Мултанское дело
Мулта́нское де́ло — процесс конца XIX века над группой крестьян-удмуртов (в те времена их называли «вотяками») из села Старый Мултан Малмыжского уезда Вятской губернии (современное село Короленко Кизнерского района Удмуртской Республики). 10 жителей этого села обвинялись в ритуальном убийстве — человеческом жертвоприношении языческим богам — и в итоге в 1896 году были оправданы. Характерный пример кровавого навета.
Содержание
Обстоятельства дела[править | править код]
5 мая 1892 года 16-летняя Марфа Головизнина, проживавшая в деревне Анык, отправилась к своей бабушке в соседнюю деревню Чулья. Между этими населёнными пунктами существовали две дороги: одна — широкая, в обход леса, по которой можно было проехать на повозке, вторая — узкая тропа по заболоченной низине через лес. Девушка отправилась прямиком.
В 400 метрах от окраины своей деревни она обнаружила человеческое тело, лежавшее ничком поперёк тропы. Лежавший был одет в мужскую одежду. Судя по одежде, это был мужчина, но лица лежавшего Головизнина не видела, поскольку на его голову была наброшена пола кафтана. Девушка решила, что мужчина напился, и ушла. На следующий день, 6 мая, возвращаясь домой, она увидела, что тело на месте. Лишь тогда она увидела, что у тела нет головы. Девушка побежала домой и всё рассказала. Полицию вызвал её отец.
Следователи установили, что убитым являлся крестьянин Казанской губернии Конон Дмитриевич Матюнин.
Обвинение[править | править код]
По подозрению в убийстве Матюнина была арестована группа удмуртов. Их обвинили в ритуальном жертвоприношении. Согласно версии обвинения, они убили нищего Конона Матюнина, которого «напоили, подвесили пьяного и добыли из него внутренности и кровь для общей жертвы в тайном месте и, может быть, для принятия этой крови внутрь».
Суд с участием присяжных заседателей, состоявшийся в декабре 1894 года в Малмыже, оправдал троих, признав виновными в ритуальном убийстве и осудив на каторгу 7 человек.
Оправдание[править | править код]
Второе судебное разбирательство, также с участием присяжных заседателей, подтвердило виновность обвиняемых. Дело получило широкий общественный резонанс, благодаря чему на третьем разбирательстве в мае — июне 1896 года в Мамадыше обвиняемые были оправданы. Большую роль в оправдании обвиняемых по «Мултанскому делу» сыграло выступление в качестве защитника В. Г. Короленко, а также заключение, данное по жалобе защиты А. Ф. Кони.
Дальнейшее расследование[править | править код]
В 1897 году дело мултанских вотяков было раскрыто профессором судебной медицины Ф. А. Патенко[1], который сообщил, что человеческое жертвоприношение было инсценировано из мести двумя крестьянами деревни Анык, но не назвал их имена, так как в то время они были ещё живы. Эти имена — Тимофей Васюкин и Яков Конешин, — были опубликованы историком и этнографом М. Г. Худяковым[2] лишь в 1932 году. Тимофей Васюкин перед смертью сознался в преступлении священнику отцу Петру Тукмачеву на исповеди. Он имел целью «выселить мултанцев с позьмов и поделить землю аныкцам». Тимофей Васюкин подкинул волос в шалаш Моисея Дмитриева, а Яков Конешин, науськивая полицию на Моисея Дмитриева, пустил слух о том, что убийство совершено в его шалаше и «нашел» подкинутый волос. Марфа Головизнина видела в первый день труп с головой, но чульинцы подговорили её показывать, что она видела и в первый раз труп без головы. Голову Матюнина нашли в Чульинском лесу летом 1896 года, вскоре после окончания Мултанского дела. «Лето было жаркое, болото высохло, и крестьяне д. Чульи Иван и Степан Антоновы во время дранья моха нашли голову Матюнина». Она была найдена всего в нескольких шагах от того места, до которого доходили во время её поисков. Отрубленная голова Матюнина была брошена в болото, и версия о виновности вотяков таким образом окончательно отпала. Заявления о находке головы становой пристав не принял, голову похоронили, а мултанцы не стали возбуждать нового дела.
