Никола Салос

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Никола Салос
Рябушкин А. П. Иоанн Грозный с приближенными. 1903 год. На картине изображён Николай Салос предлагающий Ивану Грозному кусок сырого мяса и обличающий его в кровожадности.
Рябушкин А. П. Иоанн Грозный с приближенными. 1903 год. На картине изображён Николай Салос предлагающий Ивану Грозному кусок сырого мяса и обличающий его в кровожадности.
Родился XVI век
Умер 28 февраля 1576(1576-02-28)
Псков
В лике святой
День памяти 28 февраля (12 марта) в високосный год или 28 февраля (13 марта) в невисокосные годы
Подвижничество юродство
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Никола Салос, Блаженный Николай (Салос), Микула, Николка (? — ум. 28 февраля 1576) — псковский юродивый. Известен тем, что, по преданию, во время похода опричного войска на Псков в феврале 1570 года укорил царя Ивана IV в жестокости, чем предотвратил казни псковичей. Причислен к лику местночтимых святых. День поминовения — 28 февраля (12 марта) в високосный год или 28 февраля (13 марта) в невисокосные годы.

Запись его чудес, существовавшая в XVIII веке, утрачена.

Погребён под собором Святой Троицы во Пскове[1].

Упоминания в литературе

[править | править код]

Сообщения о Николе Салосе в источниках рассказывают о сюжете с предложением Ивану Грозному куска сырого мяса и который несколько интерпретируется, но в целом повторяется.

Первое свидетельство находим у английского торгового агента Джерома Горсея в записках которого «Путешествия сэра Джерома Горсея» сообщается о том, как Микула Свят (Mickula Sweat) увещевает жестокого царя:

Но [во Пскове] его встретил колдун или мошенник, которого они почитали как своего оракула, святой человек по имени Микула Свят (Mickula Sweat); он встретил царя смелыми проклятиями, заклинанием, руганью и угрозами, называл его кровопийцей, пожирателем христианской плоти, клялся, что царь будет поражён громом, если он или кто-нибудь из его войска коснется с преступной целью хотя бы волоса на голове последнего из детей этого города, предназначенного Богом и его добрым ангелом для лучшей участи, нежели разграбление; царь должен выйти из города прежде, чем Божий гнев разразится в огненной туче, которая, как он сам может убедиться, уже висит над его головой и в любую минуту может обернуться сильной мрачной бурей. Царь содрогнулся от этих слов и просил его молиться об избавлении и прощении [царю] его жестоких замыслов. Я сам видел этого мошенника или колдуна: жалкое существо, нагое зимой и летом, он выносит как сильную стужу, так и жару, совершает многие странные действия благодаря дьявольскому колдовскому отводу глаз, его боятся и почитают все, как князья, так и народ.

Английский дипломат Джайлс Флетчер, посетивший Москву в 1588 году, упоминает это событие в своём труде «О государстве Русском» (Of the Russe Common Wealth, 1591), где изображает Салоса уже в положительном свете, передавая легенду о куске сырого мяса, предложенного юродивым царю в постный день, как намёк на греховность деяний Грозного.

Н. М. Карамзин в книге II «Истории государства российского» упоминает Салоса наравне с реально существовавшей персоной, воеводой Токмаковым, который в то время управлял во Пскове, но в целом передаёт рассказ Флетчера.

Версия Флетчера повторяется и у митрополита Макария (Булгакова) в «Истории русской церкви» том III, и у П. В. Знаменского в «Руководстве к русской церковной истории»:

«Царь Грозный шел погромить Псков — но вот из среды псковских граждан, встречавших царя с хлебом и солью в трепещущих руках, выступает перед ним блаженный Никола Салос († 1576) с куском сырого мяса и с тяжким обличением в кровожадности — и царь, убивший за обличения митрополита, покорно выслушивает грубое слово юродивого и щадит опальный город».

Данный сюжет использован в книге Н. Ф. Окулича-Казарина «Спутник по древнему Пскову».

Летописных сведений о Николае Салосе нет, хотя посещение царём Пскова упоминается в работе митрополита Евгения (Болховитинова) в Сокращённой Псковской летописи.

И. У. Будовниц считал, что рассказ о Салосе и царе Иване имеет исключительно легендарный характер. Он подробно разобрал древнерусские и чужеземные источники, в которых упоминается Никола Псковский Салос[2], и пришёл к выводу, что все они единогласно отводят Николе роль спасителя Пскова от царского гнева, но о том, как Никола обличал Ивана Грозного, рассказывают по-разному.

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона даётся ссылка на Карамзина[3]: «salo — простый, глупый; отсюда прозвание юродивого Николы Новгородского — „Салос“ (Карамзин IX, прим. 297)».

Примечания

[править | править код]
  1. Псков (научно-практический, историко-краеведческий журнал Псковского пед. ин-та). — № 14. — 2001.
  2. Будовниц И. У. Юродивые древней Руси, с. 171—177.
  3. Юродивые // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.