Момент истины (телепрограмма)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Момент истины
Логотип программы Момент истины.png
Заставка программы «Момент истины» с 2011 года
Жанр

Авторская программа, ток-шоу

Автор(ы)

Андрей Караулов

Директор(ы)

Олеся Беляева[1]

Производство

Отдел спецпроектов РТР (1992—1997)
Телевизионная корпорация «Момент истины» (1999)
ООО «Стратегия века» (с 2000)

Ведущий(е)

Андрей Караулов

Композитор

Микаэл Таривердиев

Страна производства

РоссияFlag of Russia.svg Россия

Язык

русский

Количество сезонов

24

Количество выпусков

1000+

Производство
Место съёмок

Московская областьFlag of Moscow oblast.svg Московская область, Наро-Фоминский район[2]

Камера

Многокамерная съёмка

Продолжительность

52 минуты (1992—1999, с 2011 года)[3]
39 минут (2000—2010)[3]

Статус

Продолжается

Вещание
Телеканал(ы)

РТР (1992—1997)
ТНТ (1999)
ТВЦ (2000—2010)
Пятый канал (с 2011)

Формат изображения

4:3

Формат звука

Монофония

Период трансляции

с 1992 года по настоящее время

Повторные показы

ТНВ (2012 год)

Хронология
Последующие передачи

Русский век

Ссылки
moment-istini.com

«Моме́нт и́стины» — авторская программа российского журналиста Андрея Караулова. Выходит на Пятом канале. До этого она трижды закрывалась на трёх телеканалах[4].

Темы программы — злободневные для России темы:[5] коррупция в высших эшелонах власти, политические темы, часто затрагиваются остро-социальные вопросы, вырождение нации, наркомания, преступность и др.

В программе Андрей Караулов берёт интервью у известных политиков, писателей, артистов, деятелей культуры, специалистов из разных областей.

История[править | править вики-текст]

Программа впервые вышла в 1992 году на РТР и выходила на этом канале до 20 сентября 1997 года. В первоначальном формате передачи в её основе лежала беседа Караулова с одним известным общественным, политическим или культурным деятелем[6]. В начале программы демонстрировалась подробная биографическая справка сегодняшнего собеседника ведущего.

10 июля 1992 года радиостанция «Маяк» сообщила, что руководство ВГТРК запретило показ передачи с арестованным вице-президентом распавшегося СССР Геннадием Янаевым по той причине, что «исповедь бывшего вице-президента не заинтересует телезрителей». В часовом интервью, снятом в мае 1992 года, Янаев рассказал о событиях 19 августа 1991 года. Например, что документы ГКЧП разрабатывались по поручению Михаила Горбачева: в апреле 1991 года президент СССР дал команду КГБ, МВД и армии подготовить документы на случай введения чрезвычайного положения, которые затем легли в основу программы действий ГКЧП, и что его сердце «не может успокоиться, что погибли трое ребят». Андрей Караулов сказал корреспонденту газеты «Коммерсантъ», что Олег Попцов пошёл на запрет, поскольку «не хочет портить отношения с правыми», и припомнил трудности с эфиром для своих передач, где фигурировали журналист Александр Невзоров и бывший председатель Совета Министров СССР Николай Рыжков. Также и Горбачев по решению руководства ВГТРК выпал из списка будущих собеседников Караулова. По мнению председателя ВГТРК Олега Попцова, несколько бесед Караулов «провел очень недурно», но передача с Янаевым «слабая, ответы узника банальны, а сам автор повторяется в вопросах». Поэтому необходимо «больше заниматься режиссурой, искать новые ходы и пахать». Вместе с тем Попцов косвенно подтвердил корреспонденту «Коммерсанта», что вопрос о эфире передачи зависит не только от её художественных достоинств:«После всплеска активности коммунистов на Конституционном суде и неожиданного заявления на Верховном Совете РСФСР об освобождении всех участников ГКЧП демократам не стоит выкладывать карты в руки правым такими передачами»[7].

5 августа 1997 года по решению руководства ВГТРК снята с эфира передача «Момент истины», в которой Сергей Благоволин критически оценивал методы управления ОРТ и информационную политику первого канала. В частности, Благоволин был не согласен с критикой деятельности Юрия Лужкова[8][9][10]. 16 августа 1997 года Благоволин ушел в отпуск, подав заявление об увольнении с поста гендиректора ОРТ. 13 ноября 1997 года гендиректором ОРТ утверждена Ксения Пономарёва.

В 1999 году программа «Момент истины» выходила на канале ТНТ в формате ток-шоу[11].

С 27 февраля 2000 года передача выходила на канале ТВЦ по воскресеньям вечером[12], позже по пятницам или понедельникам вечером, являясь одним из самых рейтинговых проектов телеканала.[13][14][15] Кроме того, «Момент истины» в период выхода на канале ТВЦ неоднократно попадал в топ-100 популярных программ за неделю.[16][17] В это же время программа и отдельные её сюжеты часто подвергались критике[18] и служили поводом для судебных разбирательств, в том числе и со стороны российских политических деятелей.[19]

В 2007 году было возбуждено Следственным комитетом Российской Федерации уголовное дело о незаконной прослушке в том числе ведущего передачи Андрея Караулова[20].