Альтернативные версии[править | править код]
Выдающийся удмуртский просветитель о. Николай Блинов в книге «Языческий культ вотяков», которая увидела свет вскоре после завершения дела (1898), выдвинул предположение, что убийство Матюнина связано не с семейно-родовыми культами удмуртов, а могло иметь отношение к обряду очищения воды, в плохом качестве которой местное население увидело причину свирепствовавшей в то время холеры (или «коллеры» — крайней степени развития тифа). По его мнению, в Мултанской округе были распространены поверья, по которым помещение в источник человеческой головы обеззараживало воду. Уже после суда и оправдательного приговора, согласно Блинову, отрезанная голова действительно якобы была обнаружена в роднике неподалёку от места обнаружения трупа (по сути же, в высохшем болоте). В переписке Блинова и Короленко имеется ещё одно известие об отрезанной голове, обнаруженной в той же местности в начале XX века[3]. Здесь следует отметить, что для Блинова было важно привлечь внимание общественности к бедственному положению народа, пусть даже таким путём. Имеются и другие этнографические записи, утверждавшие существование человеческих жертвоприношений у удмуртов по крайней мере до 1870-х годов[4]. Сделаны они Г. Е. Верещагиным, который в самом процессе выступил на стороне защиты. Сейчас выдвинуто предположение, что Верещагин все сообщения о таких жертвоприношениях воспроизвёл, будучи под давлением церковного начальства (сам будучи священником). Сторонником возможности принесения удмуртами человеческих жертвоприношений был также профессор Казанского университета И. Н. Смирнов. С другой стороны, противниками версии о возможности человеческого жертвоприношения удмуртами были не только светские исследователи или представители либеральной общественности, но и священнослужители, такие как о. М. Елабужский или некий священник N. Руководство Вятской епархии и его «структурного подразделения» — Сарапульского духовного правления — заняли выжидательную позицию и приняли решение суда[5].
В советской историографии подоплёкой «Мултанского дела» считалась спровоцированная правительством акция по разжиганию межнациональной розни, которая явилась ответом на крестьянские волнения в Вятской земле[6]. Однако обвинения удмуртов в человеческих жертвоприношениях возникли не на пустом месте. У русских соседей удмуртов бытовали малодостоверные (поскольку всегда велись от второго лица) былички о существовании у последних человеческих жертвоприношений, собственно, их и фиксировали этнографы. Большего доверия заслуживают рассказы от первого лица, например, рассказы путешественников; некоторые из них свидетельствуют о реликтах человеческих жертвоприношений у удмуртов, а именно убийства стариков. Следы этих жертвоприношений (совсем не похожих на те, о которых рассказывают былички) сохранились также в некоторых обрядах и играх у удмуртов, коми и мордвы[7]. В настоящий момент не выявлено документальных подтверждений фольклорных сюжетов и бытовавших слухов о человеческих жертвоприношениях, которые были во второй половине XIX — начале XX века зафиксированы отдельными этнографами. Зарождение данных слухов отмечается с середины XIX века. Так, в 1850-е годы в районе нижнего течения р. Вятка (Малмыжский уезд Вятской губернии) имело место несколько прецедентов полицейского преследования представителей удмуртского (с. Большая Уча, д. Новая Бия, д. Пазял-Жикья Волипельгинской волости) и марийского (д. Мамакова Усадской волости) этносов на основе обвинениях их в убийствах (или попытках к ним) в ходе отправления традиционных религиозных культов. В ходе расследований выяснялась абсолютная невиновность обвиняемых в подобных жертвоприношениях, а один из «обвинителей» — удмурт д. Новой Бии Ф. Ф. Несмелов — был обоснованно признан «помешанным в рассудке»[8].
Отражение в массовой культуре[править | править код]
- События мултанского дела стали исторической основой художественного романа Михаила Петрова «Старый Мултан».
- Отсылка на мултанское дело содержится в романе Бориса Акунина «Пелагия и белый бульдог».
- Дело упоминается во второй части трилогии А. Я. Бруштейн «Дорога уходит в даль…» — в книге «В рассветный час».
- Упоминается в рассказах В. Янчевецкого «Записки пешехода»
Примечания[править | править код]
- ↑ Патенко Ф. А. Дело мултанских вотяков. Харьков, 1897.
