Международное телерадиовещание

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «Международное радиовещание»)
Перейти к: навигация, поиск

Международное телерадиовещаниетелерадиовещание, нацеленное на аудиторию в иностранных государствах. Для достижения слушателей иновещание использует длинноволновое, средневолоновое или коротковолновое радио, а в последние десятилетия также прямое спутниковое и интернет-вещание.

Целями международного радиовещания могут быть пропаганда, в том числе религиозная, поддержка контактов с жителями колоний или экспатриантами, просветительская деятельность, поддержка коммерческих связей, национального престижа, содействие туризму и дружбе между странами. Службы иновещания начали появляться в 1920-х годах.

Цели международного радиовещания[править | править вики-текст]

У одной страны есть несколько причин обратиться к аудитории других стран. Ниже перечислены некоторые из них.

Одна из самых очевидных целей — пропаганда. Многие станции, которые находятся в собственности правительства, создают положительный образ своей страны, что может способствовать деловым инвестициям и/или туризму. Другие вещатели борются с негативным изображением государства, которое создают другие правительства или находящиеся внутри страны диссиденты и повстанцы. Например, такой цели служило Radio RSA (англ.) во времена апартеида. Некоторые передачи иновещания имели своей целью распространение государственной идеологии, например, программа «Каков коммунизм?» на «Московском радио» с 1960-х до 1980-х годов.

Другие причины включают радиовещательные новости, которые могли бы быть подвергнуты цензуре, или, по крайней мере, не пользующиеся большим интересом внутри страны. Всемирная Служба БиБиСи и «Голос Америки» подчеркнули трансляции новостей. В дополнение к этим услугам, во время советского доминирования в Восточной Европе, американская радиостанция «Свободная Европа» создала свою внутреннюю службу «за железным занавесом».

Помимо идеологических причин, многими станциями управляют религиозные дикторы, и эти станции используются, чтобы обеспечить религиозное образование, религиозную музыку, или программы обслуживания вероисповедания. Например, Радио Ватикана, созданное в 1931, передает такие программы. Другие станции, например, HCJB и Трансмировое Радио занимаются проповедованием евангелизма.

Станции также вещают международным зрителям по культурным причинам. Часто у станции есть официальный мандат[неизвестный термин], поддерживающий контакт экспатриантов с родной страной. По этой причине много дикторов часто передают свои национальные внутренние сообщения[неизвестный термин] на короткую волну. Другие причины включают преподавания иностранного языка, такие как испанский класс радио Испании или «Голоса Америки» и их Специальный английский Special English. В случае крупных вещательных компаний, таких как Всемирная Служба БиБиСи или Радио Австралии, есть место и для просветительскго вещания.

Аудитория[править | править вики-текст]

Международные телекомпании могут иметь технические средства для достижения зарубежной аудитории, но пока зарубежная аудитория не находит поводов прослушать ту или иную программу, и эффективность и востребованность телекомпании стоит под вопросом. Одни из частых иностранных слушателей — это экспатрианты, которые желали бы, но не могут слушать радио или смотреть телевизионные программы из дома. Другая частая аудитория — радиолюбители, увлечённые своим хобби, которые пытаются слушать так много станций, насколько возможно. Третья аудитория состоит из журналистов, правительственных чиновников, а также субъектов, которые оказывают несоразмерное воздействие на иностранные государства или экономическую политику.

В-четвёртых, состоит из офицеров разведки и агентов, которые контролируют радиопередачи и для открыто-исходных подсказок разведки к политике радиовещательного государства и для скрытых сообщений иностранным агентам, действующим в стране получения.

Без этой четвёртой категории зрителей международные дикторы оказываются перед трудностью в получении финансирования. В 2001, например, BBC World Service прекращало передачу коротковолновых передач в Северной Америке, и другие международные компании, такие как Радио YLE Финляндия, прекратили трансляцию некоторых иноязычных программ.

