на сайте «Комсомольской правды»[65].

Колонка вызвала скандал в интернет-сообществе. Писатель Борис Акунин отметил, что «вообще-то, по современным европейским нормам, это уголовная статья и запрет издания». Ранее статьи Скойбеды о писательнице Дине Рубиной и рестораторе Алексее Кабанове, убившем свою жену, также вызывали возмущение общественности[65].

16 мая Роскомнадзор вынес предупреждение газете «Комсомольская правда» за материал «Политик Леонид Гозман заявил: „Красивая форма — единственное отличие СМЕРШ от СС“», ибо там допущены высказывания, нарушающие требования Федерального закона «О средствах массовой информации» и Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»[66]. Вечером 18 мая на сайте КП Ульяна Скойбеда принесла извинения за свою статью, где признала, что «в полемическом запале допустила некорректное высказывание»[67].

Освещение украинских событий с 2014 года

По мнению Лениздат «Комсомольская правда» «в освещении российско-украинского конфликта придерживается пророссийской позиции, чему ярко свидетельствуют многочисленные материалы», а также пишет, что «заголовки других материалов говорят сами за себя»: «Киев начал карательную операцию против восставшего Славянска», «Карательную операцию Киева в Донбассе координируют США», «Украиной рулят девять уголовников и клиент психбольницы», «Люстрация — майдана иллюстрация»"[68]. 28 марта 2014 года на фоне аннексии Крыма Российской Федерацией и российско-украинской войны главный редактор газеты Владимир Сунгоркин в эфире программы «Особое мнение» на радиостанции «Эхо Москвы» заявил о том, что не готов предоставить в своём издании трибуну противникам Виктора Януковича и политики РФ, так как «мы защищаем национальные интересы»[69].

Старший редактор slon.ru Михаил Зеленский отмечал, что 22 апреля президент РФ Владимир Путин подписал указ о награждении более 300 сотрудников российских СМИ «за объективность при освещении событий в Крыму», который, однако, не был выложен в публичный доступ. Около ста наград получили сотрудники ВГТРК, более 60 — журналисты «Первого канала», по несколько десятков — представители НТВ, RT и Life News. Главный редактор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин получил орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени[70]. В эфире радиостанции «Эхо Москвы» он подтвердил факт получения награды, из его газеты награды также получили Дарья Асламова, Александр Коц и Дмитрий Стешин[71].

Сайт[править | править код]

По данным Amazon Alexa на июль 2021, сайт kp.ru является 30-м по популярности интернет-ресурсом в России[72].

