Корона Мономаха

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Monomacho's crown - circa 1042 Budapest.JPG
Корона Константина IX Мономаха. 1042—1050
золото, перегородчатая эмаль
Венгерский национальный музей, Будапешт

Корона Константина IX Мономаха (венг. Monomakhosz-korona) — корона из золотых пластин, украшенных изображениями в технике перегородчатой эмали, созданная между 1042—1050 годами по заказу византийского императора Константина IX Мономаха. Найдена в 1860 году при вспашке земли в деревне Иванка-при-Нитре недалеко от города Нитра в Венгрии (ныне Словакия). В настоящее время хранится в Венгерском национальном музее в Будапеште[1].

По одной из гипотез, корона была подарена императором Константином венгерскому королю Андрашу I ко дню коронации его и его супруги Анастасии, дочери Ярослава Мудрого[2]. Неясно, предназначалась ли она для самого Андрея или для Анастасии. Предполагалось, что затем корона была зарыта королём Шаламоном во время междоусобной войны.

Танцовщица

Корона состоит из семи пластин с закруглённым верхом, которые украшены изображениями императора Константина Мономаха (центральная пластина), императриц Зои (левая от центра) и Феодоры (правая от центра), аллегорий Правды и Смиренья и двух танцовщиц. Изображения обрамляет растительный орнамент с птицами, имеющий сходство с произведениями исламского искусства[2]. Особенно влияние исламских памятников заметно в изображениях танцовщиц, схожих с образами из стенной росписи дворца халифа в Самарре (836—839 гг.), на фатимидской резной кости (X век) и фреске потолка Палатинской капеллы в Палермо[3].

Отмечалась необычность светского изображения танцовщиц для такого сакрального объекта, как корона. Выдвигалась гипотеза, что танцовщицы в нимбах символизируют «хор граций», восхваляющих добродетели царя в византийской риторике. Её диаметр — 22 сантиметра, очень небольшой, даже если предположить, что это женская корона. Греческий язык надписей на короне изобилует ошибками, а грубая обработка поверхности отличает её от византийской ювелирной продукции. На основании лингвистических и искусствоведческих критериев в 1994 году греческий византинист Николас Икономидис предположил, что корона — подделка XIX века[4]. В 2009 году Тимоти Доусон предположил, что артефакт подлинный, но является не короной, а церемониальными поручами — знаком отличия для полководца, надеваемым на руку. Предполагаемым владельцем награды мог быть Стефан Пергамос, евнух и полководец Константина IX, одержавший победу над мятежниками в 1043 году. Спешка при изготовлении предмета и могла быть причиной грубости обработки и ошибок в языке.

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. Даркевич В. П. Светское искусство Византии. — М.: Искусство, 1975. — С. 177.
  2. 1 2 Лихачёва В. Д. Искусство Византии IV—XV веков. — Л., 1981. — С. 192.
  3. Даркевич В. П. Светское искусство Византии. — М.: Искусство, 1975. — С. 178.
  4. Nicolas Oikonomidès: La couronne dite de Constantin Monomaque, Travaux et Mémoires, Centre de Recherche d’Histoire et Civilisation de Byzance, 12 (1994) S. 241—262, 8

Литература[править | править код]

  • Timothy Dawson The Monomachos Crown: Towards a Resolution // BYZANTINA ΣΥΜΜΕΙΚΤΑ. — 2009. — № 19. — С. 183—193.
  • Iwan Bach, Sándor Mihalik: Problematik der Rekonstruktion der Monomachos-Krone, Acta historiae artium, IX, Budapest 1963, S. 513—514.
  • Magda von Bárány-Oberschall: Konstantinos Monomachos császár koronája. The Crown of the Emperor Constantine Monomachos. Budapest 1937
  • Etele Kiss: The State of Research into the Monomachos Crown and Some Further Thoughts. In: Olenka Z. Pevny (Hrsg.): Perceptions of Byzantium and Its Neighbours (843—1261). New York 2000, ISBN 0-300-08929-5
  • Etele Kiss: Új eredmények a Monomachus-korona kutatásában? In: Folia Archeologica XLVI, Budapest 1997, S. 125—162
  • Nicolas Oikonomidès: La couronne dite de Constantin Monomaque, Travaux et Mémoires, Centre de Recherche d’Histoire et Civilisation de Byzance, 12 (1994) S. 241—262, 8
  • Klaus Wessel: Die byzantinische Emailkunst: Vom 5. bis 13. Jahrhundert. Beiträge zur Kunst des christlichen Ostens. Band 4. Bongers, Recklinghausen 1967, S. 98-106.