Наполеон на императорском троне
Жан-Огюст-Доминик Энгр[1] | |
Наполеон на императорском троне. 1806 | |
фр. Napoléon Ier sur le trône impérial фр. Sa Majesté l'Empereur sur son trône |
|
Музей армии, Париж | |
(инв. 4) | |
Медиафайлы на Викискладе |
«Наполеон на императорском троне» (фр. Napoléon Ier sur le trône impérial) — портрет Наполеона I 1806 года в его коронационном костюме, написанный французским художником Жаном Огюстом Домиником Энгром.
Описание
[править | править код]На картине изображён император Наполеон I в костюме, который он надел для коронации, сидящий на троне с круглой спинкой и подлокотниками, украшенными шарами из слоновой кости. В правой руке он держит скипетр Карла Великого, а в левой — руку правосудия[фр.]. На его голове золотой лавровый венок, похожий на тот, который носил Цезарь. На нём также накидка из горностая под большой цепью Ордена Почётного легиона, атласная туника с золотой вышивкой и пурпурный бархатный плащ с подкладкой из горностая, украшенный золотыми пчелами. Коронационный меч находится в ножнах и повязан шёлковым шарфом. На Наполеоне белые туфли, расшитые золотом и опирающиеся на подушку. На ковре под троном изображен императорский орел. Внизу слева находится надпись INGRES P xit, а внизу справа — ANNO 1806.
История создания
[править | править код]Картина была выставлена как произведение № 272 в Парижском салоне 1806 года под названием «Его Императорское Величество на троне» (фр. Sa Majesté l'Empereur sur son trône); она была зарегистрирована как принадлежащая законодательному корпусу. В том же салоне Робер Лефевр выставил свою работу «Наполеон в коронационном костюме». В 1815 году картина Энгра была передана в Лувр, где она сначала получила инвентарный номер MR 2069, а сейчас имеет номер INV. 5420. В 1832 году граф де Форбен выставил её в Доме инвалидов, сначала в часовне, а с 1860 года в библиотеке. Сейчас она экспонируется в Музее армии.
В правом верхнем углу картины (что гораздо более заметно на подготовительном рисунке), обрезанный по середине, виден щит с гербами государств папской области: Эсте, Ломбардии, Венеции и Савойи, которые увенчаны итальянской короной. Исходя из этого, Себастьян Аллар выдвинул гипотезу о том, что итальянское правительство заказало картину, изображающую Наполеона как короля Италии, а не как императора, но из-за её новаторского стиля заказчики отказались от неё, и именно поэтому она была приобретена законодательным корпусом[2].
Источники и влияние
[править | править код]Зевс
[править | править код]Изображение в фас является отсылкой к колоссальной статуе Зевса в Олимпии Фидия, чья поза послужила образцом не только для многих изображений правителей, но и для христианской иконографии. Сам Энгр также использовал её для своей картины «Юпитер и Фетида». В музее Энгра в Монтобане есть чаша, расписанная по мотивам византийского панно, на которой изображён сидящий император; возможно, она и стала источником вдохновения для Энгра[3].
Ян ван Эйк
[править | править код]Роберт Розенблюм считает, что моделью для Энгра послужила фигура Бога-Отца на Гентском алтаре Яна ван Эйка, который экспонировался в Лувре в то время, когда Энгр писал свой портрет[4]. Современник Энгра критик Пьер-Жан-Батист Шоссар сравнивал стиль Энгра на этом портрете с стилем Ван Эйка (известного тогда как Ян де Брюгге):
Его Величество Император на троне
9 ф. 3 д. (2,8 м) на 13 ф. 2 д. (4,0 м)
Автор не даёт пояснения к своей картине.
Сначала рассмотрим портрет императора. Каким образом, несмотря на свой талант, на безупречность линий, на внимательность к деталям, месье Энгру удалось написать плохую картину?
Ответ в том, что он хотел сделать нечто выдающееся, нечто необычное. Без сомнения, не всегда нужно идти след в след по уже проторённому пути, но не стоит и карабкаться на слишком крутые склоны: Есть такие острые умы, которым, подобно горным козлам, приятно питаться лишь на каменистых горах. Правильнее, однако, выбрать проверенный и лёгкий путь, и именно по этому пути, используя свой опыт, идут великие мастера. Покидая его, можно легко потеряться. Так, благодаря своей возвышенной страсти к необычному в архитектуре, Борромини и Оппенор полностью извращают всё искусство рисования. Однако изобретатели этого порочного вкуса по крайней мере имели перед глазами шедевры античности и Италии.