История[править | править вики-текст]

Становление вещания на коротких волнах (1929 - 1939)[править | править вики-текст]

В самом конце 1920-х — 1930-е гг. возникают первые международные коротковолновые радиостанции — немецкий Weltrundfunksender и советское Радио Москва (1929 год), итальянская Radio Rome (1 июля 1930 года), французская Poste colonial (6 мая 1931 года), британская BBC Empire Service (19 декабря 1932 года). Страны Восточной, Южной, Северной Европы и Бенилюкса международные радиостанции запустили в 1930-е — 1940-е годы — Радио Бельгия Международное в 1934 году, Международное швейцарское радио в 1935 году, Радио Польша, Радио Болгария, Радио Югославия, Радио Прага (Чехословакия), Радио Португалия в 1936 году, Радио Будапешт, Радио Бухарест, Радио Швеция в 1938 году, Радио Финляндия в 1939 году, Radio Exterior (Испания) в 1942 году, Голос Греции в 1947 году, Международное радио Нидерландов в 1947 году. Первые в мире иноязычные радиостанции были запущены в середине и конце 1930-х гг. (исключением являлось советское Радио Москва являвшееся изначально иноязычным) — немецкая Deutsche Kurzwellesender (1934 год) французская Paris Mondial, BBC Overseas Service (1938 год), американская Voice of America (1942 год).

Коротковолновое радиовещание в период Второй мировой войны (1939 - 1945)[править | править вики-текст]

В 1937 году КПГ и её симпатизанты из Испании на коротких волнах запустил радиостанцию Deutscher Freiheitssender 29,8 ("Немецкое Радио Свобода 29,8"), в 1939 году после поражения республиканской армии в испанской гражданской войне прекратила вещание. В 1939 году после начала Второй мировой войны RN на коротких волнах запустил немецкоязычную радиостанцию Deutscher Freiheitssender, а RRG - франкоязычную радиостанцию Radio Humanité, в 1940 году после оккупации Франции Германией обе прекратили своё вещание, из Великобритании французское сопротивление запустила Sender Bir Hakeim в направлении Германии и Radio Londres в направлении Франции в противовес радиостанции немецкой оккупационной администрации Radio Paris и радиостанции коллаборационистов Radio National. В 1941 году после нападения Германии на СССР КПГ и её симпатизанты из СССР запустили радиостанцию Geisterstimme ("Голос Духа"), в 1944 году она была заменена Sender Freies Deutschland ("Радио Свободная Германия").

Коротковолновое радиовещание в период Холодной войны (1945 - 1991)[править | править вики-текст]

В следствие того что в 1946-1949 гг. PR, CSRo, MR, SRR и Радио София оказались под контролем коммунистических партий и (или) их симпатизантов некоммунистические партии под крышей США из западных земель Германии запустили 4 июля 1950 года на коротких волнах RFE (Radio Free Europe - "Радио Свободная Европа"), 1 марта 1953 года русская эмиграция - Радио Освобождение (с 1959 года RL (Radio Liberty - "Радио Свобода")), в 1976 году они объединились в RFE/RL. В ответ на это советские прокоммунистические организации под крышей Гостелерадио СССР в 1964 году на коротких волнах запустили радиостанцию Мир и прогресс. 19 августа 1956 года на средних волнах из восточно-немецких земель была запущена прокоммунистическая радиостанция Deutscher Freiheitssender 904, в мае 1959 года на коротких волнах - Radio Berlin International, 30 сентября 1971 года Deutscher Freiheitssender 904 прекратила вещание. В середине 1980-х гг. возникли первые международные спутниковое информационные телеканалы франкоязычный франко-швейцарско-бельгийско-канадский государственный TV5 Monde (2 июня 1984 года), американский частный CNN International (1 сентября 1985 года технически он стал первым 24-часовым международным телеканалом новостей, поскольку он стал доступным в Канаде вскоре после запуска), британский государственный BBC World Service Television (11 марта 1991 года, BBC рассматривала создание глобального телевизионного новостного канала ещё в далеком 1975-м году, но оставило идею по внутренним причинам), немецкий англо-немецко государственный DW-TV (1 апреля 1992 года).

Иновещание в 1990-2000-е[править | править вики-текст]

В конце 1980-х и 1990-х гг., начале и середине 2000-х гг. происходит запуск международных государственных телеканалов для эмигрантов и туристов стран Южной и Восточной Европы — испанский TVE Internacional (1 декабря 1989 года), сербский РТС Сателит (14 мая 1991 года), итальянский Rai Italia (1 января 1992 года), португальский RTP International (10 июня 1992 года), польский TVP Polonia (24 октября 1992 года), румынский TVRi (1995), греческий ERT World (1996), болгарский БНТ Свят (2 мая 1999 года), венгерский Duna World (2006).

