Нюренберг, Сергей Маркович

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Сергей Маркович Нюренберг
Дата рождения 11 декабря 1864(1864-12-11)
Место рождения
Дата смерти 24 октября 1933(1933-10-24) (68 лет)
Место смерти
Род деятельности журналист

Сергей Маркович Нюренберг (имя при рождении — Шмуль-Янкель Мордкович Ниренберг, в различных документах также варианты Нирнберг, Нирнбарг и Ниренбарг[1][2]; 11 декабря 1864, Житомир, Волынская губерния24 октября 1933, Рига, Латвия) — российский и латвийский общественный деятель, журналист. Отец Ольги Сергеевны Бокшанской и Елены Сергеевны Булгаковой.

Биография[править | править код]

Родился под именем Шмуль-Янкель Ниренберг в Житомире в еврейской семье из Бердичева[1]. Его отец, мещанин местечка Полонное Новоград-Волынского уезда Волынской губернии Мордко-Лейб (Мордхе-Лейб, или Маркус Хаимович) Ниренберг (ум. 1875), занимался адвокатской практикой в Бердичеве, затем в Киеве и Житомире. Мать, Бася-Рехля Срулевна Ниренберг (урождённая Шварц, ум. 1877), была домохозяйкой[1]. Вместе с Сергеем в семье росли трое братьев и сестра[3]. Рано оставшись сиротой, с 1877 года жил на попечении родственников в Кишинёве, а в 1884 году опекуном младших детей стал его старший брат Срул — впоследствии Владимир (Вольдемар) Израиль Альберт Ниренберг, к тому времени достигший совершеннолетия.

Поступил в Петербургский учительский институт. После его окончания 21 декабря 1886 года принял лютеранство в рижской Евангелическо-лютеранской церкви Св. Якова (получив при крещении имя Сергиус Пётр Генрих) и стал преподавателем Дерптского городского училища (с 1893 года — Юрьевского). В том же 1886 году в Дерпте поселился и его старший брат Владимир[4], поступивший в Дерптский университет, в Дерпте в 1892 году окончил гимназию и младший брат Фридл (впоследствии Павел), также поступивший в Дерптский университет[5].

В связи с увлечением журналистской деятельностью Сергей Нюренберг поменял место работы и стал работать в редакции «Рижского вестника» на правах постоянного корреспондента. 29 мая (10 июня) 1889 года женился на дочери православного священника Александре Александровне Горской (1864—1956) и двумя годами позже (16 апреля 1891 года) сам перешёл в православие, одновременно сменив первоначальную фамилию Ниренберг на Нюренберг. В 1893 году стал секретарём редакции «Рижского вестника».

Помимо деятельности в газетной сфере Нюренберг принимал активное участие в общественной жизни города: он был одним из вдохновителей создания Первой русской платной общенародной библиотеки, стоял у истоков Русского просветительского общества и долгое время являлся его сопредседателем. Также он участвовал в создании ссудо-сберегательной кассы. В начале 1880-х Нюренберг ратовал за процветание русского театра в Риге, он организовал первые театральные постановки в стенах русского финансового общества «Улей» (речь в данном случае идёт об антрепризах Щербакова). Позже он всячески способствовал формированию первой постоянной труппы.

В 1908 году он отправился в Петербург. Там он пожил некоторое время, после чего следующими пунктами его странствия стали Минск и Белосток. Далее он окончательно переселился в Москву, где и жил до революции. События 1917 года вынудили его покинуть Москву.

В 1921 году вместе со многими бывшими рижанами, занимавшимися просветительской деятельностью, он попал в Берлин. В Берлине, который на раннем этапе функционировал в качестве базового центра русского Рассеянья, он жил до 1923 года, после чего вернулся в Ригу. Работал в страховом обществе «Даугава», затем стал банковским служащим и в Резекне (Режице) возглавил отделение Рижского коммерческого банка.

В дневнике Сергея Нюренберга первая запись посвящена факту дебютной публикации в «Рижском вестнике» за № 136 (вышел 21 июня 1888 года), в которой он отметил важное в истории края событие — пятидесятилетие с момента основания Юрьевского правительственного городского училища, в котором учительствовал и сам Сергей Маркович. 16 августа 1889 года Нюренберг в своём автобиографическом ежедневнике отметил другое знаменательное событие — начало постоянного сотрудничества с «Рижским вестником», которое выразилось в статье о необходимости проведения масштабных реформ в женских училищах в Прибалтийских губерниях. Этот дневник продолжили вести дочери Нюренберга (Ольга Бокшанская и Елена Булгакова), скрупулёзно отмечая в нём все подробности жизни семьи на протяжении нескольких поколений.

Надгробный памятник С.М. Нюренбергу и его дочери О.С. Бокшанской на Покровском кладбище в Риге. Восстановлен в 2020 году.

24 октября в квартире 1 по улице Альбертовской, 2, Сергей Нюренберг скончался после продолжительной болезни. Похороны состоялись 27 октября — Сергей Нюренберг был погребён на Покровском кладбище. Об этом в некрологе писала рижская газета «Сегодня»[6].

