Независимая газета

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
«Независимая газета»
Независимая газета.png
Тип

Ежедневная (кроме воскресенья)

Формат

А2


Владелец

Константин Ремчуков

Главный редактор

Константин Ремчуков

Основана

1990

Язык

Русский

Главный офис

РоссияFlag of Russia.svg Россия: 101000, Москва, Мясницкая улица, д. 13. стр. 3

Тираж

40 000


Сайт: www.ng.ru

«Независимая газета» («НГ») — советская и российская ежедневная общественно-политическая газета. Учреждена Московским городским советом в 1990 году, стала одним из первых независимых средств массовой информации в Советском Союзе и России, затем была частью медиахолдинга Бориса Березовского. Собственник, генеральный директор и главный редактор газеты — Константин Ремчуков.

Газета выпускает девять тематических приложений. В «Ex libris» выходят литературоведческие очерки, «Военное обозрение» пишет о военном деле, «Дипкурьер» объясняет особенности международных отношений, в «НГ-Телеком» выходят новости компьютерных технологий, пятничное приложение «Антракт» носит развлекательный характер. «НГ-Религии», «НГ-Регионы», «НГ-Наука» посвящены вопросам религии, развития регионов России и достижениям науки и техники соответственно[1]. В имеющем самостоятельную регистрацию в Роскомнадзоре приложении «Зависимая газета» публикуются заметки на исторические темы[2].

История[править | править вики-текст]

Создание газеты и Августовский путч, 1990—1991[править | править вики-текст]

«Независимая газета» была учреждена Московским городским советом в августе 1990 года и получила регистрацию в Госкомпечати СССР. Главный редактор, бывший политический обозреватель «Московских новостей» Виталий Третьяков собрал команду из молодых журналистов малотиражных изданий, «более смелых и последовательных в убеждениях, чем журналисты старой школы». Третьяков задумал газету вроде французской «Монд» или британской «Индепендент» — независимую от власти и оппозиции, объективно и полно освещающую общественно-политически и экономические темы и разнообразие точек зрения без навязывания читателю позиции редакции[3].

Первый номер был отпечатан издательством «Известия» тиражом 150 тысяч экземпляров и поступил в продажу 22 декабря по цене 40 копеек в киосках «Союзпечати». Дополнительный стотысячный тираж на французском языке вышел в качестве бесплатного приложения к еженедельнику «Курье Интернасьональ» (англ.)[4]. Расходы на выпуск первого номера покрыл беспроцентный кредит Моссовета. После Третьякову удалось привлечь 83 пайщиков, вложивших в кассу издания по 1000 рублей. Газете благоприятствовало сочетание низких расходов на печать и высокого интереса к печатным СМИ на пике периода гласности — она нашла своего читателя и за несколько недель закрепилась на рынке[3].

Газета заметно проявила себя во время Августовского путча 1991 года. Репортёр Татьяна Малкина первой среди журналистов обвинила путчистов в организации государственного переворота, сделав это на пресс-конференции в прямом эфире телеканала «Останкино». Когда «Независимая газета» не получила санкции ГКЧП на выпуск номера, редакция переслала свои материалы о событиях в столице в зарубежные издания, которые их опубликовали. «Курье Интернасьональ» выпустил номер газеты от 20 августа 1991 года целиком на французском языке. Через информационные агентства и иностранные издания «Независимая газета» распростанила «Обращение к свободным журналистам мира» с призывом к международной акции в поддержку свободной советской прессы — и на следующий день оно появилось в газетах США, Великобритании, Франции, Испании, Италии, Бельгии, Греции, Австрии и других стран[5]. В Москве материалы «Независимой газеты» распространялись самиздатом, а вместе с редакциями «Аргументов и фактов», «Московского комсомольца», «Комсомольской правды», «Коммерсанта», «Курантов», «Мегаполис-экспресса», «Российской газеты», «Российских вестей» и журнала «Столица» сотрудники газеты выпускали нелегальную оппозиционную путчистам «Общую газету»[6][7].