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 НИЭ, 2003, с. 83.
  2. 1 2 Иванищева, 2015, с. 69.
  3. Anne Barnard. Raucous Russian Tabloids Thrive (англ.) // The New York Times : newspaper. — 2008. — 27 July. Архивировано 29 сентября 2017 года.
  4. https://www.kp.ru/putevoditel/interesnye-fakty/zhurnalisty-legendy-komsomolskoj-pravdy/
  5. The ISSN portal (англ.) — Paris: ISSN International Centre, 2005. — ISSN 0233-433X
  6. 1 2 3 Komsomolskaya Pravda Архивная копия от 24 июня 2019 на Wayback Machine // Encyclopædia Britannica
  7. 1 2 БСЭ, 1973, с. 602.
  8. Людмила Сёмина. О легендах «Комсомольской правды». https://www.kp.ru/. «ИД Комсомольская правда» (24 мая 2020). Дата обращения: 22 февраля 2023. Архивировано 14 февраля 2023 года.
  9. Ордена «Комсомольской правды». Дата обращения: 14 января 2012. Архивировано 18 октября 2011 года.
  10. 1 2 3 4 5 БСЭ, 1973.
  11. Правда, Радио Комсомольская Радио «Комсомольская правда». radiokp.ru. Дата обращения: 29 октября 2021. Архивировано 29 октября 2021 года.
  12. «Комсомольская правда запустила собственный телеканал». Дата обращения: 29 января 2012. Архивировано из оригинала 26 декабря 2014 года.
  13. 1 2 3 4 Ганичев, 1973.
  14. Комсомольская правда / Сёмина Л. М. // Киреев — Конго. — М. : Большая российская энциклопедия, 2009. — С. 716. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 14). — ISBN 978-5-85270-345-3.
  15. МЕМОРИАЛ: растрельные списки Коммунарки. old.memo.ru. Дата обращения: 19 марта 2022. Архивировано 29 марта 2022 года.
  16. «Комсомольская правда»: история и нынешний день газеты. РИА Новости (24 мая 2010). Дата обращения: 21 сентября 2010. Архивировано 11 февраля 2012 года.
  17. Андрей Мальгин. Щекочихин // «Эхо Москвы», 4.07.2013
  18. Анастасия Скорондаева. Как лечат душу синим цветом льда : Тридцать пять лет назад экспедиция Дмитрия Шпаро на лыжах покорила Северный полюс : [арх. 25 сентября 2022] : Интервью // Российская газета. — 2014. — № 123 (6395) (3 июня).
  19. Русская книга рекордов и достижений «Диво»: Периодика. Самые большие тиражи Архивная копия от 3 июня 2012 на Wayback Machine
  20. Евгений Додолев. Влад Листьев. Пристрастный реквием. — М.: Зебра Е, 2012. — С. 68. — 246 с. — ISBN 978-5-905629-27-3.
  21. ГАЗЕТА «НОВЫЙ ВЗГЛЯД». www.newlookmedia.ru. Дата обращения: 19 марта 2022. Архивировано 14 августа 2021 года.
  22. Шеромова А. В Петербурге и Москве обсудили развитие индустрии // Санкт-Петербургские ведомости. — 2022. — 8 дек. Дата обращения: 11 февраля 2023. Архивировано 11 февраля 2023 года.
  23. A. V. Shavrin, A. V. Anistschenko. A new species of the genus Boreaphilus Sahlberg, 1832 (Coleoptera: Staphylinidae: Coryphiini) from the mountains of South Siberia (англ.) // Russian Entomological Journal. — KMK Scientific Press, 2000. — Vol. 9, no. 2. — P. 127—129. — ISSN 0132-8069. Архивировано 17 августа 2012 года.
  24. НИЭ, 2003, с. 84.
  25. "Десять жизней анархиста Петрова. История активиста из России, который воевал за Украину и погиб под Бахмутом". Медиазона. 2023-06-02. Архивировано из оригинала 5 июня 2023. Дата обращения: 5 июня 2023.
  26. Архивированная копия. Дата обращения: 27 января 2015. Архивировано 3 июля 2013 года.
  27. Seung Ho Park, Nan Zhou, Gerardo Ungson. “Rough Diamonds”: Four Cs for Sustaining High Performance in BRICs (англ.). SKOLKOVO business school – Ernst & Young Institute for Emerging Markets Studies (22 июня 2012). — A Report Prepared for the 2012 St. Petersburg International Economic Forum. Дата обращения: 26 марта 2022. Архивировано 24 января 2022 года.
