Обсуждение:Мстислав Мстиславич Удатный

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Год рождения и старшинство[править вики-текст]

Первое упоминание Мстислава удалось найти у Соловьёва. Зима 1193/94гг., поход на половцев. Так что 1180 в качестве г.р.сомнителен. То, что он был старшим сыном Мстислава Храброго - очевидно, но приходящие в голову доказательства (упомянутая в статье второстепенная роль Владимира и Давыда Мстиславичей плюс смерть Мстислава Храброго - младшего из Ростиславичей - в молодом возрасте) косвенные.--Max 08:38, 7 января 2009 (UTC)

Вообще-то он действительно был старшим сыном, причём от первого брака. Где-то я видел, что князем Трипольским он стал в 1193 году, тогда ему не могло быть меньше 16 лет. В общем - год рождения и ориссные рассуждения про то, что он родился после смерти отца надо убирать.-- volodimer (обс) 09:47, 7 января 2009 (UTC)
Это не орисс, а гипотеза Литвиной и Успенского ("Выбор имени у Рюриковичей"). Поход в 13 лет они упоминают и говорят, что это возможно. --Mitrius 15:53, 7 января 2009 (UTC)
В любом случае нужно добавить источник. Я чуть дополнил источники по традиционной версии (что он старший сын).--volodimer (обс) 17:43, 7 января 2009 (UTC)

Войтович пишет, что его отец был женат на рязанской княжне вторым, а не первым браком (и что Мстислав рождён до 1176, а брак с рязанской княжной - после 1176). Первым - на дочери Осмомысла, ссылаясь на Костомарова, Горбенко и "практику наследования княжеских столов" (прямо не говорит, но, возможно, имеет ввиду неслучайное появление Удатного в Галиче)--Max 13:57, 15 ноября 2009 (UTC)

Анна. Дата свадьбы[править вики-текст]

Здесь 1219 год, в статье Даниил Галицкий стоит 1218 год. Я ставил 1217 по комментариям к Жизнеописанию Даниила Галицкого (не работает, тогда так). У Грушевского 1219 год, но у него первый приход Мстислава в Галич датирован 1219. В ГВЛ 1213 год, причём последовательность такая: Романовичи посажены Лешеком во Владимире; Мстислав по приглашению Лешка сел в Галиче; Даниил обручён с Анной; Даниил обороняет Галич от венгров, венгры занимают Галич; волынско-литовский мир. Я может ошибался, но всегда был уверен, что Мстислав потому не мог защищать Галич самостоятельно, что был на Липице, а это 1216 год, во всяком случае до его ухода из Новгорода в 1218.--Max 08:29, 25 мая 2010 (UTC)

Дополнительный аргумент за княжение Удатного в Галиче в 1215 году: в 1216 перед Липицкой битвой младшие Всеволодовичи включают Галич в список раздела вместе с Ростовом, Новгородом, Смоленском, Киевом. Полное перечисление владений смоленских Ростиславичей. Даниил должен был быть обручён с Анной до ухода Удатного на Липицу. И не только обручён с ней, а отобрать у Лешека западный берег Буга, за что Лешек обратился к королю с инициативой похода на Галич. Того похода, которому Мстислав не мог противодействовать лично. И Ярун убежал из Перемышля не случайно: он тоже участвовал в "липицких" делах. И важно то, что Даниил оборонял Галич от венгро-поляков не в тот же раз, когда Галичем овладел Филя - именно поход Фили относится к периоду после 1219--Max 17:42, 25 июня 2010 (UTC)

Присутствие Мстислава во время войны за Галич[править вики-текст]

То что Мстислав присутствовал в Галиции во время первой обороны Галича от венгров чётко подтверждается Ипатьевской летописью. Даже названа местность- река Зубря. Олег Черновцы 04:53, 5 июля 2012 (UTC)

Не смог найти в яндексе, где эта река. Когда я это писал, я руководствовался фразой летописи[1] "Мьстиславъ бо вЕ со всими князьями рускыми и Черниговьскыми" (хотя не знаю, что значит "Ве"?) и как эту фразу из летописи толкует Грушевский[2]: "що похід на Галич був досить наглий, потверджує й те, що Мстислава він застав неприготованим, поза Галичиною".--Max 05:09, 7 июля 2012 (UTC)

Не вЕ а бЕ. В ссылке ошибка. "Мьстиславъ бо бѣ со всими кнѧзьми" То есть БЫЛ со всеми. "(угры) за Рогожиноу идоша на Мьстислава . и прогнаша и земли" По мнению украинского переводчика Махновця венгры после неудачного боя под Кровавым Бродом выгнали Мстислава именно из Галицкой земли. По другому и быть не могло. По сему предлагаю написать обе версии. Олег Черновцы 21:42, 8 июля 2012 (UTC)

Я не против. Его отсутствие для решения северных дел (1216) действительно сложно привязать к этому времени--Max 06:18, 9 июля 2012 (UTC)