После поражения ГКЧП Союз журналистов Москвы отметил работу сотрудников газеты и других столичных изданий специальной премией за исполнение профессионального долга[8]. Девяноста первый год стал пиком популярности «Независимой газеты»: от выхода три раза в неделю газета перешла к ежедневным выпускам, сохранив объём в 8 полос, тираж превысил 200 тысяч копий. Газета открыла собственное книжное издательство[3].

Политические перемены и финансовые трудности, 1992—1995[править | править вики-текст]

Коллапс Советского Союза и последовавшая в 1992 году либерализация цен привели к значительному росту расходов печатных СМИ на бумагу, типографские услуги и логистику. Потеря аудитории бывшего СССР только увеличила конкуренцию между российскими изданиями, что ощутила «Независимая газета», работавшая в самой конкурентной общественно-политической нише. Финансовые трудности вынудили Третьякова сокращать тираж и закрывать приложения. Стремление сохранить независимость и возможность критиковать власть не позволяло Третьякову принимать государственные субсидии или рассматривать возможность привлечения инвестора на условиях сохранения относительной независимости редакционной политики[3].

В конце 1992 года несогласные с позицией Третьякова сотрудники покинули «Независимую газету», чтобы основать вторую в России (после Коммерсантъ-Daily) частную ежедневную газету «Сегодня». Под руководство бывшего заместителя главного редактора «Независимой» Дмитрия Остальского перешла Татьяна Малкина, журналисты Михаил Леонтьев, Сергей Пархоменко и Михаил Ланцман[3].

Третьякову удалось преодолеть финансовый и редакционный кризис в 1993 году. После расформирования Моссовета газета была перерегистрирована в соответствии с законом о СМИ, новым учредителем стала некоммерческая организация «Редакция „Независимой газеты“», в которую вошли Третьяков, его заместители, ответственный секретарь газеты и руководители крупных отделов — всего 15 человек[9].

Несмотря на снижение тиража, «Независимая газета» оставалась значимым изданием для образованной политизированной аудитории. В период Конституционного кризиса 1992—1993 годов Третьяков отступил от первоначалального формата, предоставив в обмен на финансирование площадку мнениям в пользу тех или иных политических сил. Газета вновь заявила о себе после введения предварительной цензуры СМИ в октябре 1993 года, выпустив номер с пустыми белыми полосами на месте снятых цензорами материалов[10]. Последовавшая за кризисом политическая стабильность 1994—1995 годов лишила издание экономической состоятельности. Десятого декабря 1994 года газета впервые вышла с четырьмя полосами вместо восьми, а после номера от 23 мая 1995 года редакция была отправлена в бессрочный отпуск. Третьяков не могла выплатить зарплаты, а долг перед типографией достиг суммы 0,5-1 миллиарда рублей (от 108 до 216 тысяч долларов по курсу на конец года). Попытка Третьякова профинансировать «Независимую газету» через создание акционерного общества не увенчалась успехом[3][11].

Попытка захвата издания, 1995[править | править вики-текст]

Вынужденный переход «Независимой газеты» к «журналистике мнений» привёл к формированию в издании оппозиции Третьякову, во главе которой встал заместитель главного редактора Александр Гагуа. После технического дефолта газеты, он в поисках инвестора вышел на бывшего первого секретаря Совета Безопасности, лидера Конгресса русских общин Юрия Скокова. Конгресс претендовал на 15 % голосов на думских выборах 1995 года, сам Скоков — на кресло премьер-министра в случае отставки Виктора Черномырдина. Не имея подконтрольного СМИ, Скоков был заинтересован во влиянии на «Независимую газету» и рекомендовал Гагуа ОНЭКСИМ-банку.

Гагуа провёл через собрание трудового коллектива резолюцию о назначении представителей для переговоров с инвесторами, а после — о доверии действующему главному редактору, считавшему, что вместо продажи издание следует закрыть. Третьякова сняли с должности, временно исполняющим обязанности главного редактора был назначен коммерческий директор Игорь Кузьмин. Третьяков с семьёй отправился отдохнуть от дел на одном из греческих островов[12]. Там с ним встретился Борис Березовский, предложивший вернуть издание и решить финансовые проблемы в обмен на влияние на редакционную политику. Третьяков вернулся в страну на личном самолёте олигарха и в сопровождении сотрудников его охранного предприятия приехал в офис «Независимой газеты» на Мясницкой, 13 — к тому времени юристы нашли в уставе издания противоречия, позволившие признать его отставку недействительной[3][13]. Участники захвата газеты были уволены[3].

