Патриотизм в Российской империи в начале Первой мировой войны

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Подъем патриотических настроений, получивший распространение во всех слоях общества Российской империи в начале Первой мировой войны, является предметом рассмотрения учёных-историков. Согласно общей оценке историков, на начальном этапе войны наблюдался патриотический подъём, рост патриотических настроений, который характеризовался проявлением верноподданнических чувств к императорской семье Романовых, государю Николаю II, поддержкой государственной политики Российской империи широкими слоями общества.

Как историческое явление оценивается специалистами в качестве такой же составляющей военного потенциала Российской империи в начале Первой мировой войны, как боевая техника, вооружение, боеприпасы и продовольствие[1].

Историография[править | править код]

В западной историографии Первой мировой войны вопрос о существовании в европейских державах в 1914 году широкого патриотического подъёма считается дискуссионным[2]. До 1960—1970-х годов большинство зарубежных исследователей сходилось во мнении, что в начале Первой мировой войны патриотический подъём охватил население всех европейских держав, а современники встретили новую войну с энтузиазмом, однако с конца 1970-х годов такая точка зрения часто начала подвергаться критике. В этот период в западной историографии начал ставиться вопрос сам факт существования патриотического подъёма как повсеместного общественного явления. Ряд исследователей начали писать о «мифе 1914 года», и в новейших исследованиях эта тенденция также получила широкое распространение[3].

До начала XXI века в советской и российской историографии Первая мировая война рассматривалась преимущественно как фактор, определяющий формирование предпосылок «социалистической революции». В настоящее время исследователи уделяют внимание вопросам взаимосвязи Первой мировой войны с трансформацией общественных взглядов, политического строя, ценностных ориентиров, экономического уклада российского общества[4].

Ряд современных историков определяет хронологические рамки патриотического подъема в Российской империи с начальным периодом Первой мировой войны (характеризующийся восприятием войны как оборонительной, справедливой), в период с августа 1914 года до этапа отступления Русской императорской армии весной-летом 1915 года, отталкиваясь от хронологии, выдвинутой в 2000 году О. С. Поршневой в диссертации «Менталитет и социальное поведение рабочих, крестьян и солдат России в период Первой мировой войны, 1914—1918 гг»[4].

Причины и предпосылки[править | править код]

Результаты[править | править код]

В культуре[править | править код]

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

Общие работы[править | править код]

Исследования региональных аспектов[править | править код]