В начале октября 2010 года руководство «ТВ Центра» заявило[21] о прекращении отношений с компанией-производителем телепередачи ООО «Стратегия века» из-за того, что эпизод об отставке Юрия Лужкова с поста мэра Москвы «Русский Ад» не был показан в эфире (вместо него вышла передача о КПРФ)[22][23]. Информация о передаче в тот же день была убрана с сайта телеканала[24].

Вещание программы было возобновлено 6 июня 2011 года на Пятом канале, при этом увеличилась продолжительность и стала выходить ранее[25].

На канале ТНВ в январе 2012 года повторялись старые выпуски.

В августе 2013 года Евгений Ройзман планировал подать в суд на программу[26].

29 августа 2013 года сайт передачи подвергся кибер-атакам[27].

4 сентября 2013 года глава партии ЛДПР Владимир Жириновский отправил правительственную телеграмму губернатору Свердловской области с информацией о проверке Евгения Ройзмана правоохранительными структурами[28].

На 10 сентября 2013 года был запланирован большой гала-концерт. Место проведения Государственный Кремлёвский дворец. Концерт был посвящён 20-летию программы и 55-летию Караулова Андрея Викторовича (р. 10 сентября 1958 года).[29]

После концерта его посетитель журналист Павел Каныгин написал отчёт в «Новой газете», позже его цифровая версия пропала с её сайта[30].

В апреле 2014 года официальный сайт программы был зарегистрирован в Роскомнадзоре в качестве электронного СМИ, учредителем электронного СМИ является известный московский юрист Эраст Астахов.

Критика[править | править вики-текст]

30 сентября 1993 года Свердловский суд Москвы удовлетворил иск вице-президента России Александра Руцкого к ВГТРК и журналисту Андрею Караулову о защите чести и достоинства и возмещении морального ущерба. Руцкой обратился в суд в связи с тем, что в одной из своих передач Караулов сказал, что в Афганистане Руцкой сам сдался в плен. Караулов признал иск, а ВГТРК отказалось взять на себя ответственность за его выступление, так как это была авторская передача Караулова. Суд обязал журналиста извиниться в эфире, а также выплатить Руцкому 1 млн рублей. По данным истца, 9 августа 1993 года в программе российского канала "Момент истины" ее ведущий Андрей Караулов в беседе с главным редактором газеты "Московский комсомолец" Павлом Гусевым сказал, что Руцкой, "подняв руки вверх, сдался моджахедам"[31].

30 мая 2005 года Большое жюри Союза журналистов России приняло решение № 44 «Об обращении обозревателя „Новой газеты“ Л. В. Никитинского по поводу авторской телепрограммы А. В. Караулова „Момент истины“ с участием журналиста А. Е. Хинштейна», в котором, в частности, отмечалось, что «право журналиста на свободу выражения мнений не означает свободу тенденциозного использования фактов в угоду занятой позиции» и что слова о «купленных присяжных заседателях» в авторской телепрограмме журналиста А. Караулова «Момент истины» не отвечают "требованиям Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод в части «обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия».[32]

Общественная коллегия по жалобам на прессу своими решениями дважды (в 2009 и 2010 гг.) делала вывод, что авторская телепрограмма А. Караулова «Момент истины» не может быть оценена с точки зрения требований профессиональной журналистской этики, поскольку не является, в строгом смысле слова, журналистикой.[33]

9 сентября 2009 года Таганский районный суд г. Москвы рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску депутата Госдумы Виктора Илюхина к Андрею Караулову, выступившему в телепередаче 2 февраля того же года с обвинениями Илюхина в содействии хабаровским «ворам в законе» и получении от них крупной взятки. В принятом решении суд признал эти обвинения «не соответствующими действительности, порочащими честь, достоинство и деловую репутацию Виктора Ивановича Илюхина» и обязал Караулова их опровергнуть. Кроме того, суд постановил взыскать с Караулова в пользу Илюхина компенсацию морального ущерба в размере 50 тысяч рублей[34].