Газета в составе активов Березовского, 1995—2005[править | править вики-текст]

«Независимая газета» была интересна Березовскому как инструмент влияния на политическую элиту перед президентским выборам 1996 года вместе с подконтрольными ему телеканалами ОРТ и ТВ-6, журналом «Огонёк» и газетой «Новые известия»[14][15]. Деньги олигарха помогли газете восстановить прежний объём, начать выпуск «НГ-регионы», «Ex-libris», «Персоны и лица», «НГ-религии» и других приложений, учредить собственную литературную премию «Антибукер»[3]. «Независимая газета» открыла подписку на электронную версию с доставкой по электронной почте и запустила сайт, став первой традиционной российской газетой в интернете[16]. Для управления изданием в декабре 1996 года было учреждено закрытое акционерное общество «Редакция „Независимой газеты“», в котором структуры Березовского получили 80 %, а Третьяков — 20 % и должность генерального директора[13][17].

Несмотря на то, что расходы на чёрно-белую «Независимую газету» значительно превышали бюджет цветных «Новых известий», Третьяков обвинял акционеров в недостаточном финансировании[18]. Березовский был недоволен экономикой издания, а последней каплей в конфликте с Третьяковым, вероятно, стало освещение газетой конфликта вокруг телеканала НТВ. В июне 2001 года Третьяков был уволен, новым главным редактором стала Татьяна Кошкарева, прежде возглавлявшая отдел политики «Независимой газеты» и дирекцию информационных программ ОРТ[19]. В сентябре бывший редактор провёл пресс-конференцию, на которой обвинил представителей Березовского в угрозах физической расправой и заявил, что остаётся владельцем издания как руководитель НКО «Редакция „Независимой газеты“»[17]. Впоследствии оказалось, что утром накануне пресс-конференции Третьяков был освобождён от должности генерального директора НКО[20].

Издание под контролем Константина Ремчукова, 2005 —[править | править вики-текст]

В августе 2005 года состоялась продажа «Независимой газеты» помощнику министра экономического развития Германа Грефа Константину Ремчукову. Березовский мотивировал сделку желанием сосредоточиться на развитии издательского дома «Коммерсантъ». Покупка была оформлена на жену помощника министра Елену Ремчукову — как государственный служащий тот не имел права владеть газетой. Некоторые участники рынка связали приобретение «Независимой газеты» с региональными выборами 2006 и 2007 годов[21]. В феврале 2007 года Ремчуков занял должности главного редактора и генерального директора издания[22].

Критика[править | править вики-текст]

Влияние Березовского на редакторскую политику[править | править вики-текст]

Под контролем Бориса Березовского «Независимая газета» неоднократно принимала участие в крупных медийных компаниях. После поражения олигарха в борьбе за акции холдинга «Связьинвест» в 1997 году газета выпустила серию материалов, дискредитирующих выигравший аукцион ОНЭКСИМ-банк, его основного владельца Владимира Потанина и одного из организаторов ауциона — Бориса Немцова[3][23]. В 1998 году журналисты «Коммерсанта» отмечали последовательную поддержку «Независимой» позиции Березовского в отношении девальвации рубля[24]. Во время конфликта между Березовским, занимавшим пост заместителя секретаря Совета безопасности, и председателем Правительства Евгением Примаковым в 1999 году «Независимая газета» выпустила серию материалов о коррупции в кабинете министров, вызвавшую бурные обсуждения в Государственной Думе[25]. В преддверии президентских выборов 2000 года Березовский сделал «Независимую газету» основным политическим рупором Совета по внешней и оборонной политике — занятой политическим лоббизмом общественной организации, связанной с российским силовыми ведомствами[26].