Семья[править | править код]

Память[править | править код]

Интерес к биографии и личности С. М. Нюренберга возродила литературовед Лидия Яновская, первый публикатор и комментатор дневников и воспоминаний Е. С. Булгаковой [9]. В своей книге «Записки о Михаиле Булгакове» (1997)[1] Л. Яновская впервые привела целый ряд найденных ею архивных документов, касающихся семьи Елены Сергеевны, происхождения её отца и матери, рассказала о поисках их рижских адресов и мест захоронения, впервые процитировала дневник С. М. Нюренберга. В 2000 году глава об этом была перепечатана журналом «Даугава»[10], став всеобщим достоянием.

В 2020 году рижский меценат Евгений Гомберг инициировал установку мемориальной доски на доме в Риге, где жила семья Нюренбергов до революции. В ходе подготовки проекта выяснилось, что местом жительства семьи был не дом номер 1 на улице Феллинской, а дом номер 3. Нумерация домов была изменена в 1930-е годы, когда новые рижские власти были одержимы идеей наведения порядка и присвоили угловому дому с ул. Элизабетес, ранее значившемуся под адресом Элизабетес, 9А, другой адрес — Феллинская, 1. А дом под номером один при этом стал номером три. Гомберг назвал это открытием в булгаковедении, в котором ранее описывался угловой дом, а не тот, где реально жила Елена Сергеевна. Отклик общественности на идею установки мемориальной доски был так велик, что средств хватило не только на работу художника Яниса Струпулиса, но и на восстановление захоронений С. М. Нюренберга и его дочери О. С. Бокшанской на рижском Покровском кладбище. Ольга умерла раньше Елены, была кремирована в Москве, откуда Булгакова и привезла прах для захоронения в Риге в 1967 году. Надгробие было обновлено в октябре 2020 года[11].

Публикации[править | править код]

С. М. Нюренберг. Из воспоминаний корреспондента «Рижского вестника» // Балтийский архив. Русская культура в Прибалтике. Рига: Даугава, 2004. № 8.

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 Лидия Яновская. Записки о Михаиле Булгакове. — Тель-Авив: Moria, 1997. — ISBN 965-339-012-0. [www.belousenko.com/books/litera/janovskaja_bulgakov_2.pdf Записки о Михаиле Булгакове]. — 3-е изд.. — Москва: Текст, 2007. — С. 239-318. — ISBN 978-5-7516-0660-2.
  2. Тайны булгаковской Маргариты. Дата обращения: 28 апреля 2010. Архивировано 24 ноября 2012 года.
  3. Братья Срул (1863, впоследствии Владимир), Фридл (1871, впоследствии Павел), Мордко-Лейб (1875, впоследствии Иван) и сестра Ривка-Ита (1870, впоследствии Вера Заикина).
  4. Владимир Маркович Нюренберг был женат на Анне (Ядвиге) Владиславовне Вертель (1877—?), дочери врача Владислава-Адольфа Вацлавовича Вертеля.
  5. Участники Белого движения Архивная копия от 8 ноября 2019 на Wayback Machine: впоследствии — управляющий Русско-Азиатском компанией, во время Гражданской войны служил в белых войсках на Восточном фронте.
  6. Газета «Сегодня». — № 296. Дата обращения: 27 декабря 2018. Архивировано 27 декабря 2018 года.
  7. 14 января её дочь Елена Сергеевна Булгакова приехала по вызову в Ригу к матери, которая была в тяжёлом состоянии. 20 января в 0.30 ночи Александра Нюренберг скончалась, похоронена 21 января на Вознесенском кладбище.
  8. Николай Блохин. Младший брат Елены Булгаковой. www.promegalit.ru. Евразийский журнальный портал. Дата обращения: 17 ноября 2020. Архивировано 16 августа 2021 года. Их внук Оттокар Александрович Нюрнберг писал о бабушке и тётке: «Мать Елены была очень верующей, энергичной женщиной с практической жилкой. Она не только убедила мужа в связи с рождением Ольги принять православие (сын Александр был уже крещён по православному обряду), но и со временем полностью «русифицировала его». В доме говорили только по-русски, вместе посещали православную церковь, дети ходили в русскую школу, общались исключительно с русскими. Поэтому Елена, как и все её братья и сестра, выросла в сугубо русской атмосфере... русское окружение и воспитание решающим образом сформировало Елену ещё с детских лет и определило её дальнейшую жизнь. А её брат Александр (мой отец) вёл себя совершенно иначе. Он женился на балтийской немке-лютеранке, так что моя сестра Генриетта и я получили немецко-лютеранское воспитание. Таким образом у бабушки и дедушки были «немецкие» внуки (моя сестра и я) и «русские» внуки (оба сына моей тётушки Елены). Впрочем, в отличие от Ольги, Елена всегда произносила свою девичью фамилию как «Нюрнберг», а не «Нюренберг». Да и день рождения она отмечала по русскому (юлианскому) календарю, игнорируя тем самым введённый советским правительством григорианский (европейский) календарь»
  9. Яновская Л. Елена Булгакова, её дневники, её воспоминания Архивная копия от 8 июля 2015 на Wayback Machine, Вступительная статья к изд.: Дневник Елены Булгаковой. М.: Книжная палата, 1990. — ISBN 5-7000-0179-9
  10. Лидия Яновская. Королева моя французская.... Рига: Даугава, 2000. № 5.
  11. Яхимович, Илона Александровна. "Муза Воланда": в Риге увековечили память Елены Булгаковой. lr4.lsm.lv. Латвийские общественные медиа (29 июля 2020). Дата обращения: 3 ноября 2020. Архивировано 12 августа 2020 года.