После объединения Германии и распада Чехословакии, Югославии и СССР и федерализации Бельгии возникло несколько новых международных радиостанций — Международное радио Словакии (в 1993 году), Голос Хорватии (в 2003 году) и RTBF International (в 2004 году), восточно-немецкая Radio Berlin International прекратила вещание. Польская, чехословацкая, венгерская и болгарская службы VOA, RFE/RL, DW, BBC Radio Service, RFI прекратили вещание.

В 1990-е гг. были запущены спутниковые развлекательные телеканалы французский France Supervision в 1992 году и британский BBC Prime в 1995 году, в начале 2000-х гг. — спутниковые "кулинарные" телеканалы — французский Gourmet TV в 2001 году и британский BBC Food в 2002 году, но во второй половине 2000-х гг. они были закрыты.

В 2000-е гг. возникают международные государственные спутниковые иноязычные информационные телеканалы — китайский CCTV International (25 сентября 2000 года), немецкий DW Arabia (2002), российский RT (10 декабря 2005 года), France 24 English (6 декабря 2006 года) France 24 Arabic (2 апреля 2007 года), российский Русия аль-Яум (4 мая 2007 года), китайский CCTV-Español (1 октября 2007 года), британский BBC Arabic Television (11 марта 2008 года), британский BBC Persian Television (14 января 2009 года), китайский CCTV Arabic (25 июля 2009 года), российский RT Español (28 декабря 2009 года), немецкий DW Latinoamérica (6 февраля 2012 года).

Сворачивание аналогового вещания (с 2007 года)[править | править вики-текст]

В предыдущие десятилетия коротковолновые (а иногда и мощные средневолновые) передачи рассматривались как основной (а часто и единственный) способ, посредством которого вещатель может достичь международной аудитории. В последние годы распространение таких технологий, как спутниковое телевидение, Интернет, а также ретрансляция программ в СВ- и УКВ-диапазонах в целевых странах привело к тому, что это так, как раньше, не обязательно. В 2004 году своё иноязычное аудиовещание свернула Швейцария (на коротких волнах прекратила вещание в 2001 году), в 2006 году иновещание свернула Финляндия, 2007 году было полностью закрыто иновещание Италии и Венгрии, в том же году вещание на коротких волнах прекратило Международное радио Нидерландов (вскоре свернула аудиовещание, оставив только несколько иноязычных сайто), Радио Швеции в 2010 году, Радио Прага и Международное радио Словакии в 2011 году свернули вещание на коротких волнах, Радио Болгария в 2012 году, Радио Польша в 2013 году, Голос Хорватии и Radio Exterior в 2014 году, в 2015 году — Радио Сербии. Вещание VOA, BBC, DW и RFI в направлении Восточной Европы (кроме России) было прекращено, вещание этих радиостанций в направлении России, арабских стран, Латинской Америки и Бразилии было сохранено через спутниковое телевидение и Интернет, вещание в направлении Африки и Передней Азии было сохранено на коротких волнах.

В 2010-е гг. возникают международные государственные спутниковые документальные телеканалы — китайский CCTV-9 Documentary 1 января 2011 года, российский Russia Today Documentary 23 июня 2011 года, британский BBC Eart 1 февраля 2015 года, французский TV5 Monde Style HD 8 апреля 2015 года, а также международные развлекательные телеканалы — французский Tivi5 Monde 27 января 2012 года и британские BBC Brit 1 февраля 2014 годв и BBC First 3 августа 2014 года.

Средства достижения аудитории[править | править вики-текст]

У международного вещателя есть несколько путей достижения иностранной аудитории:

  • Если иностранная аудитория находится недалеко от вещателя, мощные длинноволновые и средневолновые станции могут обеспечить надежный охват.
  • Если иностранная аудитория находится на расстоянии более чем в 1000 километров от передатчика, используется коротковолновое радио, но прохождение сигнала может быть затруднено неблагоприятными солнечными/геомагнитными условиями.
  • Международный вещатель может использовать местный коротковолновый передатчик как ретрансляционную станцию.
  • Программы, подготовленные международным вещателем, могут ретранслироваться местными теле- и радиостанциями.
  • Соседние государства, такие как Израиль и Иордания, могут транслировать передачи друг друга.

Крупные вещатели, такие как Би-би-си, RFI или Deutsche Welle, могут использовать все вышеупомянутые методы. Несколько международных вещателей, таких как Швейцарское Международное радио, отказались от вещания на коротких волнах в целом, опираясь только на интернет-вещание. Другие, такие как BBC World Service, отказались от коротковолновых передач в отдельных регионах, опираясь на местные радиостанции, спутниковое и интернет-вещание.