Публикации заказных материалов[править | править вики-текст]

Журналисты, политики и общественные деятели неоднократно обвиняли «Независимую газету» в публикации заказных материалов. В начале 2001 года газета оказалась среди 13 изданий, опубликовавших по заказу PR-агентства Promaco материал без пометки о рекламном содержимом[27]. В номере «Независимой» публикация вышла с подписью автора под видом редакционного материала[28]. В 2004 году «Центр содействия развитию свободной прессы», аффилированный с молодёжным движением «Идущие вместе» и Василием Якеменко, опубликовал заказные материалы в «Независимой газете» и 8 других изданиях[29]. На последовавшей пресс-конференции Якеменко рассказал о комбинации слов, присутствующей в каждой оплаченной публикации: отдельные слова в тексте складывались во фразу «Мы публикуем за деньги ложь и заказные материалы. За эту статью мы получили [столько-то] тысяч долларов»[30]. В дальнейшем «Идущие вместе» также обращались в прокуратуру с требованием проверить деятельность «Независимой газеты», ИД «Коммерсантъ», «Новой газеты» и «Еженедельного журнала» на соответствие законодательству о СМИ[31].

В октябре 2008 года предприниматель Сергей Полонский обвинил газету в заказных публикациях дискредитирующих «Миракс Групп»[32]. В своём блоге в «Живом журанале» он опубликовал материал о компании, который появился в «Независимой газете» только на следующий день. Предприниматель утверждал, что узнал о заказной статье из собственных источников[33]. После выхода в 2009 году материала о неспособности «Миракс Групп» расплатиться с кредиторами и предположением, что Полонский может повторить судьбу Сергея Мавроди, предприниматель вновь обвинил «Независимую газету» в публикации проплаченных статей. В интервью «Эхо Москвы» Полонский сообшил, что знает заказчика очерняющей его статьи[34]. Ремчуков ответил иском о защите чести и достоинства. В ходе прений стороны пришли к мирному соглашению, а Ремчуков дал обещание уволить ответственного за публикацию журналиста[35].

В 2014 году обвинения в публикации «Независимой газетой» заказных статей выдвигала Оксана Дмитриева, лидер петербургского отделения партии «Справедливая Россия»[36]. В 2014 и 2015 годах хакерская группировка «Анонимный интернационал» публиковала материалы, указывающие на размещение «Независимой газетой» материалов в интересах московской мэрии и Администрации президента и тесное сотрудничество Ремчукова с заместителем главы управления Президента по внутренней политике Тимуром Прокопенко[37][38].

Судебные процессы и проверки[править | править вики-текст]

После выхода в номере от 21 ноября 2001 года статьи «Подписка о невыезде в один миллион долларов», содержащей утверждения о получении взяток председателем Московского городского суда Ольгой Егоровой и другими судьями в рамках рассмотрения дела предпринимателя Анатолия Быкова, в отношении руководства газеты было заведено уголовное дело по заявлению о клевете[39]. Прокуратура планировала предъявить обвинения дежурившему в день выхода номера редактору приложения «Ex libris» Игорю Зотову, который в тот момент находился в больнице с диагностированным гипертоническим кризом. К защите Зотова был привлечён адвокат Генри Резник[40]. Редакция газеты связала обвинения с нелестными публикациями о банкире Сергее Пугачёве, имеющем тесные связи в Мосгорсуде, а выбор обвиняемого — с репортажами Зотова с лондонской пресс-конференции Березовского, на которой олигарх представил свои доказательства в пользу версии о причастности российских спецслужб к взрывам жилых домов в Москве в сентябре 1999 года[41].

В сентябре 2007 года заместитель главного редактора «Независимой газеты» Борис Земцов стал фигурантом уголовного дела о вымогательстве[42]. Земцов требовал 30 тысяч долларов в месяц у исполняющего обязанности министра сельского хозяйства Алексея Гордеева за непубликацию порочащих его материалов, в процессе расследования стало известно о других случаях давления на чиновников и предпринимателей. Редактор частично признал вину, но отверг обвинения в хранении наркотиков, найденных при обыске в его квартире. Суд назначил Земцову наказание в виде 8 лет лишения свободы в колонии строгого режима[43].

