Наливкин, Владимир Петрович

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Владимир Петрович Наливкин
Дата рождения 25 февраля 1852(1852-02-25)
Место рождения Калуга, Российская империя
Дата смерти 20 января 1918(1918-01-20) (65 лет)
Место смерти Ташкент
Страна
Род деятельности дипломат, политик

Влади́мир Петро́вич Нали́вкин — русский офицер, участник Среднеазиатских походов, русский этнограф и исследователь Средней Азии, автор первых русско-узбекских словарей и государственный деятель. Член II Государственной думы от города Ташкента, глава Туркестанского Комитета Временного правительства, командующий войсками Туркестанского военного округа.

Биография[править | править код]

Родился 25 февраля (по другим сведениям 15 июля) 1852 года в Калуге в дворянской семье.

Окончил 1-ю военную гимназию, затем Павловское военное училище. По окончании училища отказался от предложения служить в гвардии и был направлен для прохождения службы в Оренбургский казачий полк.

В 1873—1875 годах Наливкин участвовал в военных походах в Туркестан — в Хивинском и Кокандском походах. В знак протеста против жестких действий по отношению к мирному населению во время боевых действий генерала М. Д. Скобелева Наливкин подал в отставку. Был назначен помощником начальника Наманганского уезда Ферганской области.

В 1878 году оставил свою должность и занялся этнографическими исследованиями в Ферганской области. Благодаря отличному знанию местных языков и наречий[1], Владимир Петрович Наливкин с женой — М. В. Наливкиной исследовали и подробно описали общественно- семейные отношения и быт женщин оседлого населения Ферганской области, которое издали в 1886 году[2].

С 1884 года Наливкин стал преподавать в первой русско-туземной школе в Ташкенте. Через некоторое время он стал преподавать узбекский и таджикские языки в открывшейся в Ташкенте Туркестанской учительской семинарии, которая в числе прочего готовила преподавателей для русско-туземных школ. С 1890 года по 1895 год Наливкин занимал должность инспектора народных училищ Сырдарьинской, Ферганской и Самаркандской областей Туркестанского края, а с 1901 года он являлся помощником военного губернатора Ферганской области.

В этот период деятельности им был написан ряд учебно-методических пособий, словарей и научных исследований[3], в том числе подготовлены и изданы узбекско-русские и русско-узбекские, и персидско[4]-русские и русско-персидские словари, а также грамматика узбекского языка[5].

Член Государственной Думы[править | править код]

Политические взгляды Наливкина тяготели к определенным кругам российской социал-демократии, ему также были близки идеи утопического социализма и революционного народничества и некоторые идеи толстовцев[6].

В 1907 году он был избран членом II Государственной Думы от города Ташкента[7], где он достаточно последовательно отстаивал свои убеждения[8].

Февральская революция[править | править код]

Февральскую революцию Наливкин встретил восторженно, полагая, что её дальнейшее развитие пойдёт бескровным путём и даст мощный толчок повышению уровня жизни и образовательного уровня народа, мощный импульс развитию индустриальных сил общества и образованию в конечном итоге социал-демократической республики в России. 19 июля 1917 года был назначен председателем Туркестанского комитета Временного правительства, то есть получил всю полноту исполнительной власти в Крае. Однако, у него возникли серьёзные разногласия во взглядах на методы решения возникающих проблем[9] с большевиками, и его попытки примирить большевиков и меньшевиков успехом не увенчались. Более того, противостояние достигло к сентябрю 1917 года максимального напряжения.

События сентября 1917 года в Ташкенте[править | править код]

11 сентября 1917 года на волне эйфории от подавления мятежа генерала Л. Г. Корнилова Ташкентский Совет принял 11 сентября 1917 года резолюцию о необходимости перехода власти к Советам, было решено 12 сентября 1917 года провести в Ташкенте митинг. Однако возглавляемый Наливкиным Туркестанский комитет был категорически против митинга и запретил на три дня в городе митинги, шествия и собрания.

Вопреки запрету митинг в городе состоялся, и на нём была принята резолюция о переходе власти к Советам, а в качестве органа власти в Туркестанском крае был избран Временный революционный комитет.

Ташкент, сентябрь 1917 года. Демонстрация в поддержку требования о передаче власти Советам

Временный революционный комитет совместно с Ташкентским исполнительным комитетом Совета рабочих и солдатских депутатов «выбрал» нового командующим войсками Туркестанского военного округа, «назначил» новых начальника штаба округа и начальника Ташкентской школы прапорщиков.