8 апреля 2010 г. Решением № 44 Общественная коллегия по жалобам на прессу удовлетворила жалобу Председателя ЛДПР Владимира Жириновского на А. Караулова. Было выявлено, что в сюжетах, посвященных Жириновскому, присутствуют «явные признаки информационной атаки», имеет место «немотивированное обращение к давно исчерпавшим себя скандальным темам, искусственная привязка объекта атаки к посторонним событиям по принципу „всяко лыко в строку“, представление архивных видеокадров в качестве актуальных». Подобные методы подготовки телевизионной программы «Момент истины» уже были признаны противоречащими журналистской этике и общепринятым представлениям о профессиональной миссии в решении «О жалобе председателя Правления Всероссийского музыкального общества А. И. Жидкова на автора и ведущего программы „Момент истины“ на телеканале ТВЦ А. В. Караулова» от 29 мая 2008 года № 19.[33]

5 мая 2014 года председатель совета директоров инвестиционного холдинга ФИНАМ Виктор Ремша подал в арбитражный суд Москвы новый иск к телерадиокомпании «Петербург», телевизионной передаче «Момент истины» (ООО «Стратегия века») и телеведущему Андрею Караулову[35]. 3 сентября 2014 года Виктор Ремша выиграл иск. Арбитражный суд г. Москвы обязал Караулова Андрея Викторовича, ОАО «Телерадиокомпания „Петербург“» и ООО «Стратегия Века» опровергнуть ложные сведения в эфире телеканала «Петербург-5 канал» в телепередаче «Момент истины» и постановил взыскать с них в пользу Ремши Виктора Михайловича в счет компенсации морального вреда сумму в размере 1,5 млн рублей.[36][37]

Примечания[править | править вики-текст]

  1. Истина «момента» Андрея Караулова. Век (16 декабря 2013).
  2. Тайны дома, в котором прячется Андрей Караулов. Собеседник (19 августа 2013).
  3. 1 2 Караулов заслужил «Пятерку». «Момент истины» будет выходить на канале друга Путина. Газета.ру (25 мая 2011).
  4. Андрей Караулов: «Хочу рассказать, как всё было на самом деле». Проверено 21 сентября 2013.
  5. «ШУТКА ЗА ШУТКОЙ». Кто сказал, что Русь живет плохо?. Советская Россия (24 июня 2003).
  6. Иск Александра Руцкого к "Останкино". Летчик Руцкой в плен не сдавался. Коммерсантъ (1 октября 1993).
  7. Ъ-Власть — РосТВ запретило очередной «Момент истины».
  8. Ъ-Газета - Снятие с эфира "Момента истины"
  9. Ъ-Газета - Снятие с эфира "Момента истины"
  10. Ъ-Власть - Человек неотсюда
  11. Твоё Новое Телевидение — Общество — Новая Газета
  12. Гайдар шагает впереди — Мельман-ТВ МК
  13. Ъ-Газета — Телелидеры с Ариной Ъ-Бородиной
  14. Москва. Аудитория телевидения. Январь 2002 года. Журнал "Практический маркетинг", №2, 2002
  15. Ртуть поднимается, рейтинг падает Новая газета
  16. Программы-лидеры по объему телеаудитории в апреле 2002 года. Рейтинг 100 наиболее популярных среди москвичей телепрограмм.
  17. Москва. Аудитория телевидения. Декабрь 2001 года. Журнал "Практический маркетинг", №1, 2002
  18. В отношении Андрея Караулова возбуждено уголовное дело. NEWSru.com (15 ноября 2001).
  19. Григорий Явлинский пережил "Момент истины". Коммерсантъ (6 апреля 2005).
  20. Присяжные попали под незаконную «прослушку» // Росбалт, 20.05.2014
  21. ТВ Центр заявил о прекращении отношений с производителями «Момента истины»
  22. / ТВЦ отказался от программы «Момент истины» // Радио «Маяк»
  23. Программа «Момент истины» в защиту Юрия Лужкова вышла на YouTube (видео) // ЮГА.ру
  24. ТВЦ отказался от программы Караулова — Lenta.ru, 4 октября 2010 г.
  25. Андрей Караулов: «У Пятого канала есть будущее»
  26. Дарья Воронина. Ройзман намерен подать в суд на телепередачу. Екатеринбург. Российская газета (29 августа 2013). Проверено 2 сентября 2013.
  27. Мощные кибер-атаки и множественные попытки взлома сайта. Проверено 2 сентября 2013.
  28. Жириновский просит проверку по фактам, изложенным в программе "Момент Истины". moment-istini.ru (4 сентября 2013). Проверено 4 сентября 2013.
  29. Слава Тарощина. Вокруг и около Кремля. Новая газета (27 августа 2013). Проверено 2 сентября 2013.
  30. «Мистическая журналистика» или Юбилей глазами Новой Газеты. moment-istini.ru. Проверено 21 сентября 2013.
  31. Иск Александра Руцкого к ВГТРК
  32. Большое жюри Союза журналистов России? Решение № 44
  33. 1 2 Информационная атака Караулова признана неэтичной, Новости политических партий
  34. Караулову дали… по губам. Все его обвинения против депутата В. Илюхина голословны и совершенно несостоятельны
  35. Глава холдинга «Финам» Ремша вновь подал в суд на ТРК «Петербург» и Караулова | Forbes.ru
  36. Виктор Ремша выиграл очередной иск о защите деловой репутации // ИХ «ФИНАМ», 09.09.2014
  37. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.09.2014 по делу А40-68036/14

Литература[править | править вики-текст]

научная
публицистика

Ссылки[править | править вики-текст]