После публикации в марте 2010 года статьи Михаила Ходорковского «Узаконенное насилие», содержащей критику правоохранительной системы России, газета стала объектом прокурорской проверки[44]. Поводом стало обращение депутата Государственной Думы от ЛДПР Сергея Абельцева, усмотревшего в материале экстремистские высказывания. По утверждению вызванного на допрос редактора отдела политики «Независимой газеты», сотрудников прокуратуры интересовало только то, как текст статьи Ходорковского оказался в редакции газеты[45].

Примечания[править | править вики-текст]

Сноски[править | править вики-текст]

  1. 15 лет назад (1990) вышел в свет первый номер «Независимой газеты». РИА Новости (21 декабря 2005). Проверено 8 декабря 2015.
  2. «Независимая газета» запустила приложение «Зависимая газета». Ведомости (9 сентября 2015). Проверено 8 декабря 2015.
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Иван Засурский. Идея независимой прессы в России: случай «НГ» // Масс-медиа Второй республики. — М.: Издательство МГУ, 1999. — 270 с. — ISBN 5-211-04108-9.
  4. «Независимая газета»: первый тираж получился хороший. Коммерсантъ (24 декабря 1990). Проверено 8 декабря 2015.
  5. Наталия Ростова. Рождение российских СМИ. Эпоха Горбачева (1985-1991). Проверено 8 декабря 2015.
  6. Дни затмения. Lenta.ru. Проверено 8 декабря 2015.
  7. Наталия Ростова. Как выпускали "Общую газету"?. Коммерсантъ (1991-26-08). Проверено 8 декабря 2015.
  8. Георгий Вачнадзе. Секреты прессы при Горбачеве и Ельцине. — М.: Книга и бизнес, 1992. — С. 51. — 424 с. — ISBN 5-212-00772-0.
  9. Первый номер «Независимой газеты» вышел 20 лет назад - 21 декабря 1990 года. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (8 декабря 2010). Проверено 8 декабря 2015.
  10. Борис Кагарлицкий. Управляемая демократия: Россия, которую нам навязали. — Екатеринбург: Ультра.Культура, 2005. — 576 с. — ISBN 5-9681-0066-4.
  11. Анна Шерстюк. Обреченные оптимисты. Коммерсантъ (3 июня 1995). Проверено 8 декабря 2015.
  12. Аукцион. Коммерсантъ (10 сентября 1995). — «Внеплановый отпуск экс-редактор не стал проводить в Крылатском (в своей квартире площадью 100 квадратных метров), не поехал он и в Баковку (на дачу стоимостью 15 тысяч долларов), но предпочел удалиться отдыхать на один из греческих островов»  Проверено 8 декабря 2015.
  13. 1 2 История "Независимой газеты" до и после Березовского. Newsru.com (5 августа 2005). Проверено 8 декабря 2015.
  14. Ленонид Заварский. Империя Березовского. Коммерсантъ (7 апреля 1999). Проверено 8 декабря 2015.
  15. Иван Франко. Человек, умеющий решать вопросы. Коммерсантъ (2 ноября 1996). Проверено 8 декабря 2015.
  16. Павел Нефедов. Почти настоящие газеты. Ведомости (1999-30-11). Проверено 8 декабря 2015.
  17. 1 2 Юрий Чернега. Виталий Третьяков скрыл имя своего убийцы. Коммерсантъ (9 августа 2001). Проверено 8 декабря 2015.
  18. Алла Барахова. "Независимая газета" осталась без независимого редактора. Коммерсантъ (7 июня 2001). Проверено 8 декабря 2015.
  19. Алла Барахова. В "Независимой газете" новое руководство из старых сотрудников. Коммерсантъ (9 июня 2001). Проверено 8 декабря 2015.
  20. Вера Швецова. Виталий Третьяков стал совершенно независимым. Коммерсантъ (19 сентября 2001). Проверено 8 декабря 2015.