Председатель исполнительного комитета Н. И. Чернецкий дал по всему краю телеграммы о том, что в Ташкенте установлена «новая» власть, которой все должны подчиняться. Члены Временного революционного комитета стали называть себя «членами правительства».

В тот же день по приказу Туркестанского комитета и руководства краевого совета члены вновь образованного Временного революционного комитета были арестованы, что вызвало волну возмущения рабочих и солдат Ташкентского гарнизона. На следующий день арестованные были освобождены и власть в Туркестанском крае фактически перешла в руки Исполкома Ташкентского совета и Временного революционного комитета.

В ответ на это В. П. Наливкин объявил себя временным главнокомандующим войсками Туркестанского Военного Округа и обратился с просьбой о вооруженной помощи в Петроград во ВЦИК Съезда Советов и лично к А. Ф. Керенскому.

Ташкент 1917 год. Подписание документа о передаче власти от свергнутого Временного правительства Краевому Совету Рабочих и Солдатских Депутатов

Поскольку часть властных рычагов оставалась в руках Туркестанского комитета, в том числе контроль над почтой и телеграфом, 17 сентября 1917 года В. Наливкин ультимативно предложил Ташкентскому Совету признать власть Туркестанского комитета временного правительства и 18 сентября, выступая на заседании Совета, он настаивал на безоговорочной поддержке Временного правительства, отказываясь от компромиссов. Однако под давлением представителей предприятий и гарнизона города, явившихся на заседание Совета с целью его поддержки, Наливкин вынужден был пойти на уступки и подписал соглашение с Советом.

19 сентября 1917 года стало известно об отправке в Ташкент войск под командованием генерала П. А. Коровиченко. 24 сентября в Ташкент прибыл первый эшелон. Коровиченко был объявлен генеральным комиссаром Временного правительства по управлению Туркестанским краем и назначен командующим войсками Туркестанского Военного Округа. В. П. Наливкин ушел в отставку с поста руководителя Туркестанского края.

Октябрьская революция 1917 года[править | править код]

После вооруженного захвата власти в Ташкенте коалицией левых эсеров и большевиков 1 ноября 1917 года, и перехода власти к Советам В. П. Наливкин перешёл на нелегальное положение.

20 января 1918 года Владимир Наливкин покончил жизнь самоубийством[10]

Труды[править | править код]

  • Наливкин В. П. Краткая история Кокандского ханства (Казань, 1886: пер. на франц. яз., Париж, 1899).
  •  Наливкин В. П. Туземный пролетариат // «Туркестанские Ведомости», 1917, № 40, 41, 44, 50, 55, 62, 72.
Новейшие переиздания
  • Наливкин В. П. Туземцы раньше и теперь: Этнографические очерки о тюрко-монгольском населении Туркестанского края. — Изд. 2-е. — М.: URSS, 2012. — 148 с. — (Академия фундаментальных исследований: этнология). — ISBN 978-5-397-02726-7. (в пер.)

Литература и ссылки[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. Он владел наречиями узбекского и таджикского (персидского) языков, распространенных широко среди коренного населения Ферганской долины.
  2. [1] Архивная копия от 27 июня 2008 на Wayback Machine: Удостоенное Большой золотой медали Русского Географического общества.
  3. [2] Архивная копия от 27 июня 2008 на Wayback Machine: например, «Краткая история Кокандского ханства» (1886, Казань: пер. на франц. яз., Париж, 1899), работы по истории, современному положению и задачам народного образования в Туркестанском крае и др.
  4. В силу близости персидского и таджикских языков можно рассматривать эти словари как таджикско-русские и русско-таджикские словари.
  5. Так называемого андижанского наречия, то есть узбекского языка населения ферганской долины
  6. Что видно из сохранившей рукописи В. П.  Наливкина «Моё мировоззрение» (1908).
  7. Газета «Ташкентский Курьер», 1907, N 132
  8. [3] Архивная копия от 7 августа 2007 на Wayback Machine: 30 марта 1907 он на заседании Государственной думы произнёс от имени социал-демократической фракции речь с требованием отмены военно-полевых судов. Эта речь привлекла внимание общественности: на следующий день Наливкин был встречен на улице студентами и рабочими, которые на руках внесли его в здание Таврического дворца
  9. Категорическое неприятие им идеологии насилия и волевого решения проблем общественной жизни.
  10. [4] Архивная копия от 7 августа 2007 на Wayback Machine: В записке на имя родных он просил никого не винить в его смерти и добавлял: «Я не могу согласиться с тем, что делается, но быть врагом народа тоже не хочу и (потому) ухожу из Жизни».