Трансляция на длинных и средних волнах[править | править вики-текст]

Большинство радиоприемников в мире принимает средневолновую частоту (530 кГц к 1710 кГц), которая ночью способна к надежному приему от 150-и до 2500-километрового расстояния от передатчика. Средневолновая частота активно используется во всем мире по международному радиовещанию на официальной и неофициальной основе.

Кроме того, много приемников, используемых в Европе и России, могут получить длинноволновый вещательный диапазон (150—280 кГц), который обеспечивает надежные дальние коммуникации по континентальным расстояниям.

Трансляция на коротких волнах[править | править вики-текст]

Все другие приёмники способны принимать КВ радиостанции на частотах (2000 — 30 000 кГц или 2 к 30 МГц). В зависимости от времени дня, сезона года, облачности и геомагнитной области Земли, сигнал мог бы достигнуть всего мира. Международные станции, в общем, используют специальные направленные антенны, чтобы нацелить сигнал к намеченной аудитории и увеличить эффективную мощность в том направлении.Выходная мощность передатчика увеличивалась с 1920-х годов. Более высокая мощность передатчика действительно гарантирует лучший приём в целевой области. Также в большинстве случаев компенсирует воздействие помех. Использование таких антенн для международного радиовещания началось в середине 1930-х и стало распространённым к 1950-м. С помощью этих антенн сегодня станции могут иметь до десятков миллионов ватт мощности.

  • 1950-е: 100 кВт
  • 1960-е: 200 кВт, в начале 1960-х (2 x 100 кВт, «побратимы»)
  • 1970-е: 300 кВт, но много передатчиков на 250 кВт проданы
  • 1980-е: 500 кВт иногда передатчики были "удвоены", чтобы произвести продукцию на 1000 киловатт
  • 1980-х годов по настоящее время: 600 кВт, 1200 кВт.

До недавнего времени на коротких волнах вещали такие международные государственные радиостанции как VOA, DW, BBC World Service, RFI, Radio Rome, Radio Sweden, Radio Exterior, Radio Portugal, Голос Греции, Radio Poland, Radio Praha, Radio Budapest, Radio Romania International, Radio Bulgaria, Голос Хорватии, Radio Jugoslavia, Radio Tirana 3, Голос России в настоящий момент на коротких волнах вещает Radio Romania International, Голос Турции, Голос Кореи, RTI, CRI, KBS World Radio, NHK World Radio Japan, AIR External Service, VOV6, а также африканские и афганские редакции VOA, BBC, DW и RFI.

Ретрансляция международных радиостанций в стране-адресанте[править | править вики-текст]

Ретрансляция международных радиостанций в стране-адресанте может осуществляться либо через проводное аудиовещание (как через отдельные сети, так и совместно с проводным (кабельным) телевидением и проводным интернетом), либо через беспроводное аудиовещание ближнего приёма (через FM, совместно с беспроводным (эфирным) телевидением и беспроводным (LTE) Интернетом, а также через AM маломощных передатчиков).

Проводная ретрансляция[править | править вики-текст]

В Швейцарии и Нидерландах в период существования проводного радиовещания существовали отдельные программы (проводные радиостанции) ретранслировавшие иностранные радиопередачи. Кроме того в настоящий момент через проводной интернет доступны практически все международные радиостанции.

Беспроводная ретрансляция ближнего приёма[править | править вики-текст]

В Кабо-Веде и Мозамбике ретранслируется радиостанция RDP Africa и RFI Portuguesse португальской государственной телерадиокомпании RDP и французской государственной телерадиокомпании France Medias Monde, в Сенегале, Кот'д-Ивуаре, Камеруне, Габоне, обеих Конго — радиостанции RFI Afrique и BBC Afrique — французской государственной телерадиокомпании France Medias Monde и британской государственной телерадиокомпании BBC соответственно, в одном из Конго также — радиостанция RTBF International бельгийской государственной телерадиокомпании RTBF, в Гане, Намибии, Замбии, Уганде, Кении — радиостанции BBC World Service и RFI English британской государственной телерадиокомпании BBC и французской государственной телерадиокомпании France Medias Monde, в Румынии и Молдове — радиостанция RFI Roumanie французской государственной телерадиокомпании France Medias Monde, а в Молдове также радиостанция Radio Chișinău румынской государственной радиокомпании SRR.