  21. Юлия Куликова. "Независимая газета" стала семейным изданием. Коммерсантъ (5 августа 2005). Проверено 8 декабря 2015.
  22. Андрей Козенко, Иван Буранов. Константин Ремчуков овладел редакционной политикой. Коммерсантъ (13 февраля 2007). Проверено 8 декабря 2015.
  23. Борьба олигархов за "Связьинвест". Справка. РИА Новости (25 июля 2011). Проверено 8 декабря 2015.
  24. Наталья Тимакова. Шабдурасулов поставил Ельцину диагноз. Коммерсантъ (10 июля 1998). Проверено 8 декабря 2015.
  25. Наталия Геворкян. Березовский пошел на дно. Коммерсантъ (9 марта 1999). Проверено 8 декабря 2015.
  26. Владимир Корсунский. Клуб по национальным интересам. Коммерсантъ (30 ноября 1999). Проверено 8 декабря 2015.
  27. Елена Евстигнеева, Сергей Рыбак. Донкихоты от PR. Ведомости (26 февраля 2001). Проверено 8 декабря 2015.
  28. «Российская газета» берёт за дезинформацию в 15 раз дороже, чем газета «Трибуна». Lenta.ru (27 февраля 2001). Проверено 8 декабря 2015.
  29. "Идущие вместе" обвинили прессу в продажности. Известия (19 июня 2004). Проверено 8 декабря 2015.
  30. "Идущие вместе" разоблачили журналистов-"оборотней". Вести (18 июня 2004). Проверено 8 декабря 2015.
  31. Владимир Прибыловский, Юрий Фельштинский. Демарш "Идущих вместе" // Корпорация. Россия и КГБ во времена президента Путина. — М.: Терра-Книжный клуб, 2010. — 568 с. — ISBN 978-5-275-02256-8.
  32. Полонский предупредил о заказных статьях. Деловой Петербург (30 октября 2008). Проверено 8 декабря 2015.
  33. Башню Полонского снесли "Независимая газета", "Московская правда" и "Новые известия". Деловой Петербург (31 октября 2008). Проверено 8 декабря 2015.
  34. Сергей Полонский требует посадить главреда «Независимой газеты». Коммерсантъ (16 марта 2009). Проверено 8 декабря 2015.
  35. Корпорация Mirax Group и "Независимая газета" пришли к мирному соглашению. Коммерсантъ (25 марта 2009). Проверено 8 декабря 2015.
  36. Дмитриева просит ФСБ проверить заказные статьи против неё. Gazeta.spb.ru (5 августа 2014). Проверено 8 декабря 2015.
  37. Виктор Степанов. Фабрики денима. Tjournal.ru (24 сентября 2014). Проверено 8 декабря 2015.
  38. Современная история российской политики, рассказанная в СМС. Часть IV. The Insider (9 апреля 2015). Проверено 8 декабря 2015.
  39. У прокуратуры есть основания обвинить в клевете руководство и журналиста "НГ". Newsru.com (1 апреля 2002). Проверено 8 декабря 2015.
  40. Заместитель главного редактора «Независимой газеты» Игорь Зотов сегодня не пришёл на допрос в Московскую прокуратуру. Адвокат сообщил, что Зотов заболел.. Эхо Москвы (1 апреля 2002). Проверено 8 декабря 2015.
  41. Журналист "Независимой газеты" стал жертвой борьбы ФСБ с Березовским. Lenta.ru (2 апреля 2002). Проверено 8 декабря 2015.
  42. Арест заместителя главреда "Независимой газеты" признан законным. Коммерсантъ (1 октября 2007). Проверено 8 декабря 2015.
  43. Конкретный результат. Lenta.ru (12 августа 2008). Проверено 8 декабря 2015.
  44. Андрей Котов. Ходорковский: правоохранительная система - угроза для России. Ведомости (3 марта 2010). Проверено 8 декабря 2015.
  45. Прокуратура допросила журналистку о том, как Ходорковский общается с прессой из СИЗО. Newsru.com (13 апреля 2010). Проверено 8 декабря 2015.

Литература[править | править вики-текст]

Ссылки[править | править вики-текст]

  • ng.ru — официальный сайт «Независимой газеты»