- ↑ Худяков М. Г. История Камско-Вятского края. «Удмуртия», Ижевск, 2008.
- ↑ Коробейников А. В. По кривой дороге. Или к чему привело нашу науку забвение трудов о. Николая Блинова // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции, № 3 (7) 2009. С. 46.
- ↑ Верещагин Гр. Человеческие жертвоприношения вотяков // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1911. № 10, 12.
- ↑ Берестова Е. М. Православная церковь в Удмуртии (вторая половина XIX — начало XX века): Социально-культурная деятельность. Ижевск, 2005. С. 141—144
- ↑ Михаил Петров. «Старый Мултан». М.: Известия, 1973. — (сер. «Библиотека „Дружбы народов“»). — Вводная статья о Михаиле Петрове, с. 6 — 416 с. — тираж 100 000 экз.
- ↑ Михеева Д. М. Летняя школа «Формальные методы анализа и дескрипции фольклорного текста» (Псков, 1-11 мая 2004) (см. о лекции В. В. Напольских)
- ↑ Гришкина М. В. Мултанский пролог // Мултанское дело: история и современный взгляд: Материалы научно-практической конференции. Ижевск, 2000. С. 20-27; Пислегин Н. В. Возвращаясь к слухам // Вестник КИГИТ. 2014. № 6 (47). С. 10-15
Литература[править | править код]
- Баранов А. Н., Короленко В. Г., Суходоев В. И. Дело мултанских вотяков, обвинявшихся в принесении человеческой жертвы языческим богам. — М.: Типография "Русские ведомости", 1896. — 228 с.
- Баранов А. Н. Из воспоминаний о Мултанском деле // В. Г. Короленко в воспоминаниях современников. — М., 1962. — С. 255—276. (впервые была опубликована в Вестник Европы. Сент. 1913.)
- Беллин Э. Ф. Судебно-медицинская экспертиза въ дѣлѣ мултанскихъ вотяковъ обвиняемыхъ въ принесеніи человѣческой жертвы языческимъ богамъ. — Оттискъ изъ газеты «Врачъ», 1896 г. № 12. — С.-Петербургъ: Типографія Я. Трей, 1896. — 34 с.
- Беллин Э. Ф. Отвѣтъ г. профессору судебной медицины, Ѳ. А. Патенко, на статью его, написанную по поводу моей судебно-медицинской экспертизы по дѣлу о Мултанскихъ вотякахъ, обвинявшихся въ принесеніи человѣческой жертвы языческимъ богамъ / докторъ медицины Э. Ф. Беллинъ, приватъ-доцентъ Императорскаго Харьковскаго университета. — Отдѣльные оттиски изъ Трудовъ Харьковскаго медицинскаго общества за 1896 годъ. — Харьковъ: Типографія Адольфа Дарре, 1896. — 28 с.
- Блинов Н. Н. Языческий культ вотяков. — Вятка: Губерн. Тип., 1898. — 103 с.
- Богаевский П. М. Мултанское моление вотяков в свете этнографических данных. — М.: Изд. книжного магазина Гросман и Кнебель (И.Кнебель), 1896. — 112 с. — (Вопросы науки, искусства, литературы и жизни; № 3).
- Богомолова З. А. Отзвуки Мултанского дела в жизни и духовной культуре удмуртов // Удмурты / сост. З. А. Богомолова. — М.: Голос-Пресс, 2005. — С. 77-81. — (Культурное наследие народов России).
- Ванюшев В. М. Современные аспекты освещения Мултанского процесса (1892-1896) // Финно-угорские народы и Россия. — Таллинн, 1994.
- Ванюшев В. М. Мултанское эхо // Памятники Отечества. Полное описание России. Удмуртия. Альманах ВООПИК. — М., 1995.
- Ванюшев В. М. Г. Е. Верещагин и Мултанский процесс // Вестник Удмуртского университета. — 1993. — № 6. — С. 75-80.
- Ванюшев В. М. И. Н. Смирнов и Мултанское дело // Этнография восточно-финских народов: история и современность : материалы Всерос. науч. конф., посв. 150-лет. со дня рожд. проф. И. Н. Смирнова, Ижевск, 17-18 окт. 2006 г. / Удмурт. ин-т истории, яз. и лит. УрО РАН ; отв. ред. А. Е. Загребин. — Ижевск: Изд-во УдГУ, 2007. — С. 14-22.