  28. На сайте «КП» новостник разместил тексты против войны. Их уже удалили // Радио Свобода, 11.02.2023 / Архивная копия от 11 февраля 2023 на Wayback Machine
  29. Журналісту «КП у Беларусі» Генадзю Мажэйку прад'явілі абвінавачванне па крымінальных артыкулах (белор.). Белорусская ассоциация журналистов (11 октября 2021). Дата обращения: 31 октября 2021. Архивировано 31 октября 2021 года.
  30. 1 2 В Кремле прокомментировали блокировку «Комсомолки»: Это нарушение принципа свободы СМИ. ZERKALO.IO (1 октября 2021). Дата обращения: 31 октября 2021. Архивировано 31 октября 2021 года.
  31. Кремль не протестует против закрытия "Комсомольской правды" в Беларуси. Это странно или логично? Русская служба Би-би-си (6 октября 2021). Дата обращения: 6 октября 2021. Архивировано 6 октября 2021 года.
  32. Гункель, Елена "Комсомольская правда" закрывает представительство в Беларуси. Deutsche Welle (5 октября 2021). Дата обращения: 31 октября 2021. Архивировано 31 октября 2021 года.
  33. Основной владелец «Комсомольской правды» раскрыл своё имя. AdIndex (9 января 2017). Дата обращения: 4 мая 2018. Архивировано 4 мая 2022 года.
  34. Русские издания за рубежом (недоступная ссылка)
  35. У "Известий" самый большой тираж среди качественных газет. Известия (4 декабря 2004). Дата обращения: 19 марта 2022. Архивировано 19 марта 2022 года.
  36. Радио «Комсомольская правда» победило в конкурсе «СМИротворец-2014». Дата обращения: 15 сентября 2015. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года.
  37. AWARDS ❤ Каталог зарубежных онлайн радиостанций. Новинки ❤ Ноябрь 2020. Дата обращения: 3 июня 2014. Архивировано 10 сентября 2015 года.
  38. Кто рулит «мировым правительством» Архивная копия от 18 марта 2011 на Wayback Machine // KP.RU
  39. АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА". Война и санкции. Дата обращения: 22 сентября 2023.
  40. "Канада ввела санкции против МГИМО, ВШЭ, "Юнармии" и клуба "Валдай"". Радио Свобода. 2023-09-22. Дата обращения: 22 сентября 2023.
  41. Канада ввела санкции против МГИМО, «Юнармии» и любимой газеты Путина. Русская служба The Moscow Times (22 сентября 2023). Дата обращения: 22 сентября 2023.
  42. Canada, Global Affairs Sanctions – Russian invasion of Ukraine. GAC (4 февраля 2022). Дата обращения: 22 сентября 2023.
  43. «Царьград» и «Комсомольская правда» перестали получать миллионы просмотров из ленты рекомендаций Google Discover. Медиазона (20 ноября 2023). Дата обращения: 29 ноября 2023. Архивировано 24 ноября 2023 года.
  44. Тулупов, 2001, с. 41.
  45. Алексей Венедиктов. Народ против «жёлтой» прессы. // Эхо Москвы (19 мая 2009). Архивировано 23 мая 2009 года.
  46. Организаторы Блевотного пикета намерены подать в суд на «Комсомолку» // Лениздат.ру, 24.12.2007. Архивная копия от 14 февраля 2017 на Wayback Machine
  47. «КП» поверила в шуточную новость про смерть от марихуаны // Лента.ру, 13.01.2014. Архивная копия от 13 января 2014 на Wayback Machine
  48. «Комсомольская правда» удалила из колонки фразу про «лечение в газовой камере» // Meduza, 24.10.2016. Архивная копия от 25 октября 2016 на Wayback Machine
  49. Игорь Яковенко. Человек, 20 лет топящий мир в дерьме. // Новая хроника текущих событий (29 мая 2017). Дата обращения: 30 июля 2017. Архивировано 30 июля 2017 года.
  50. Эдвард Чесноков. Польша сделала всё, чтобы Сталин напал на неё через 17 дней после Гитлера. // Комсомольская правда (16 сентября 2019). Дата обращения: 23 сентября 2019. Архивировано 23 сентября 2019 года.