Теперь посмотрите, как при помощи готики (что не делает его поступок менее отвратительным) месье Энгр возвращает искусство на четыре века назад, унося нас в младенчество, реанимируя манеру Яна де Брюгге. Но в этом зародыше искусства, по крайней мере, были наивность и правда. Художники того времени не придерживались какой-то системы в своём творчестве; они просто не могли сделать ничего лучше…
Я слышал, что говорилось в Салоне, и наблюдал полное единодушие, как среди знатоков искусства, так и среди профанов. Первый взгляд на картину отталкивает; зрители переговариваются, насмехаются над нелепостью её построения и расположением отдельных элементов; но затем, по мере приближения к картине, начинают восхищаться великолепным исполнением и строгой правдой изображения тканей; но потом снова возникает недовольство и сожаление о том, что художник углубляется в исследование самых причудливых эффектов. Зачем вообще писать портрет Императора в фас: это труднее всего сделать правильно… Трон тяжелый и массивный, рука, держащая скипетр, выполнена неудовлетворительно. Говорят, что художник взял эту позу, как и многое другое, из готических медальонов. Что касается головы императора, она слишком тяжела, мало похожа на оригинал, неестественно бледна; несмотря на тонкость кисти, филигранность отделки, тающие оттенки, она сухая, не впечатляет и не оживает на холсте[5].
Однако сам Энгр заявлял:
Я очень высокого мнения о Яне де Брюгге, я хотел бы походить на него во многих отношениях; но все же он не мой художник, и мне кажется, что [критики] упоминали его наобум[6].
Рафаэль
[править | править код]На левой границе ковра, среди медальонов со знаками зодиака, находится медальон с изображением «Мадонны в кресле» Рафаэля — художника, котором больше всего восхищался Энгр. Изображая эту картину на фоне во многих своих работах (таких как «Генрих IV, играющий со своими детьми», «Рафаэль и Форнарина», и на столе на «Портрете месье Ривера»), Энгр отдаёт дань уважения Рафаэлю.
Отзывы
[править | править код]Выставленная на Салоне картина произвела на публику тревожное впечатление не только из-за стилистических особенностей творчества Энгра, но и из-за его изображения каролингских образов на одежде Наполеона[7]. Давид (который в следующем году закончил свою собственную «Коронацию Наполеона») отозвался о работе Энгра весьма резко[8]; критики были также одинаково враждебны, находя недостатки в странном цветовом диссонансе, недостатке объёма и холодной точности контура. Как указано выше, Шоссар[9] осудил стиль Энгра как готический (в это время стиль «трубадур» только начинал входить в моду). Как пишет историк искусства Марджори Кон: «В то время история искусства как научная дисциплина только зарождалась. Художники и критики старались превзойти друг друга в своих попытках идентифицировать, интерпретировать и использовать то, что они только начинали воспринимать как историческое развитие жанров»[10]. Лувр, недавно наполненный добычей, захваченной Наполеоном в его кампаниях в Бельгии, Нидерландах и Италии, предоставил французским художникам начала XIX века беспрецедентную возможность изучать, сравнивать и копировать шедевры как античности, так и всей европейской истории[11]. С самого начала своей карьеры Энгр открыто заимствовал из более раннего искусства, используя наиболее подходящие для его работ исторические стили, что побуждало критиков обвинять его в разграблении прошлого.
Примечания
[править | править код]- ↑ https://collections.louvre.fr/ark:/53355/cl010055671
- ↑ Sébastien Allard, примечание 8 в каталоге выставки Portraits Publics, Portraits Privés, Paris, Galeries Nationales du Grand Palais, 2006—2007.
- ↑ Ternois, 1980, p. 18.
- ↑ Rosenblum, 1986, p. 68.
- ↑ Chaussard, 1806, p. 177—180.
- ↑ Ternois, 1980, p. 17.
- ↑ Tinterow, Conisbee et al., 1999, p. 68.
- ↑ Arikha, 1986, p. 103.
- ↑ Chaussard, 1806.
- ↑ Condon et al., 1983, p. 13.
- ↑ Tinterow, Conisbee et al., 1999, p. 27.
Литература
[править | править код]- Ternois, D. Ingres. — Paris : Fernand Nathan, 1980.
- Rosenblum, Robert. Ingres. — Cercle d'Art, 1986. — ISBN 2-7022-0192-X.
- Chaussard, Pierre-Jean-Baptiste. Le Pausanias Français, État des arts du dessin en France à l'ouverture du XIX° siècle, Salon de 1806. — 1806.
- Tinterow, Gary; Conisbee, Philip, et al. Portraits by Ingres: Image of an Epoch. — New York : Harry N. Abrams, Inc, 1999. — ISBN 0-300-08653-9.
- Arikha, Avigdor. J.A.D. Ingres: Fifty Life Drawings from the Musée Ingres at Montauban. — Houston : The Museum of Fine Arts, 1986. — ISBN 0-89090-036-1.
- Condon, Patricia, et al. In Pursuit of Perfection: The Art of J.-A.-D. Ingres. — Louisville : The J. B. Speed Art Museum, 1983. — ISBN 0-9612276-0-5.
- Amiot-Saulnier, Emmanuelle. Napoléon Ier sur le trône impérial par Jean-Auguste-Dominique Ingres. — 2008.
Для дальнейшего чтения
[править | править код]- French painting 1774-1830: the Age of Revolution. — New York; Detroit : The Metropolitan Museum of Art; The Detroit Institute of Arts, 1975.
Ссылки
[править | править код]- Наполеон на троне на сайте выставки работ Энгра в Лувре