Провиденция

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

В древнеримской религии Провиденция — это божественное воплощение способности предвидеть и обеспечивать необходимым. Она была одним из воплощений добродетелей, которые были частью императорского культа древнего Рима  (англ.).[1] Таким образом, Провиденция фигурирует в искусстве, культе и литературе, но мифологии как таковой практически нет.

Провиденция была важной морально-философской абстракцией в римском дискурсе. Цицерон говорит, что это один из трёх основных компонентов благоразумия: «знание того, что хорошо или плохо, или ни то, ни другое»[2], а также memoria, «память» и intellegentia — «понимание».[3] Латинское слово является источником христианской концепции божественного провидения.

Имперский культ[править | править код]

После смерти Октавиана Августа император Тиберий установил алтарь Провиденции Августе в знак признания «божества, проявленного в предвидении его отца для римского государства». Культовый титул Августа был приписан в имперскую эпоху также таким богиням, как Пакс, Юстиция и Конкордия. Традиционные эпитеты призывали божество в определённой функциональной сфере, заявляя об их власти. Таким образом, титул Августа закрепил силу божества за сферой императора как Августа.[4]

В 28 году нашей эры, после того как Тиберий арестовал и казнил Сеяна за сговор, культ добродетелей сыграл роль в пропаганде, которая представляла восстановление имперского порядка как возвращение к конституционному правительству. Жертвоприношения приносились Провиденции наряду с Салюс («Безопасность»), Либертас («Свобода») и Гением. Провиденция в это время также получили постоянного жреца (sacerdos), посвящённого ей.[5] После заговора Пизона против Нерона религиозные обряды в 59 году нашей эры, направленные на восстановление государства, включали в себя жертвоприношения Арвальских братьев различным божествам, в том числе Провиденции.[6]

Провиденция появилась на римских монетах, выпущенных Веспасианом, Траяном, Адрианом, Антонином Пием, Септимием Севером, Коммодом и Диоклетианом.[7] На монете, выпущенной Титом, изображён его обожествлённый отец Веспасиан, вручающий сыну как своему преемнику шар с надписью Providentia Augusta. Монеты, выпущенные Нервой, изображали Гения Сената, вручающего шар новому императору, с легендой Провиденция Сената, «Провидение Сената».[8]

Провиденция в нумизматике[править | править код]

Провиденция была основным мотивом для многих коллекционных монет и медалей, самая последняя из которых — знаменитая золотая скульптурная монета номиналом 100 евро, выпущенная 13 ноября 2002 года. На реверсе изображён фонтан Провиденция («Provendentia Brunnen») в центральной части Вены, работа одного из величайших скульпторов в стиле барокко Георга Рафаэля Доннера. В центре монеты изображена аллегорическая фигура Провиденции с медальоном римского бога Януса, у которого было два лица. Вокруг фонтана есть другие символические фигуры, представляющие реки — притоки Дуная. Провиденция возведена на трон высоко над фигурой старика, представляющего реку Энс.

Примечания[править | править код]

  1. J. Rufus Fears, "The Cult of Virtues and Roman Imperial Ideology," Aufstieg und Niedergang der römischen Welt II.17.2 (1981), p. 886.
  2. Prudentia est rerum bonarum et malarum neutrarumque scientia.
  3. Cicero, De Inventione 2.160; Elizabeth Henry, The Vigour of Prophecy: A Study of Vergil's Aeneid (Southern Illinois University Press, 1989), p. 68.
  4. Fears, "The Cult of Virtues," pp. 886–887, 891.
  5. Fears, "The Cult of Virtues," p. 892.
  6. Fears, "The Cult of Virtues," pp. 895, 897.
  7. Fears, "The Theology of Victory at Rome: Approaches and Problem," ANRW II.17.2 (1981), p. 813, "The Cult of Virtues," pp. 900, 903, 904, 905, 907.
  8. Fears, "The Cult of Virtues," p. 902.