- Жертвоприношение ритуальное // Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия / авт.-сост. В. Э. Багдасарян, И. Б. Орлов, В. Л. Телицын; под общ. ред. В. Л. Телицына. — 2-е изд. — М.: Локид-Пресс, 2005. — С. 164—168. — 495 с.
- Короленко В. Г. Мултанское жертвоприношение // Собрание сочинений. — М.: Правда, 1953. — Т. 5. (Библиотека «Огонек»)
- Коршунков В. А. Мултанское дело и "дело просвещения инородцев": Н. Н. Блинов и В. Г. Короленко о человеческих жертвоприношениях // Десятые Петряевские чтения: материалы Всероссийской научной конференции (Киров, 25-26 февраля 2010 года). — Киров, 2010. — С. 219-231.
- Косоротов Д. П. Судебно-медицинская экспертиза по делу о мултанских вотяках, обвиняемых в принесении человеческой жертвы языческим богам. — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1896. — 20 с.
- Логинова И. В. Отношение российской общественности и власти к мултанскому делу в конце XIX века / диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02. — Н. Новгород: НГПУ, 2002. — 251 с.
- Луппов П. Н. Громкое дело мултанских удмуртов (вотяков), обвинявшихся в человеческом жертвоприношении (1892-1896 гг.). — Ижевск: Издание Вотского издательского товарищества «Удкнига», 1925. — 40 с.
- Мултанское дело: история и современный взгляд : Материалы науч.-практ. конф. / Сост. В. М. Ванюшев. — Ижевск: Удмурт. ин-т истории, яз. и лит. Урал. отд-ния Рос. акад. наук, 2000. — 128 с. — ISBN 5-7691-0761-8.
- Мултанское дело // Моршин — Никиш. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 17).
- Патенко Ф. А. По поводу статьи ч. пр. Э. Ф. Беллина «судебно-медицинская экспертиза в деле мултанских вотяков, обвиняемых в принесении человеческой жертвы языческим богам» (Врач, 1896 г., № 12). — Харьков: Типография губернского правления, 1896. — 25 с.
- Петров М. П. Старый Мултан / пер. с удмурт. А. Дмитриевой и авт. — М.: Современник, 1990. — 368 с.
- Следственный материал о человеческих жертвоприношениях вотяками Мултанского края с 16-го февраля 1893 г. по 28-е апреля 1896 г. // Труды научного общества по изучению вотского края. — Ижевск, 1926.
- Рубанова И. В. Мултанский процесс в российской периодике конца XIX века: проблемы и оценки // Наука Удмуртии. — 2007. — № 2. — С. 179—189.
- Участие Г. Е. Верещагина в Мултанском процессе // Верещагин Г. Е. Собрание сочинений : в 6 т / Г. Е. Верещагин, Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Удмурт. ин-т истории, яз. и лит. ; под ред. В. М. Ванюшева. — Ижевск: Удмурт. ин-т истории, яз. и лит. Урал. отд-ния Рос. акад. наук, 1998. — Т. 3, кн. 1. Этнографические очерки. — С. 272-278. — (Памятники культуры).
- Худяков М. Г. Политическое значение Мултанского дела и его отголосков в настоящее время // Советская этнография. — 1932. — № 1.
- Шатенштейн Л. С. Мултанское дело. 1892—1896 гг. / Л. С. Шатенштейн, Удмурт. науч.-исслед. ин-т экономики, истории, лит. и языка при Совете Министров УАССР. — Ижевск: Удмурт. кн. изд-во, 1960. — 71 с.
- Шумилов Е. Ф. Исторические аспекты Мултанского процесса // Право: теория и практика : материалы науч.-практ. конф. / Удмурт. гос. ун-т, Ин-т права, соц. упр. и безопасности ; ред.: Л. М. Клименко, Н. В. Стружкина, Т. И. Чукавина и др.. — Ижевск: Детектив-информ, 1999. — С. 133-137.
Ссылки[править | править код]
- Карабчевский Н. П. Речь в защиту мултанских вотяков
- Статья о деле //murders.ru
- Подробное описание Мултанского дела в передаче «Не так» на радиостанции «Эхо Москвы»