  51. Лагутина О. В. Массовая, «Жёлтая», бульварная пресса. К вопросу разграничения понятий : [арх. 9 марта 2016] // Известия ЮЗГУ. — 2013. — № 2. — С. 7—15. — (Серия «Лингвистика и педагогика»). — ISSN 2223-151X.
  52. Мила Кузина. «Порнуха вороной масти». // Газета.ру. Дата обращения: 1 июля 2014. Архивировано 14 июля 2014 года.
  53. 1 2 3 Ира Добашина. Феномен бульварной прессы // Новый Взгляд. — 2009. — 10 декабря (№ 11). Архивировано 14 июля 2014 года.
  54. 1 2 3 Владимир Мамонтов, Марина Сафонова. «Порнуха вороной масти». // Комсомольская правда (6 марта 2003). Дата обращения: 1 июля 2014. Архивировано 14 марта 2003 года.
  55. «Комсомольская правда» опубликовала скандальную статью «Московский монастырь оказался борделем». Дата обращения: 18 февраля 2009. Архивировано из оригинала 13 февраля 2009 года.
  56. Решение Большого жюри Союза Журналистов России № 24 от 23 декабря 2002 года «Об обращении настоятеля Католического ордена Францисканцев в России Г. Цероха в связи с передачей „Человек и закон“, подготовленной телекомпанией „Останкино“ и вышедшей в эфире „Первого канала“ 11.10.2002 г., и публикацией „Московский монастырь оказался борделем“ в газете „Комсомольская правда“ от 07.10.2002 г.»
  57. См. копию статьи: Николай Пидступный. Ложь «Комсомольской правды»? Фотофакт // Высокий вал, 29.08.2008. Архивная копия от 30 июля 2012 на Wayback Machine
  58. * Ещё о правдивых кремлёвских СМИ
  59. Леонид Захаров. «Рубаха-битл»: как это было // Комсомольская правда, 29.08.2008. Архивная копия от 9 сентября 2008 на Wayback Machine
  60. Сергей Ильченко. Обыкновенные PRoвокаторы // Лента ПМР, 28.08.2008. Архивная копия от 14 мая 2012 на Wayback Machine
  61. Елена Евстигнеева, Сергей Рыбак. Донкихоты от PR. // Ведомости (26 февраля 2001). Дата обращения: 8 декабря 2015. Архивировано 8 марта 2016 года.
  62. Главред «Комсомолки» заявил о приостановке его визы из-за «закона Магнитского»// Lenta.ru, 15.12.2012. Архивная копия от 16 декабря 2012 на Wayback Machine
  63. Главред «Комсомольской правды» стал жертвой розыгрыша // Эхо Москвы Архивная копия от 17 декабря 2012 на Wayback Machine
  64. Письмо главреду «Комсомолки» от посольства США оказалось подделкой // Lenta.ru, 15.12.2012. Архивная копия от 16 декабря 2012 на Wayback Machine
  65. 1 2 3 4 «Комсомольская правда» удалила пассаж про абажуры из либералов // Лента.ру, 15.05.2013. Архивная копия от 7 июня 2013 на Wayback Machine
  66. Роскомнадзор вынес предупреждение «Комсомолке» // Лента.ру, 15.05.2013. Архивная копия от 7 июня 2013 на Wayback Machine
  67. Ульяна Скойбеда: «Я всегда буду защищать нашу Победу, но за „абажуры“ приношу извинения» // Комсомольская правда Архивная копия от 21 мая 2013 на Wayback Machine
  68. «Комсомолка» удалила статью о похищении своей журналистки // Лениздат.ру, 28.04.2014. Архивная копия от 3 декабря 2020 на Wayback Machine
  69. Особое мнение. Владимир Сунгоркин. // Эхо Москвы, 28.03.2014. Дата обращения: 29 марта 2014. Архивировано 29 марта 2014 года.
  70. Путин наградил 300 журналистов «за объективность при освещении событий в Крыму» // Slon.ru, 05.05.2014. Архивная копия от 22 февраля 2016 на Wayback Machine
  71. Существует ли объективность СМИ в условиях войны? // Эхо Москвы, 07.05.2014. Архивная копия от 17 мая 2014 на Wayback Machine
  72. kp.ru Competitive Analysis, Marketing Mix and Traffic - Alexa. www.alexa.com. Дата обращения: 13 июля 2021. Архивировано 13 июля 2021 года.

Литература[править | править код]

Ссылки[править | править код]