Телевидение[править | править вики-текст]

Международное спутниковое телевидение[править | править вики-текст]

Через спутниковое телевидение в данный момент вещают такие международные государственные телеканалы общей тематики как Rai Italia, SVT World, TVE International, RTP International, ERT World, TVP Polonia, Duna World, TVR International, БНТ World, РТС Сателлит, МРТ Сат, ТВЦГ Сат, CCTV 4, VTV 4, NHK World, DD International (в направлении всех стран), Белсат (в направлении Белоруссии), международные государственные радиостанции общей тематики BBC World Service, RFI Monde, RDP International, Duna World Radio, Голос Греции, VOA Global, CRI Global (в направлении всех стран), Восточноевропейская волна Польского радио (в направлении Белоруссии), международные государственные информационные телеканалы VOA TV, DW TV, BBC World News, France 24 English, RT International (в направлении всех стран), DW Latinoamerica, RT Espanol, CCTV E (в направлении стран Латинской Америки), DW Arabia, BBC Arabic Television, France 24 Arabic, RT Arabic, Euronews Arabic, CCTV Arabic (в направлении арабских стран), BBC Persian Television, Euronews Persian (в направлении Ирана), международные государственные образовательные телеканалы RT Doc, CCTV Documentary. Несмотря на большое количество международных телевизионных каналов новостей и информации, вещающих круглосуточно, телевизионный процент от зрителей остается все ещё довольно маленьким, и его можно сравнить с числом радиослушателей.

Ретрансляция международных телеканалов в стране-адресанте[править | править вики-текст]

Ретрансляция международных телеканалов в стране-адресанте может осуществляться либо через проводное (кабельное) телевидение, либо через беспроводное (эфирное) телевидение. Так в Молдавии через несколько частных сетей кабельного телевидения ретранслируется телеканал TVR Moldova румынской государственной телекомпании TVR. Во франкоязычных странах странах Африки через кабельное телевидение ретранслируются телеканалы TV5 Monde Afrique, в португалоязычных - RTP Africa. В Швеции через беспроводное телевидение ретранслировался телеканал TV Finland финской государственной телерадиокомпанией Yle, в Финляндии телеканал TV4 шведской государственной телекомпании SVT. В Болгарии в прошлом через эфирное телевидение ретранслировались телеканал TV5 Monde Europe и 1 канал франко-бельгийско-швейцарско-канадской государственной телекомпании TV5 Monde и Российской государственной телерадиокомпании "Останкино" соответственно. Также во многих странах такие международные информационные телеканалы как DW TV, BBC World News, France 24 и другие могут ретранслироваться через проводное (кабельное) телевидение, а в некоторых странах также и через беспроводное - так в Греции в 2008 - 2013 гг. ретранслировались DW TV, BBC World News и TV5 Monde.

Видеосайты[править | править вики-текст]

Многие международные телевизионные компании (так же как внутренние) создали учётные записи на видеосайтах, например YouTube, чтобы позволить своим новостям и информации распространяться в мировых масштабах. Число посетителей таких сайтов могут казаться огромными. Cable, TVRO и земные телевизионные компании вероятно привлекают в 100—1000 раз больше зрителей, чем по аналоговому вещанию, за счёт их международного вещания.

Международные вещатели, известные поддержкой своих собственных видеосайтов:

Вещание в СССР[править | править вики-текст]

Союзное:

  • 5-я программа Всесоюзного радио

Зарубежное:

Вещание в РФ[править | править вики-текст]

См. также[править | править вики-текст]

Источники[править | править вики-текст]

  • Graef, Robert. Bicycling to Amersfoort: A World War II Memoir. 2005, iUniverse. ISBN 0-595-34621-9
  • Horwitz, Robert Britt. Communication and Democratic Reform in South Africa. 2001, Cambridge University Press ISBN 0-521-79166-9.
  • Hughes, Matthew, and Chris Mann. Inside Hitler's Germany: Life Under the Third Reich. 2002, Brassey's. ISBN 1-57488-503-0
  • Levillain, Philippe. The Papacy: An Encyclopedia. Translated by John O'Malley. Routledge, 2002. ISBN 0-415-92228-3
  • Martin, Bradley K. Under the Loving Care of the Fatherly Leader: North Korea and the Kim Dynasty. 2006, Macmillan. ISBN 0-312-32221-6
  • Wood, James. History of International Broadcasting. 2000, IET. ISBN 0-85296-920-1

Ссылки[править | править вики-текст]

Примечания[править | править вики-текст]